?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вопрос из комментов:

"У меня есть сестра, после гибели родителей единственный мой кровный родственник, очень близкий человек. Раньше я была для неё Спасателем: давала очень много, даже когда меня об этом не просили: она жила в моей квартире и практически за мой счет. Зато когда мне понадобилась помощь, и я напомнила о том, что для неё сделала - я получила в лоб: "А Я ТЕБЯ ОБ ЭТОМ ПРОСИЛА?"

Тогда я перевела отношения в схему "дай за дай", хотя она оскорблялась, что я не выполняю её просьб, были психи-визги-крики-обида-игнор. И вот однажды, когда она ещё раз обратилась за помощью, - и я не стала ей выставлять условия, а просто дала то, в чем она нуждалась. И вот тогда я в первый раз в жизни получила от неё благодарность. Она была словно собачка, разве что хвостом не виляла: "Ты для меня так много сделала, ты даже себя представить не можешь сколько, и как я тебе благодарна за это!" Сейчас она мне благодарна, ценит эту помощь, и на добро может ответить добром.
Вот как это можно объяснить?

Знаю немало таких примеров, как у меня. Моей подруге родители купили квартиру, взяв кредит, от неё хотят только одного: чтобы она почаще их навещала. После того, как она два месяца к ним не заходила, они начали попрекать её квартирой. То, что я от неё услышала на тему её родителей, очень похоже на то, что я уже слышала от своей сестры. Сочувствия она у меня не вызвала. Если бы она проявила благодарность за помощь родителей, они бы не стали её упрекать. Тем более, на саму квартиру ей бы пол жизни пришлось копить!
Вот как это называется и кто тут прав, кто виноват? Спасибо!"

* * *
Здравствуйте, Анна!

Поиски того, кто виноват, и стремление доказать свою правоту нередко являются признаком Преследователя. В реальной жизни все правы по-своему, такова сермяга.



Целесообразность действий меняется в зависимости от поставленной цели, и при чем тут правота? Если родители хотят получить любовь дочери, они могут быть сто раз правы в своих упреках - но их это не приблизит к цели ни на йоту. Насильно мил не будешь, зато в треугольник Карпмана легко попадешь:

Родители-Спасатель: Тебе нужна квартира, мы купим!
Скрытый мотив: Ты будешь любить нас так, как нужно нам, и приходить почаще.

Дочь-Жертва: Да-да, купите мне квартиру, я сама не могу!
Скрытый мотив: Я стану наконец жить своей жизнью, как захочу.

Родители-Жертва: Ты два месяца к нам не приходишь, мы скучаем...
Скрытый мотив: Нам скучно, но развлечь нас может только дочь. Сами не хотим.

Дочь-Преследователь: Да они задолбали своим влезанием в мою жизнь! Они неправы!
Скрытый мотив: Я хочу, чтоб у меня всё было и мне ничего за это не было.

Родители-Преследователь: Ты виновата в том, что редко к нам приходишь! Ты не права!
Скрытый мотив: Мы хотим извинений и чтобы ты нас любила.


У дочери проблема: она легко может потерять квартиру, поскольку кредит выплачивают родители. Формально она имеет право жить своей жизнью, но реальным это право станет только в момент достижения финансовой самостоятельности. Для человека, осознающего ответственность за свою жизнь, выбор прост: или полжизни копить на собственную квартиру, или полжизни ходить в гости к родителям, и не жужжать. Но, конечно, если не жужжать, а радоваться, - то какой же это тогда треугольник Карпмана? Надо помучиться! - и, если не брать на себя ответственность за свою жизнь, то мучиться придется всё сильнее и сильнее.

У родителей проблема: так любовь не получишь. Жили бы они интересной наполненной жизнью, возможно, они бы и не обратили внимания, что дочь два месяца к ним не приходит. В том, что молодая женщина бывает занята, нет ничего необычного. Более того, если в гостях у родителей она получает только упреки - есть большая вероятность того, что ходить к ним ей будет хотеться всё меньше... А жили бы они интересной жизнью, им бы визиты дочери были не так важны - но при этом, есть вероятность, что она бывала бы у них чаще.


* * *
Взятие ответственности за свою жизнь на себя, и прямое озвучивание своих мотивов существенно оздоравливает атмосферу, как мы видим на вашем собственном примере: да, вы побыли Спасателем, потом Преследователем, потом ваша сестра побыла Преследователем... Но в тот момент, когда она смогла прямо попросить о помощи, зная ваши условия (благодарность), а вы смогли не попрекать прошлыми грехами, а оказать именно ту помощь, о которой просили - ситуация начала налаживаться.

Настоящие человеческие отношения возникают только в тот момент, когда стороны начинают видеть друг в друге людей, и прямо говорить о своих потребностях.


Если вы тоже хотите получить мой развернутый ответ на вашу историю - присылайте её на мейл carry@rbcmail.ru с пометкой: "прошу анализа"
Buy for 400 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 82 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
(Deleted comment)
olga_podolska
Apr. 8th, 2013 08:40 pm (UTC)
:))
tmedvedeva
Apr. 8th, 2013 09:07 pm (UTC)
Интересно, что жертва называется жертвой, и когда ее спасают, и когда ее преследуют, хотя кажется, что это разные ситуации и ощущения. А спасатель и преследователь называются все-таки по-разному. Не смотря на то, что спасатель, порой, свою помощь не оказывает, а причиняет. Вопрос: почему это треугольник, а не квадрат или "двуугольник"? Почему роли привязаны так?
vitdmitriev
Apr. 8th, 2013 09:10 pm (UTC)
Совсем не разные.
Жертва - заведомо пассивная позиция.
Потому и помощь ей "причиняют".
(no subject) - tmedvedeva - Apr. 8th, 2013 09:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Apr. 8th, 2013 10:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bojkot - Apr. 9th, 2013 08:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Apr. 9th, 2013 08:19 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - bojkot - Apr. 9th, 2013 10:54 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - bojkot - Apr. 9th, 2013 11:32 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - bojkot - Apr. 9th, 2013 11:56 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - bojkot - Apr. 9th, 2013 11:59 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - bojkot - Apr. 9th, 2013 12:11 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(no subject) - bojkot - Apr. 9th, 2013 12:26 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - bojkot - Apr. 9th, 2013 12:29 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(no subject) - bojkot - Apr. 10th, 2013 12:28 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - bojkot - Apr. 9th, 2013 12:09 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(no subject) - bojkot - Apr. 9th, 2013 09:37 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(no subject) - bojkot - Apr. 9th, 2013 10:56 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - olga_podolska - Apr. 9th, 2013 10:56 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
vitdmitriev
Apr. 8th, 2013 09:08 pm (UTC)
Продолжение темы треугольника Карпмана, ага:)
Не надо делать то, чего не просят, тогда и благодарности ждать не придётся.
И вообще, "делай добро и бросай его в воду" (с) :)
olga_podolska
Apr. 8th, 2013 09:32 pm (UTC)
Кстати, к вопросу о благодарности!

Спасибо вам, Виталий, за комментарии в прошлом посте. Я полностью с вами согласна, просто у меня времени не хватает комментировать всё, что там понаписали. Восхищаюсь вашей рассудительностью. :)
(no subject) - vitdmitriev - Apr. 10th, 2013 05:56 am (UTC) - Expand
lenusya187
Apr. 9th, 2013 03:36 am (UTC)
жыли бы родитли интересной жизнью - деньги бы пошли не на квартиру дочери. и не факт, что это плохо.
olga_podolska
Apr. 9th, 2013 10:44 am (UTC)
Ну, зависит, сколько тех денег.
Последнее бы не отдавали, это наверняка.
livejournal
Apr. 9th, 2013 04:05 am (UTC)
Как заставить близких быть по-настоящему благодарными
Пользователь utoch_ka сослался на вашу запись в записи «Как заставить близких быть по-настоящему благодарными?» в контексте: [...] Originally posted by at Как заставить близких быть по-настоящему благодарными? [...]
nadushkasv
Apr. 9th, 2013 04:45 am (UTC)
"...они бы и не обратили внимания, что дочь два месяца к ним не приходит..."

млин!
как не обращать на такое внимания?
у нас к счастью не американская модель, когда с совершеннолетием детей выпинывают нафиг и они становятся не членами семьи уже...

если дочке пофиг на родителей - пусть съезжает и живёт своей жизнью как и хочет без обязательств!
и любить их не придётся... а то ишь как ей это тяжело даётся...




много раз делала людям какое-то доброе дело,
ладно бы не было просто благодарности,
так они ещё и нагадить пытаются - вот это уже подлость! сколько подстав на работе было тупо из зависти... а я людям сосставляла путешествия и сливала контакты...

теперь подходит девушка - скажи мне красивое место куда я поеду, но с другой турфирмой - и я посылаю! к той турфирме и к той тётечке, которая будет зарабатывать на ней деньги, потому что знаю как опять всё обернётся... они получат удовлетворение своих потребностей... а мне будет зависть что я где-то была раньше них или знаю больше них или тупо занимаюсь каким-то хорошим делом которое им тоже вдруг понравилось...


дело не в преследовании, а то что ценно то, что трудно даётся,
то что выделяется на фоне других поступков...
а то что не выделяется и к чему привыкают люди - воспринимается как само собой разумеющееся, так и должны "родители" помогать... а не "дочь" должна выражать благодарность...
olga_podolska
Apr. 9th, 2013 10:45 am (UTC)
Вы пишете "у нас к счастью не американская модель", а льше рассказываете, как лично вы в этой модели несчастны из-за всяких неблагодарных.

Так всё-таки "к счастью", или "к несчастью"? ;)
(no subject) - nadushkasv - Apr. 9th, 2013 10:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Apr. 9th, 2013 10:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - nadushkasv - Apr. 9th, 2013 10:50 am (UTC) - Expand
luda_mavka
Apr. 9th, 2013 05:21 am (UTC)
А как объяснить поведение отца, который приходит ко мне в гости, при этом оскорбляя меня при детях (я не умею жить. ничего из себя не представляю, перспектив у меня нет, мною все пользуются)? При этом постоянно звонит и спрашивает как дела?
cubaki
Apr. 9th, 2013 05:24 am (UTC)
Он видит, то вы и без него прекрасно управляетесь, пытается показать свой авторитет (считай повысить чувство собственной значимости) как умеет.
(no subject) - luda_mavka - Apr. 9th, 2013 05:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - cubaki - Apr. 9th, 2013 05:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - sky_dream_l - Apr. 9th, 2013 08:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - cubaki - Apr. 10th, 2013 07:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sky_dream_l - Apr. 11th, 2013 05:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Apr. 9th, 2013 11:03 am (UTC) - Expand
seacat
Apr. 9th, 2013 06:01 am (UTC)
"заставить быть благодарными" - вот в этом, пожалуй, и вся проблема ;-)
olga_podolska
Apr. 9th, 2013 10:46 am (UTC)
Ну :)
laprimaverra
Apr. 9th, 2013 06:14 am (UTC)
Есть ситуации, когда жертва действительно ни сном ни духом не виновата. Например, моя мама часто попрекает меня тем, что из-за меня она не развелась и прожила всю жизнь с папой (мне тогда еще года не было). Из-за меня! Я тогда еще младенцем была вообще! Да и если подумать, развестись можно в любой момент, если не сделала это - значит не хотела, я-то тут при чем???

Вообще не понимаю, как можно делать кому-то что-то хорошее и ждать ответной плюшки. Все равно что дать старушке из дома престарелых денег (или что-нибудь еще), а потом ждать когда она тебя одарит в ответ.

olga_podolska
Apr. 9th, 2013 10:50 am (UTC)
А я про вину и не говорила ничего.
Всего лишь про ответственность за свою собственную жизнь.

Мало ли чего там мама считает! Это же не повод портить себе жизнь чувством вины: это действительно только её ответственность, разводиться или нет. Вы тут ни при чем, и ничего ей за это ("неразвод с мужем") не должны. Ваша ответственность - в том, чтобы это понимать и не обращать внимания на мамино манипулирование.

Если вы так и делаете - то вы и не жертва.
savras
Apr. 9th, 2013 06:32 am (UTC)
Проще жить по принципу: "сделал добро - брось его в воду" т.е. сделал добро и забудь о нем, и не записывай человека в свои должники, так жить будет проще и тебе и ему. А уж когда попрекают сделанным добром, возникают сомнения, а это было добро или попытка купить человека? Квартира девушки - это не добро от родителей, а попытка купить уважение и внимание дочери.
olga_podolska
Apr. 9th, 2013 10:52 am (UTC)
Никаких сомнений! Если попрекают - это была попытка купить.
Возможно не человека целиком - его время, или внимание, или ещё что.

И если бы цена сразу была названа честно - то никаких проблем. Вы ж вон в магазине покупаете вещи, а на работе время своё продаете и внимание... :)
(no subject) - savras - Apr. 9th, 2013 02:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lynx9 - Jul. 12th, 2013 02:42 pm (UTC) - Expand
hikari_7
Apr. 9th, 2013 09:00 am (UTC)
очень ценно для меня: прямо говорить о своих потребностях.

спасибо за статью.
olga_podolska
Apr. 9th, 2013 10:53 am (UTC)
И вам спасибо за отзыв. :)
koygore
Apr. 9th, 2013 09:32 am (UTC)
Сама фраза жутковато звучит. Заставить быть благодарным невозможно.
olga_podolska
Apr. 9th, 2013 10:53 am (UTC)
Невозможно, да.
(no subject) - koygore - Apr. 9th, 2013 11:41 am (UTC) - Expand
altexv
Apr. 9th, 2013 09:56 am (UTC)
А нахрена заставлять быть благодарным? Само слово "благодарный" - благо ДАРИТ! Быть благодарным - это состояние души...
olga_podolska
Apr. 9th, 2013 10:54 am (UTC)
Некоторые люди не понимают, что состояние души другого не в их власти. И пытаются.
megavolt_ex
Apr. 9th, 2013 10:18 am (UTC)
Какая чудная картинка :)
olga_podolska
Apr. 9th, 2013 10:53 am (UTC)
Иллюстративная, ога. :)
(no subject) - megavolt_ex - Apr. 9th, 2013 11:04 am (UTC) - Expand
vika_kasianova
Apr. 9th, 2013 12:42 pm (UTC)
Я знала одну женщину, которая деньгами одаривала всех своих родственников, дарила им дорогие подарки, всячески заботилась (она работала на физической работе, трудной, изматывающей, и получала прилично). Однажды на вечеринке, в ресторане, она выпила и стала раздавать родственникам деньги, они тоже были подвыпившие и улюлюкали над ней, но деньги брали. Она выпила и упала, на лестнице, прямо перед рестораном, они стали смеяться, но никто не подошел к ней, чтобы поднять. Я стояла рядом и помогла ей встать. Я знала, что так она покупает любовь, она страстно в ней нуждалась. Запретить ей давать деньги, убедить ее в том, что это не правильно, не было никакой возможности. Мое отношение к этой ситуации такое. Я не могу ее осудить, мол, сама виновата, у меня не поднимается рука. Но на совести людей других лежит то, что они брали и смеялись. Дающий человек не может не давать (особенно творческий, особенно тот, который “богат”, внутренне богат, кому есть что дать ). Так недоенные коровы с переизбытком молока кричали во время войны от боли (мне отец рассказывал), потому что рядом людей не было, которые бы их подоили. Так что есть среди людей и такие коровы, которые будут давать, даже если их никто не любит. Но это не значит, что коровам должны отказать в сене им, даже если их молоко не нужно. Есть ведь и такое качество как, сочувствие. И заставлять себя быть благодарным можно и нужно.
savras
Apr. 9th, 2013 02:36 pm (UTC)
Какой ужас! Бедная тетка. А родственники ее просто свиньи. Тут не в благодарности дело, а в простом сострадании - упал человек, тем более знакомый, ну помоги ты ему, какая разница делал он тебе добро или нет?
(no subject) - olga_podolska - Apr. 9th, 2013 07:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sky_dream_l - Apr. 11th, 2013 06:11 am (UTC) - Expand
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 82 comments — Leave a comment )

Latest Month

January 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars