?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Депрессивная триада

...если слишком долго держать в руках раскаленную докрасна кочергу, в конце концов обожжешься; если поглубже полоснуть по пальцу ножом, из пальца обычно идет кровь; если разом осушить пузырек с пометкой "Яд!", рано или поздно почти наверняка почувствуешь недомогание.
(c) Льюис Кэррол, Приключения Алисы в стране чудес


Аарон Бек, очередной отщепенец от психоанализа и родоначальник когнитивной психотерапии, обнаружил, что в случае невротической депрессии играют определяющую роль три фактора, которые лично мне так и хочется назвать "самоочевидными", настолько они напоминают правила Алисы в Зазеркалье. Их назвали депрессивной триадой:

1. Негативный взгляд на настоящее: что бы ни происходило, депрессивный человек сосредоточивается на негативных сторонах, хотя жизнь и приносит некоторое удовольствие большинству людей.

2. Безнадежность в отношении будущего: рассматривая будущее, депресивный человек тоже обращает самое пристальное внимание на возможные мрачные события, отметая саму мысль о возможном позитивном развитии событий.

3. Сниженное чувство собственного достоинства: депрессивный человек сосредоточивается на своих недостатках, не давая себе никаких поблажек, отчего видит себя недостойным, несостоятельным и беспомощным.

Понятно, если эдак мыслить, то депрессия неминуема: если долго держать в руках раскаленную кочергу, в конце концов обожжёшься. Можно долго разбираться, почему человек стал так мыслить, - но пока он сам не приложит определенных усилий, чтобы мыслить по-новому, воз будет и ныне там.

Иногда просто потрясает, сколько усилий прикладывает человек для того, чтобы сохранить свою депрессивную триаду в неприкосновенности.
Buy for 400 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 53 comments — Leave a comment )
donnafen
Jul. 16th, 2011 06:42 pm (UTC)
А если из всего этого в основном присутствует второй фактор? Третьего нету, а первый как то так: жизнь приносит постоянную боль, ее надо переносить, по возможности отвлекаясь (на что то более менее приятное) и испытывать боль лучше в лимузине, чем в маршрутке:)
olga_podolska
Jul. 16th, 2011 08:37 pm (UTC)
В этой жизни нет ничего постоянного, включая собственно жизнь. Жизнь непостоянна, потому что существует смерть. Боль непостоянна, потому что существует приятное. :)))

Как иллюстрация коммент прекрасно годится.
Вы описали вполне депрессивные паттерны мышления; хорошо, что третьего нету.
Но я бы и первые два постаралась подсократить.
(no subject) - donnafen - Jul. 16th, 2011 11:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Jul. 17th, 2011 08:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - donnafen - Jul. 17th, 2011 10:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - an_nick - Jul. 17th, 2011 03:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - donnafen - Jul. 17th, 2011 06:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - an_nick - Jul. 17th, 2011 06:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - donnafen - Jul. 17th, 2011 06:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - an_nick - Jul. 17th, 2011 06:28 pm (UTC) - Expand
transurfer
Jul. 16th, 2011 07:11 pm (UTC)
Обычно у человека есть причина так себя чувствовать, или хотя бы нечто, что он видит причиной. Развод, расставание, одиночество, и тп. Просто так, от балды, без веской причины менять что-то человеку покажется глупым и поверхностным, не имеющим основания.
olga_podolska
Jul. 16th, 2011 08:43 pm (UTC)
Главная причина так думать - привычка: с детства родители указывали на недостатки, пугали будущим и т.п. Но изменить эту привычку человек может только сам (понятно, что иногда требуется помощь психотерапевта, но самостоятельные усилия тоже придётся прикладывать).

Понятно, что если ему и так хорошо - нет веской причины что-то менять - то и славно.
Но в депрессии редко кому хорошо. :)
(no subject) - transurfer - Jul. 16th, 2011 09:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Jul. 16th, 2011 09:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fatenata - Jul. 16th, 2011 11:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Jul. 17th, 2011 08:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - naivnaya_super - Jul. 17th, 2011 09:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Jul. 17th, 2011 09:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - naivnaya_super - Jul. 17th, 2011 01:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Jul. 17th, 2011 01:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - naivnaya_super - Jul. 18th, 2011 09:01 pm (UTC) - Expand
de1ira
Jul. 16th, 2011 07:30 pm (UTC)
а в какую сторону усилия прикладывать?
на все это безобразие обычно есть причины, аутотренингом от них не избавишься
olga_podolska
Jul. 16th, 2011 08:48 pm (UTC)
Усилия для начала - на диссоциацию от неправильных паттернов мышления.

Не "я плохой", к примеру, а - "я хороший, но что-то во мне заставляет меня в данной области сравнивать себя с другими не в свою пользу". Тогда с этим, которое заставляет, уже можно разбираться: откуда взялось, для чего предназначено, и как этого предназначения добиться без самогнобления. Учиться, то есть, мыслить по-новому в каждой сложной ситуации.
panda_pandus
Jul. 16th, 2011 07:30 pm (UTC)
Хотел прочитать этот твой пост, но ниасилил, потому что мне так плохо, что не до чтения :(
А завтра я его тем более не прочитаю, потому что будет еще хуже.
Я такое ничтожество. Я не достоен читать твои посты :(

Можно в трех словах, про что там? А то вдруг там что-то важное, что я упустил?
olga_podolska
Jul. 16th, 2011 08:49 pm (UTC)
*рыдает* Нельзя в трех словах! Тебе всё равно уже ничто не поможет, не стоит и напрягаться. :(((
(no subject) - tanselle - Jul. 16th, 2011 09:35 pm (UTC) - Expand
ekbe01
Jul. 16th, 2011 08:12 pm (UTC)
невротическая депрессия от обычной депрессии чем отличается?
olga_podolska
Jul. 16th, 2011 08:31 pm (UTC)
Мне сложно ответить, я не знаю, что такое "обычная депрессия". :)

В данном случае имелось в виду, что обсуждаемая депрессия не является симптомом расстройств психотического круга.
(no subject) - ekbe01 - Jul. 16th, 2011 08:59 pm (UTC) - Expand
murmele
Jul. 16th, 2011 08:44 pm (UTC)
Я как-то рассказывала подруге про своего нового знакомого -- удивительное, говорю, чувсмтво, никогда такого не видела: умный вроде бы человек -- и при этом совершенно позитивный и всё ему хорошо.
Как это не видела? -- обиженно спросила подруга. -- А я?
А ты, говорю, всё хаешь и везде видишь плохое, и любую тему начинаешь с "тем конечно всё ужасно, но тем не менее..."
Да, но я же просто хочу тебя заранее предупредить! -- убежденно ответила она.
olga_podolska
Jul. 16th, 2011 08:53 pm (UTC)
Подруга, похоже, претендует на то, чтоб занять родительскую позицию по отношению к тебе.

Если недайбох такой реальный родитель у ребенка - это хорошая, жирная почва для развития депрессии в будущем. А ведь он "просто хотел предупредить", угу. :)
ira_mf
Jul. 16th, 2011 09:02 pm (UTC)
повторюсь
...и опять насладилась вашим появлением в своей френдленте, емкостью, доходчивостью, полезностью излагаемого, и самое главное - доброжелательностью, которой проникнуто каждое слово.
спасибо.
olga_podolska
Jul. 16th, 2011 09:17 pm (UTC)
Re: повторюсь
Да уж, вы уж повторяйтесь, пожалуйста!
Мне это очень приятно. :)
И вам спасибо.
Re: повторюсь - ira_mf - Jul. 16th, 2011 09:27 pm (UTC) - Expand
small_company
Jul. 17th, 2011 08:28 am (UTC)
Депрессия - это очень выгодное состояние души. Во-первых, все ясно и все известно, никаких сюрпризов, все мы умрем.
Во-вторых - я самый несчастный, и подите прочь с вашими бедами, надоеды. К тому же я самый плохой, ничего не выйдет, можно и не дергаться.
В-третьих, очень сладко рыдать над собой :-)
При таких выгодах я, право, сама не понимаю, зачем нам стараться выбраться!
olga_podolska
Jul. 17th, 2011 08:45 am (UTC)
Человек существо совершенное, и может найти вторичные выгоды даже в том, чтоб держать в руках раскаленную кочергу. :))

В таких случаях прям тянет сказать "да и на здоровье!" - проблема только в том, что здоровья от этого не прибавляется.
Но - можно, спору нет. Не то, чтоб все были обязаны откуда-то там выбираться.
(no subject) - small_company - Jul. 17th, 2011 08:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Jul. 17th, 2011 09:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - small_company - Jul. 17th, 2011 10:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Jul. 17th, 2011 10:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - small_company - Jul. 17th, 2011 10:42 am (UTC) - Expand
sunnychmok
Jul. 17th, 2011 02:26 pm (UTC)
Как то это все уж слишком про меня, даже и сказать нечего .
В течение 17 лет пустых потуг построить свою жизнь на новом месте. Уже и место перестало быть новым, уже и возраст стал "не тот". А дальше прочтения умных книг о борьбе с депрессией дело так и не пошло. Депрессия явно победила, поселилась под диваном и строит рожи.
Она даже выглядеть стала по другому , вернее я стала совершенно другим человеком.
На самом деле, не так сложно сделать вид, что ты по другому муслишь. Сложнее сделать то, что сдвинет тебя с мертвой точки, тем более, что эта точка на глубине Марианской впадины.

Спасибо вам за пост.
Всколыхнуло мыслишки.
gestalt_mirror
Jul. 17th, 2011 02:59 pm (UTC)
Это не депрессивная триада. Вот что считается классической депрессивной триадой. Остальное измышления автора или переводчика.

ДЕПРЕССИВНАЯ ТРИАДА. Типичная депрессия характеризуется тремя характерными симптомами: сниженным настроением, замедлением мышления и двигательной заторможенностью.
olga_podolska
Jul. 17th, 2011 03:05 pm (UTC)
Цитата Бека по книге Малкиной-Пых "Психосоматика".
otawa
Jul. 17th, 2011 03:40 pm (UTC)
А как же ему не прилагать усилий для сохранения этой депрессивной триады, если она - его единственная защита? ;-) Если он попробует сосредоточиться на своих достоинствах, насладиться приятностями в настоящем и раскатать губы на какой-то позитив в будущем, так он же тут же окажется самонадеянным выскочкой, будет отвергнут окружением и бит - и может быть даже ногами :-) А пока он мыслит депрессивно, он - сверчок, знающий свой шесток, и находится в относительной безопасности. Ему плохо, но зато вряд ли будет еще хуже.
(автопортрет в недавнем прошлом)
olga_podolska
Jul. 17th, 2011 03:45 pm (UTC)
Да, чаще всего именно по этой причине и сохраняют. :)
two_eyed_yum
Jul. 17th, 2011 07:15 pm (UTC)
>>> Иногда просто потрясает, сколько усилий прикладывает человек для того, чтобы сохранить свою депрессивную триаду в неприкосновенности.

"Если ты несчастен, то кто-нибудь о тебе позаботится." Или ты хотя бы будешь думать, что так произойдет. Такая мааааленькая фишечка, остающаяся с нами с самых ранних детских лет. Только, взрослея, человек постепенно учится умышленно привлекать внимание людей, порой даже посторонних, к своим проблемам - и вуаля, кто-нибудь, да клюнет.

Сколько молодых пар образуется из жалости...

Сохранять негатив кажется выгодным, вплоть до того момент, когда "яд" не начнет действовать в полную силу.

З.Ы.: ни разу не психолог, просто прошел через "самое оно".
toshenka
Jul. 18th, 2011 12:05 am (UTC)
ха-ха, я теперь понимаю, что методы воспитания моих родителей (мамы, в большей степени) привели к тому, что они растили из меня довольно-таки депрессивного человека! (в чем меня же и обвиняли). О да: "все плохо и будет только хуже" - это, по-видимому, девиз моей мамы.
Спасибо за пост!
zlatenika
Jul. 18th, 2011 11:56 am (UTC)
1. Всё здорово, лучше вроде и некуда (тьфу-тьфу)
2. Делай, что должно; и т.д., и т.п.
3. Нуу... Как минимум, вот те люди, и те, и те, и те - все мне рады.
А внутри сдохнуть хочется. :)
(Deleted comment)
(no subject) - zlatenika - Jul. 20th, 2011 03:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Jul. 18th, 2011 09:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zlatenika - Jul. 20th, 2011 03:44 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
olga_podolska
Jul. 18th, 2011 09:08 pm (UTC)
Да, это хорошо. :)
( 53 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars