?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

...по тому же месту

По аналогии с травмой физической, ретравматизация (вторичная травма) психологическая – это когда «тем же самым по тому же месту» досталось. Хотя, впрочем, даже не очень важно, чем. Эффект всё равно будет впечатляющим.

Ну, всякому в детстве доводилось коленку содрать, да? И вот если по содранной коленке всего лишь провести пальцем… легонечко! Совсем нежно даже. Количество исторгнутых децибелов прекрасно проиллюстрирует, насколько несоразмерным бывает ответ на вторичную травму. Несоразмерным для полностью здорового человека, но если учесть травму – то ответ оказывается логически вполне объяснимым.

В отличие от сбитых коленок, синяки душевные невидимы; и нередко узнать о том, где они расположены, удается только путем анализа собственных реакций – в том числе и реакций на вторичную травму.

( Как это может выглядеть? )

Нередко в такие моменты сам же человек оценивает своё поведение как неадекватное, и это служит дополнительным триггером для беспокойства: если я вдруг не управляю своими реакциями, значит, со мной уже наверняка что-то не то! Я плохой. Необоснованность и неуправляемость реакций, сужение восприятия (ощущение, что у происходящего может быть только одно, обычно самое плохое, объяснение) - довольно надёжные признаки вторичной травмы.

Хорошая новость: если выйти из контакта с ретравмирующим фактором, вторичная травма проходит обычно сама. Ничего и делать не надо, просто обеспечить себе спокойствие и покой. Плохая новость: пока первичная травма не проработана, неадекватность реакций в ретравмирующих ситуациях обычно повторяется, а то и усугубляется. Первое, что стоит помнить в этом случае - как минимум то, что у этих реакций есть серьёзные и глубокие основания.

А вы за собой замечали когда-нибудь реакции вторичной травмы?
Upd: Я смотрю, у многих было. Я буду благодарна за примеры.
Buy for 400 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 36 comments — Leave a comment )
nasse
Jan. 18th, 2013 07:35 am (UTC)
У меня их много. Только мелких.
olga_podolska
Jan. 18th, 2013 09:41 am (UTC)
Мелких - это хорошо. Гораздо лучше, чем крупных. :)
(no subject) - nasse - Jan. 18th, 2013 10:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - bojkot - Jan. 18th, 2013 11:12 am (UTC) - Expand
megavolt_ex
Jan. 18th, 2013 07:45 am (UTC)
А то :)))))
olga_podolska
Jan. 18th, 2013 09:42 am (UTC)
Дык. :)))

Илюш, примеров можешь накидать кратенько?
(no subject) - megavolt_ex - Jan. 18th, 2013 10:28 am (UTC) - Expand
bojkot
Jan. 18th, 2013 08:30 am (UTC)
О, целый вагончик реакций...
bojkot
Jan. 18th, 2013 11:16 am (UTC)
Фраза "если не хочешь со мной разговаривать, так и скажи" (а ответить - да, не хочу, вы меня достали, отвали-ка на время - я так и не смогла, ибо это было в детстве) привела к тому, что в ответ на стрессовую ситуацию я замолкаю, даже когда надо разговаривать. Даже когда меня спрашивают - что не так? - я физически не могу ответить. В голове прокручиваются сотни моих ответов и воображаемых ответов партнера, причем, эта воображаемая беседа приводит только к моему ощущению, что "говорить бессмсыленно, все равно не поймет". На какой-то точке морального напряжения меня заклинивает до полной немоты, хотя мой же голос постоянно звучит в моей голове...
(no subject) - olga_podolska - Jan. 20th, 2013 06:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bojkot - Jan. 20th, 2013 06:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Jan. 20th, 2013 06:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bojkot - Jan. 20th, 2013 07:46 pm (UTC) - Expand
rrrakita
Jan. 18th, 2013 10:49 am (UTC)
То, что вспомнилось:
Я критику плохо воспринимаю (ну, то есть смотря какую конечно, но категоричную точно плохо), потому что в детстве любой малейших промах заканчивался диагнозом от бабушки "не будет из тебя человека".
Еще не переношу когда ждут от меня телепатии, потому что должна была догадываться о мыслях папы (например, что он хочет чай), иначе он мог отчитать.
И когда меня не понимают очень тяжело (прямо кричать хочется от ощущения полного бессилия), это связано с тем, что было воспаление уха в довербальном периоде, я очень кричала, но взрослые долго не могли понять почему и никак боль не облегчали.

olga_podolska
Jan. 20th, 2013 06:21 pm (UTC)
Да, очень похоже на травматизацию.
Спасибо за примеры!
lady_tiana
Jan. 18th, 2013 11:08 am (UTC)
У меня таких ретравматизаций раньше было полно, сейчас, кажется, осталась одна основная ситуация, которая меня регулярно задевает. Я очень тяжело переноше, когда достаточно близкий мужчина (муж, родственник, близкий друг) внезапно уходит в себя и начинает отвечать однословно и сдержанно, но при этом в нем чувствуется скрытое напряжение. Для меня это прямое напоминание о папиных бойкотах, обычно связанных с очень разрушительными истериками с его стороны.

И еще я сильно нервничаю, когда человек по отношению ко мне начинают демонстрировать микро-менеджмент и постоянный мелкий контроль. Это привет от мамы, которой в каждую снекнду времени надо было знать, что я думаю, чувствую и делаю.
olga_podolska
Jan. 20th, 2013 06:24 pm (UTC)
Да, приветы из прошлого...

Они по-прежнему ощущаются, хотя, к счастью, чем больше над собой работаешь - тем слабее они ощущаются.
(И на более серьёзных основаниях.) :)
(no subject) - lady_tiana - Jan. 20th, 2013 06:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Jan. 20th, 2013 06:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lady_tiana - Jan. 20th, 2013 07:09 pm (UTC) - Expand
dolli_i
Jan. 18th, 2013 12:24 pm (UTC)
Недоведение дела до конца. Нет смысла, ты ж все равно ничего не умеешь и то что ты делаешь никому не нужно. Это реакция вторичной травмы?
olga_podolska
Jan. 20th, 2013 06:24 pm (UTC)
Если вот прямо "Нет смысла, ты ж все равно ничего не умеешь и то что ты делаешь никому не нужно" - то да, это определенно вторичная травма.
(no subject) - dolli_i - Jan. 20th, 2013 06:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Jan. 20th, 2013 06:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dolli_i - Jan. 20th, 2013 08:03 pm (UTC) - Expand
olifava
Jan. 18th, 2013 05:02 pm (UTC)
На НГ поехали в Таллин с друзьями. В день отъезда все кроме меня пошли в музей, а я пошла погулять по городу. Часа через 2 написала двум людям смс, а они не ответили (видимо, не видели). И меня конкретно '"переглючило". Было грустно в день отъезда остаться одной, возникло ощущение, что я никому не нужна и не ценна, в итоге я обиделась на близкую подругу, мы поругались и до сих пор не разговариваем. Сейчас я понимаю, что вряд ли мои страхи имели под собой основание. Это напомнило мне ситуацию из детства - мне часто казалось, что со мной не хотят дружить и меня не ценят.
olga_podolska
Jan. 20th, 2013 06:18 pm (UTC)
Угу, это оно. Есть с чем работать. :)
ved_mara
Jan. 18th, 2013 06:06 pm (UTC)
у меня классика была. Спустя чуть больше чем полгода после долгого, трудного и мучительного умирания деда, при котором я была как сиделка вместе с мамой, я сидела у подруги. Та сварила пельменей и достала к ним сметану. Обычную. Как я эту сметану увидела... в тот момент я поняла что я полгода после смерти деда абсолютно неосознанно не покупала все что он любил и чем его приходилось кормить в больнице- кабачковую икру, соки разные, эту нежирную сметану вот... и флешбеком перед глазами весь тот больничный кошмар. И я первый раз за те полгода прорыдалась, и вот после этого видимо меня отпустило от той ситуации.

Edited at 2013-01-18 06:08 pm (UTC)
sheramankry
Jan. 18th, 2013 09:40 pm (UTC)
ну и здесь тоже напишу: фраза "Делай, что хочешь" вызывает резкое понижение настроения, ощущение тревоги, скрытой паники и бессилия. Ну и агрессию на сказавшего, которую я стараюсь сдерживать. Эту фразу любила говорить мама и значила она у неё "что бы ты ни сделала, я тебя всё равно накажу"
(no subject) - olga_podolska - Jan. 20th, 2013 06:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sheramankry - Jan. 20th, 2013 09:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Jan. 20th, 2013 06:17 pm (UTC) - Expand
muzyka_vetra
Jan. 19th, 2013 08:48 pm (UTC)
Спасибо за пост) очень вовремя:)
Скажите, а что делать если идет реакция вот оттуда из детства? как научиться не реагировать? и можно ли реакцию убрать вообще?
olga_podolska
Jan. 20th, 2013 06:04 pm (UTC)
Для проработки травмы потребуется два этапа:

1. Восстановление образа внутренней целостности, когнитивная проработка паттернов взрослого поведения. Т.е. внутренне непротиворечивый образ того, "как надо", избавленный от наслоений, привнесенных травмой.

2. Собственно проработка травмы как "памяти прошлого", эмоционального следа, который мешает делать "как надо".

"Вообще убрать реакцию" - это не очень хорошая цель: пока человек жив - он реагирует. Вопрос в том, как. Сделать реакции более конструктивным - разумеется, можно. :)
(no subject) - muzyka_vetra - Jan. 20th, 2013 08:11 pm (UTC) - Expand
lhfrjy76
Feb. 9th, 2013 11:18 pm (UTC)
Скажите, а если я сейчас с ходу не могу вспомнить подходящих примеров - это значит, что "выздоровление" зашло в финальную стадию? Реакций по типу, как в вашем посте, было очень много, у меня семейка отлично прокаченная в плане эмоционального насилия.
( 36 comments — Leave a comment )

Latest Month

March 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars