?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Раз за разом в различных комьюнити и просто разговорах я встречаю несколько странный подход к вопросу выбора специалиста - похоже, пришла пора написать пару слов на эту тему.

1. Формально-объективные критерии
Обычно рекомендуют проверить образование специалиста, регалии и прочие формальные признаки. И во всём этом, конечно, есть резон: баба Шура, пишущая объявление "Лечу фитотерапией по Фрейду" (объявление, между прочим, взято из реальности!), вряд ли окажется для вас подходящим специалистом. Но следует отчётливо понимать, что объективные критерии - это не метод выбора подходящего, это метод отсечения неподходящего. Не общайтесь с безграмотными специалистами, никто не знает, что там они накуролесят из самых лучших побуждений, - но и психиатрическое образование специалиста ему не пригодится, если у вас нет психотических нарушений и необходимости медикаментозного лечения.

2. Формально-субъективные критерии
Вообще, не общайтесь с психологами глупее себя. Это вредно. И если жизненную наивность стоматолога или водопроводчика вы как-нибудь переживёте, главное чтоб в деле разбирался, - то глупость психотерапевта будет для вас фатальной: его "дело" это голова и есть. В процессе терапии специалист неминуемо становится человеком значимым, и столкновение его воззрений, которые вы субъективно оцениваете как идиотские/устаревшие/наивные, с вашими интеллектуальными/современными/мудрыми, - приведут к возникновению дополнительного внутреннего конфликта. Если вы не оцениваете жизненные взгляды этого человека, как вполне разумные и даже мудрые, - как специалист он вам тоже не подходит. Он, возможно, окажется прекрасен - но только для тех, кому сможет что-то дать. Вам он дать ничего не сможет.

Формальные критерии, как можно заметить, направлены прежде всего для отсечения неподходящих специалистов.
Для выбора из тех, которые остались неотсечёнными, подходящих именно вам - служат критерии неформальные.


3. Неформально-объективный критерий
Это рекомендации знакомых. Понятно, что ваши знакомые от вас чем-то, да отличаются, - хоть бы даже и уровнем интеллекта, см. п. 2, - и поэтому слепо доверять их мнению и, ни о чём больше не задумываясь, сразу идти к рекомендованному ими специалисту не следует. Но если этот специалист подходит вам по первым двум пунктам, то для проверки четвёртого пункта лучше выбрать вначале его: если он уже кому-то помог, то вероятность, что и вам он поможет, уже несколько выше, чем "в среднем по больнице".

4. Неформально-субъективный критерий, самый главный
Психотерапия происходит от греческого слова "психе" - душа. Иными словами, это лечение души другой душой, - и, если вам специалист душевно не подходит, вы догадываетесь, какова окажется эффективность его работы.

Идеально, если вы почувствуете "притяжение душ" - почувствуете то, что психолог вас понимает, что он разговаривает именно с вами, а не с неким среднестатистическим клиентом. Психологи часто говорят в том числе и довольно болезненные вещи, - правда иногда бывает чертовски болезненной, - но у вас должно сохраняться впечатление, что, невзирая на эту болезненную правду, пcихолог всё равно принимает вас таким, какой вы есть. Для этого чувства мне кажется наиболее подходящим название агапе - любовь к ближнему, ориентированная на его благо. Это чувство ощущается в том числе и в теле - как какое-то тепло и спокойствие, - и именно оно даст возможность со времнем работать во время психотерапии с очень болезненным и тяжёлым материалом.

Если с этим конкретным психологом ощущения безопасности не возникает, если вы не чувствуете себя рядом с ним спокойно, если общение с ним рождает не ощущение надёжности, а, наоборот, неопределённое ожидание какой-то подставы и неуверенность, - этот специалист вам не подходит, сколько бы людей вам его не рекомендовало. Ищите дальше.

Вам нужен человек, подходящий именно вам, - и лучше приложить некоторое количество усилий, чтобы такого найти, чем разребать потом последствия неудачного обращения.
К сожалению, не все психологи, психотерапевты, психиатры - не все они одинаково полезны...

UPD1: ...и никакая клиника полезности не гарантирует. Вам не нужна "подходящая клиника" - вам нужен конкретный специалист.

UPD2: tanselle правильно подсказывает: со специалистом должно быть не "просто приятно", - со специалистом у вас должна появиться возможность изменений, которой раньше вы, возможно, не видели. Если на встрече вы приятно, но безрезультатно проводите время, - это повод задуматься о смене психотерапевта. С подходящим вам психотерапевтом уже после нескольких первых встреч вы должны увидеть положительные изменения, или, как минимум, возможность для них.
Buy for 400 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 46 comments — Leave a comment )
(Deleted comment)
olga_podolska
Nov. 26th, 2008 01:21 pm (UTC)
Прекрасное, кстати, чувство. ;)
Поздравляю! :)))
(Deleted comment)
(no subject) - olga_podolska - Nov. 26th, 2008 01:40 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - olga_podolska - Nov. 26th, 2008 02:18 pm (UTC) - Expand
sasha_nvmb
Nov. 26th, 2008 01:27 pm (UTC)
да.
я выбрал, после того как увидел терапевта в работе на интенсиве, и мой критерий был "сильная честная работа". Первые встречи превзошли ожидания. По всем критериям замечательно. Впрочем, я это как-то знал.
olga_podolska
Nov. 26th, 2008 01:41 pm (UTC)
Вот! Именно так, да. :)

"Увидел - и человек понравился; его работа понравилась."
Никак иначе.
al_en_argnt
Nov. 26th, 2008 01:35 pm (UTC)
спасибо!
olga_podolska
Nov. 26th, 2008 01:41 pm (UTC)
На здоровье. :)
tanselle
Nov. 26th, 2008 01:41 pm (UTC)
Я бы еще от себя добавила - во время работы с психотерапевтом должно происходить нечто, что я называю "толчки к изменению". Если после 5 встреч их не удалось ощутить - надо расставаться.
olga_podolska
Nov. 26th, 2008 01:53 pm (UTC)
Да, согласна.
Я бы даже сказала, что 5 встреч - это максимум.

Со своей стороны, я чаще уже на первой-второй встрече вижу потенциал и открытие к изменениям. Но тут, конечно, может сказываться разница восприятия, - нужно у клиентов спрашивать... ;)
(no subject) - tanselle - Nov. 26th, 2008 01:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - laplana - Nov. 27th, 2008 03:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Nov. 27th, 2008 06:40 pm (UTC) - Expand
prav
Nov. 26th, 2008 02:01 pm (UTC)
Тоже имею вопрос.
А какого рода проблемы решает психотерапевт?

Скажем я ленив, и меня мучает беспокойство, что не будь я ленив, то мог бы добиться большего.
Скажем сеансы прошли успешно. Что будет на выходе? Перестану быть ленивым или буду лениться в мире с самим собой?
prav
Nov. 26th, 2008 02:12 pm (UTC)
Надеюсь, это не консультационный вопрос. Если да, то это поди тоже ответ *задумчиво чешет лапой за ухом*
(no subject) - olga_podolska - Nov. 26th, 2008 02:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - prav - Nov. 26th, 2008 02:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - oksani - Dec. 3rd, 2009 12:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Dec. 3rd, 2009 11:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - oksani - Dec. 4th, 2009 03:18 pm (UTC) - Expand
koolamesa
Nov. 26th, 2008 05:49 pm (UTC)
Спасибо. Украду к себе со ссылкой, ладно?
olga_podolska
Nov. 26th, 2008 08:34 pm (UTC)
Не вопрос, разумеется! :)
jellit
Nov. 27th, 2008 12:20 pm (UTC)
Ох, чувствуется и похожу я по психотерапевтам...если, конечно, найду, где они прячутся.
Ато такое ощущение, что в Нижнем нашем Новгороде 3 психотерапевта и они ну тааак нарасхват, что даже в аське ответить некогда:(
olga_podolska
Nov. 27th, 2008 06:58 pm (UTC)
А какая у вас проблема? Возможно, имеет смысл рассмотреть психологов, занимающихся психотерапией?

В России официальо называться психотерапевтом может только человек, имеющий медицинское образование, т.е. психотерапия рассматривается как придаток к таблеткам. Во всём остальном мире психотерапевт - это совершенно отдельная профессия. Которая у нас называется психолог наряду с социальными психологами и пр., которые психотерапией не занимаются. Вот такая путаница. Мой пост именно поэтому называется "выбор психолога" - хотя, как вы правильно догадались, здесь речь идёт о психотерапии.

Я бы на вашем месте поискала среди психологов и клинических психологов.
Их в НН явно больше трёх, только на этом сайте я насчитала 12:
http://www.psynn.ru/psiholog/index.html

Ну и, кроме того, существует дистанционное консультирование. ;)
(no subject) - jellit - Nov. 27th, 2008 07:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - golox - May. 15th, 2009 06:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - jellit - May. 15th, 2009 07:05 am (UTC) - Expand
ulibaustebe
Nov. 29th, 2008 01:50 pm (UTC)
Что делать, если нечто во внешности психолога вызывает глубокое отвращение?
olga_podolska
Nov. 29th, 2008 06:58 pm (UTC)
Как всегда, тут есть два варианта:

Первый, очевидный, - менять психолога. Уже на первых встречах желательно чувствовать, что с психологом комфортно и появляется желание рассказать ему о том, что вас беспокоит. Если психолог отвратителен - вряд ли этому желанию удастся возникнуть; иными словами, формирование психотерапевтического альянса будет затруднено.

Хотя для сильных духом есть второй вариант: с самого начала начинать работать с тем, что во внешности психолога вызывает глубокое отвращение, почему вы не можете принять этого человека и т.п.
cherrychoo
Sep. 9th, 2009 07:56 pm (UTC)
добрый день!

подскажите как быть, если к психотерапевту возникает сексуальная симпатия, которая постоянно подавляется? искать другого психотерапевта?
olga_podolska
Sep. 9th, 2009 09:51 pm (UTC)
Искать другого психотерапевта имеет смысл, если нынешний вас не устраивает как профессионал. Профессиональная квалификация психотерапевта подразумевает в том числе и умение обращаться с сексуальными чувствами клиента таким образом, чтобы ему не навредить.

Если профессиональных претензий у вас к психотерапевту нет, - все остальные вопросы (и возникающие чувства) нужно ему сообщать и вместе с ним разбираться, откуда что взялось, о чем оно вам говорит и что с этм делать. В частности, сексуальные чувства по отношению к психотерапевту - явление в психотерапии весьма распространенное; механизм их возникновения чаще всего определяется переносом, и дает возможность проанализировать бессознательные корни возможных проблем клиента. Особенно актуальным это является в том случае, если одной из причин обращения к психотерапии были женско-мужские отношения.

Понятно, что психотерапевты - тоже люди, и, скажем, при наличии собственных нерешенных проблем психотерапевту-мужчине может быть сложно сохранить профессиональную отстраненность в этой ситуации. Тогда рецепт один - менять психотерапевта, увы. Психотерапия, в которой постоянным фоном идет подавление истинных чувств по отношению к терапевту, теряет смысл; а вступление в сексуальные отношения навредит прежде всего вам, как клиенту.
(no subject) - cherrychoo - Sep. 10th, 2009 05:22 am (UTC) - Expand
idiotti
Sep. 15th, 2009 12:52 am (UTC)
А должен ли клиент , еще даже не зная специалиста, при первой встрече ему платить?
olga_podolska
Sep. 15th, 2009 07:19 pm (UTC)
Клиент должен то, о чем они договорятся со специалистом, и ничего больше. :)

Однако ж, большинство известных мне хороших специалистов договариваются не только об оплате первой встречи, но и тех встреч, которые клиент назначил и потом пропустил без предупреждения. Понятно, что с точки зрения клиента - за что же платить? Но и точку зрения специалиста в этом случае можно понять: он-то свое время затратил. Как клиент распорядился причитающимся ему временем - это зависит не только от качества работы специалиста, но и от самого клиента. ;)

Лично я в качестве специалиста прием без оплаты не провожу. Информации обо мне, моей квалификации и возможностях в сети достаточно, поэтому те, кто ко мне приходят, обычно в некоторой степени меня уже знают. Если у человека остаются какие-либо вопросы - я всегда готова ответить на них по телефону.

В качестве клиента я обычно стараюсь не обращаться за помощью "не зная специалиста", именно с целью минимизировать риски: если он совсем дурак окажется, за что ж мне ему платить? Впрочем, с дураком я и задаром встречаться не собираюсь, я слишком ценю своё время. Приходится изучать специалистов, да...
(no subject) - idiotti - Sep. 15th, 2009 07:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Sep. 15th, 2009 08:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - idiotti - Sep. 15th, 2009 08:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Sep. 15th, 2009 09:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - idiotti - Sep. 15th, 2009 09:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Sep. 15th, 2009 09:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - idiotti - Sep. 15th, 2009 09:49 pm (UTC) - Expand
nastasik
Mar. 19th, 2010 06:08 pm (UTC)
Вы пишете, главное, чтобы психолог понравился. Но нужно ли, чтобы психолог выражал какое-то свое мнение, эмоции?

У меня было 2 эксперимента с психологами. Первый, 3 года назад, по результатам был вроде бы положительный (3 встречи). Психолог держалась очень нейтрально, и перевела мою апатию в гнев, что мне понравилось. Но в конце 3-ей встречи она обмолвилась, что боится того же, чего и я. И мой вопрос - а над чем мы работали все это время?

Второй случай был недавно. Мы душевно поговорили, я начала испытывать доверие, как вдруг психолог начала выражать мне сочувствие, причем в тех местах, где я думала, что у меня все в порядке. Я почувствовала себя совсем уж никчемной. Теперь думаю, идти ли к ней и сказать, чтобы она больше сочувствия не выражала, не то вообще не ходить :(
olga_podolska
Mar. 19th, 2010 08:43 pm (UTC)
В психологии существуют разные школы. В одних выражать своё мнение принято, в других не принято. На эффективность, что любопытно, это не влияет. :))

По поводу экспериментов с психологами - в первом случае я не вижу каких-либо оснований для негативных оценок.

Естественно, психолог может бояться того же, чего и вы - страх вообще полезная эмоция, поддерживающая инстинкт самосохранения. Вопрос в том, каков этот страх? Обоснован или нет? Я, например, обоснованно боюсь прыгать с высоты - скажем, с высоты трёхэтажного дома. Благодаря этому мне легко установить контакт с человеком, который боится высоты - даже если он боится необоснованно: скажем, подойти к перилам балкона.

Во втором случае я бы предположила, что контакт не произошел и психолог общается со своими проекциями. От такого психолога лично я бы уходила максимально быстро.
(no subject) - nastasik - Mar. 19th, 2010 08:55 pm (UTC) - Expand
s22l
Oct. 29th, 2012 08:01 pm (UTC)
Утащу к себе с позволения
olga_podolska
Oct. 29th, 2012 08:52 pm (UTC)
Да, разумеется, мне всегда приятно. :)
(no subject) - s22l - Oct. 30th, 2012 04:52 am (UTC) - Expand
( 46 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars