?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Великая роль Фрейда в психологической науке заключается в том, что он первым заговорил о роли бессознательного в человеческой психике. До него мысль о том, что человек может чего-то о себе не знать, казалась странной ересью, - сейчас это краеугольный камень психотерапии. Но вот оценка этой роли со времён Фрейда шагнула далеко вперёд. Легко догадаться, что защита – это, в общем, положительное явление: зонтик защищает нас от дождя, одежда – от холода, страхование банковских вкладов – от банкротства. Психологическая защита защищает нас от душевной боли – и при оптимальном раскладе нет в этом ничего плохого, кроме хорошего.

Как это работает?

Иногда я пользуюсь метафорой, представляя психологические защиты наподобие железных лат, в которые одета наша душа. И то сказать, с обнажённой душой по этому миру ходить не рекомендуется: неровён час, кто-нибудь коваными сапожищами прямо по мягонькому пройдётся. Не специально; может, даже и сам того не заметив; – мегаполис же! суета вокруг, спешка, до души ли тут?

Но томиться вечно в этих железных латах – тоскливо и скучно нашей душе. Хочется, хочется душевного тепла! – а для этого нужно выбраться из железной своей скорлупки, прикоснуться к чужой душе, согреться её теплом и своим поделиться, прикоснуться к Вечности... И, если латы хорошо смазаны, получается это без всякого труда: тогда говорят, что механизмы психологической защиты работают адекватно. Захотел человек – закрылся и никого не пускает. Захотел – открылся и насладился душевной близостью и интимностью.

Иногда, конечно, случается, что открылся, - а тут вместо близости тебе в душу снаряд прилетает. Тогда, конечно, больно. Однако ж опять ничего смертельного, психика человека лабильна и способна к восстановлению: если осколки снаряда человек из своей души выкинет, то заживёт его душевная рана, и станет снова у него душа целенькая и весёленькая. Но это – если выкинет.

Вот это вот «выкидывание остатков снаряда» по-научному называется отреагированием психологически травмирующей ситуации. В моей метафоре это выглядит как взрыв – душе больно, и человек взрывается: кричит, плачет, отчаянно возмущается, топает ногами и кидается чашками в стену... И, как только все последствия травмы отреагированы, - сам собой начинается целительный процесс заживления. Это биологически нормальный процесс.

Но мы ж существа не только биологические! Мы существа социальные. Много вы видели граждан, проламывающих стены чашками? То-то. Метафорически говоря, наши «латы» часто схлопываются раньше, чем успевает произойти взрыв. И все осколки снаряда остаются внутри. А что случается, когда осколок бродит внутри? – воспаление. Там внутри по-прежнему больно, - но мы этого не ощущаем, потому что нас от этой внутренней боли защищают всё те же стальные латы. В академической психологии, кстати, этот процесс называется очень похоже: контейнирование. Спрятали и забыли. Не ощущаем.

Но если б там был только один осколок! А их за всю жизнь набирается – мама не горюй… И приходится всё наращивать и наращивать слой стали на защитах, чтоб этой страшной боли не чувствовать, отчего они двигаются всё хуже и хуже, и в какой-то момент перестают открываться вовсе – и человек теряет острое ощущение прекрасного, перестаёт испытывать сочувствие, нежность, любовь и детскую радость бытия… в общем, «черствеет душой». А воспаление внутри всё нарастает и нарастает, и в какой-то момент уже и максимальная мощность защит не спасает – проникает в сознание некая тупая боль: непонятно про что, непонятно почему, просто как-то всё серо, уныло, и хочется удавиться. Здравствуй, болезнь депрессия!

Некоторые, правда, наслаивают сверху другие ещё защиты – уже не стальные, стальные некуда, а другие какие-нибудь. Фобии там какие-нить, навязчивости, панические атаки, ритуалы всякие – ну хоть что-нибудь, чтоб от этой непонятной душевной боли отвлечься. А иногда и душевной боли особенной нету никакой, просто психосоматика рассветает пышным цветом: то горло прихватит, то сердце, то язва желудка разбушуется…

В принципе, это всё свидетельствует об одном: психологический контейнер переполнился, пора его освободить. Если вы человек исключительной осознанности, то вы сможете сделать это сами, проанализировав свои реакции, исследовав собственное бессознательное, и позволив выплеснуться подавляемым чувствам где-нибудь в безопасном месте. В остальных случаях при подобных проблемах ваш выбор – психотерапия.

В чём заключается психотерапия?

Говоря, опять же, метафорически, во время психотерапии нужно вскрыть эти заржавевшие латы и выплеснуть все те осколки старых снарядов, которые бродят в вашей душе. И, разумеется, пересмотреть привычные паттерны поведения – возможно, стоит что-то в них поменять, чтобы в дальнейшем осколки не застревали неотреагированными?

Это процесс не моментальный.

На формирование нового поведения после проработки травм уходит некоторое время (до 18 месяцев). К счастью, нет необходимости всё это время общаться с психотерапевтом, работать над собой можно и самостоятельно: психотерапевт нужен прежде всего для того, чтобы помочь нащупать те места в душе, где застряли осколки травмы, иными словами – те области бессознательного, где имеет место внутренний конфликт, - и вытащить эту боль оттуда «за ушко да на солнышко»; выплеснуть её вовне. Зарастает потом оно всё равно само, в свойственном ему темпе, и даже девять терапевтов не ускорят процесс, точно так же, как девять женщин не в состоянии выносить ребёнка за один месяц.

Но тут есть важная оговорка – «после проработки травм». Сколько времени пройдёт до того момента, как травма будет даже не проработана, а всего-навсего обнаружена – зависит как раз от прочности тех самых защит. От того, насколько клиент готов вглядеться в своё бессознательное, и ощутить эту боль… А он, обычно, не очень готов: у него ж защиты! Бессознательное избегание это самой боли. Вот вам нравится, когда вам в старый осколок пальцами тыкают? – ну то-то… вот и он отстраняется. Непроизвольно. Все мы люди.

В классической психотерапии такие защиты уже называются сопротивлением, и расцениваются весьма негативно: ну типа саботажник же, не хочет встречаться с собственной болью, хотя психотерапевт вот тут стоит, ножкой бьёт, топорик в руке, перевязочный материал наготове…

Мне эта позиция не близка, более того, кажется следствием собственных личностных проблем терапевта, запутавшегося в треугольнике Карпмана: желание загнать человека к счастью железной рукой воспринимается мной как признак невроза. Я, как те буддисты, считаю, что «всё в мире уже совершенно» и стараюсь не поддаваться азарту быстренько исправить всё-всё-всё, что всю жизнь копилось, - хотя, конечно, иногда не поддаться азарту бывает трудно, ибо я тоже живой человек. Сопротивление клиента в этом смысле фактор полезный, поскольку отрезвляет: значит, это его такой процесс, который ему зачем-то нужен. Пусть будет: может, там у него внутри травмы такой глубины и интенсивности, которых я и представить себе не могу? Чего ж туда с топором-то лезть? Придёт время – клиент сам туда залезет и всё отреагирует.

В конце концов, сильное сопротивление – признак сильных защит; а иметь сильные защиты – это хорошо, а вовсе не плохо. Психотерапия, не будем забывать, только краткий этап в жизни любого человека – а жить ему дальше с теми защитами, какие есть; и пусть лучше они будут посильнее… а сопротивление рано или поздно рассосётся, так или иначе: никто ещё не сопротивлялся вечно.

Из всех модальностей психотерапии мой подход поддерживает только процессуально-ориентированная.
И хотя любим мы её не за это (с) – такое совпадение с моими собственными мыслями не может не радовать.
Buy for 400 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 72 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
sin_paciencia
Nov. 27th, 2008 07:23 pm (UTC)
Психологические защиты и сопротивление
очень доходчиво :)
olga_podolska
Nov. 27th, 2008 08:13 pm (UTC)
Re: Психологические защиты и сопротивление
я рада :)
annakirspb
Nov. 27th, 2008 07:41 pm (UTC)
Ну просто спасибище. Ясно, внятно, доходчиво. Как раз именно о защитах и сопротивлении сейчас и думаю. Случайностей не бывает (с)
olga_podolska
Nov. 27th, 2008 08:14 pm (UTC)
Точно! Случайностей никогда не бывает.. :)
kapterev
Nov. 27th, 2008 08:03 pm (UTC)
Великая роль Фрейда в психологической науке заключается в том, что он первым заговорил о роли бессознательного в человеческой психике.

Кстати, похоже, что это не совсем так. Вот что пишет Уилбер в «Интегральной психологии»:

«Понятие бессознательного приобрело известность благодаря книге фон Хартмана «Философия Бессознательного», которая была опубликована в 1869 году (за тридцать лет до Фрейда) и пользовалась таким успехом, что в течение десяти лет переиздавалась восемь раз. Хартман выражал философию Шопенгауэра, истоки которой, как недвусмысленно утверждал сам Шопенгауэр, лежат, главным образом, в восточном мистицизме, в особенности, в буддизме и Упанишадах.

Согласно этой философии, под поверхностью индивидуального сознания скрыто космическое сознание, которое у большинства людей является «бессознательным», но может быть пробуждено и полностью реализовано, и это превращение бессознательного в сознательное считалось наибольшим благом для человека.»

Заслуга Фрейда, мне кажется, в том, что он достаточно четко определил понятие «бессознательное», демистифицировал его.

Edited at 2008-11-27 08:03 pm (UTC)
olga_podolska
Nov. 27th, 2008 08:27 pm (UTC)
Уилбера люблю нежно, - но в данном случае он игнорирует очевидное: продавил в социуме роль бессознательного всё-таки Фрейд. Впрочем, я тоже неправа: он не "первым заговорил", а "первым настоял на своём" в этом разговоре, да. ;))))

Кстати, неизвестно, хорошо ли это: Хартман, судя по всему, мне был бы несравненно ближе. Убогая демистификация Фрейда мне никогда не нравилась - а сейчас уж и вовсе смешна. Такой уж он страшный невротик, этот Фрейд, куды бечь!

Но гений, при этом.

Диссонанс.
(no subject) - kapterev - Nov. 28th, 2008 09:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Nov. 28th, 2008 10:47 am (UTC) - Expand
call_me_ethel
Nov. 27th, 2008 08:04 pm (UTC)
спасибо, полезно и доходчиво. но копаться-то как не хочется... очень :)
olga_podolska
Nov. 27th, 2008 08:15 pm (UTC)
Пока можно не копаться - лучше не копаться!

Когда не копаться станет уже нельзя - ты первая об этом узнаешь. ;)
(no subject) - call_me_ethel - Nov. 27th, 2008 08:29 pm (UTC) - Expand
die_sage
Nov. 27th, 2008 09:41 pm (UTC)
Красивая и убедительная метафора!
Мне понравилось!!
olga_podolska
Nov. 27th, 2008 09:52 pm (UTC)
Спасибо! :)
(no subject) - die_sage - Nov. 27th, 2008 10:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Nov. 27th, 2008 10:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - die_sage - Nov. 27th, 2008 10:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Nov. 27th, 2008 11:08 pm (UTC) - Expand
dvornickus
Nov. 27th, 2008 10:14 pm (UTC)
Спасибо, очень интересно.
olga_podolska
Nov. 27th, 2008 10:36 pm (UTC)
:)
rouzi
Nov. 27th, 2008 11:24 pm (UTC)
Как раз сегодня думала про сопротивление.
Ты классно написала, спасибо!:)
А еще не могу не поделиться радостью - у меня завтра начинается очередная трехдневка программы по процессуалке)
olga_podolska
Nov. 27th, 2008 11:42 pm (UTC)
А какая тема? :)
(no subject) - rouzi - Nov. 27th, 2008 11:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Nov. 27th, 2008 11:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rouzi - Nov. 27th, 2008 11:53 pm (UTC) - Expand
tanselle
Nov. 28th, 2008 12:50 am (UTC)
Мой первых психотерапевт - ее направлением был психоанализ - говорила мне, когда я комплексовала, что не испытываю на сеансе сильных чувств: "не стоит делать операции без наркоза". То есть, получается, она поддерживала Ваш подход.
olga_podolska
Nov. 28th, 2008 08:03 am (UTC)
Ну, не зря говорят: нужно искать не модальность - нужно искать человека. ;)))
golox
Nov. 28th, 2008 05:35 am (UTC)
Очень хорошо написано! Мне тоже казалось, что классический подход не очень экологичен. Это как с телом - быстрого прогресса можно достичь через боль, но устойчивого развития - только деликатной работой.
olga_podolska
Nov. 28th, 2008 08:05 am (UTC)
Нам вот выше резонно подсказывают, что в умелых руках классический подход вполне экологичен, - как всегда, всё зависит от человека.
(no subject) - morskaya_swinka - Nov. 28th, 2008 08:07 am (UTC) - Expand
koolamesa
Nov. 28th, 2008 05:38 am (UTC)
Стырю, ладно?
olga_podolska
Nov. 28th, 2008 08:05 am (UTC)
Само собой! :)
morskaya_swinka
Nov. 28th, 2008 08:05 am (UTC)
Спасибо огромное-преогромное за статью!!!! Образно, понятно! У меня само собой сложилось такое же впечатление, когда я придя на тренинг психиатрический столкнулась со своей такой вот защитой и просто-таки была "раздавлена" обвинением в своем сопротивлении. Пришлось уйти и поискать другой, более человечный.
olga_podolska
Nov. 28th, 2008 08:09 am (UTC)
Да, я тоже встречала подобный подход, - и тоже предпочитаю более человечный. :)
(no subject) - alex_rua - Nov. 28th, 2008 08:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Nov. 28th, 2008 09:51 am (UTC) - Expand
в целом согласен - alex_rua - Nov. 28th, 2008 10:47 am (UTC) - Expand
Re: в целом согласен - olga_podolska - Nov. 28th, 2008 11:14 am (UTC) - Expand
lemurik
Nov. 28th, 2008 11:14 am (UTC)
интересная статья, познавательная:)

как думаете, почему у меня слезы на глазах навернулись и "комок" в горле появился на словах "...прикоснуться к чужой душе, согреться её теплом и своим поделиться...". Непонятно. Иногда бывает, когда всякие сентиментальности в фильмах показывают, тоже слезы наворачиваются. А тут ведь просто статья интересная, а такая реакция)))
olga_podolska
Nov. 28th, 2008 11:29 am (UTC)
Спасибо. :)

> как думаете, почему у меня слезы на глазах навернулись и "комок" в горле появился

Может быть, душевного тепла не хватает?...
Поробуйте "поговорить" с комком в горле самостоятельно, чтобы узнать, о чём он хочет вам сказать:
http://olga-podolska.livejournal.com/4514.html
lemurik
Nov. 28th, 2008 12:50 pm (UTC)
да, да, может быть и не хватает:)
Попробую поговорить по душам с ним, может поделится со мной чем-нибудь полезным. В какой обстановке лучше всего это делать?
olga_podolska
Nov. 29th, 2008 07:04 pm (UTC)
В безопасной. :)

Идеально - когда дома никого нет, кроме вас, и вы можете расположиться в достаточно большой комнате, где можно в случае необходимости даже швыряться чем-нибудь, плакать, прыгать, кричать и боксировать, если захочется - без оглядки на то, что вы заденете хрустальную вазу. :)
tpars
Nov. 28th, 2008 02:03 pm (UTC)
Понравилось. :)
olga_podolska
Nov. 29th, 2008 07:05 pm (UTC)
Это радует. :)
much_more
Nov. 28th, 2008 02:29 pm (UTC)
Благодарствую за столь доступное описание. Сделал ссылку у себя :)
olga_podolska
Nov. 29th, 2008 07:05 pm (UTC)
И вам спасибо за высокую оценку моего скромного труда. ;)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 72 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars