?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оказалось, Данте Алигьери уже о подробно рассказал о феноменологии кризиса среднего возраста целых 700 лет назад! По пунктам.




Данте Алигьери, «Божественная комедия», песнь «Ад»


Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.

Каков он был, о, как произнесу,
Тот дикий лес, дремучий и грозящий,
Чей давний ужас в памяти несу!



Здесь автор в аллегорической форме пишет о том, что середина жизни - время переоценки ценностей, которая нередко бывает сопряжена с тем, что прежняя картина жизни, простая и понятная, разрушается. А поскольку для образования новой картины жизни необходим новый редактор реальности, которого пока нет, - индивидуум нередко начинает испытывать генерализованную тревогу и страх: понятно, что старая картина неверна, но пока непонятно даже, чем. Всё очень запутанно.

Так горек он, что смерть едва ль не слаще.
Но, благо в нем обретши навсегда,
Скажу про все, что видел в этой чаще.

Не помню сам, как я вошел туда,
Настолько сон меня опутал ложью,
Когда я сбился с верного следа.


Кризис характеризуется тем, что затрагивает все сферы жизни, и в случае каких-либо осложнений почти всегда вызывает суицидальные мысли. В метафорической форме смена редактора реальности это и есть смерть - смерть старого взгляда на вещи, рождение нового. Единственный опыт изменения редактора реальности, доступный всем - это сон: реальность сна ощущается человеком совершенно по-другому, чем реальность бодрствования.

Но к холмному приблизившись подножью,
Которым замыкался этот дол,
Мне сжавший сердце ужасом и дрожью,

Я увидал, едва глаза возвел,
Что свет планеты, всюду путеводной,
Уже на плечи горные сошел.


Человек в кризисе с тревогой обнаруживает утрату прежних жизненных ориентиров, - и отсутствие новых.

Тогда вздохнула более свободной
И долгий страх превозмогла душа,
Измученная ночью безысходной.

И словно тот, кто, тяжело дыша,
На берег выйдя из пучины пенной,
Глядит назад, где волны бьют, страша,

Так и мой дух, бегущий и смятенный,
Вспять обернулся, озирая путь,
Всех уводящий к смерти предреченной.


Будущее в кризисе обычно крайне неопределено, и единственное, что доподлинно известно, - это то, что дальше так жить нельзя. Человек оказывается перед лицом печального озарения о том, что жизненный путь, которым он шёл, завел его в тупик, т.е. к смерти.

Когда я телу дал передохнуть,
Я вверх пошел, и мне была опора
В стопе, давившей на земную грудь.


В отчаянии человек нередко, отказавшись от всех прежних ценностей, принимает внутреннее решение "жить, как живется" и "идти, куда глаза глядят" - но и тут его подстерегают всякие аллегорические опасности:

И вот, внизу крутого косогора,
Проворная и вьющаяся рысь,
Вся в ярких пятнах пестрого узора.

Она, кружа, мне преграждала высь,
И я не раз на крутизне опасной
Возвратным следом помышлял спастись.


Кризис характеризуется тем, что случается как бы помимо воли человека, - и во все время его протекания его периодически посещают мысли о том, как хорошо было бы вернуть всё по-старому. То есть, внутренние верхи всё еще не хотят жить по-новому, несмотря на то, что низы явно не могут жить по-старому, и эта внутренняя революция может длиться неограниченно долго. Вернее, ограниченно: поскольку революционная ситуация жрет ресурсы со страшной силой, то время её протекания ограничено сверху их количеством. То есть, у человека в кризисе только два пути: либо умереть, либо пройти кризис "вперед".

Различные аллегорические опасности кризиса Данте описывает еще долго. Но вот, наконец, его герой встречает Вергилия, аллегорический образ зарождения нового редактора новой реальности: он явно многое уже о ней знает.

"Ты должен выбрать новую дорогу, -
Он отвечал мне, увидав мой страх, -
И к дикому не возвращаться логу;

Волчица, от которой ты в слезах,
Всех восходящих гонит, утесняя,
И убивает на своих путях;


Новый редактор реальности объясняет, что либо сдохнешь, либо вперед. Ну да, я об этом уже говорила; но это такая истина, которая туго доходит, ибо старый редактор реальности пока еще роднее. У Данте на метания около 60 строф ушло - при том, что вся песнь около сотни. Не так-то легко смириться с тем, что назад вернуться не выйдет! - особенно когда нифига непонятно, где тут считается "вперед".

И я тебе скажу в свою чреду:
Иди за мной, и в вечные селенья
Из этих мест тебя я приведу,

И ты услышишь вопли исступленья
И древних духов, бедствующих там,
О новой смерти тщетные моленья;

Потом увидишь тех, кто чужд скорбям
Среди огня, в надежде приобщиться
Когда-нибудь к блаженным племенам.


Выход из кризиса - это всегда переход в новое измерение: как будто человек открывает для себя объем и переходит на новый редактор реальности, отказываясь от старого, приспособленного только для работы с плоскостью. И, разумеется, в этом новом измерении опять можно обнаружить дуальность двух направлений - например, верх и низ.

Но если выше ты захочешь взвиться,
Тебя душа достойнейшая ждет:
С ней ты пойдешь, а мы должны проститься;

Царь горних высей, возбраняя вход
В свой город мне, врагу его устава,
Тех не впускает, кто со мной идет.

Он всюду царь, но там его держава;
Там град его, и там его престол;
Блажен, кому открыта эта слава!"


Вергилий предупреждает, что это измерение - не последнее; но с новым измерением опять всё будет непонятно, и даже новоприобретенный редактор реальности там уже опять не поможет. С точки зрения современной психологии я бы сказала, что предупреждение здесь о духовном кризисе, - но Вергилий останавливается только на "блажен", не упоминая сопутствующих ужасов.

"О мой поэт, - ему я речь повел, -
Молю Творцом, чьей правды ты не ведал:
Чтоб я от зла и гибели ушел,

Яви мне путь, о коем ты поведал,
Дай врат Петровых мне увидеть свет
И тех, кто душу вечной муке предал".

Он двинулся, и я ему вослед.


Buy for 400 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 32 comments — Leave a comment )
akurlovich
May. 3rd, 2013 08:36 am (UTC)
Если вместо принятия реальности баловаться её "редакторами", кризисы будут два раза в год, с сезонными обострениями :)
urobor
May. 4th, 2013 09:09 am (UTC)
По-моему, тут смотря что понимать под "редактором". У человека в любом случает есть какой-то "редактор" реальности, или "очки", через которые он эту реальность воспринимает. "Сырая" реальность очень тяжела для восприятия, психика в любом случае ее каким-то образом "причесывает" - сознает это человек или нет.

Так что тут мне приходит на ум аналогия с подбором очков :)
Удачно человек подобрал очки - видит релаьность лучше и живет эффективнее. Подобрал неудачно - будет все время спотыкаться и испытывать дискомфорт. Но жизнь идет и человек меняется, часто со времемем те очки, что идеально подходили 10 лет назад, уже совершенно не помогают сейчас.

Вот кризис это как раз время подобрать "более удобные" очки :)
(no subject) - akurlovich - May. 4th, 2013 01:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - phoienix - May. 4th, 2013 12:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - akurlovich - May. 4th, 2013 01:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - phoienix - May. 4th, 2013 01:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - akurlovich - May. 4th, 2013 05:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - phoienix - May. 4th, 2013 05:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - akurlovich - May. 4th, 2013 06:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - verjuice4 - May. 3rd, 2013 08:51 am (UTC) - Expand
urobor
May. 4th, 2013 09:03 am (UTC)
Мне кажется, талантливость человека тут не играет большой роли.
Тяжесть течения кризиса, насколько я могу судить, больше зависит от того сколько нерешенныйх проблем осталось у человека с момента предыдущих кризисов. Кризис СВ он не единственный в жизни человека! Кризис это время решать накопившиеся душевные проблемы и несоотвествия внутренеей жизни и внешней - и в каждом возрасте эти пробелмы свои.

Я насколько я вижу и могу судить по личному опыту, человек может либо "решить заранее" проблемы, характерные для очередного возрастного кризиса, либо их "отложить на потом" (если он попросту еще "не дорос" до того, чтобы над ними всерьез задуматься). В этом случае кризис может протекать безболезненно и практически незаметно. Ну правда в случае с "отложенными" проблемами, они потом вернутся лет через 7-10 в период очередного кризиса и тогда кризис будет так сказать переживаться "в двойном размере".

Опять же, я думаю, личная установка и темперамент очень влияют. Экстраверты - чаще ищут выход во внешнем мире: меняют семью, профессию, место проживания. Интроверты - большее закапываются в свой внутренний мир.

Просто талантливые и возвышенные люди и кризисы свои переживаю возвышенно и креативно (пишут поэмы, романы, картины, снимают фильмы с опечтаком своих проблем), а более тупые люди - и переживают тупо (алкоголь, наркотики, конфликты с окружающими). Хотя шансов погибнуть хватает и у тех, и у других...
(no subject) - verjuice4 - May. 4th, 2013 09:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - phoienix - May. 4th, 2013 02:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - akurlovich - May. 4th, 2013 01:34 pm (UTC) - Expand
elly_2005
May. 3rd, 2013 08:55 am (UTC)
Оля, а знаешь какой меня вопрос интересует в связи с рифмованными строчками?
Вот можно ли по свежим стихам - которые сами вдруг в башку пришли - докопаться до своего актуального внутреннего конфликта?

( я разумею - ведь игра строчками, она ж почти всегда в измененном состоянии сознания - но довольно честная....а потом, часа через 3, какую нибудь инфу выловить можно для себя-любимой?)
evgeniy_efremov
May. 3rd, 2013 07:20 pm (UTC)

Играючи копнут посланцы Фрейда!

И накопают...
(no subject) - urobor - May. 4th, 2013 08:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - elly_2005 - May. 4th, 2013 09:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - urobor - May. 4th, 2013 09:10 am (UTC) - Expand
bratbartolo
May. 3rd, 2013 09:39 am (UTC)
Спасибо, давно мои глаза не видели строк Данте! В них можно очень многое увидеть, стоит только заострить вопрос, дать мотивацию по конкретному поводу. Я, к сожалению, сколько ни брался с решимостью, до конца так его и не дочитывал, в изнемозжении останавливался еще не дойдя до "Рая". Но манят опять эти рукотворные потемки. Для меня не интересен даже смысл этих построений, интересна сама внешняя картина, сам темный воздух. Иногда что - то выделит глаз, какой - то прояснившийся "узел" - вчитаешься... Вот и нынешнее Ваше толкование. Чтожь, интересно, завидую Вам что "вцепились". Эти "пространства" Данте, эти "потемки" очень родные, находясь "сбоку" повествования, в них нестрашно. Впервые увиденные фотографии дальних участков Вселенной, снятые "Хабблом", (увидеть которые невозможно без сильнейшего усиления сигнала) навеяли такую же "уютность"...
urobor
May. 4th, 2013 08:36 am (UTC)
Кстати, а Вам не приходила в голову такая мысль, что эти "рукотворные потемки" - всего лишь отражение "нерукотворных" потемков коллективного бессознательного?!
Просто Данте пропустил их через себя и записал их видение в своем ключе, но, я думаю, любой человек любой эпохи может в них увидеть отблеск и чего-то своего тоже...
(no subject) - bratbartolo - May. 4th, 2013 10:36 am (UTC) - Expand
али исламов
May. 3rd, 2013 10:06 am (UTC)
Интересное осмысление..
tubilets
May. 3rd, 2013 10:10 am (UTC)
а дальше? ещё много непокрытого текста осталось! есть над чем работать что анализировать!
urobor
May. 4th, 2013 08:33 am (UTC)
О да! Средневековые поэмы и романы - просто кладезь архетипического содержания!
Я недавно читал детальный разбор мифа о "Парсифале" одним юнгианским аналитиком. Так там вообще целая гроздь мужских возрастных проблем и кризисов (от юности и до второй половины жизни), а также намеки и подсказки - как с ними бороться)
(Deleted comment)
malenykaya_ya
May. 3rd, 2013 10:49 pm (UTC)
Вы только посмотрите на него. Он и в Данте видит лишь повод власть поругать. Это ли не поехавшая крыша?
(no subject) - urobor - May. 4th, 2013 08:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - malenykaya_ya - May. 4th, 2013 11:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - May. 4th, 2013 08:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - malenykaya_ya - May. 4th, 2013 08:13 pm (UTC) - Expand
urobor
May. 4th, 2013 09:19 am (UTC)
Данте было что рассказать о кризисе СЖ
А знаете, я после Вашего поста специально полез перечитать биографию Данте Алигьери)
Думаю да, ему действительно было что рассказать о кризисе СЖ!)

Наразделенная юношеская любовь, а потом брак по рассчету и настоянию родственников... В районе 35-36 лет его избирают на очень высокую должность. Но потом в 37 лет - снимают и изгоняют из родной Флоренции до конца дней. Так что, думаю, потенциальных психлогических проблем у него, которые могли проявиться в тот самый период жизни (35+), было хоть отбавляй.

В то время, когда он воспевал Беатриче в своих поэмах, он жил в изгнании, вдалеке от своей реальной законной супруги (вот той самой, которая "по рассчету и настоянию родственников"), и с которой он за долгие годы изгнания, судя по всему, не очень-то и стремился общаться.

Так что мне кажется, ему было что рассказать из личного к ризисе СЖ :)
akuramazda
May. 4th, 2013 12:43 pm (UTC)
Очень интересная вариация кризиса. Но внутренние ощущения были такими же как описал Данте и даже внешне изменилась, какая-то скорбь в лице появилась, как -будто радоваться больше нечему в жизни. И так больше жить нельзя -в голове отчетливо стало стучаться. А я думала, что это я такая ку-ку, кого ни спросишь из приятельниц - у всех все гармонично!
( 32 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars