Ольга Подольская (olga_podolska) wrote,
Ольга Подольская
olga_podolska

Category:

Что делает психолог?

- Ну, вот пойдёт она к специалисту -- И ЧО? Не сделает же он её взрослой, счастливой, здоровой и любящей своего ребёнка так, как ей кажется правильным его любить? В чём состоит профессиональная помощь в данном конкретном случае?



Итак, этапы профессиональной помощи для последнего письма "Прошу анализа!"
Заодно это и ответ на вопрос о том, что же могут сделать близкие, а чего не могут.

1. Нормализация

Раз уж у нас тема сезона про кризисы - будем рассматривать случай с точки зрения кризисной психологии. Очевидно, что случай является разновидностью ситуативного кризиса (связанного с рождением ребенка), который приобрел патологическое течение, то есть, довольно далек от нормы. В патологических кризисах человек считает свой случай уникальным, невыносимым и генерализованным: раз у меня что-то пошло очевидно не так - значит, я сам не такой, плохой. Выхода нет!

Упрощенно формула нормализации звучит как "это нормальная реакция в создавшихся ненормальных обстоятельствах". Помните, что больше всего автора письма волновало? Что она плохая мать, оттого что её временами раздражает ребенок! Неуклюжим словом "нормализация" в кризисной психологии называется, по сути, то, что я делала в комментариях к письму. В данном случае - информация о том, что испытывать какие бы то ни было чувства - нормально, что нужно заботиться об удовлетворении своих потребностей, и это не делает тебя всю плохой.

Разумеется, эту задачу теоретически могут и должны скорее выполнять близкие, а не психолог. Я говорю "теоретически" потому, что на практике именно эти самые близкие довольно часто весь этот мусор в башке и поддерживают. Так что уже на этом этапе, в общем, без вариантов...

2. Анализ социального функционирования

По сути, это тоже не то, чтобы чисто психологическая задача. Очевидно: для успешного функционирования матери нужно нормально питаться, спать восемь часов в день, из которых не менее четырех - без перерывов, и иметь какое-то время для себя, хотя бы несколько часов в неделю. Не нужно быть психологом для того, чтобы это сообразить, и предложить свою помощь. Даже если близкие не предложили сами - можно попросить помощи и как-то с ними договориться.

Но в письме ничего не звучит ни о родителях молодой матери, ни о свекрах, да и образ мужа вызывает серьёзные сомнения своей незапятнанной белопушистостью. То есть, вероятность того, что в социальном функционировании тоже есть потенциал для улучшения ситуации, близится к 100%, но нужна помощь по планированию - как поговорить с мужем, как договориться о помощи с родственниками, что делегировать няне, соседке, подруге и т.п. В том, как именно окружающие помогают, обычно довольно велика роль того, кто и как просит эту самую помощь.



3. Коррекция реалистичности ожиданий

Молодые матери нередко ожидают от себя, а также близких и собственно ребенка невозможного: ребенок должен быть таким, чтоб непрестанно радовать, близкие если уж помогают - то до полного отказа от своих интересов, а сама мать не имеет права уставать или раздражаться, а только беспрерывно заниматься развитием ребенка 24 часа без перерыва. Опупеешь тут, конечно.

Тут возможности близких заключаются в конфронтации с нереалистичностью ожиданий, настойчивом информировании о наличии психологов, и помощи в поиске подходящего специалиста. Потому что все бытовые разговоры на подобные темы чаще всего упираются во что-то типа "Я понимаю, что это невозможно, но не могу же я не сделать этого для своей малышки!" - при этом, разумеется, фактически таки и не делает, поскольку оно же невозможное. Но требует от себя. Тут, собственно, необходим возврат к логике и объяснение на уровне здравого смысла, что, например, живая и вменяемая мать + няня на два часа в день для ребенка несравненно лучше, чем отсутствие няни и мать, слетевшая с катушек, а то и вовсе помершая во цвете лет.

В идеале на этом этапе наконец-то должен быть сформирован конструктивный запрос психологу: например, где найти в себе силы всё же нанять няню, когда вся душа скручивается в жгутик от одного представления о том, что мою кровиночку, моё сладкое солнышко будут трогать чужие руки?! Теоретически, с формированием этого запроса опять-таки всё ещё могут помочь близкие люди. И вот на этом их роль заканчивается, дальше уже, наконец, начинается специфическая работа специалиста.

4. Поиск ресурсного состояния для выполнения запроса

Если требуется в двух словах ответить, что делают у психолога, я обычно отвечаю - изучают себя. Психолог ничего в чужой внутренний мир не приносит - но он знает, где клиент может найти свои собственные ресурсы; нередко те, о существовании которых у себя раньше даже не догадывался. Словами описать происходящее довольно сложно, поскольку работа заключается в доступе к невербальному бессознательному. Здесь многое зависит от модальности, в которой работает специалист. Обобщенно говоря, психолог предлагает делать странное: искать какие-то движения тела для передачи чувств, рисовать рисунки с неясными заданиями типа "нарисуйте своё состояние", рассматривать бессмысленные наборы букв в таблицах, писать сказки, прислушиваться к ощущениям и развивать их определенным образом, или воображать себя различными предметами, местами или явлениями, - и на собственном опыте в результате получать новые, нередко почти незнакомые эмоциональные состояния.

Результатом этой работы должно стать изменение состояния в русле предъявленного запроса. Это краткосрочная психотерапия. Цель - примирение взрослой логической части клиента с его же эмоциональной: по сути, это выход из плоскости кризиса в новое измерение. Внутренний конфликт между реалистичным "разумно было бы сделать так" (реалистичным! я подчеркиваю!) и эмоциональным "но я же не могу на это пойтить" решается не с помощью сакраментально-бытового заклинания: "Что значит не могу? А ты возьми и пойди" - а с помощью совместного поиска эмоциональных ресурсов: а какое именно мне нужно состояние, чтобы я смогла?



5. Диагностика личностной деформации

Кто внимательно изучил табличку эпигенетической периодизации по Эриксону, может вспомнить, что возрастной кризис, результатом которого является формирование либо инициативности, либо чувства вины, относится к 5-6 годам. В предложенном нам письме отчетливо видно преобладание патологического чувства вины - что как бы намекает нам, что третий возрастной кризис не пройден нормативным путем. То есть, во время взросления встретились какие-то травмы, какие-то ресурсы недополучены молодой матерью ещё от своих от родителей, инициативность не сформировалась должным образом. Возникла личностная деформация, которая уже сказалась, и может сказываться дальше, в других ситуациях. Надо корректировать.

Дальше начинаются раскопки: каких ресурсов не хватило, как они выглядят, как ощущаются, и как научиться привносить их в жизнь. Инициативность - это номинализация, нечто неконкретное; как она ощущается данным конкретным человеком? То есть, начинается глубинная психотерапия, долгосрочная. В результате дожны быть получены ответы на вопросы:
1. Как распознавать эти ресурсы?
2. Как позволить себе их получить?
3. Какие ограничения у этих ресурсов?
4. Как их экологично использовать?


6. Коррекция травматического опыта

Иногда это называют "перепроживанием травмы" - эта работа построена на явлении консолидации памяти: когда ресурсы уже найдены, требуется, образно говоря, убрать шрамы, возникшие с тех времен, когда приходилось жить без этих ресурсов и беззащитно ушибаться раз за разом об этот жестокий мир. Эта работа тоже выглядит странновато для стороннего наблюдателя, поскольку опять используются разные специфические техники, но общее в них - то, что человек в своей фантазии возвращается в прошлое и что-то там делает, обеспечивая себе "эффект бабочки".

Благодаря этому снижается психическое напряжение, психологические защиты становятся более зрелыми, и субъективный уровень счастья и удовлетворенности жизнью повышается довольно сильно. Однако, последние три пункта - это преимущественно область действий специалистов, обычно таких специалистов называют "психотерапевт" или "практический психолог", обычный психолог (школьный, скажем) тут не подойдет: здесь недостаточно просто здравого смысла, и даже просто знаний по психологии недостаточно, нужны специальные техники работы, позволяющие осуществить доступ в бессознательное. В первых трёх пунктах существенную помощь могут оказать и близкие.

Так что, возвращаясь к заданному вопросу, при отсутствии органических поражений и психотических нарушений психотерапия может "сделать её взрослой, счастливой, здоровой и любящей своего ребёнка так, как ей кажется правильным его любить" - если она этого сама захочет, вестимо. Адаптивные возможности психики достаточно велики.

- Сколько психологов нужно, чтобы заменить лампочку?
- Один. Но лампочка сама должна хотеть меняться!


Ну, вот. Я ответила на ваш вопрос, теперь вы ответьте на мой.
А вы как себе профессиональную помощь психолога представляли?

Tags: выбор психолога, кризис, ответственность
Subscribe
Buy for 400 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 218 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →