?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Что делает психолог?

- Ну, вот пойдёт она к специалисту -- И ЧО? Не сделает же он её взрослой, счастливой, здоровой и любящей своего ребёнка так, как ей кажется правильным его любить? В чём состоит профессиональная помощь в данном конкретном случае?



Итак, этапы профессиональной помощи для последнего письма "Прошу анализа!"
Заодно это и ответ на вопрос о том, что же могут сделать близкие, а чего не могут.

1. Нормализация

Раз уж у нас тема сезона про кризисы - будем рассматривать случай с точки зрения кризисной психологии. Очевидно, что случай является разновидностью ситуативного кризиса (связанного с рождением ребенка), который приобрел патологическое течение, то есть, довольно далек от нормы. В патологических кризисах человек считает свой случай уникальным, невыносимым и генерализованным: раз у меня что-то пошло очевидно не так - значит, я сам не такой, плохой. Выхода нет!

Упрощенно формула нормализации звучит как "это нормальная реакция в создавшихся ненормальных обстоятельствах". Помните, что больше всего автора письма волновало? Что она плохая мать, оттого что её временами раздражает ребенок! Неуклюжим словом "нормализация" в кризисной психологии называется, по сути, то, что я делала в комментариях к письму. В данном случае - информация о том, что испытывать какие бы то ни было чувства - нормально, что нужно заботиться об удовлетворении своих потребностей, и это не делает тебя всю плохой.

Разумеется, эту задачу теоретически могут и должны скорее выполнять близкие, а не психолог. Я говорю "теоретически" потому, что на практике именно эти самые близкие довольно часто весь этот мусор в башке и поддерживают. Так что уже на этом этапе, в общем, без вариантов...

2. Анализ социального функционирования

По сути, это тоже не то, чтобы чисто психологическая задача. Очевидно: для успешного функционирования матери нужно нормально питаться, спать восемь часов в день, из которых не менее четырех - без перерывов, и иметь какое-то время для себя, хотя бы несколько часов в неделю. Не нужно быть психологом для того, чтобы это сообразить, и предложить свою помощь. Даже если близкие не предложили сами - можно попросить помощи и как-то с ними договориться.

Но в письме ничего не звучит ни о родителях молодой матери, ни о свекрах, да и образ мужа вызывает серьёзные сомнения своей незапятнанной белопушистостью. То есть, вероятность того, что в социальном функционировании тоже есть потенциал для улучшения ситуации, близится к 100%, но нужна помощь по планированию - как поговорить с мужем, как договориться о помощи с родственниками, что делегировать няне, соседке, подруге и т.п. В том, как именно окружающие помогают, обычно довольно велика роль того, кто и как просит эту самую помощь.



3. Коррекция реалистичности ожиданий

Молодые матери нередко ожидают от себя, а также близких и собственно ребенка невозможного: ребенок должен быть таким, чтоб непрестанно радовать, близкие если уж помогают - то до полного отказа от своих интересов, а сама мать не имеет права уставать или раздражаться, а только беспрерывно заниматься развитием ребенка 24 часа без перерыва. Опупеешь тут, конечно.

Тут возможности близких заключаются в конфронтации с нереалистичностью ожиданий, настойчивом информировании о наличии психологов, и помощи в поиске подходящего специалиста. Потому что все бытовые разговоры на подобные темы чаще всего упираются во что-то типа "Я понимаю, что это невозможно, но не могу же я не сделать этого для своей малышки!" - при этом, разумеется, фактически таки и не делает, поскольку оно же невозможное. Но требует от себя. Тут, собственно, необходим возврат к логике и объяснение на уровне здравого смысла, что, например, живая и вменяемая мать + няня на два часа в день для ребенка несравненно лучше, чем отсутствие няни и мать, слетевшая с катушек, а то и вовсе помершая во цвете лет.

В идеале на этом этапе наконец-то должен быть сформирован конструктивный запрос психологу: например, где найти в себе силы всё же нанять няню, когда вся душа скручивается в жгутик от одного представления о том, что мою кровиночку, моё сладкое солнышко будут трогать чужие руки?! Теоретически, с формированием этого запроса опять-таки всё ещё могут помочь близкие люди. И вот на этом их роль заканчивается, дальше уже, наконец, начинается специфическая работа специалиста.

4. Поиск ресурсного состояния для выполнения запроса

Если требуется в двух словах ответить, что делают у психолога, я обычно отвечаю - изучают себя. Психолог ничего в чужой внутренний мир не приносит - но он знает, где клиент может найти свои собственные ресурсы; нередко те, о существовании которых у себя раньше даже не догадывался. Словами описать происходящее довольно сложно, поскольку работа заключается в доступе к невербальному бессознательному. Здесь многое зависит от модальности, в которой работает специалист. Обобщенно говоря, психолог предлагает делать странное: искать какие-то движения тела для передачи чувств, рисовать рисунки с неясными заданиями типа "нарисуйте своё состояние", рассматривать бессмысленные наборы букв в таблицах, писать сказки, прислушиваться к ощущениям и развивать их определенным образом, или воображать себя различными предметами, местами или явлениями, - и на собственном опыте в результате получать новые, нередко почти незнакомые эмоциональные состояния.

Результатом этой работы должно стать изменение состояния в русле предъявленного запроса. Это краткосрочная психотерапия. Цель - примирение взрослой логической части клиента с его же эмоциональной: по сути, это выход из плоскости кризиса в новое измерение. Внутренний конфликт между реалистичным "разумно было бы сделать так" (реалистичным! я подчеркиваю!) и эмоциональным "но я же не могу на это пойтить" решается не с помощью сакраментально-бытового заклинания: "Что значит не могу? А ты возьми и пойди" - а с помощью совместного поиска эмоциональных ресурсов: а какое именно мне нужно состояние, чтобы я смогла?



5. Диагностика личностной деформации

Кто внимательно изучил табличку эпигенетической периодизации по Эриксону, может вспомнить, что возрастной кризис, результатом которого является формирование либо инициативности, либо чувства вины, относится к 5-6 годам. В предложенном нам письме отчетливо видно преобладание патологического чувства вины - что как бы намекает нам, что третий возрастной кризис не пройден нормативным путем. То есть, во время взросления встретились какие-то травмы, какие-то ресурсы недополучены молодой матерью ещё от своих от родителей, инициативность не сформировалась должным образом. Возникла личностная деформация, которая уже сказалась, и может сказываться дальше, в других ситуациях. Надо корректировать.

Дальше начинаются раскопки: каких ресурсов не хватило, как они выглядят, как ощущаются, и как научиться привносить их в жизнь. Инициативность - это номинализация, нечто неконкретное; как она ощущается данным конкретным человеком? То есть, начинается глубинная психотерапия, долгосрочная. В результате дожны быть получены ответы на вопросы:
1. Как распознавать эти ресурсы?
2. Как позволить себе их получить?
3. Какие ограничения у этих ресурсов?
4. Как их экологично использовать?


6. Коррекция травматического опыта

Иногда это называют "перепроживанием травмы" - эта работа построена на явлении консолидации памяти: когда ресурсы уже найдены, требуется, образно говоря, убрать шрамы, возникшие с тех времен, когда приходилось жить без этих ресурсов и беззащитно ушибаться раз за разом об этот жестокий мир. Эта работа тоже выглядит странновато для стороннего наблюдателя, поскольку опять используются разные специфические техники, но общее в них - то, что человек в своей фантазии возвращается в прошлое и что-то там делает, обеспечивая себе "эффект бабочки".

Благодаря этому снижается психическое напряжение, психологические защиты становятся более зрелыми, и субъективный уровень счастья и удовлетворенности жизнью повышается довольно сильно. Однако, последние три пункта - это преимущественно область действий специалистов, обычно таких специалистов называют "психотерапевт" или "практический психолог", обычный психолог (школьный, скажем) тут не подойдет: здесь недостаточно просто здравого смысла, и даже просто знаний по психологии недостаточно, нужны специальные техники работы, позволяющие осуществить доступ в бессознательное. В первых трёх пунктах существенную помощь могут оказать и близкие.

Так что, возвращаясь к заданному вопросу, при отсутствии органических поражений и психотических нарушений психотерапия может "сделать её взрослой, счастливой, здоровой и любящей своего ребёнка так, как ей кажется правильным его любить" - если она этого сама захочет, вестимо. Адаптивные возможности психики достаточно велики.

- Сколько психологов нужно, чтобы заменить лампочку?
- Один. Но лампочка сама должна хотеть меняться!


Ну, вот. Я ответила на ваш вопрос, теперь вы ответьте на мой.
А вы как себе профессиональную помощь психолога представляли?

Buy for 400 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 218 comments — Leave a comment )
Page 1 of 4
<<[1] [2] [3] [4] >>
elly_2005
May. 19th, 2013 01:05 pm (UTC)
Я столкнулась с тем - что в "море психологов" есть "утлые лодочки" и большие красивые яхты. ( а есть просто - дырявые лодки, ага(*улыбка).
Мне было довольно трудно объяснить одному психологу - что мне надо рисовать схемы, своей рукой. Фломастерами. Я так лучше понимаю новое (зато накрепко).
olga_podolska
May. 19th, 2013 01:14 pm (UTC)
Это да. Утлые лодки есть в любой профессии, тут психологи ничем особенным не выделяются - кроме того, что "плохой психолог" это как-то гораздо больше задевает, чем "плохой продавец", скажем.

Разумеется, я писала о хороших. :)))
(no subject) - elly_2005 - May. 19th, 2013 01:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - May. 19th, 2013 01:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - _pg_ - May. 19th, 2013 02:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - May. 19th, 2013 02:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - _pg_ - May. 20th, 2013 06:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - sever_jug - May. 20th, 2013 02:21 pm (UTC) - Expand
lat_elenka
May. 19th, 2013 01:06 pm (UTC)
ну, еще, наверное, формирование новых взглядов, установок и отработка действий по новым,конструктивным, алгоритмам. На тренингах особенно.
olga_podolska
May. 19th, 2013 01:16 pm (UTC)
Да, само собой, это у меня в пп.4-5 вошло.
До уровня алгоритмов я решила не мельчить, а то бы я этот пост никогда не закончила. :)
(no subject) - lat_elenka - May. 19th, 2013 01:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - May. 19th, 2013 01:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lat_elenka - May. 19th, 2013 01:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lat_elenka - May. 19th, 2013 01:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - May. 19th, 2013 01:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lat_elenka - May. 20th, 2013 09:36 am (UTC) - Expand
lat_elenka
May. 19th, 2013 01:07 pm (UTC)
ах да, еще иногда человеку нужно, очень нужно выговориться, чтобы внимательно участливо выслушали. Это тоже нужная миссия..
borman_b
May. 19th, 2013 01:08 pm (UTC)
увы не в традициях большинства наших к психологу идти...скоре к друзьям с бутылкой-так привычнее...

Edited at 2013-05-19 01:09 pm (UTC)
olga_podolska
May. 19th, 2013 01:18 pm (UTC)
Оттого и смертность такая...

Некоторые традиции пора менять! :)
(no subject) - dottedmaggie - May. 19th, 2013 07:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - leeharveyoslik - May. 20th, 2013 09:09 am (UTC) - Expand
lukilukii
May. 19th, 2013 01:12 pm (UTC)
Не знаю. Давно не общался с пихологами, но в проблеме с дочерью они очень даже смогли помочь.Правда это отдельная история и в двух словах не рассказать. КОроче они могут помочь
olga_podolska
May. 19th, 2013 01:19 pm (UTC)
Ясно, спасибо.
sisj
May. 19th, 2013 01:13 pm (UTC)
А я сам себе психолог, с 18 лет помогаю друзьям и себе. Профессиональным не доверяюсь.....
olga_podolska
May. 19th, 2013 01:18 pm (UTC)
Ого. :) А почему?
maestro_747
May. 19th, 2013 01:16 pm (UTC)
Молодой матери в подобных ситуациях необходимо объяснить,что материнство не должно быть героическим самопожертвованием,если маме плохо,то и ребенку тоже.При этом психолог должен учитывать интеллектуальный уровень молодой матери,чтобы подобрать аргументы,которые она поймет,и учесть возможные гормональные дисбалансы ее организма.В некоторых случаях необходимо направить на консультацию к эндокринологу.
olga_podolska
May. 19th, 2013 01:21 pm (UTC)
Тут полностью согласна. :)

(Deleted comment)
olga_podolska
May. 19th, 2013 01:23 pm (UTC)
Кстати, лечат. :)

В смысле - одной из задач квалифицированного психолога является умение снять зависимость клиента. Ну, чтоб по поводу цвета трусов не бегал советоваться. А то ж это опупеть можно.
(Deleted comment)
(no subject) - emily_entropy - May. 19th, 2013 01:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - May. 19th, 2013 02:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - emily_entropy - May. 19th, 2013 02:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - May. 19th, 2013 01:51 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - olga_podolska - May. 19th, 2013 02:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - anariel_rowen - May. 19th, 2013 07:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - anariel_rowen - May. 19th, 2013 01:51 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - anariel_rowen - May. 19th, 2013 07:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - xena_remi - May. 20th, 2013 09:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - anariel_rowen - May. 20th, 2013 10:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - xena_remi - May. 21st, 2013 11:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - anariel_rowen - May. 21st, 2013 07:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - krutova - May. 21st, 2013 07:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - anariel_rowen - May. 21st, 2013 07:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mimafi - May. 20th, 2013 07:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - anariel_rowen - May. 20th, 2013 09:36 am (UTC) - Expand
laulento
May. 19th, 2013 01:20 pm (UTC)
я даже не знаю - чем они занимаются. Возможно и правда помогают.
sva_lana
May. 19th, 2013 01:22 pm (UTC)
Я давно и тесно общаюсь с психологами и психотерапевтами))
olga_podolska
May. 19th, 2013 01:24 pm (UTC)
И как? ;)
(no subject) - sva_lana - May. 19th, 2013 01:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - May. 19th, 2013 01:52 pm (UTC) - Expand
livejournal
May. 19th, 2013 01:22 pm (UTC)
Что делает психолог?
Пользователь johnmaverick сослался на вашу запись в записи «Что делает психолог?» в контексте: [...] Оригинал взят у в Что делает психолог? [...]
nasse
May. 19th, 2013 01:42 pm (UTC)
Очень интересно ваше мнение. На иллюстрации к п.4 спутанное превращается в распутанное или наоборот? :) Кто из изображенных - терапевт, а кто - клиент?
olga_podolska
May. 19th, 2013 01:54 pm (UTC)
"Из двух людей в кабинете психолога хотя бы один должен ориентироваться в том, что между ними происходит.
Желательно, чтобы это был психолог."
(с)
из какого-то обучающего мануала по психологии, написанного с юмором и огоньком :)
(no subject) - nasse - May. 19th, 2013 02:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - May. 19th, 2013 02:33 pm (UTC) - Expand
nnatalia257
May. 19th, 2013 01:53 pm (UTC)
Я в психологи хочу, пусть меня научат, привет, хорошего настроения!
(Deleted comment)
olga_podolska
May. 19th, 2013 01:57 pm (UTC)
Re: Вы согласны что следует насильственно лишать престу
Это что?
(Deleted comment)
(no subject) - olga_podolska - May. 19th, 2013 02:03 pm (UTC) - Expand
tigra_irbis
May. 19th, 2013 01:53 pm (UTC)
я всегда с большим скепсисом относилась к психологам, потому что мне неясно, каким образом человек, который видит меня впервые в жизни, может знать обо мне что-то такое, чего я не знаю сама?
то есть схема работы психолога мне понятна, но ее эффективность вызывает большое сомнение
olga_podolska
May. 19th, 2013 02:00 pm (UTC)
А необязательно знать о вас что-то, чего не знаете о себе вы. :)

Это как в сказке про репку: мышка не самая сильная, и вряд ли больше дедки знает о репках... Но без её помощи у дедки репку вытащить не получалось.

Психологи же и сами проходят личную терапию - и это не потому, что чего-то о себе не знают (хотя и так тоже бывает), а главным образом потому, что искать свои ресурсные состояния лучше с проводником. В одиночку не то совсем.
(no subject) - tigra_irbis - May. 19th, 2013 02:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - May. 19th, 2013 02:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tigra_irbis - May. 19th, 2013 02:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - May. 19th, 2013 02:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tigra_irbis - May. 19th, 2013 02:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - May. 19th, 2013 03:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tigra_irbis - May. 19th, 2013 03:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - May. 19th, 2013 03:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tigra_irbis - May. 19th, 2013 03:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - May. 19th, 2013 03:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tigra_irbis - May. 19th, 2013 03:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - parus28 - May. 19th, 2013 04:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tigra_irbis - May. 19th, 2013 04:50 pm (UTC) - Expand
Page 1 of 4
<<[1] [2] [3] [4] >>
( 218 comments — Leave a comment )

Latest Month

March 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars