?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Итак, дано: мужчина, глава семьи, отец двоих малышей (4 и 1,7 года) и, смею надеяться, неплохой муж. Почти 30 лет, высшее образование, работа хорошая, на жизнь хватает, жильем обеспечен. Машины нет и не хочу, есть велосипед.
Здоровье не ахти, но это с детства. Курить бросил. Практически не пью. Из излишеств предпочитаю сладенькое, что заметно. Вообще, с правильным питанием проблемы, полнею. Стандартный набор, в общем-то.



А дальше кризис среднего возраста какой-то, хотя и рановато. Тоска по упущенным возможностям (не всегда сам понимаю, каким именно), недовольство не так прожитой жизнью и поиски правильного пути накладываются на депрессивные приступы, раздражительность, взрывы гнева, неуверенность в себе и неврозы.

Плюс какой-то хронический недосып — спать хочу, а не сплю полночи. Правда, это единственное время, когда я могу спокойно почитать книжку, но ведь не читаю же, туплю в интернете и занимаюсь всякой чушью, а потом страдаю о бесцельно потраченном времени. И усталость. Прямо таки свинцовая усталость. С утра встаешь — как будто мешки тягал ночью, даже если и выспался более-менее. С работы прихожу измочаленный, хотя сейчас время тихое, не напряжное. Более-менее прихожу в себя ко времени укладываться спать. И не сплю.

От домашних обязанностей не убегаю, с детьми сижу охотно, частенько. Тут достаточно автономен. На диване вечером не валяюсь. Футбол не люблю. В "танчики" не играю. С друзьями "на пиво" не хожу, нет потребности. Проблем в общении нет, я общителен, с юмором дружу, хотя время от времени юмор "чернеет", но в рамках приличия. Выходные дома.

И чего же мне не хватает?
А много чего.

Раньше по работе я много ездил в командировки. Это дело я любил. Теперь увы, и новых впечатлений не хватает. К родителям в другой город съездить — уже событие. Но это не главное.

Мне очень хочется написать книжку. С детства что-то карябаю, пишу. Графомань, конечно, но хочется сделать нормальный коммерческий проект и хоть как-то продать. Есть несколько проектов, но в наличии не меньше оправданий.

Жуткая нехватка времени. Тут либо мне просыпаться с утра пораньше, либо не спать по ночам. Хотя и так не сплю.

Меня просто перемыкает в самом начале работы. Через силу и горящие сроки, в диком цейтноте и нервах. Так частенько случается и на работе. Жуткое тупление в начале, дикая спешка в конце. Но с книгой такое не прокатывает, ибо начальства над головою нет. И вот эта несобранность и привычка работать из-под палки реально мешает — и не только книжки писать. Время расходуется нерационально, его не хватает. Перепробовал кучу методик тайм менеджмента, некоторые работают, но недолго.

Желаемое и реальность конфликтуют и вводят в когнитивный диссонанс. Попытка реальной работы хоронится под второстепенными действиями. Словно я избегаю.
Читал про боязнь неудачи — наверное, это мой случай.

Но и это все не главное.
Неуверенности, неустроенности, страхи, сомнения, рефлексии вываливаются на близких в виде вспышек гнева. Собственно, это и заставило меня обратится за посторонней помощью, потому что сам уже не справляюсь. Чуть что — начинаю орать и даже материться, чего обычно себе никогда не позволяю. Нервы, нервы.

В интимном плане тоже как-то не очень гладко. Вроде все есть, но очень уж редко. Мозгами все понимаю, устаем оба, в будние дни к ночи уже ничего не хочется. Но как-то не хватает. Я стараюсь помогать, но как повлиять на ситуацию — уже не знаю. Запутался я. С супругой мы хорошо ладим в целом. Я бы даже назвал ее самым близким другом. Мы много болтаем обо всем нас свете.

Только вот в последнее время как-то начинаю обращать внимание на других женщин. С коллегой одной наметились какие-то точки сближения. Я боюсь наломать дров, но уверенно иду в сторону пропасти. Многие вещи я в себе вижу и более-менее адекватно интерпретирую, но как выправить ситуацию — знаний и сил не хватает.

А еще я хочу что-то изменить. Поменять работу. Кардинально. Нынешнюю профессию я осваивал довольно долго, сейчас достиг хорошего (без дураков) уровня, но дальше расти расхотелось. Книжек не читаю по профессии. Новому учусь с неохотой. Потух как-то. Уехать куда-нибудь. В столицу, в Москву, в эмиграцию. Но от себя, как известно, не сбежишь, так что, если желание свалить — симптом, сваливанием проблему не решить. Такие дела.

Пробовал поговорить с психологом, тут у нас выбор невелик. Пока результатов нет. Но и беседа была одна, хотя сейчас плющит очень сильно.

Давайте попробуем "Прошу анализа" с анонимностью.
Может, станет лучше. А может, почитав комментарии, хуже. Тоже результат.

.* * *
Здравствуйте, аноним!

Именно у людей интеллектуально развитых (а вы, несомненно, относитесь к их числу) нередко отмечается то, что в народе называют «горе от ума»: они так хорошо видят минусы, которые могут произойти из их действий, что мотивация к деятельности теряется.

В Китае есть проклятие: «Чтоб тебе жить в эпоху перемен!» - которое показывает, насколько может быть страшна неизвестность. Любое активное изменение своей жизни – это неизвестность и отсутствие гарантий: хотя будущее – это единственное, что мы можем изменить в своей жизни. В теории вероятностей о неопределенности будущего есть даже такая шутка: «Никакие ваши действия не гарантируют вам никаких последствий». И это правда: ничто не гарантирует ничего на 100%. Но вероятность различных результатов всё-таки разная.



К примеру, стремление обеспечить полную стабильность нередко оказывается стремлением к смерти – как к самому стабильному из состояний. Пока человек жив, в его жизни всё время что-то меняется; он то вдыхает, то выдыхает, то бодрствует, то спит, то желает, то разочаровывается в желаниях, и может что-то изменить в своей жизни. Понятно, что в силу неопределенности будущего нельзя гарантировать последствия этих изменений, и часть из них вполне может быть потом расценена как негативные. Тот факт, что это тоже приносит опыт, обычно упускается из виду. Единственный способ не совершить никаких ошибок – совсем ничего не делать; наиболее надёжный путь это обеспечить – помереть во цвете лет. Это абсолютно безупречный с точки зрения сухой логики путь.

К счастью, у человека, кроме сухой логики и интеллекта, есть ещё чувства. И перспектива подобной «смерти для обеспечения стабильности» обычно вызывает внутренний гнев: «Как? Я, во цвете лет, и помирать? <жить этой скучной жизнью/ терпеть эту унылую стабильность> - подставить по вкусу, - Неееет!» Психологи нередко называют это чувство «биологической агрессией», которая дана всякому живому существу для борьбы за пищу, самку и территорию. А в случае человека – ещё и для того, чтобы позволить ему найти свой собственный путь в жизни и чтобы идти по этому пути: то есть, осуществлять свои собственные желания, иногда вопреки мнению социума.

Увы, если эта биологическая агрессия не используется конструктивно – для изменений в своей жизни, для отыскания своего собственного пути, - она накапливается, и потом всё равно выплескивается, но уже неконструктивно: на близких. Начинает всё раздражать, и человек начинает «орать и даже материться» по поводам, которые сам же считает пустячными. Тут необходимо умение использовать эту агрессию более разумно, используя её как силу для достижения более важных целей; но самостоятельно этому научиться не так уж просто. Есть хорошая комедия на эту тему, «Управление гневом» - посмотрите, из неё станет более понятно, что я имею в виду. Все картинки в этом посте - кадры из этого самого фильма, кстати.



При этом стремление сдержать свой гнев, и - шире - вообще свои побуждения, на уровне тела оборачивается постоянным напряжением. Внутренний конфликт обретает зримое воплощение в теле: одновременно напрягаются те мышцы, которые отвечают за движение к желанию, и за запрет этого движения. Возникает постоянное фоновое напряжение, телесный блок, что в результате приводит к невозможности расслабиться, в том числе невозможности заснуть. А заснув, человек тоже не отдыхает, поскольку этот внутренний конфликт во сне никуда не исчезает. Если человек всю ночь во сне сам с собой боролся - понятно, наутро будет свинцовая усталость!

Но нужно помнить, что обучение понимать собственные желания невозможно никак иначе, как только путем проб и ошибок. Упомянутая вами «боязнь неудачи» - это как раз и есть внутренний запрет на ошибку; понятно, он возникает не сам собой, а благодаря воспитанию, в котором если вдруг ребенок чего-то захотел и, скажем, не доел – то на него обрушиваются все кары небесные. На Украине есть даже пословица на эту тему: «Бачили очи, що купувалы, теперь ешьте, хоть повылазьте». Таким нехитрым путем ребенку очень легко доказать, что «взрослые лучше знают, чего ты хочешь».

- Фима, иди домой!
- Что, мама, я замерз?
- Нет, ты проголодался!


В дальнейшем и взрослый человек нередко пытается сдержать свою внутреннюю силу под девизом: «А ну как от таких изменений хуже станет?». В результате пропадает вкус жизни, и его приходится чем-то компенсировать - хоть бы и любовью к сладкому, например. Истоки пищевых зависимостей нередко лежат именно в попытке придать вкус жизни вот таким безопасным, усеченным, социально приемлемым путем.

К счастью, вы уже сделали многое, чтобы это положение изменить. Я резюмирую, какие изменения необходимы:


  1. Твёрдо помнить: «Отрицательный результат – тоже результат». Не пытаться избежать отрицательных результатов, но стараться извлекать из них конструктивный опыт.

  2. Прилагать силы к выполнению своих желаний. Хочется написать книжку? Пишите! Просто пишите, не заботясь о «нормальном коммерческом проекте».

  3. Нацеливаться на процесс, а не на результат. Разрешать себе «нелепые» с точки зрения рассудка действия, просто потому что хочется.

  4. Разрешать себе ошибки. Заранее простраивать «предел ужаса», чтобы понимать, как вы будете выбираться из ситуации в случае ошибки.

  5. Вообще, сделать своей главной целью набор опыта. В вашем случае вполне оправдана присказка: «Лучше сделать и пожалеть, чем не сделать и пожалеть».

  6. При этом, необходимо поддерживать фокус на позитивных возможностях изменения будущего. То есть, изучать чужие истории успеха и находить то, чем можно воспользоваться.



Ну и, конечно, желательно найти возможность для психотерапии, поскольку корни всех этих проблем лежат ещё в глубоком детстве, и самостоятельно распутать этот клубочек не так-то просто. Когда внутренний конфликт уже настолько сильно отражается в теле, одним только интеллектом его не распутаешь, необходим доступ к чувствам. Именно это может обеспечить психотерапия.

Удачи вам!

* * *

Если вы тоже хотите получить мой развернутый ответ на вашу историю - присылайте её на мейл carry@rbcmail.ru с пометкой: "прошу анализа". Постарайтесь ограничить объем истории одной страницей.

Upd: А поделитесь своими историями успехов и удовольствий?

Buy for 400 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 254 comments — Leave a comment )
Page 1 of 5
<<[1] [2] [3] [4] [5] >>
borman_b
May. 24th, 2013 02:12 pm (UTC)
я бы добавил по своему опыту-нужно хобби. снимать стресс и из головушки буйной "выбивать" негативные мысли...
olga_podolska
May. 24th, 2013 02:16 pm (UTC)
Да, автор прямо пишет про "написать книгу" - тоже ведь это вполне можно сделать своим хобби! Но мешает ожидание от себя результата.

В этом смысле отнесение чего-то к "хобби" очень хорошо: какой вам ещё результат? Я этим для удовольствия занимаюсь, а не для результатов! :)))
(no subject) - borman_b - May. 24th, 2013 02:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - May. 24th, 2013 02:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - _ltt_ - May. 24th, 2013 02:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - May. 24th, 2013 02:45 pm (UTC) - Expand
jeka_jj
May. 24th, 2013 02:16 pm (UTC)
Хороший фильм
olga_podolska
May. 24th, 2013 02:18 pm (UTC)
Смешной. :)

И, как специалист могу сказать: всё конечно очень преувеличено, но ухвачена какая-то основная правда. За это остальное вполне можно простить. :)
(no subject) - jeka_jj - May. 24th, 2013 02:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - May. 24th, 2013 02:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - jeka_jj - May. 24th, 2013 02:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - May. 24th, 2013 03:05 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
olga_podolska
May. 24th, 2013 02:27 pm (UTC)
Я тоже два раза. Правда, у меня скорее "просто так получилось". ;)
maestro_747
May. 24th, 2013 02:22 pm (UTC)
только все новое,расширение кругозора.
olga_podolska
May. 24th, 2013 02:29 pm (UTC)
Что-то мне подсказывает, что с широтой кругозора у автора получше, чем у многих здесь присутствующих. ;)
(Deleted comment)
olga_podolska
May. 24th, 2013 02:32 pm (UTC)
Я бы скорее рассматривала наоборот: скучная жизнь возникает от недооценки свои желаний, сиречь склонности к кризисам.

Увы, простые рецепты типа "спорт всему голова" тут не спасают.
(no subject) - lat_elenka - May. 24th, 2013 03:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - May. 24th, 2013 03:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lat_elenka - May. 24th, 2013 03:47 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - olga_podolska - May. 24th, 2013 03:37 pm (UTC) - Expand
lukilukii
May. 24th, 2013 02:27 pm (UTC)
ну не все возможности ещё упущены!
olga_podolska
May. 24th, 2013 02:29 pm (UTC)
Это правда. Пока человек жив - всегда есть ещё что упустить!
_ltt_
May. 24th, 2013 02:37 pm (UTC)
Почти узнал в авторе себя (и узнал бы совсем, если бы был уверен, что я Вам не писал ещё ни разу). Был в таком состоянии какое-то время, пик пришёлся на зиму-весну 2012 года: и усталость-бессилие прямо с утра, и раздражительность по мельчайшим поводам, и работоспособность на нуле, и постоянная автоагрессия и самокопания.

Успешно вытаскиваюсь с помощью психолога, хотя есть ещё рецидивы, но в целом очень доволен прогрессом. И, что немаловажно, постоянно получаю свидетельства со стороны, что прогресс заметен и другим людям :)
olga_podolska
May. 24th, 2013 02:47 pm (UTC)
Да, история очень типичная.

Очень за вас рада, что вы нашли в себе силы и упорство вытаскиваться с помощью психолога. :)
pro_bolotce
May. 24th, 2013 02:38 pm (UTC)
Человек к 30 годам добился всего, чего от него хочет общество, всех составлящих понятия «хорошая, стабильная жизнь», но забыл про свои истинные стремления и желания. Он бы сменил и работу, и семью, но боязно...
olga_podolska
May. 24th, 2013 02:48 pm (UTC)
Ну а кому не боязно? Тем более, что совершенно не факт, что проблема коренится именно в работе или семье.

Я бы для начала советовала поменять что-то менее глобальное. :)
(no subject) - knivy - May. 24th, 2013 07:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pro_bolotce - May. 24th, 2013 08:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - knivy - May. 28th, 2013 08:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pro_bolotce - May. 28th, 2013 09:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - knivy - May. 29th, 2013 01:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - pro_bolotce - May. 29th, 2013 06:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - knivy - Jun. 1st, 2013 12:29 am (UTC) - Expand
ex_vs_2012
May. 24th, 2013 02:41 pm (UTC)
1. Надо смолоду понять, что надо жить, а не проживать или доживать.
2. Надо приучить себя к мысли, что любые ошибки приносят больше пользы, чем вреда.
3. Жизнь прекрасна. И это очень хорошо, что нам очень плохо. Все пройдет и будет лучше, чем сейчас.
4. В действительности все совсем не так, как на самом деле.
5 Проблемы надо решать по мере их поступления, а не портить себе жизнь, думая, как тебе может быть плохо через... месяц.
Могу продолжить свои нравоучения...
olga_podolska
May. 24th, 2013 02:49 pm (UTC)
Второй пункт мне, кстати, очень понравился.
Для перфекционистов он может быть крайне, крайне полезен!

Так что продолжайте, не останавливайтесь. :)
(no subject) - ex_vs_2012 - May. 24th, 2013 03:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ex_vs_2012 - May. 24th, 2013 03:13 pm (UTC) - Expand
sva_lana
May. 24th, 2013 02:42 pm (UTC)
Знакомые проблемы))
olga_podolska
May. 24th, 2013 02:50 pm (UTC)
Да, типичные...
anton_gong
May. 24th, 2013 02:44 pm (UTC)
Если сильно в детстве копаться то можно там и остаться. Иногда это хорошо ...
olga_podolska
May. 24th, 2013 02:51 pm (UTC)
Ну если с психологом в детстве копаться - то это скорее для того, чтобы из него выйти.

А то некоторые так и живут в детстве: "Мама, я устал или проголодался?" - совершенно не осознавая своих настоящих желаний.
anton_gong
May. 24th, 2013 02:48 pm (UTC)
В Китае жить в эпоху перемен это несколько другое, чем то , что пережили люди в эпоху перемен на стыке тысячелетий.
qi_tronic
May. 24th, 2013 02:48 pm (UTC)
Аффтару: в Москву точно можно не ехать.
Я уже в Москве, а проблемы во многом те же.
Когда писали про режим дня и работы, ну просто один в один :)

У меня правда есть такое "процессуальное" хобби - цигун.
Он же помогает мне компенсировать потери энергии и расслаблять тело и ум.
Но если бы при том цигуне еще и проблем с режимом дня и целями не было, так я б наверное вообще летал бы, а? :)

И да, у меня в детстве была (и есть) такая же мама как у Фимы...

ЗЫ.
По поводу "биологической агрессии" вспоминается эпизод из тренинга.
Мы лежим на полу в темноте, и нас грузят таким трансовым прогоном:
"И вот вы умерли... и лежите в могиле..."
Предполагается, что в нас проснется биологическая агрессия, тот самый "источник жизни", и мы вскочим с криками "Нет! Я не хочу!".

А я лежу такой после всех этих напрягов и думаю:
"Наконец-то! Ничего никому от меня больше не надо, и мне от себя не надо тоже. Можно спокойно лежать..."
olga_podolska
May. 24th, 2013 02:59 pm (UTC)
Вот это, кстати, было ресурсное состояние, которое надо было бы якорить и учиться в нем жить. Оно на самом-то деле про стиль жизни, а не про смерть - хотелось бы и правда помереть, так никакого бы цигуна не было бы.

Цигун как раз компенсирует неконструктивные потери энергии на внутренние конфликты, от которых без цигуна давно бы помер уже.
(no subject) - qi_tronic - May. 24th, 2013 03:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - May. 24th, 2013 03:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - qi_tronic - May. 24th, 2013 04:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - May. 24th, 2013 04:33 pm (UTC) - Expand
happy_pelment
May. 24th, 2013 02:51 pm (UTC)
Стоит хорошо высыпаться и хорошо кушать, спортом заниматься, и часть депрессивных состояний уйдет. Особенно - высыпаться. Без этого совсем никуда. Соглашусь с borman_b, какое-то хобби, причем альтернативное привычным занятиям, улучшает жизнь.
В моменты напряжения стоит расслабляться физически: лечь, сесть удобно и попытаться расслабить все, особенно лицо, руки, напряженные участки тела.
И я советую поговорить с женой, пусть она поддержит как-то. Особенно в отношении секса. Съездить отдохнуть, освежить отношения. Банально - да. Но чистить зубы тоже банально, а ведь стоит ;)
olga_podolska
May. 24th, 2013 03:01 pm (UTC)
К сожалению, кризисные состояния характеризуются тем, что многие - несомненно, вполне разумные - советы оказываются неосуществимыми. В частности, совет "хорошо высыпаться" нередко становится неосуществим даже с помощью снотворных.

Ну, тут вообще мало того, что можно сделать по книжкам или самостоятельно.
Надо к психологу.
(no subject) - happy_pelment - May. 24th, 2013 03:10 pm (UTC) - Expand
krutotut
May. 24th, 2013 02:51 pm (UTC)
"будущее – это единственное, что мы можем изменить в своей жизни" - будущего нет, как такого, мы можем изменить только настоящее, а вот оно соответственно влияет на то, какое нас ждёт будущее, как мне кажется :)
olga_podolska
May. 24th, 2013 02:56 pm (UTC)
Что-то вы начинаете с утверждения "будущего нет", - а потом говорите, что оно нас ждёт.

Так его нет или оно ждёт?
Вы определитесь! :)
(no subject) - krutotut - May. 24th, 2013 03:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - May. 24th, 2013 03:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - krutotut - May. 24th, 2013 03:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - May. 24th, 2013 03:43 pm (UTC) - Expand
Page 1 of 5
<<[1] [2] [3] [4] [5] >>
( 254 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars