?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Одиночество

Кризис одиночества, экзистенциальной изоляции является частым завершением личностных кризисов – и иногда переходным этапом к следующему кризису, уже внеличностному, или духовному. Одиночество всегда было одной из центральных тем творчества: этот вопрос волновал людей на всём протяжении цивилизации. «Мысль изреченная есть ложь», - писал Тютчев в своём стихотворении «Silentium!», и это действительно правда: каждый человек отделен, изолирован; и понять другого «до конца», до донышка, понять его полностью во всех нюансах его представлений – невозможно. Можно неограниченно приближаться к этому пониманию, но полностью достичь его нельзя. Мысль изреченная есть ложь.



Экзистенциальная изоляция – это долина одиночества, к которой много путей. Конфронтация со смертью и свободой неизбежно приведет индивида в эту долину.
Ирвин Ялом


Впервые человек сталкивается с этой данностью, не осознавая этого, уже в момент рождения: именно в этот момент из единой системы «мать+плод» рождается самостоятельная, отдельная, изолированная единица: новорожденный. И чем старше он вырастает, тем глубже и точнее становятся его представления о границах между собой и миром – а значит, и о собственной экзистенциальной изоляции. Понятно, что уточнение представления о границах несет в себе немалые возможности. Но иногда на первый план выходят опасности… «О одиночество, как твой характер крут! Посверкивая циркулем железным, как холодно ты замыкаешь круг, не внемля утешеньям бесполезным.» Б. Ахмадуллина

Что же нужно человеку, чтобы преодолеть все опасности и воспользоваться возможностями осознания своей отдельности?

Краткий перечень необходимогоCollapse )

...Невозможно избавиться от одиночества, не научившись понимать других людей.
Но и понимание других людей отнюдь не обязывает вас жертвовать своими интересами.
Самое сложное, как обычно - сделать выбор, отделить одно от другого.

А вы как обычно выбираете?

Buy for 400 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 118 comments — Leave a comment )
Page 2 of 4
<<[1] [2] [3] [4] >>
tabarhsak
May. 29th, 2013 07:41 am (UTC)
>«Одиночество — опасная вещь. Если оно не ведет тебя к Богу, оно ведет к дьяволу. Оно ведет тебя к самому себе.» Джойс Кэрол Оутс

Вот может это для вас авторитет, а для меня нет.

Во первых есть семья, во вторых иногда столько неприятного но необходимого общения по работе.
Что одиночество это отлично.
Вы ещё попробуйте найдите это одиночество, когда вас достают неприятные вам люди, мобильник попробуйте отключить.
Так вот я пардоксально прихожу к выводу что в современном городе человеку который не бомж, а работает труднее найти одиночество и избежать общения.

Вы спутали общение и общение с друзьями.
Да с возрастом настоящих друзей становится меньше.
И вот новых найти трудно.
И приятно и интересно общение только с друзьями, а с врагами и равнодушными мне и даром не надо.
Ну и только в молодости может казаться что ты как червонец можешь всем нравится.
А в жизни большинство к тебе равнодушно.
У каждого есть свой круг и никому не охота тратить энергию на чужих.
olga_podolska
May. 29th, 2013 07:56 am (UTC)
Обычно как раз те люди, которые жалуются на то, что урвать минутку на одиночество никак не получается в текучке дел - в действительности просто боятся этого самого одиночества.

Оно ведь действительно заставляет прислушаться к себе.
И иногда это оказывается больно...
livejournal
May. 29th, 2013 07:54 am (UTC)
НАМ РАЗУМ ДАН СЕБЯ, РОДНОГО.... НЕТ, НЕ ВИНИТЬ, А ПОБЕЖДАТ
Пользователь vs_2012 сослался на вашу запись в записи «НАМ РАЗУМ ДАН СЕБЯ, РОДНОГО.... НЕТ, НЕ ВИНИТЬ, А ПОБЕЖДАТЬ.....» в контексте: [...] Оригинал взят у в Одиночество [...]
nnatalia257
May. 29th, 2013 07:57 am (UTC)
это действительно беда быть одиноким
profi_troll
May. 29th, 2013 07:59 am (UTC)
плохо если не привык быть один, без близкого человека, с которым можно всем поделиться...
olga_podolska
May. 29th, 2013 08:37 am (UTC)
Если привык - тоже, видимо, плохо. :)
(no subject) - profi_troll - May. 29th, 2013 08:44 am (UTC) - Expand
laulento
May. 29th, 2013 08:07 am (UTC)
Одиночество - это тупик. Но только если сдаватся. Всегда есть выход, просто его не видишь. Надо успокоится, оглянутся вокруг. Не все так плохо на самом деле, это наша фантазия и комплексы не дают нам увидеть этот мир. А мир прекрасен и полон тайн.
olga_podolska
May. 29th, 2013 08:31 am (UTC)
Да, я назвала бы его не тупиком - а возможностью выхода на новый уровень.

Но комплексы нередко не дают на него выйти. :)
catside
May. 29th, 2013 08:13 am (UTC)
Мне кажется, для успешного общения (приятного для обеих сторон) не обязательно совпадать во мнениях - достаточно признавать право на существование собственного и чужого мнения и пытаться понять.
Как сказал один человек в Ваших комментариях - "я за плюрализм!")
Хотела бы добавить, что с моей точки зрения современный мир превозносит "свободу", часто забывая о том, что свобода в конечном итоге - это изоляция, одиночество.
olga_podolska
May. 29th, 2013 08:33 am (UTC)
Мне кажется, для общения вообще - совершенно не нужно полностью совпадать во мнениях. Иначе не о чем будет общаться. :)

Но вот насчет того, что свобода - это изоляция, я не согласна.
Изоляцией же и называют несвободу как раз, тюрьму там, разве нет?
(no subject) - catside - May. 29th, 2013 08:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - May. 29th, 2013 09:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - catside - May. 29th, 2013 10:03 am (UTC) - Expand
biboroda
May. 29th, 2013 08:19 am (UTC)
бывает всё ... и чем быстрее научимся перестраиваться к событиям тем проще будет жить, одиночество может добить.
olga_podolska
May. 29th, 2013 08:33 am (UTC)
Может добить, а может и на новый уровень вывести. :)
(no subject) - biboroda - May. 29th, 2013 08:37 am (UTC) - Expand
anna_sagaydak
May. 29th, 2013 08:23 am (UTC)
Очень актуальная для меня тема. Буквально, последние месяца два проходят у меня в попытках разобраться, почему у меня возникают конфликты с людьми, почему мои слова восприняли отрицательно, хотя никого обидеть я не хотела, кто перед кем виновен и кто должен первым извиняться и т.п.

Некоторые ссоры разрешились, некоторые пришли на их место. Так что я в процессе.
olga_podolska
May. 29th, 2013 08:34 am (UTC)
Конфликт - возможность для прояснения границ.
Это нормально. :)
(no subject) - catside - May. 29th, 2013 08:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - May. 29th, 2013 09:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - catside - May. 29th, 2013 09:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - anna_sagaydak - May. 29th, 2013 09:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - May. 29th, 2013 09:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - anna_sagaydak - May. 29th, 2013 11:17 am (UTC) - Expand
dro63
May. 29th, 2013 08:32 am (UTC)
Одиночество для молодого человека-никак не мешает ему.
Одиночество для пожилого человека-хуже смерти.
Я переношу одиночество нормально. Но если не хочешь, чтобы не быть одиноким-необходимо быть терпимее и уступать партнеру по жизни.
Вот так я думаю.
olga_podolska
May. 29th, 2013 08:35 am (UTC)
У меня другой опыт: как раз в молодости одиночество переносится хуже. Если, конечно, вообще случается. :)))

(no subject) - dro63 - May. 29th, 2013 08:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - May. 29th, 2013 09:19 am (UTC) - Expand
imya_na_a
May. 29th, 2013 08:41 am (UTC)
Почему он это сделал?

У меня на этот счет было десятка два версий, все неправильные.
Прямой вопрос тоже задавала - человек не захотел отвечать.
В конце концов пришла к выводу, что... нипочему. Просто сначала я была нужна, а потом стала не нужна. Всё.

Да, это было одиночество. Я глубокий интроверт, для меня ощущение одиночества, в общем-то, экзотично. Но когда тебя отвергают, неизбежно проваливаешься именно туда, сколько бы общения ни было тебе доступно.

---
А, это я отвлеклась на личное, это как бы не то. Зато точно про одиночество :)

А нормального повседневного непонимания - чего бояться? Мы, научники, люди занудные, понимание в работе нам необходимо как можно более полное, поэтому приличная часть рабочего времени уходит на выяснения, кто что имел ввиду, согласится ли собеседник вот с такой переформулировкой его позиции и т.д. (Кстати, рекомендую как технический прием.)

Если меня не поняли, значит:
а) я запутанно объяснила, попробую еще раз;
б) я взяла не тот темп, попробую по пунктам и с паузами;
в) у собеседника недостаточно вводных, но я этого не знаю - надо прояснять этот момент;
г) это у меня недостаточно вводных, но я этого не знаю - тут придется ждать, чтобы этот факт заметил собеседник;
д) мы где-то не согласны в терминологии, одни и те же слова означают для нас не одно и то же - надо найти эти слова;
е) у собеседника есть собственное и достаточно жесткое представление о том, о чем мы говорим, и он не может от него оторваться - тут я могу нарисовать его схему, нарисовать мою схему и деликатно подождать, когда он въедет. Это не значит, что мы сойдемся на моей точке зрения, и это все понимают, никто не боится временно отодвинуть свое мнение в сторонку, чтобы увидеть чужое, поэтому надо просто осознать факт "застревания", дальше само пойдет;
ж) то же самое, но наоборот - это я его не понимаю, потому что не могу оторваться от своей кочки зрения. Это часто бывает довольно трудно заметить, но умный собеседник постарается подсказать, а моя задача не отмахиваться от таких подсказок;
з) я перегрузила собеседника - вопросами ли, информацией, все равно. Надо помолчать, он сейчас догонит. И все нужные вопросы задаст сам, если я возьму себя в руки и заткнусь. Хорошо работает с хорошими студентами;
и) собеседник не хочет меня понимать. Может, ему это вообще неинтересно. Может, он занят чем-то другим. Может, он моего мнения и не спрашивал. Ну, тогда обсуждать нечего, выяснили этот факт и мирно разошлись.

В нормальной жизни действую примерно так же. Оно понятно, что не то же самое, но... а как еще?
olga_podolska
May. 29th, 2013 09:22 am (UTC)
В первом отступлении речь не столько про одиночество, сколько про отвержение, - оно всегда травма. Одиночество - не всегда. :)

А во втором даже дополнить нечего. И технический прием годный, психологи тоже о нем знают. И весь список достаточно полный. Обычно при таких полных списках про пункт и) забывают. :)))
(no subject) - imya_na_a - May. 29th, 2013 09:29 am (UTC) - Expand
anton_gong
May. 29th, 2013 08:52 am (UTC)
Хорошо, когда есть выбор. Но иногда это усложняет задачу.
И в последствии некоторые сожалеют, что выбрали не то ...
eleonora_april
May. 29th, 2013 09:02 am (UTC)
)Стадии, что все кругом козлы и уроды - уже пройдена).. На новой стадии - учусь видеть прекрасное в людях, в себе, в жизни вообще.
Вот мне - не надо много общения. Я устаю от людей, от общения с ними. Даже когда интересно - хочется отойти в сторону ото всех и посидеть на берегу речки..или просто побродить в лесу одной. Мысли приводятся в порядок.
ДА, очень жаль, что нет никого настолько близкого, с кем можно было бы разделить эмоции. Друзья - это прекрасно, но у них своя жизнь, и в чем-то и они недопонимают меня. Не, уже не злюсь.) Родственники - тут полнейшее непонимание, потому что с их точки зрения у меня должно быть все иначе, чем есть.
Отрыдав, отбесившись, приняла совет - займись собой. И вот - занимаюсь саморазвитием. Оказалось, увлекательное занятие).. Можно заняться очень многим, чем желается. С полученными знаниями и новыми ощущениями ты становишься другим. А если ... делиться с кем-то этими ощущениями в сети - ты становишься интересен и другим. И ..появляется новое общение.).. Очень забавный круговорот).
olga_podolska
May. 29th, 2013 09:30 am (UTC)
По-моему, вы идёте в правильном направлении. ;) Это действительно так и работает. Надеюсь, что и близкий кто-то уже не за горами...
(no subject) - eleonora_april - May. 29th, 2013 04:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - May. 29th, 2013 07:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eleonora_april - May. 29th, 2013 08:07 pm (UTC) - Expand
imya_na_a
May. 29th, 2013 09:13 am (UTC)
...с одной стороны, необходимо умение впускать кого-то в свои границы...
Неспособность к этому, интимофобия, может порождать внутреннюю неудовлетворенность внешне вполне удачной жизнью.

...Но при этом собственные границы должны быть хорошо ощутимыми для того, чтобы даже в близости человек не терял себя. Попытка полностью слиться с другим человеком чревата впадением в зависимость...


Правильно ли мне кажется, что неумение впускать и неумение сохранять автономность в близких отношениях имеют обыкновение сочетаться в одном и том же человеке?
olga_podolska
May. 29th, 2013 09:28 am (UTC)
Абсолютно правильно.
sky_dream_l
May. 29th, 2013 09:50 am (UTC)
У вас очень интересные посты с иллюстрациями и цитатами.
olga_podolska
May. 29th, 2013 07:04 pm (UTC)
*растроганно* Спасибо! Я стараюсь-стараюсь. :)))
sky_dream_l
May. 29th, 2013 09:57 am (UTC)
Эта тема для меня. :) Чувствую себя одиноко к того момента, как себя осознала. Я не жду, чтобы ко мне подошли. Нет, я могу и позвонить, и первой поздороваться, и сделать первый шаг в напряжённых отношениях. Я не замыкаюсь на себе. Я хочу быть среди людей, но не на виду и не в глубоко в тени. Я не совпадаю с окружающими в желаниях и интересах. Возможно поэтому, чувствую неудовольствие в свой адрес и отстраняюсь, так мне проще.
Ворота в иное мне не открывались. Да я и не хочу. Мне нужен реальный понятный мир.
olga_podolska
May. 29th, 2013 07:06 pm (UTC)
Да, реалистичный понятный мир - это программа-минимум. Фундамент.

Будет ли на нём что-то построено - вопрос свободного выбора.
Но без фундамента построить точно ничего не удастся.
(no subject) - sky_dream_l - May. 30th, 2013 06:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - May. 30th, 2013 08:04 am (UTC) - Expand
Page 2 of 4
<<[1] [2] [3] [4] >>
( 118 comments — Leave a comment )

Latest Month

March 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars