?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Одиночество

Кризис одиночества, экзистенциальной изоляции является частым завершением личностных кризисов – и иногда переходным этапом к следующему кризису, уже внеличностному, или духовному. Одиночество всегда было одной из центральных тем творчества: этот вопрос волновал людей на всём протяжении цивилизации. «Мысль изреченная есть ложь», - писал Тютчев в своём стихотворении «Silentium!», и это действительно правда: каждый человек отделен, изолирован; и понять другого «до конца», до донышка, понять его полностью во всех нюансах его представлений – невозможно. Можно неограниченно приближаться к этому пониманию, но полностью достичь его нельзя. Мысль изреченная есть ложь.



Экзистенциальная изоляция – это долина одиночества, к которой много путей. Конфронтация со смертью и свободой неизбежно приведет индивида в эту долину.
Ирвин Ялом


Впервые человек сталкивается с этой данностью, не осознавая этого, уже в момент рождения: именно в этот момент из единой системы «мать+плод» рождается самостоятельная, отдельная, изолированная единица: новорожденный. И чем старше он вырастает, тем глубже и точнее становятся его представления о границах между собой и миром – а значит, и о собственной экзистенциальной изоляции. Понятно, что уточнение представления о границах несет в себе немалые возможности. Но иногда на первый план выходят опасности… «О одиночество, как твой характер крут! Посверкивая циркулем железным, как холодно ты замыкаешь круг, не внемля утешеньям бесполезным.» Б. Ахмадуллина

Что же нужно человеку, чтобы преодолеть все опасности и воспользоваться возможностями осознания своей отдельности?

Краткий перечень необходимогоCollapse )

...Невозможно избавиться от одиночества, не научившись понимать других людей.
Но и понимание других людей отнюдь не обязывает вас жертвовать своими интересами.
Самое сложное, как обычно - сделать выбор, отделить одно от другого.

А вы как обычно выбираете?

Buy for 400 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 118 comments — Leave a comment )
Page 3 of 4
<<[1] [2] [3] [4] >>
yunayu
May. 29th, 2013 10:00 am (UTC)
Для меня одиночество очень ресурсное состояние. Однажды в подростком чуть не умерла, пережив три часа неимоверной боли. После этого на два дня погрузилась в экзистенциальное одиночество, не смотря на присутствие близких и друзей. И попала туда, где "можно говорить с деревьями и цветами, туда, где можно слушать, как растёт камень, где можно ощущать своё единство с Землей..."
Теперь я всегда знаю, что в этом тоннеле есть свет ) Думаю, что человек попадает в это состояние именно для того, что бы увидеть этот свет внутри себя.
olga_podolska
May. 29th, 2013 07:06 pm (UTC)
Я тоже так думаю, кстати. ;)
capsolo
May. 29th, 2013 10:08 am (UTC)
Все так.
Как раз пережила сейчас это, когда вроде ты не одна, но внутри - сама с собой.
Но я себя не боюсь, а наоборот, использую такие моменты для учебы. Даже если они и возникли на стрессе.
Почти уже разобралась, выяснила кое-что, что можно подправить, посмотрела на себя, себе понравилась, периодически очень любила травку, птичек, котиков и особенно сирень. Сирень мой кумир была :)
Сегодня смотрю - вы об этом пишете.
Спасибо. Полезные у вас посты.
olga_podolska
May. 29th, 2013 07:07 pm (UTC)
Насчет сирени очень вас понимаю! Она и мой кумир иногда бывает. :))
(no subject) - capsolo - May. 29th, 2013 08:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - magictop30 - May. 29th, 2013 10:41 am (UTC) - Expand
krutova
May. 29th, 2013 10:50 am (UTC)
Re: ТОП: 14:40 MSK
Вот что значит съездить на Тибет, прикоснуться к Великому)

В миру вона как поперло, топ за топом!))
Re: ТОП: 14:40 MSK - olga_podolska - May. 29th, 2013 07:08 pm (UTC) - Expand
Re: ТОП: 14:40 MSK - krutova - May. 29th, 2013 07:44 pm (UTC) - Expand
nina_borowski
May. 29th, 2013 11:12 am (UTC)
А как лечится интимофобия?
olga_podolska
May. 29th, 2013 07:09 pm (UTC)
Чаще всего - индивидуальной психотерапией.
krutotut
May. 29th, 2013 11:22 am (UTC)
Я я с учеником читаю "Маленького Принца" сейчас, известно, что книга эта и детская, и взрослая, и чем старше (читай умнее), тем шире и глубже она открывается. Так вот на днях меня прямо-таки накрыло, насколько точно автор передал эту идею одиночества, каждый на отдельной планете в обнимку со своими страстями, и только редким счастливчикам, как Маленький Принц, удается путешествовать, знакомясь с чужими мирами, узнавая "а как у них". Конечно, эти идеи разжеваны и разложены по полочкам во всяческих критиках и исследованиях таланта автора,
но одно дело прочитать что-то кто-то понял, и совсем другое самому это не просто подумать, а осознать.

Встреча с собой - наверное, самая прекрасная встреча, которая может случится у человека. Если подумать, это единственная реальная встреча:)

Что касается ответа на вопрос: я не хочу выбирать.
я понимаю других людей (стараюсь), но делаю так, как считаю правильным для себя. И тут нет никакого противоречия.
И это единственная возможность не свихнуться))
olga_podolska
May. 29th, 2013 07:11 pm (UTC)
Да, в Маленьком Принце много про одиночество и иллюзии его преодоления. Думаю, Экзюпери это всё на собственном опыте знал. :)

А противоречие, конечно же, я задала ложное.
Ну, вы мне простите, я надеюсь ;)
(no subject) - krutotut - May. 30th, 2013 11:32 am (UTC) - Expand
givenchyru
May. 29th, 2013 11:36 am (UTC)
Я выбрал экзистенциальное одиночество с признанием несовершенства как себя, так и других. И стал больше радоваться жизни..ведь когда ближе к пониманию неабсолютности, потертости каждого, проще и меньше требований, больше свободного созерцания.

У меня есть близкие люди - родственники, друзья, коллеги. Но поделиться самым сокровенным можно разве с одним-двумя.

Это нормально. Мы приходим в мир одни и уходим из него одиноко. Все остальное - опыт встреч. Встреч, которые рано или поздно заканчиваются, и начинается что-то новое.

Edited at 2013-05-29 11:37 am (UTC)
olga_podolska
May. 29th, 2013 07:12 pm (UTC)
Да, это нормально.

Но очень немногим удается это выбрать. ;)
just_nastya
May. 29th, 2013 12:51 pm (UTC)
Вспомнила строчку из любимой песни В. Цоя : "Я один, но это не значит, что я одинок". Одиночество многолико.


"Был ли в вашей жизни человек, который вас не понял, хотя вам этого хотелось и было очень обидно? Если да – попробуйте понять его сами." - Я понимаю, мозгами всё понимаю, а вод душой... как у Ахматовой: "...сердце рвется от любви на части...". И, всё понимая уже сама точку поставила, так как из ничего и выйдет ничего, но как душой отпустить человека? И пост недавно написала о наболевшем, думала, что напишу (интренет ведь все стерпит), пройдет, а нет... Никак не получается. Данный крик души явно не по теме, уж простите, слова Ахматовой задели.

Edited at 2013-05-29 01:00 pm (UTC)
olga_podolska
May. 29th, 2013 07:16 pm (UTC)
А не надо душой как-то специально отпускать, главное, ничего для возобновления отношений не делать: понимания мозгами вполне достаточно, если "из ничего и выйдет ничего".

А душе просто требуется время, чтобы залечить рану.
Всё проходит, и это пройдет тоже.
(no subject) - just_nastya - May. 29th, 2013 08:03 pm (UTC) - Expand
qi_tronic
May. 29th, 2013 01:22 pm (UTC)
Прикольно расписаны уровни одиночества.
Что-то в этом есть...

Что касается меня, я с детства любил играть один.

Это очень сладостное состояние, когда ничего не мешает, и внутри проносится вихрь образов и концепций, и создаваемый мир полностью подчиняется твоей воле.
Нервная система полностью расслабляется и внутри все поет...

А другому пока все объяснишь, неуклюже ворочая языком, да еще и надо преодолеть чужую волю или долго достигать какого-то компромисса.
Долго, трудно...

Так конечно привыкаешь, когда каждый день в обществе.
Но все равно, обычно общение быстро истощает.

ximera
May. 29th, 2013 07:12 pm (UTC)
Аналогично. Выдерживаю плотное общение максимум пару часов, потом ухожу в себя. Если вынуждена общаться больше, то чувствую себя выжатым лимоном. Поэтому при первой же возможности в большом обществе занимаю тыловую позицию и общаюсь с избранными небольшими порциями, иначе тупо клонит в сон.
(no subject) - qi_tronic - May. 29th, 2013 07:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ximera - May. 29th, 2013 08:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - qi_tronic - May. 29th, 2013 07:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ximera - May. 29th, 2013 08:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - May. 29th, 2013 07:18 pm (UTC) - Expand
livejournal
May. 29th, 2013 01:50 pm (UTC)
Одиночество
Пользователь johnmaverick сослался на вашу запись в записи «Одиночество» в контексте: [...] Оригинал взят у в Одиночество [...]
qi_tronic
May. 29th, 2013 02:53 pm (UTC)
В тему сегодня.

Смертоносное одиночество.
www. inosmi. ru/world/20130529/209462451.html
(Deleted comment)
olga_podolska
May. 29th, 2013 07:22 pm (UTC)
"Может спокойно жить в одиночестве" не равно "хочет этого". :) В норме у человека должен быть доступ ко всем трем описанным в статье состояниям.

Стимул вступать в ресурсный обмен с другими людьми - это и есть то человеческое, что отличает нас от камней и ёлочек. Ну, тех, кто имеет достаточные для этого ресурсы, разумеется.

У некоторых людей не сформирован ресурс "вступать в общение с другими людьми". Они и не будут, вестимо. Но это от недостатка одного, а не от избытка другого.
(no subject) - sky_dream_l - May. 30th, 2013 11:39 am (UTC) - Expand
one_shota
May. 29th, 2013 03:38 pm (UTC)
одно нытьё у некоторых людей на уме
olga_podolska
May. 29th, 2013 07:23 pm (UTC)
Например, у каких?
(no subject) - liliya_ikonska - May. 31st, 2013 08:00 am (UTC) - Expand
ximera
May. 29th, 2013 07:05 pm (UTC)
Нет ничего более неблагодарного чем умение понимать других людей. Страх одиночества заставляет искать роль, интересную другим людям. Не будешь интересным, не будешь нужным. Не будешь нужным - останешься один. И даже если твои интересы искренние, то никогда до конца не будешь уверен, что человек рядом с тобой видит именно тебя, а не твой мираж в ореоле интересности. Обман и самообман. Только наедине с собой мы настоящие.
olga_podolska
May. 29th, 2013 07:28 pm (UTC)
Первая фраза противоречит второй.

Я бы сказала, что нет ничего более неблагодарного, чем страх одиночества, в таком случае. Именно из него проистекают "миражи в ореоле интересности".

Не было бы страха одиночества, было бы - понимаю других людей, поэтому лучше могу действовать как хочу: хочу мираж создаю, хочу настоящим показываюсь. Если я не боюсь остаться одна, то мне и настоящей не страшно будет перед другими показаться: не понравится им, ну и фиг с ними. Мне и одной неплохо. ;)
(no subject) - ximera - May. 29th, 2013 08:10 pm (UTC) - Expand
gattaca_again
May. 29th, 2013 09:13 pm (UTC)
Я обычно выбираю по ситуации - всё зависит от цели. А вообще одиночество о-очень ресурсное состояние!!!
kiprioman
May. 30th, 2013 08:04 am (UTC)
Отличная статья
Page 3 of 4
<<[1] [2] [3] [4] >>
( 118 comments — Leave a comment )

Latest Month

March 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars