Ольга Подольская (olga_podolska) wrote,
Ольга Подольская
olga_podolska

Categories:

Духовный кризис. Часть 1

Духовный кризис связан с недуальностью, в которой «есть всё и нет ничего», - поэтому совершенно закономерно определения его страдают размытостью, отчего каждый понимает под ним что-то своё, иной раз диаметрально противоположное. Собственно, единственное, в чем сходятся все источники - в том, что кризис связан с недуальным, сущностным уровнем реальности. Но, как понятно, связь эта может быть самого разного толка: мне в литературе удалось найти около десятка описаний различных духовных кризисов, и это туда ещё не вошли некоторые виды, которые так называют в практике. Поэтому я решила не мельчить, и разбить условно все виды того, что в разных источниках называют духовными кризисами, на три типа.



Для постижения сущностного слоя реальности в общем случае предназначены различные духовные практики.
Поэтому глобально все духовные кризисы можно классифицировать по отношению к ним:

1. Спровоцированные собственно духовными практиками
2. Вызванные неудовлетворенностью от духовных практик
3. Происходящие с далекими от духовных практик людьми

Спровоцированные духовными практиками

Проблема с духовными практиками заключается в том, что они действуют. Действуют весьма предсказуемым образом, но, очевидно, на разных людей по-разному, - именно поэтому практиковать их желательно не «по книжкам», а под личным присмотром учителя. Но тут две беды:

1. Личные особенности учителя
Не все, называющие себя духовными учителями, сами знакомы с практиками в достаточной мере для того, чтобы разбираться в том, как их применять с учетом индивидуальных особенностей учеников. Многие учат по принципу «вот я такое делаю, мне нравится, и вы давайте» - не заботясь об индивидуальной технике безопасности. Что там под их руководством люди делают, нередко им самим не вполне понятно, - а последствия порой бывают весьма печальными. Поэтому роль учителя в этих вопросах очень важна.

2. Личные особенности ученика
Вообще, под руководством грамотного учителя духовные практики вещь весьма полезная. Но, как известно, «заставь дурака богу молиться – он и лоб разобьет». В «духовной» среде (не могу не взять это слово в кавычки) доступ к сущностным состояниям, по определению крайне индивидуальный и не подразумевающий возможности измерения, нередко становится предметом фанатизма и количественного соревнования: до сих пор вспоминаю девушку, говорившую, - «У меня вооот такая анахата (сердечная чакра)!» - и разводившую руки в типичном жесте рыбака, описывающего пойманную рыбу.

Но если в устах рыбака подобные фразы вызывают лишь снисходительную улыбку, то излишне фанатичный подход к духовным практикам чреват не только физическими травмами, но и физическими и душевными болезнями. Дело осложняется ещё и тем, что к бесконтрольному впаданию в эзотерику изначально склонны люди с не вполне устойчивой психикой… В результате клиент иногда оказывается в реанимации или у психиатра, и нечасто ему везет настолько, чтобы специалист попался такой, который в курсе подобного рода осложнений: тут, в принципе, прогноз достаточно благоприятный – но традиционные медицинские подходы помогают плохо, а иногда даже ухудшают ситуацию. Именно поэтому я после некоторых колебаний отнесла этот вид расстройств всё-таки к духовным кризисам, хотя с моей точки зрения это не столько кризис, сколько просто закономерное следствие технически неправильного (неподходящего данному конкретному человеку) «подключения к розетке» при достижении сущностного ресурсного состояния.


Еще по теме:
Кризис духовный: Три уровня реальности
Кризис духовный: Спровоцированный практиками
Кризис духовный: Неудовлетворенность от практик
Кризис духовный: С далекими от духовности людьми
Кризис духовный: Цитаты Юнга

Tags: духовный кризис
Subscribe
Buy for 400 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 35 comments