?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

При изучении себя и своих реакций человек нередко сталкивается с тем, что какая-либо деятельность ощущается как "непозволительная", невзирая на то, что логически понятна её нужность. Часто так происходит с агрессивными побуждениями, - а ведь, как известно, минимальный квант агрессии, это утверждение "Я существую!" - то есть, как  пример, ответы "да" или "нет" вместо "не знаю". А уж если нужно сказать не просто "Я существую!", а ещё и оценить этот факт положительно (для чего, очевидно, потребуется оценить положительно себя) - тут нередко наступает полный тотальный ступор, не всегда даже и осознанный.


Рассмотрим на примере похвалы. Нередко у людей хвалить себя, фигурально говоря, язык не поворачивается. Внутренний Критик бесчинствует внутри и орет: "Не надо врать, ты не такая" - отчего вместо похвалы себя хочется пеплом посыпаться и убиться головой об стену, т.е. возникает, наоборот, аутоагрессия.

В этом случае нужно для начала просто логически разобраться, проанализировать, что происходит:

1. Вряд ли идеальная цель Внутреннего Критика - чтоб человек убился головой об стену. Это, таксть, "запас на чёрный день", если не получится, чтоб человек делал то, чего он хочет. Какое позитивное намерение в основе его активности? В чем конкретно ВК хочет, чтобы вы были лучше?

2. Причем, на этом пути Внутренний Критик желает ещё и предохранить человека от чего-то ужасного, что для него хуже смерти. Что это за ужас-хуже-смерти? Что страшного может произойти, если себя хвалить? Чем опасно это делать? От чего ВК пытается предохранить таким образом? (Чаще всего тут фигурирует либо осуждение социума, либо пассивность.)

3. Всегда ли этот ужас-хуже-смерти действительно так страшен даже в малых количествах и в любых обстоятельствах?
Или ВК орет превентивно, невзирая на то, что в умеренных количествах это может быть вполне допустимым? (Толика осуждения социума в лице княгини Марьи Ивановны вполне допустима: мы не доллары, чтобы всем нравиться, да в наше время и долллары нравятся не всем.)
А то даже и полезным? (Периодическая пассивность позволяет отдохнуть, без чего плодотворная работа вообще невозможна.)

4. В результате анализа выясняется, что ВК тотально запрещает деятельность (в нашем примере - себя хвалить), чтобы предохранить от тотального же ужаса-хуже-смерти. Но обычный человек в состоянии вполне сознательно предохранить себя от тотального осуждения социума, или там тотальной пассивности - этого он и сам не хочет. А малые дозы ужаса-хуже-смерти, как выясняется, ужасом вовсе не являются.

4. Выходит, что ВК похож на забытого на посту часового: самоотверженно (тотально и бессознательно) предохраняет от того, от чего мы в состоянии предохраниться вполне сознательно, учитывая нюансы ситуации. Пора ему об этом сообщить, и снять его с этого поста.

5. А чтоб ему не скучно было, раз уж он привык за чем-нибудь следить, - пусть следит за выполнением своего позитивного намерения. Т.е. наблюдает за высотой планки, позитивным подкреплением, ведет учет успехов и хвалит за малейшие достижения.

6. Понятное дело, у него не сразу получится. Перевоспитание - дело небыстрое, периодически бывают срывы и откаты. Это нормально. И тут важно не превращаться во внутреннего критика Внутреннего Критика: вы ведь уже знаете, какое позитивное намерение лежит в его основе, и что ему кажется ужасом-хуже-смерти? Просто каждый раз, как он внутри встрепенется, тактично ему напоминайте, что предохранение от ужасов вы взяли под сознательный контроль, и путь он займётся позитивным подкреплением своего позитивного намерения.


Перед тем, как двигаться дальше, обязательно прочтите предыдущие статьи про Внутреннего Критика:
Внутренний Критик и как с ним обращаться
Внутренний Критик и Волшебный Пендель


Вообще, я подумала, нужно этот цикл статей оформить в виде такого онлайн-тренинга. Что-нибудь типа "Приручение агрессии": дальше по смыслу напрашиваются упражнения, которые помогут каждому определить, "Что же делать?" на практике - то есть, для начала найти  те области, где похвала себя особенно необходима. Первое, что необходимо научиться делать в плане агрессии - принимать себя, иначе вероятность наломать дров приближается к 100%...

Надо обдумать условия открытого тренинга.
У вас есть какие-нибудь предложения?
Ссылки на удачный опыт, например?



Buy for 400 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 47 comments — Leave a comment )
ve_sh
Jul. 9th, 2013 03:35 pm (UTC)
Да, с присвоением агрессии всё ещё беда, хотя стало лучше.

Мне тут недавно подруга лепшая сказала: "Не ной". Честно говоря, ввела меня в ступор. Ну, я могу наорать. Или дать по шее (низзя, посодют). Ей же самой моё "неноение" сильно не понравится. В следущий раз проведу среди неё разъяснительную работу о недопустимости провоцирования агрессии среди меня в частности и среди мужчин вообще.
olga_podolska
Jul. 9th, 2013 03:48 pm (UTC)
Агрессия - это не только наорать.

Похвалить себя - это менее агрессивное, но все же агрессивное действие: говоря о себе "я хороший", человек таким образом защищает себя/свою территорию. И это гораздо более конструктивно для взаимоотношений в социуме, чем дать по шее (посодют, ага) или поныть (это отказ от защиты вообще).
(no subject) - ve_sh - Jul. 9th, 2013 03:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Jul. 9th, 2013 03:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ve_sh - Jul. 9th, 2013 04:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Jul. 9th, 2013 04:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ve_sh - Jul. 9th, 2013 04:33 pm (UTC) - Expand
mimafi
Jul. 9th, 2013 03:39 pm (UTC)
Годами борюсь с тотальным запретом просить или требовать что-то для себя. Доходит до абсурда: взять у мужа денег на покупку продуктов трудно, напомнить о задержанной зарплате невыносимо. Опыт только отрицательный, к сожалению :((
olga_podolska
Jul. 9th, 2013 03:51 pm (UTC)
Очевидно, если "я не имею права существовать", то и денег на покупку продуктов мне не полагается. Вообще не полагается никаких своих желаний и потребностей озвучивать, вероятно.

А какое позитивное намерение лежит в основе этого?
От чего-то же ВК хочет таким образом предохранить?
(no subject) - mimafi - Jul. 9th, 2013 03:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Jul. 9th, 2013 03:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mimafi - Jul. 9th, 2013 03:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Jul. 9th, 2013 04:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mimafi - Jul. 9th, 2013 05:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - annikum - Jul. 10th, 2013 03:13 pm (UTC) - Expand
qi_tronic
Jul. 9th, 2013 03:39 pm (UTC)
Мне кажется, что внутренний критик много от чего может быть.
Например:

1. Убеждение, что если слишком сильно себя хвалить, то мироздание обратит на тебя внимание и сделает гадость. Для баланса.

2. Убеждение, что начиная себя хвалить перед другими, ты своими руками вводишь себя в сферу их оценок относительно себя, а затем можешь в ответ получить уже не похвалу, а сокрушающую критику.
Оставаясь же в тени, ты избегаешь как похвал так и осуждения.

3. Развитый аналитический ум, все время сравнивающий себя и других с объективными высшими стандартами.

И вообще вся эта сфера метасостояний очень многослойна и там такие клубочки бывают, которые хрен распутаешь. (Только рубить? :) )
Вот цитату нарыл:

"
Корзибский исследовал взаимосвязь между тем, что в своём классическом труде «Наука и здравый ум» (1933) он назвал эффектами «первого порядка», и эффектами «второго», «третьего» и т.д. порядков. Позднее в модели НЛП эти логические уровни абстракций были названы состояниями, как, например, состояния сознания или состояния мыслей-чувств ума-тела. Поскольку НЛП объединило в себе идеи из информатики, гештальт-терапии, вычислительной техники, семейного консультирования, трансформационной грамматики и других отраслей науки, в нём разработана собственная модель выявления структуры субъективного опыта, которая создаёт эти семантические, или нейролингвистические, состояния.
В 1994 году я узнал об этой новейшей разработке НЛП, которая сочетает лучшие модели состояний и стратегий НЛП с общей семантикой. Вскоре это стало называться моделью метасостояний. В этой новой метауровневой модели используются озарения и догадки Корзибского и Бейтсона о логических уровнях абстракции, дающие язык для прослеживания состояний над состояниями, или метасостояний.
Если человек боится страха (параноик), злится на свой страх (состояние внутреннего конфликта) или винит себя за свою злость на собственный страх (паттерн самоистязания более высокого уровня) значит, он перешёл во второй или третий порядок (уровень) абстракции. Он испытывает негативное метасостояние. Более позитивные состояния над состояниями мы переживаем, когда радуемся познанию, спокойно принимаем недоразумение как открывающее путь к новым знаниям, смиряемся с горем и т.д.
Модель метасостояний рассматривает не только такие «драконьи» семантические состояния, но и такие «царственные» состояния, как самоуважение, гибкость, предусмотрительность, великодушие, снисходительность и т.д. В подобных метасостояниях человек выводит абстракции (мыслит-чувствует) о других абстракциях (например, о себе, времени, цели, судьбе и пр.) и развивает це-лостные (гештальт) конфигурации состояний над состояниями. Переживание метасостояний переносит нас в сферу семантической реальности, где мы создаём переживания, убеждения, оценки и т.п. метауровня. Через некоторое время после открытия и формулирования этой модели Международная ассоциация инструкторов НЛП (IATNLP) вручила свою премию за самый значительный вклад в развитие модели НЛП за 1994/95 гг. Метасфера заняла в НЛП третье место после метамодели и мета-программ.
"
olga_podolska
Jul. 9th, 2013 03:53 pm (UTC)
Конечно, много чего может быть.

Вот я же и спрашиваю: конкретно у тебя - чего?
Какое позитивное намерение лежит в основе запрета?
(no subject) - qi_tronic - Jul. 9th, 2013 03:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Jul. 9th, 2013 04:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - qi_tronic - Jul. 9th, 2013 04:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Jul. 9th, 2013 04:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - qi_tronic - Jul. 9th, 2013 07:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Jul. 9th, 2013 09:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - qi_tronic - Jul. 10th, 2013 12:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - qi_tronic - Jul. 9th, 2013 03:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Jul. 9th, 2013 04:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - qi_tronic - Jul. 9th, 2013 04:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Jul. 9th, 2013 04:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - qi_tronic - Jul. 9th, 2013 07:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Jul. 9th, 2013 09:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - qi_tronic - Jul. 10th, 2013 12:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rupakaja - Jul. 10th, 2013 03:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - xena_remi - Jul. 10th, 2013 07:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Jul. 10th, 2013 08:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - porcospina - Jul. 10th, 2013 03:33 pm (UTC) - Expand
imya_na_a
Jul. 9th, 2013 04:06 pm (UTC)
Эх. Пока я еще не уехала, расскажу поучительную историю. Не уверена, что строго по теме, но где-то близко.

Внутреннего Критика я сняла с ругательного поста давно, больше 10 лет назад. Просто однажды обиделась и сказала, что меня нельзя обзывать дурой, и вообще со мной надо уважительно. Сама себя обозвала и сама на это обиделась, очень хорошо помню этот странный момент :) Но Внутренний Критик послушался. Наверное, время пришло.

А вот то ли незадолго до, то ли вскоре после случилась история, благодаря которой, я уверена, он и не пытался потом возвращаться к старым привычкам.

Я проходила подготовку к сдаче кандидатского минимума по иностранному языку. К какому-то моменту вся группа терзалась общей проблемой: при большом объеме ежедневных переводов накапливалось все больше слов, которые "точно знаю, но вспомнить не могу". На каждом уроке мы жаловались друг другу, что "слова никак не учатся". И однажды, в перерыве на чай, пожаловались преподавательнице.
Она аж чаем поперхнулась. Замахала руками: "Что вы, что вы! НИ-КОГ-ДА не говорите "у меня слова не учатся". Вообще никогда себе не говорите, что у вас что-то не получается. Когда встретите такое слово, сразу скажите себе: А я прекрасно запоминаю английские слова."

Это было похоже на наивную самодеятельную психологию, вроде сомнамбулического "я - самая обаятельная и привлекательная..." Не верилось в это абсолютно. Но... я пришла к эксперту, которому доверяю, и попросила у него профессионального совета. Эксперт дал мне этот совет. Я же должна хотя бы попробовать его применить?

В следующий раз, встретив "знакомо-незнакомое" слово, я решительно заявила себе, что прекрасно запоминаю английские слова. Внутри наступила растерянная тишина. Слово, конечно, не вспомнилось. Я пожала плечами, заглянула в словарь и продолжила переводить. На следующем забытом слове - опять: "Да я превосходно запоминаю английские слова. Просто влет. Один раз увижу - и навсегда." Внутри пожали плечами и отказались продолжать этот бессмысленный разговор. То есть внутренние комментарии просто прекратились. А я подумала - может, не в тот момент подумала, но точно в тот же день, т.к. к следующему уроку уже был результат - подумала, что психология как-то не очень работает, надо бы ускорить процесс старым и проверенным способом. Нарезала карточек, написала на них свои "любимые" слова и стала их гонять дважды в день, с утра и перед сном. К следующему уроку, т.е. через три дня, проблема заметно полегчала. И когда в группе опять зашел разговор о том, что "слова не учатся", я из лучших побуждений, желая поделиться опытом успеха, спросила товарищей: "А вы как их учите?"
И ответом мне была растерянная тишина.
И я поняла, что все это время мы жаловались друг другу, что слова не учатся, но не пытались их учить. А просто в голову не приходило. В мою голову эта полезная мысль пробилась только после того, как прекратилось внутреннее нытье.

Все это произвело на меня сильное впечатление. В общем-то, производит до сих пор. Где-то с того времени я избегаю констатаций типа "все плохо". Один-то раз можно и констатировать, но два - это уже хождение по кругу, а мне не надо, чтобы все и дальше было плохо.

Да, а Внутренний Критик - он же все равно есть и не может совсем не реагировать на мои промахи, он же за меня переживает!.. Он реагирует. Не помню, чтобы я его сознательно так настраивала, а может у него выхода другого не было после запрета ругаться - во всяком случае, на свежеляпнутую глупость он реагирует радостным восклицанием "Маладец!" Это, конечно, сарказм, но это позволяет быстро закрыть ситуацию и жить дальше. Меня такая реакция устраивает.

Вот.
А опытов по проведению онлайн-тренингов у меня, увы, не случалось :)
olga_podolska
Jul. 9th, 2013 04:13 pm (UTC)
Какая прекрасная история! :) Я ее в собрание комментариев заберу, ладно?

Потому что в 90 случаях из 100 человек, считающий что-либо непреодолимым, просто не пытался это преодолевать. И это я еще оптимистично оцениваю пропорции. :))))
(no subject) - imya_na_a - Jul. 9th, 2013 04:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Jul. 9th, 2013 04:40 pm (UTC) - Expand
schredingerscat
Jul. 9th, 2013 05:19 pm (UTC)
В плане позитивного опыта. Я у себя как-то накопала установку, что если у меня что-то не получилось сразу - всё, это фэйл. И естественно в страхе перед фэйлом часто получалось, что многие вещи "лучше даже не начинать". Но вот почти случайно после одного диалога мне открылся такой ракурс, что если не получилось сразу, то это ведь может быть просто поводом для того чтобы позже повторить попытку. И я стала перестраивать установку на такую, что если нужное мне "что-то" пусть и не получилось целиком, но получилось хоть на чуть-чуть, на маленький шажок в нужном мне направлении - то это хорошо, это повод себя похвалить. А если не получилось - тоже не беда: я просто осталась там же где и была, и со временем могу попытаться снова.
Ну и в общем с таким подходом успехи определённо есть :)
olga_podolska
Jul. 9th, 2013 05:34 pm (UTC)
Да, это единственно разумный подход! :)

Но установка такая первоначально бывает у многих.
Спасибо за ваш пример! Он показывает, что ее можно изменить даже самостоятельно.
krutotut
Jul. 9th, 2013 10:30 pm (UTC)
А ВК можно сравнить с Родителем, как в теории Берна Ребенок-Взрослый-Родитель? Или это из другой плоскости ?)
olga_podolska
Jul. 9th, 2013 10:37 pm (UTC)
Можно. :) ВК = Критикующий Родитель

Наша задача перевоспитать его в Заботливого Родителя.
krutova
Jul. 10th, 2013 06:56 am (UTC)
Я тут прошлась по диалогу со своим ВК, и пришла к мысли, что если хвалить себя чаще, чем я это делаю, то можно себя захвалить так, что потеряется понимание реальности и моего настоящего (соответствующего) места в этой реальности.
ну то есть, я конечно могу себя вознести на доску почета, памятник себе воздвигнуть, какая я "еще более хорошая!", но самый ужас-хуже-смерти - это увидеть этот памятник в неподходящем для этого месте.
Короче, ВК меня предохраняет от зазнайства, от попыток "задрать нос перед другими", тем самым выглядеть глупо в глазах социума :)
olga_podolska
Jul. 10th, 2013 01:37 pm (UTC)
Это хорошее предохранение, и, если он при этом вообще-то хвалить себя не мешает - то и славно.

Можно его использовать как стимулятор роста как раз в тех областях реальности, в которых место для памятника себе кажется пока неподходящим. Для роста нужно ведь что? Тщательно отмечать те успехи, пусть пока и маленькие, которые уже есть! Если их замечать и "поливать" похвалой, они станут расти и ветвиться. :)
(no subject) - krutova - Jul. 10th, 2013 01:40 pm (UTC) - Expand
knivy
Oct. 19th, 2013 08:51 pm (UTC)
Интересно и знакомо. У меня снова сомнения по части терминологии. Внутренний Критик -- это не агрессия.
Агрессия --- это "удар первым номером", а Внутренний Критик всегда _реагирует_, т.е. идёт "вторым номером". На карте мозга, как полагаю, это разные зоны.
По поводу самовосхвалений -- есть культурные особенности. Например, американская культура, насколько могу судить, поощряет, чтобы люди себя рекламировали, это необходимо при поиске работы и проч. В России считается, что за вас должна говорить какая-нибудь бумага (диплом, трудовая книжка и т.п.). Если вы говорите что-то сверх того, что написано в бумаге, то словно лжёте. Или по крайней мере, выглядите сомнительно.
Думаю, что это является одной из причин того, что, например, американская эстрада сильней на мировом уровне, чем российская, поскольку для этой сферы деятельности, как и некоторых других, умение себя хвалить является профессиональной обязанностью.

Edited at 2013-10-19 08:51 pm (UTC)
( 47 comments — Leave a comment )

Latest Month

March 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars