?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вопрос контекста

Любите ли вы, когда вас называют сволочью? Я, вообще говоря, обычно тоже не очень. Но когда мне звонит Ирка и тянет своим томным голоском: "Ну что, пока я не позвоню, ты ж сама мне не позвонишь... свооолочь ты, подруженька" - я теряю волю от умиления и таю вся целиком от радости. Потому что такой вот у нас с Иркой контекст отношений: она, типа, груба, но справедлива, а я типа невнимательна, но отзывчива, если мне позвонить самостоятельно. Я Ирку обожаю, она меня, подозреваю, тоже.

Когда говорят о границах и их защите, совершенно забывают, что в зависимости от контекста происходящего любое действие может как являться нарушением границ, так и нет. Приведенная в комментариях к прошлому посту оценка "У вас проблемы с общением" может быть как грубым нарушением границ, если оценки никто не спрашивал, - так и вполне допустимым действием, скажем, как раз на собеседовании, где по контексту как раз и подразумевается взаимная оценка кандидата и компании. В норме этот вопрос - нарушение или не нарушение - определяется внутренним ощущением, некоторым "уколом агрессии", отчетливо ощутимым внутри; и тут важно прояснить, что именно происходит сейчас в данный момент с точки зрения вашего партнера. Потому что иногда этот укол спровоцирован вашими внутренними иголками, а вовсе не партнером.


Пример с тренинга после простройки границ

Участница (назовем её Лена) рассказала, как ехала в электричке - и в какой-то момент обнаружила, что дама, сидящая напротив, как-то крайне неодобрительно на неё пялится. Вначале она пыталась не замечать происходящего, хотя сама внутри раздражалась все сильнее и сильнее. И то сказать, какого черта? Она вспомнила (рассказанное как раз тренинге) что прямой взгляд в глаза среди приматов означает сексуальный призыв или агрессию. О сексуальном призыве со стороны этой дамы думать не приходилось, но и чем была вызвана агрессия, оставалось непонятным.

Повертевшись несколько минут в попытках не замечать взгляда этой дамы, Лена решила реагировать симметрично, и уверенно уставилась даме глаза в глаза. Нахмурилась. Дама сосредоточенно глядела в её глаза как ни в чем не бывало, очевидно для Лены думая внутри себя что-то нехорошее. Напряжение нарастало. Лена почувствовала отчетливое желание просто дать тетке в лоб, чтоб та свои наглые зенки от неё отвела, потому что ну сколько же можно? Давать в лоб казалось откровенно неприличным, но и терпеть раздражение на тренинге прямо запретили. Поэтому для конструктивной утилизации агрессии Лена решила прояснить контекст: что, собственно, происходит?

- Скажите, пожалуйста, почему вы на меня так пристально смотрите? - спросила она.
- Извините. У меня просто зрение плохое, я почти ничего не вижу. Так что я даже не подозревала, что смотрю на вас! - ответила женщина. - Извините еще раз.

Лена сразу успокоилась. То, что взгляд вовсе не относился к ней, просто не приходило ей в голову! Инцидент был исчерпан.

А ведь не проясни Лена контекст - вероятно, даже сдержав свое раздражение и не дав тетке в лоб, она вышла бы из электрички, переполненная накопленной агрессией, и слила её куда-нибудь не по адресу, усилив "бабах!" в каком-то другом месте, где требовалось бы всего лишь использовать капельку конструктивной агрессии.

Агрессия - сила, направленная на улучшение собственной жизни.
Не стоит её ни копить, ни разбазаривать: её нужно конструктивно использовать.
В частности, начиная с прояснения контекста: т.е. того, нужно ли здесь действительно прилагать какие-то силы, или можно расслабиться и получить удовольствие. :)

Алгоритм прояснения контекста:

1. Получить доступ к собственным чувствам
Если вы почувствовали укол агрессии - это знак, что пора начинать выяснять, что происходит.
2. Мягко задать безоценочный вопрос
Если в вопросе будет ваше раздражение или негативная оценка - партнер вполне может среагировать именно на них, а не на сам вопрос. Поэтому желательно задавать вопросы о происходящем до того, как оно стало раздражать вас настолько, чтоб раздражение против воли просачивалось в голос.
3. Опять прислушаться к собственным чувствам
Если ответ вас успокоил и ситуация вас больше не задевает - то и славно.
Если ответ не внес какой-либо определенности, прояснять ситуацию дальше, до того, как вам станет ясно, чем именно она вас задевает.
4. Устранить задевающее
При необходимости - путем выхода из ситуации и прекращения общения вообще.
Если задевают иголки в своей собственной голове - тоже не терпеть, вестимо. Для этих целей существует психотерапия.

* * *
Ну и, традиционно, вопрос.
Как вы думаете, какого рода "иголки в голове" были у Лены? ;)
Buy for 400 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 94 comments — Leave a comment )
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
zlatenika
Aug. 18th, 2013 11:12 am (UTC)
Как вы думаете, какого рода "иголки в голове" были у Лены? ;)
Не уверена, что правильно поняла вопрос... Эгоцентрические? :) (Если смотрят в мою сторону, значит на меня)
olga_podolska
Aug. 19th, 2013 07:30 am (UTC)
Не, ну вообще такое предположить логично. :)

Но если смотрят на меня - то почему сразу осуждающе?
Смотрят себе и смотрят, казалось бы...
estera
Aug. 18th, 2013 11:23 am (UTC)
Как вы думаете, какого рода "иголки в голове" были у Лены? ;)
Подозрения, что любое внимание - недоброжелательное?
olga_podolska
Aug. 19th, 2013 07:30 am (UTC)
Да, мне это видится основной проблемой.
rubelina
Aug. 18th, 2013 11:51 am (UTC)
я думаю, у Лены самой не всё так гладко, какие-то проблемы, внутренняя агрессия... возможно с ее мужчиной не всё однозначно, женщины воспринимаются как соперницы, а еще эта пялит глаза...раздражение нарастает и внутреннее и внешнее, чтоб совсем не взорваться - у нее хватает сил на невинный вопрос...если бы "иголок в голове" и проблем не было, то Лена не была бы так восприимчива к этому взгляду, она бы улыбаясь спросила, в чем дело...
olga_podolska
Aug. 19th, 2013 07:31 am (UTC)
Согласна с тем, что не все гладко, и что спросить можно было сразу, улыбаясь.

Но вот эти фантазии про мужчину... не поняла их источника, если честно.
(no subject) - rubelina - Aug. 19th, 2013 11:28 am (UTC) - Expand
psilogic
Aug. 18th, 2013 11:51 am (UTC)
Иголка на тот момент совсем небольшая - ей было трудно начать разговор с незнакомым человеком. Свой вопрос она могла задать сразу.
olga_podolska
Aug. 19th, 2013 07:32 am (UTC)
Согласна. Задай она вопрос сразу - я бы и не узнала ничего об этой истории... :)
livejournal
Aug. 18th, 2013 12:13 pm (UTC)
Вопрос контекста
Пользователь alla_dolgaya сослался на вашу запись в записи «Вопрос контекста» в контексте: [...] Оригинал взят у в Вопрос контекста [...]
galadster
Aug. 18th, 2013 12:22 pm (UTC)
Моя версия про иголки - вообще-то принято не говорить вслух даже детям, что они делают что-то неприятное или неодобряемое. Принято молча осуждающе смотреть - должен сам догадаться. Поэтому если видишь, что на тебя молча осуждающе смотрят, то уже и удивляться не надо, скорее всего того кто смотрит ты чем-то раздражаешь. Значит, внутренняя иголка - ты плохой, а почему - сам должен знать.
olga_podolska
Aug. 19th, 2013 07:33 am (UTC)
Да, что-то такого типа определенно было.

Подмена "смотрят" = "осуждают"
imya_na_a
Aug. 18th, 2013 12:57 pm (UTC)
Ожидание нападения, убежденность во враждебности мира.

(Дальше вспоминается, что вы много раз говорили, что страх и ожидание нападения есть отражение собственной неосознаваемой агрессии. Но я не чувствую себя достаточно компетентной, чтобы рассуждать и делать выводы.)
olga_podolska
Aug. 19th, 2013 07:34 am (UTC)
Ну и с присвоением собственной агрессии не все отлично, вон сколько потребовалось собираться для невиннейшего вопроса.
Так что можно и с этой стороны зайти, тоже будет верно.
inelgerdis
Aug. 18th, 2013 01:38 pm (UTC)
Может неуверенность в себе? Ведь Лене показалось, что дама не просто на нее пристально смотрит, а смотрит неодобрительно. То есть первой реакцией было, что у нее (Лены) что то не так.
olga_podolska
Aug. 19th, 2013 07:35 am (UTC)
Да, это оно! Можно и так назвать. :)
(no subject) - liliya_ikonska - Aug. 19th, 2013 10:16 am (UTC) - Expand
galyad
Aug. 18th, 2013 01:41 pm (UTC)
Пристальный или просто откровенно разглядывающий взгляд я воспринимаю
как нарушение моих границ. Мне не кажется, что этот взгляд непременно агрессивный или неодобрительный. Он может быть и просто любопытным.
Вcе-равно это неприятно.
Не думаю, что это какие-то ненормальные иголки.

Что испытывала Лена - не знаю. Может то же, что и я. А может страх, что с ней что-то не так.
olga_podolska
Aug. 19th, 2013 07:49 am (UTC)
Пристальный взгляд - это в нашем социуме нетипично, то есть, вопросы по его поводу закономерны.

А вот какого рода эти вопросы... Можно ведь предположить, что, например, человек так зачарованно смотрит, потому что вы ему нравитесь. И так и спросить с улыбкой:

- Вы меня так пристально рассматриваете, я вам нравлюсь? :)
galyad
Aug. 18th, 2013 01:46 pm (UTC)
А еще я бы не стала долго ждать. В таких случаях я могу поднять брови и посмотреть на человека дурашливо-необидно с выражением "Что?".
И если бы я заметила, что взгляд женщиныв не изменился, поняла бы, что она меня не видит.
olga_podolska
Aug. 19th, 2013 07:49 am (UTC)
Да, скорость реакции - здесь ключевое.
(no subject) - imya_na_a - Aug. 19th, 2013 09:57 am (UTC) - Expand
tak_chisto
Aug. 18th, 2013 01:56 pm (UTC)
А у меня вопрос.
Меня очень раздражают курильщики, точнее, когда мне приходится дышать дымом. Например, когда они стоят у входа в магазин или у подъезда. Или на узкой дорожке впереди идут, а я с коляской, не пообгоняешь. Можно ли эту агрессию как-то конструктивно использовать? Я бы хотела как-то выразить то, что мне неприятен дым, но я не могу придумать таких слов, чтобы они не спровоцировали дальнейший спор. Ругаться нет желания совсем.
warravana
Aug. 18th, 2013 02:08 pm (UTC)
1) Увернуться от контакта с курильщиком элементарно
2) Осознать, к примеру, факт, что выхлопные газы автомобилей в несколько тысяч раз вреднее и таким образом уничтожить причину агрессии
(no subject) - tak_chisto - Aug. 18th, 2013 02:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - malica_dee - Aug. 18th, 2013 03:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vanillasmelt - Aug. 18th, 2013 04:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - imya_na_a - Aug. 18th, 2013 05:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - malica_dee - Aug. 18th, 2013 07:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vanillasmelt - Aug. 18th, 2013 07:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - malica_dee - Aug. 19th, 2013 03:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vanillasmelt - Aug. 18th, 2013 02:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - warravana - Aug. 18th, 2013 03:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vanillasmelt - Aug. 18th, 2013 04:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - warravana - Aug. 18th, 2013 04:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vanillasmelt - Aug. 18th, 2013 04:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vanillasmelt - Aug. 18th, 2013 04:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - warravana - Aug. 18th, 2013 04:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vanillasmelt - Aug. 18th, 2013 04:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - warravana - Aug. 18th, 2013 04:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vanillasmelt - Aug. 18th, 2013 04:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - michelle_2012 - Aug. 18th, 2013 04:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Aug. 19th, 2013 08:02 am (UTC) - Expand
dunker_
Aug. 18th, 2013 02:15 pm (UTC)
Я подумал, как хорошо, что сам я плохо вижу и часто не замечаю таких взглядов :)
А Лена, наверно, боялась вызвать более сильную агрессию, прошлое ее "научило", что промолчать дешевле...
olga_podolska
Aug. 19th, 2013 08:02 am (UTC)
Вероятно, да. Но, как выяснилось, это было ложное убеждение. :)
tainstostrov
Aug. 18th, 2013 02:36 pm (UTC)
Внутренняя уверенность во враждебности окружающих?

olga_podolska
Aug. 19th, 2013 08:03 am (UTC)
Именно.
goblin_matron
Aug. 18th, 2013 02:42 pm (UTC)
А что такое безоценочный вопрос, можно примеры?
olga_podolska
Aug. 19th, 2013 08:04 am (UTC)
Так я вроде привела пример.

- Почему вы на меня сейчас смотрите? (не таращитесь, не пялитесь - т.е. происходящее должно быть описано нейтральными словами)
(no subject) - goblin_matron - Aug. 19th, 2013 08:05 pm (UTC) - Expand
tau_tau
Aug. 18th, 2013 03:09 pm (UTC)
У Лены скорее всего основная иголка - неуверенность в себе. Поэтому внешние нейтральные воздействия легко выводят из состояния равновесия.

В описанной в начале поста истории с подругой мне бы все равно слово "сволочь" было неприятно:) Это мои внутренние иголки или просто другие границы? Как бы Вы отреагировали на слова подруги, испытав все же неприятное чувство от слова "сволочь"?
lady_tiana
Aug. 18th, 2013 05:48 pm (UTC)
А я мужа часто зову сволочью, мерзавцем и негодяем,а он радостно ржет и поддакивает. :)))) И добавляет, что он редкостная скотина. :))))

А эпитеты в свой адрес я в публичном пространстве на всякий случай произносить не буду. :) Зараза из них самое мягкое. :)
(no subject) - tau_tau - Aug. 18th, 2013 07:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Aug. 19th, 2013 08:05 am (UTC) - Expand
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
( 94 comments — Leave a comment )

Latest Month

March 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars