?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Я-высказывание: Последняя буква алфавита
Я-высказывание: Присоединение и ответственность
Я-высказывание: Что будет, если...


Понятно, что никакая схема «Я-высказывания» не может улучшить отношения, стороны в которых не настроены их улучшать. Поэтому «Я-высказывание» служит скорее для прояснения максимально четкой позиции сторон, и здесь нельзя надеяться на то, обучившись такому «Я-высказыванию», вы сможете управлять партнером. Управление другим человеком совершается только в тех пределах, в каких другой человек согласен, чтобы им управляли, не более того.




Что же делать? Как управлять другими людьми без их на то желания?

Короткий ответ - "А никак!". Этот факт нередко становится разочаровывающим для людей, которые приходят к психологу, чтобы научиться, наконец, управлять вселенной другими людьми. Кроме того, парадоксальным образом этот ответ является прекрасным образцом нарциссической (не)правды - поскольку чаще всего зависимые граждане всех мастей в этом ответе слышат нечто типа утверждения о том, что мы вообще никак не можем воздействовать на других людей. Это очевидно не так! Воздействовать - можем. Управлять - нет.

Это как Жванецкий про комара рассказывал: "А вы пробовали когда-нибудь зашвырнуть комара? Далеко-далеко. Он не летит. То есть он летит — но сам по себе и плюет на вас. Поэтому надо быть лёгким и независимым." (с)

Иными словами, управлять другим человеком - невозможно.
Но не все пропало! Что же остается из возможного?

1. Получить в подарок
Вы можете то, что вам нужно, получить просто от избытка этого у другого человека. Помните, "любовь - добра"?
Если у человека есть избыток чего-либо, и вы по счастливой случайности оказались рядом - вуаля!
Бывает такое состояние, когда "весь мир бы обнял" - вполне возможно, что и вас в этот момент обнимут тоже.
Особенно если попросить (вот тут и пригодится первая часть Я-высказывания).

2. Обменять на что-то ценное
Понятно, что все-таки по большей части люди стараются обнимать тех, кто в свою очередь тоже может как-то адекватно ответить. Тот избыток, который есть, чаще всего не настолько велик, чтобы годами его отдавать кому-то, не получая ничего взамен. Что именно является ценным для вас, и что для партнера, и по какому курсу это может обмениваться - тоже в состоянии прояснить Я-высказывание. Я бы даже сказала, что в этом его основная ценность.

3. Пригрозить чем-то нежелательным
Этот способ ни в коем случае не пригодится вам для получения тепла и близости, но вполне может пригодиться для получения каких-то более простых вещей - денег, элементарных действий, выполнения нетворческих задач, и т.п.

* * *
"Но как же?!" - восклицают в этот момент самые упорные граждане. Мне же надо, чтобы наши отношения улучшились! Ведь так дальше невозможно! Что же, это ваше Я-высказывание мне не в состоянии такого обеспечить?

Увы, друзья мои! Невероятно жестоким может быть этот самый прекрасный из миров.

Добро пожаловать во взрослую жизнь: если партнер не настроен улучшать отношения с вами, и вам нечего ценного ему предложить - все, что вы можете делать, это работать со своей собственной состоятельностью. Если единственным вашим плюсом в глазах партнера была ваша бессловесность, то никакое Я-высказывание не сможет вам помочь в улучшении отношений с партнером. Пора учиться выходить из зависимости, и, в частности, для начала удовлетворять свои нужды самостоятельно (а потом, скорее всего - искать другие типы партнеров, раз уж с теми, кого вы выбираете, что-то до такой степени очевидно не так). Пытаться добиться того, что вам нужно, от этого, который не хочет вам этого давать и которому вам нечего предложить - инфантильный паттерн поведения.

Это родителей не выбирают. Партнеров - очень даже выбирают.

В общем, здесь, как в древней китайской молитве:
Дай нам бог сил на изменение того, что можно изменить,
Принятия для того, что изменить невозможно,
И мудрости, чтобы отличить одно от другого.


Buy for 400 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 121 comments — Leave a comment )
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
fir_3
Oct. 7th, 2013 08:58 am (UTC)
Ага-ага. Не так давно в другом внятном псих-блоге на автора, говорящего о полезности извещения о своих желаниях, был уронен шкаф с возмущением и недовольством плана "кой смысл озвучивать желания, если не сказал и не получил - и сказал не получил? так-то ещё обиднее, старался, предпринимал шаги - и всё равно в итоге дуля!"
*негодует*

Edited at 2013-10-07 08:59 am (UTC)
liliya_ikonska
Oct. 7th, 2013 09:25 am (UTC)
Ну тут все просто - взял и ушел в пассивную агрессию, и негодуй себе молча, стой в белом пальте.
(no subject) - porcospina - Oct. 7th, 2013 10:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - liliya_ikonska - Oct. 9th, 2013 08:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - porcospina - Oct. 10th, 2013 07:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - liliya_ikonska - Oct. 11th, 2013 08:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - fir_3 - Oct. 7th, 2013 03:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - liliya_ikonska - Oct. 8th, 2013 07:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - fir_3 - Oct. 8th, 2013 08:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - porcospina - Oct. 8th, 2013 09:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - fir_3 - Oct. 8th, 2013 06:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - porcospina - Oct. 8th, 2013 06:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fir_3 - Oct. 8th, 2013 06:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - liliya_ikonska - Oct. 9th, 2013 09:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - liliya_ikonska - Oct. 9th, 2013 08:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - porcospina - Oct. 10th, 2013 07:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - liliya_ikonska - Oct. 9th, 2013 08:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Oct. 8th, 2013 02:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - liliya_ikonska - Oct. 8th, 2013 07:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Oct. 8th, 2013 02:54 am (UTC) - Expand
krutova
Oct. 7th, 2013 09:03 am (UTC)
Оля, прекрасно!
Спасибо тебе за этот труд!)
olga_podolska
Oct. 8th, 2013 03:00 am (UTC)
*утирает пот со лба*
(no subject) - krutova - Oct. 8th, 2013 04:50 am (UTC) - Expand
evelina_de_lain
Oct. 7th, 2013 09:36 am (UTC)
а это разве не христианская молитва св.франциска асизского, которую активно используют в АА?
olga_podolska
Oct. 8th, 2013 03:03 am (UTC)
Чисто хронологически предполагаю, что первыми были все же древние китайцы.

А вообще встречала ссылки на авторство Франциска Ассизского, Фридриха Этингера, Курта Воннегута, и еще одного европейского монаха, которого имя сейчас забыла. Он еще поэт был. В общем, мысль-то вечная...
_klio_sw
Oct. 7th, 2013 09:42 am (UTC)
Это не Китай, это молитва Билли Пилигрима из "Бойни № 5" Воннегута.
evelina_de_lain
Oct. 7th, 2013 09:52 am (UTC)
Ну ее же не Воннегут придумал ) Она много веков уже существовала, ходила по рукам, точное происхождение неизвестно. Основное ее распространие получилось в роли Serenity prayer из анонимных алкоголиков. http:// en.wikipedia.org/wiki/ Serenity_Prayer
(no subject) - _klio_sw - Oct. 7th, 2013 01:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - murmele - Oct. 7th, 2013 04:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Oct. 8th, 2013 02:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - sergey_mosc - Oct. 8th, 2013 01:18 pm (UTC) - Expand
evelina_de_lain
Oct. 7th, 2013 09:45 am (UTC)
С постом абсолютно согласна.
Основная проблема тут вот в именно в этой концепции - "Это родителей не выбирают. Партнеров - очень даже выбирают."
Так много людей подсознательно "выбирают" партнера именно на роль родителя, что зависимости и образуются, так как партнера "приспосабливают" на уже приготовленную для него роль - в пустом месте, где должен быть хороший внутренний объект...
michelle_2012
Oct. 7th, 2013 09:53 am (UTC)
Спасибо огромное! Очень актуально для меня сейчас. Вас всегда приятно и полезно читать.
porcospina
Oct. 7th, 2013 10:05 am (UTC)
и вам нечего ценного ему предложить
Тут встает вопрос, что именно ценно для партнера. Может оказаться, что ему ценно не то, что ты думаешь. А еще он может скрывать, что ему ценно, для самозащиты.

Пытаться добиться того, что вам нужно, от этого, который не хочет вам этого давать и которому вам нечего предложить - инфантильный паттерн поведения.
Не думала об этом...
А "вам нечего предложить" - опять же бывает так, что партнер не хочет брать предлагаемое из-за своих тараканов...:(
liliya_ikonska
Oct. 7th, 2013 10:17 am (UTC)
А "вам нечего предложить" - опять же бывает так, что партнер не хочет брать предлагаемое из-за своих тараканов...:(

В этом случае инфантильный паттерн уже у него. А ваша-то в чем тогда проблема?..
(no subject) - porcospina - Oct. 7th, 2013 10:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - galadster - Oct. 7th, 2013 10:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - porcospina - Oct. 7th, 2013 10:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - qi_tronic - Oct. 7th, 2013 12:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - liliya_ikonska - Oct. 8th, 2013 07:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - liliya_ikonska - Oct. 8th, 2013 08:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - qi_tronic - Oct. 8th, 2013 09:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - liliya_ikonska - Oct. 8th, 2013 12:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - qi_tronic - Oct. 8th, 2013 12:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - liliya_ikonska - Oct. 8th, 2013 12:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - qi_tronic - Oct. 8th, 2013 01:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - liliya_ikonska - Oct. 8th, 2013 12:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Oct. 8th, 2013 03:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - porcospina - Oct. 8th, 2013 09:54 am (UTC) - Expand
porcospina
Oct. 7th, 2013 10:28 am (UTC)
Вообще, часто думаю, что мало что есть тягостнее и ужаснее, чем инфантильные паттерны у взрослых людей...
liliya_ikonska
Oct. 7th, 2013 12:11 pm (UTC)
Та да...
(no subject) - qi_tronic - Oct. 7th, 2013 12:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Oct. 8th, 2013 03:13 am (UTC) - Expand
galadster
Oct. 7th, 2013 10:31 am (UTC)
Отличный пост. Как и вообще вся серия про "Я-высказывание". Все раскладывает по полочкам и ящичкам.
olga_podolska
Oct. 8th, 2013 03:05 am (UTC)
Спасибо!

Я в этом духе серию и задумывала. :)
rsx11m
Oct. 7th, 2013 11:44 am (UTC)
Я очень давно пришел к выводу, что человек ВСЕГДА*) поступает так, как ему выгодно. Здесь "выгодно" вовсе не только (и, часто, не столько) в материальном смысле, но - по совокупности всех известных и учитываемых этим человеком факторов.

Поясню.

Работников ЖКХ сгоняют на митинг. Можно не пойти? - Еще как можно. Один человек, сопоставляя полюсы и минусы каждого варианта, боится лишения премии или увольнения. Ему выгодно пойти. В точно такой же ситуации другой человек, понимая, что может быть уволен или лишен премии, решает не пойти: ему выгодно осознавать себя свободным человеком. Хотя, в материальном плане, скорее всего, это решение будет не выгодным.

Жизнь многовариантна. Кому-то выгодно закрыть своим телом амбразуру: у такого человека очень сильны идеологические установки, ему совершенно не выгодно выжить, но считаться трусом. В другой радостно побежит сдаваться врагу - в такой же, в общем, ситуации, когда первый человек пожертвовал своей жизнью. Когда "предлагают": "Кошелек - или жизнь",- в предложении уже заключен выбор. Понятно, что выбирая тот или иной путь, человек получает совершенно иной результат.

Так что заставить человека что-то сделать невозможно (см. примечание). Он должен сам это сделать. А уж искусство манипулятора в том и заключается в подготовке человека к тому, чтобы нужный вариант оказался выгодным по совокупности факторов. В качестве манипуляций можно использовать угрозы, "мораль", индуцировать чувство вины, например,- арсенал обширный.

Поэтому я не признаЮ оправдание "меня заставили". Нееет, дружок, это твой мозг отдал команду мышцам сократиться вот таким образом, чтобы подписать этот договор. Или не сократиться, чтобы не дать в морду хаму. Тебе было ВЫГОДНО так поступить, по совокупности факторов, которые ты тогда оценивал. Сейчас всплыли факторы, о которых ты тогда не подумал. Так это твой fault, и не надо сваливать свою вину на какого-то Карлсона.


===
*) - я, как человек, немного занимавшийся в молодости биофизикой, прекрасно представляю картину, когда в человека вживили электроды, перерезав нервные окончания, и управляют сокращением мышц с пульта ДУ. Так же я понимаю, что человека можно "наколоть" некими средствами, и он потеряет контроль. Это те немногие случаи, когда человек сам не хозяин своего тела и разума. (Я предполагаю, что человеку дали по башке из-за угла и бессознательного накололи, ну, или вживили электроды. Когда же человек просто "колется" или бухает - это тоже его личный выбор: так человеку выгодно.)
kseniadmitrieva
Oct. 7th, 2013 12:02 pm (UTC)
Шикарно! :)
(no subject) - rsx11m - Oct. 7th, 2013 01:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kseniadmitrieva - Oct. 7th, 2013 01:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - qi_tronic - Oct. 7th, 2013 02:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rsx11m - Oct. 7th, 2013 02:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - liliya_ikonska - Oct. 8th, 2013 07:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Oct. 8th, 2013 03:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - porcospina - Oct. 8th, 2013 10:01 am (UTC) - Expand
kseniadmitrieva
Oct. 7th, 2013 12:03 pm (UTC)
Спасибо, Ольга! Чудесно просто о сложном и запутанном :)
olga_podolska
Oct. 8th, 2013 03:08 am (UTC)
Вам спасибо, что читаете. :)
liliya_ikonska
Oct. 7th, 2013 12:43 pm (UTC)
"Но как же?!" - восклицают в этот момент самые упорные граждане. Мне же надо, чтобы наши отношения улучшились! Ведь так дальше невозможно! Что же, это ваше Я-высказывание мне не в состоянии такого обеспечить?

Увы, друзья мои! Невероятно жестоким может быть этот самый прекрасный из миров.

Зач0т
oksani
Oct. 7th, 2013 12:45 pm (UTC)
Удивительно что это надо рассказывать взрослым людям!
Но зато вот тебе картинка :)

liliya_ikonska
Oct. 7th, 2013 12:48 pm (UTC)
Удивительно что это надо рассказывать взрослым людям!

смешно=грустно
(no subject) - qi_tronic - Oct. 7th, 2013 02:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - murmele - Oct. 7th, 2013 04:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Oct. 8th, 2013 03:14 am (UTC) - Expand
catside
Oct. 7th, 2013 12:50 pm (UTC)
Хорошие слова. Правильные. Жаль, что самому к этому прийти сложно.

Edited at 2013-10-08 09:35 am (UTC)
tanuwa77
Oct. 7th, 2013 01:19 pm (UTC)
очень вовремя. Спасибо.
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
( 121 comments — Leave a comment )

Latest Month

March 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars