?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Я - человек, ушибленный детской психологией: я в ней 8 лет работала, пока не кончилось моё человеческое терпение. И готова поклясться на самом дорогом: если у ребенка проблемы - начинать нужно с родителей.

Среди них эта точка зрения непопулярна, вестимо: людям хочется считать, что с ними-то в порядке все, это просто у ребенка "агрессия заблокирована". Но так не бывает! Блокирование агрессии - это влияние социума, вне социума биологическая агрессия никаких преград не имеет, а социум для ребенка - это родители и есть. Им и приходится как-то учить ребенка обходиться с этой самой агрессией, учитывая внешние обстоятельства; как научили - так он и действует.


Поэтому единственное, что мне на самом деле хочется сказать - чтобы у здорового ребенка не было психологических проблем, родителям нужно решить свои. Пройти личную психотерапию. Желательно, конечно, еще до его рождения, потому что воспитание начинается с первого дня жизни. (Меня несказанно радует, кстати, что люди именно с таким запросом уже появляются; но тут еще есть куда расти обществу в целом.)

Помните возрастную периодизацию?
В применении к агрессии это будет выглядеть так:

0-1 год - биологическая агрессия ребенка выражается в исследовании окружающего мира. И тут ему нужна защита от опасностей этого мира, и поддержка его любопытства. Поменьше запрещать, но при этом охранять, чтоб юный исследователь в духовке не сгорел.
2-3 года - биологическая агрессия выражается в исследовании + преобразовании этого мира. И тут опять нужна защита и поддержка - научить преобразовывать этот мир более конструктивно, понимать свои желания и способы достижения целей.  Если родители своих желаний не понимают, как они могут желания ребенка принять и научить их осуществлять?
4-6 лет - биологическая агрессия выражается исследовании этого мира, его преобразовании, и защите своих границ. Запреты на этом этапе - нормальная часть жизни, но и тут опять нужна защита, поддержка, и установление границ - если у родителей нет ясности с собственными границами, откуда у ребенка возьмется уверенность в своих?

Видите, везде звучит - "поддержка, поддежка, поддержка"?


А на деле получается вот что.

Приходит папа с сыном. Ребенок 5 лет робкий какой-то, не мужик растет, в общем. Темноты боится. Чтобы сделать его посмелее, папа закрывал его в ванной. Ребенок бился и рыдал там в темноте, но папа очень хотел разблокировать его агрессию! В результате обращение - по поводу энуреза. Писается ребенок по ночам, у ребенка проблемы, у папы "проблем нет", разумеется. И как предлагаете этого несчастного ребенка лечить? С таким-то папой? Тут если у ребенка разблокируется агрессия - его ж вообще папаня придушит, с его-то методами воспитания.

Приходит мама. Девочка у неё какая-то несмелая, сделайте посмелее. Поставили её на табуретку - а она стишок не прочла, зарыдала и убежала. А маме же надо похвастаться перед родственниками! Она этот гребаный стишок с дочкой две недели учила! Она её догнала и на табуретку опять водрузила, потому что смелости послать нафиг этих самых гостей у самой-то мамы не нашлось. В результате - у ребенка заикание и боязнь людей в принципе. Как предлагаете ребенку действовать? Её ж от заикания вылечишь - мама её опять на табуретку поволочет, невзирая на желания самого ребенка...

Снова мама. Нет у дочери никакой инициативы, кошмар-кошмар! А однажды дочка маму не послушалась, инициативу проявила - так мама легла на диван, и сделала вид, что умерла вообще. Ребенок, ясен пень, в шоке, какая уж тут к чертям инициатива, когда от любого проявления собственной воли мама умереть может?


Вы думаете, это какой-то страшный ужас, троглодиты от родителей? Да нет, это прекрасные все люди, в те незапамятные годы, двадцать лет назад, знающие о существовании психологов и беспокоящиеся о своих детях. Бывали и гораздо хуже, я просто лично о них не знаю ничего.

И нет, конечно же, я глубоко уверена, что мои читатели не закрывают детей в ванной и не притворяются мертвыми, в качестве меры воспитания. Вы не таковы.

Но для нормального проявления конструктивной агрессии у здоровых детей все, что им нужно - положительный пример и поддержка.  А это значит - биологическая агрессия родителей должна быть достаточно присвоена, чтобы родитель имел возможность защитить свои границы, и границы ребенка во внешнем социуме корректным способом, с одной стороны, - а с другой стороны, у родителей должно быть достаточно любви, чтобы принимать ребенка со всеми его особенностями, и проявлениями его желаний в том числе. То есть, чтобы понимать, что ребенок - отдельный человек, и это корректно учитывать, не подчиняясь его желаниям все время - но и не игнорируя их, а часто даже помогая в осуществлении.

В общем, понимаете, золотая середина нужна. К счастью, в большинстве случаев родители нормально чувствуют, где в отношении их собственного ребенка находится эта золотая середина. Дети-то все разные, и количество поддержки им может понадобиться разное тоже. Но бывает, что чувствовалка нарушилась - и тогда нужнее личная терапия, чувствовалку править, чем какие-то технические рекомендации. Извините.

Еще по теме:
Возрастные кризисы
Экологичное выражение агрессии
Несчастная дочь идеальной матери
Оторваться от мамы с минимальными потерями
Buy for 400 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 274 comments — Leave a comment )
Page 1 of 5
<<[1] [2] [3] [4] [5] >>
mavka1961
Oct. 19th, 2013 06:04 am (UTC)
да в любых проблемах ребёнка виноваты родители!
только они не всегда это признают, увы...
olga_podolska
Oct. 19th, 2013 07:12 am (UTC)
Виноваты - нехорошее слово, неправильное.

Даже если они что-то делают неправильно - это чаще всего не со зла, и не специально.
Хотят, обычно, все же как лучше - просто не умеют по объективным причинам.
И можно ли их за это винить?

Другое дело, что чтобы решить проблемы с ребенком, начинать нужно все же с родителей.
Не потому, что они виноваты - а потому, что они главнее, и если они не изменятся - то ребенку проще сохранить проблему, чем выздоравливать. :)
(no subject) - gabriev_goury - Oct. 19th, 2013 07:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Oct. 19th, 2013 07:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - gabriev_goury - Oct. 19th, 2013 08:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - mavka1961 - Oct. 19th, 2013 09:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - smirnfil - Oct. 19th, 2013 07:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - anariel_rowen - Oct. 19th, 2013 08:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - smirnfil - Oct. 19th, 2013 08:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - anariel_rowen - Oct. 19th, 2013 08:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - smirnfil - Oct. 19th, 2013 09:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - anariel_rowen - Oct. 19th, 2013 01:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - smirnfil - Oct. 19th, 2013 01:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - anariel_rowen - Oct. 19th, 2013 05:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - an_nick - Oct. 19th, 2013 08:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - smirnfil - Oct. 19th, 2013 09:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - an_nick - Oct. 19th, 2013 09:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - smirnfil - Oct. 19th, 2013 09:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - an_nick - Oct. 19th, 2013 09:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - mavka1961 - Oct. 19th, 2013 09:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - smirnfil - Oct. 19th, 2013 09:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - mavka1961 - Oct. 19th, 2013 09:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - julishna - Oct. 19th, 2013 01:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mavka1961 - Oct. 19th, 2013 03:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - julishna - Oct. 19th, 2013 04:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mavka1961 - Oct. 20th, 2013 01:57 am (UTC) - Expand
marussik
Oct. 19th, 2013 06:27 am (UTC)
Спасибо за то, что поднимаете эту тему!
"Чтобы у здорового ребенка не было психологических проблем, родителям нужно решить свои" Именно по этой причине я оставила мысль о работе в каких-либо детских учреждениях, и решила сосредоточиться на работе с родителями.
olga_podolska
Oct. 19th, 2013 07:13 am (UTC)
Ну меня вот тоже на 8 лет всего хватило. :)
(no subject) - gelena_s - Oct. 19th, 2013 10:51 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - tumbalele - Oct. 19th, 2013 10:38 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - tumbalele - Oct. 19th, 2013 10:48 am (UTC) - Expand
elly_2005
Oct. 19th, 2013 07:15 am (UTC)
Интересно очень. Ушла читать про возрастную периодизацию. Пропустила я это у тебя...
olga_podolska
Oct. 19th, 2013 07:45 am (UTC)
Я потому и напомнила. :)
На всякий случай...
а модно вопрос? - elly_2005 - Oct. 19th, 2013 08:29 am (UTC) - Expand
(Anonymous)
Oct. 19th, 2013 07:21 am (UTC)
Умная статья. Человек знает, о чем пишет.
baw265
Oct. 19th, 2013 09:43 am (UTC)
Так наивно считать, что люди с "психологическим" "образованием" сами не подвержены тому же явлению, которое они критикуют!
В качестве примера можно рассмотреть сообщество ru-psiholog. Точно так же границ не знают - попробуйте там осудить женский сексизм или выступить в защиту детей от подобных "мамочек". Что-вы-что-вы, реакция одна: "еретик, сжечь". Ну понятно, в модерах - детные долбанутые овуляшки в основном.
Вы не понимаете, что нанесение психологических травм (ребёнок бился в запертой ванной...) - это не воспитание, это - преступление. И за него должна быть уголовная ответственность! Как и за "чуть-чуть пошлёпала" или "верующую семью".
И границы тут не при чём. Хотите установить границы - обратитесь к декларации о правах человека. Там уже всё установлено, и пересечение этих границ - насилие, а успешное насилие есть повод для государственной защиты. Другого мнения быть не может.

Edited at 2013-10-19 09:44 am (UTC)
(Deleted comment)
(no subject) - imya_na_a - Oct. 19th, 2013 10:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Oct. 19th, 2013 11:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - pavelvaslev - Oct. 19th, 2013 11:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - krutova - Oct. 19th, 2013 07:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - maria_gorynceva - Oct. 20th, 2013 07:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - matsea - Oct. 20th, 2013 08:38 pm (UTC) - Expand
rurke85
Oct. 19th, 2013 07:25 am (UTC)
Тема толковая! Больше таких постов.
livejournal
Oct. 19th, 2013 07:29 am (UTC)
Как не надо разблокировать детскую агрессию
Пользователь merry_hon сослался на вашу запись в записи «Как не надо разблокировать детскую агрессию» в контексте: [...] Оригинал взят у в Как не надо разблокировать детскую агрессию [...]
iliy_pogrebnoy
Oct. 19th, 2013 07:30 am (UTC)
+1
Мы Христиане однозначно говорим и всегда говорили, болеет ребенок? проблемы с его психикой? Только родители и только они своим поведением формируют психику, мораль, здоровье.
Илья
olga_podolska
Oct. 19th, 2013 07:32 am (UTC)
Обратите внимание, я говорю о проблемах с психикой у ЗДОРОВОГО ребенка.

"Болеет ребенок - виноваты родители" это излишне упрощенная схема все же. :)
(no subject) - iliy_pogrebnoy - Oct. 19th, 2013 07:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Oct. 19th, 2013 08:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - iliy_pogrebnoy - Oct. 19th, 2013 11:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - liliya_ikonska - Oct. 23rd, 2013 08:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - iliy_pogrebnoy - Oct. 23rd, 2013 12:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - liliya_ikonska - Oct. 25th, 2013 08:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - pavelvaslev - Oct. 19th, 2013 11:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - iliy_pogrebnoy - Oct. 19th, 2013 01:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dreamz_dreamz - Oct. 19th, 2013 02:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - iliy_pogrebnoy - Oct. 19th, 2013 05:03 pm (UTC) - Expand
gabriev_goury
Oct. 19th, 2013 07:34 am (UTC)
Это самый полезный пост в жожо за последние пять лет.
Благодарю.
olga_podolska
Oct. 19th, 2013 07:40 am (UTC)
И вам спасибо!
(Deleted comment)
olga_podolska
Oct. 19th, 2013 07:41 am (UTC)
Предполагаю, хотелось, чтобы ребенок вырос смелым человеком.

Другое дело, что смелость воспитывается не так.
Но им, вероятно, никто не объяснил...
(no subject) - shideh - Oct. 19th, 2013 06:35 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
gabriev_goury
Oct. 19th, 2013 07:40 am (UTC)
У кавказцев это именно воспитание.
У них веками методика выработана.
(Deleted comment)
(no subject) - gabriev_goury - Oct. 19th, 2013 07:56 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - gabriev_goury - Oct. 19th, 2013 06:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - anariel_rowen - Oct. 19th, 2013 08:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - iamschik - Oct. 19th, 2013 09:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - patriotoo - Nov. 22nd, 2013 12:01 pm (UTC) - Expand
kinmu
Oct. 19th, 2013 07:36 am (UTC)
Если раньше воспитанием занималось государство( школа), социум( соседи, прохожие) и семья( родители), то нынче первые двое "самоустранились" . Вся " нагрузка" на родителях. И зачастую они с этой " нагрузкой " не справляются. И вырастают потом какие то моральные уроды. Но наши бабулки продолжают вскакивать в метро при виде 10-15 летних упырят, уступая им место.
catside
Oct. 22nd, 2013 11:29 am (UTC)
Здрасьти приехали "самоустранилась", вообще-то из школы намеренно вывели воспитательный элемент.
mart_fisch
Oct. 19th, 2013 07:42 am (UTC)
Согласна! Хотя, я в процессе ребенкиного воспитания чувствую себя, как на минном поле. И своих тараканов надо отследить и ребенку их не насажать и не накосячить, плюс еще наша нынешняя разводная ситуация сама по себе своеобразная. И все равно косячишь(
olga_podolska
Oct. 19th, 2013 07:48 am (UTC)
Психику детей сломать не так просто, всякие эти опасения насчет развода как безвозвратно травмирующего действия - абсолютно лишены оснований.

Ребенок нормально переживает потерю, если дать ему её пережить. Небольшие косяки на этом пути не наносят непоправимого ущерба. :)
(no subject) - mart_fisch - Oct. 19th, 2013 07:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Oct. 19th, 2013 08:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - mart_fisch - Oct. 19th, 2013 08:14 am (UTC) - Expand
akukara
Oct. 19th, 2013 07:43 am (UTC)
Вообще-то правильно
Вообще-то правильно
mastiphal25
Oct. 19th, 2013 11:55 am (UTC)
Re: Вообще-то правильно
+1Free counters!Free counters!
gray_bird
Oct. 19th, 2013 07:48 am (UTC)
А потом они вырастут, и будут воспитывать своих детей, зная, что так нормально.
"меня вообще каждый день пороли и ничего, а Гайдар в 12 лет командовал полком!" (с)
olga_podolska
Oct. 19th, 2013 07:50 am (UTC)
Вот это самый страшный ужас, конечно.

Но психологическая грамотность населения растет, и мне все меньше встречается таких, кто придерживается этих принципов.
(no subject) - elly_2005 - Oct. 19th, 2013 08:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - bear_right - Oct. 19th, 2013 09:30 am (UTC) - Expand
спасибо - elly_2005 - Oct. 19th, 2013 09:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - elly_2005 - Oct. 19th, 2013 09:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - bear_right - Oct. 19th, 2013 11:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - opiat_dvoika - Oct. 19th, 2013 12:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shideh - Oct. 19th, 2013 06:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bear_right - Oct. 19th, 2013 08:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shideh - Oct. 19th, 2013 08:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bear_right - Oct. 19th, 2013 09:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - opiat_dvoika - Oct. 19th, 2013 09:24 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - opiat_dvoika - Oct. 19th, 2013 10:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bear_right - Oct. 19th, 2013 10:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shideh - Oct. 19th, 2013 10:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - opiat_dvoika - Oct. 19th, 2013 10:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shideh - Oct. 20th, 2013 05:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - opiat_dvoika - Oct. 20th, 2013 08:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shideh - Oct. 22nd, 2013 08:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - catside - Oct. 22nd, 2013 11:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - shideh - Oct. 22nd, 2013 01:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - opiat_dvoika - Oct. 26th, 2013 11:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - bear_right - Oct. 19th, 2013 08:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - opiat_dvoika - Oct. 19th, 2013 09:34 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - opiat_dvoika - Oct. 19th, 2013 10:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bear_right - Oct. 19th, 2013 10:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bear_right - Oct. 19th, 2013 08:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - maria_gorynceva - Oct. 20th, 2013 07:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - opiat_dvoika - Oct. 20th, 2013 08:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - maria_gorynceva - Oct. 20th, 2013 08:57 pm (UTC) - Expand
kokos_shop
Oct. 19th, 2013 07:50 am (UTC)
Хороша статья, нужно искать золотую середину. И самому следить самому за собой.
olga_podolska
Oct. 19th, 2013 07:52 am (UTC)
Да, это наш идеал! :)
(no subject) - kokos_shop - Oct. 19th, 2013 07:54 am (UTC) - Expand
Page 1 of 5
<<[1] [2] [3] [4] [5] >>
( 274 comments — Leave a comment )

Latest Month

March 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars