?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Эта грозная фраза привлекла внимание многих в расшифровке вчерашнего теста. Ну, чего составители там имели в виду, нам доподлинно неизвестно, - однако ж некоторые рассуждения о моральных нормах давно зреют в моем мозгу.

Я готова утверждать, что  по гамбургскому счету любые моральные нормы ситуативны и корпоративны, других не бывает. Моральные ориентиры людоедов из корпорации Мумба-Юмба существенно отличаются от от моральных ориентиров клерков с Уолл-стрит; - и хотя понятно, что каждый кулик свое болото хвалит, и каждое болото свою этику формирует, как-то довольно странно на полном серьезе считать свою этику единственно возможной. Более того! Даже внутри одного болотца следование всем известным формальным правилам и стандартам – это еще не этика.


Помните «Унесенных ветром»? Настоящая леди до кончиков ногтей Мелани, светоч этичности, которую за добрую и чувствительную душу уважали все, даже Ретт Батлер, попирающий формальные правила приличия и смеющийся над остальными представителями высшего света. Именно эта настоящая леди была человеком, который не придерживался стандартных правил: например, Мелани, невзирая на общественное мнение, согласилась принять у проститутки деньги на военные нужды. Даже разговаривать с этой женщиной для порядочной девушки тогда считалось неэтичным, но Мелани взяла у нее деньги, потому что они предназначались на доброе дело. Это как раз и есть тот момент, когда мы смотрим на суть поступка, а не на внешнюю оболочку.

Другой пример – притча, которая иллюстрирует относительность понятий плохого или хорошего. Была у человека лошадь, и она сбежала. Люди сказали: «Плохо», а он ответил: «Не знаю, плохо это или нет». Вскоре лошадь вернулась и привела с собой целый табун. Люди сказали: «Это хорошо!», а человек ответил: «не знаю, плохо это или хорошо». Сын его стал объезжать лошадей и сломал ногу. Все сказали: «Это плохо», а человек ответил: «Не знаю, хорошо это или плохо». Вскоре всех молодых парней стали забирать в армию, и не забрали только юношу со сломанной ногой...  И так далее.


Получается, что нет никаких правил? Нет ничего ни хорошего, ни плохого?

Если взять за правило на добрые дела брать любые деньги, то рано или поздно встанет вопрос: что, если некий работорговец детьми придет давать деньги? В случае с «Унесенными ветром» мы как раз говорим об истории рабовладельческого Юга. Весь роман пропитан сочувствием к южанам – а ведь, с точки зрения нынешней цивилизации, северяне были более этичными. Северяне хотели отменить рабство, а умильные отношения южан с негритянкой Мамушкой не отменяют того, что негров забивали насмерть и эксплуатировали на плантациях.

Я не готова говорить, что, мол, если вам хочется кого-то убить, то идите и его спокойно убейте. Но даже такая этически неприемлемая вещь как убийство, в нашей культуре, в наших социально утвержденных нормах, выражением которых является уголовной кодекс, иногда является оправданной – например, в ситуации самообороны. Бывают такие моменты, когда практически любое действие может быть оправдано другими причинами.

Как же с опросником? Почему же считается не очень хорошим признаком, когда «моральные нормы не усвоены, либо являются сугубо личными или корпоративными»?

Любой опросник – это всегда проверка на соответствие какой-то формальной линейке, попытка количественного выражения качественных критериев. Одной из первых целей, с которыми создавался конкретно этот опросник, было выяснить психологическую устойчивость американских диспетчеров в аэропортах. То есть это средняя линейка для средних людей, которым нет нужды глубоко задумываться об этических моментах, и которые призваны решать стандартные задачи в стандартных условиях. Каждый раз индивидуально оценивать причудливые этические хитросплетения - сложная задача. Хотя религии и пытаются все это однозначно объяснить, но вопросы этики – это действительно сложные материи.

Природа человека – быть раздираемым на части, потому что, с одной стороны, очень хочется определенности - полной, постоянной, тотальной. Но эта определенность недостижима. Еще Парацельс сказал: «Все – яд, и все – лекарство, зависит от дозы». Нет ничего абсолютно плохого или хорошего, но количественно плохое и хорошее все-таки в определенных контекстах появляется.

С одной стороны, если человек слишком застрял в своих жестких рамках, это становится причиной невроза. С другой стороны, полное отсутствие рамок – это психоз. Поэтому взрослый, зрелый человек вынужден самостоятельно находить какую-то золотую середину. Взросление происходит именно так: когда мы маленькие, нас учат – «не бери чужой совочек, чужое брать нехорошо». И бывают случаи, когда взрослые люди со слишком жесткими нормами действительно умирают от голода, хотя могли бы и курицу украсть, но не позволяют жесткие принципы. И когда на весах оказывается жизнь курицы и жизнь человека... ну, кто знает, что правильнее выбрать. Давать какой-то ответ, подходящий под все случаи жизни, мне кажется неоправданной самонадеянностью.

Золотая середина каждый раз разная.

Вроде как все согласны, что чужое брать нехорошо, и на уровне совочка и детской песочницы нас всех этому научили; с другой стороны, мир восхищается благородным разбойником Робин Гудом, который брал чужое, чтобы раздавать его бедным. Парадокс, да?

Но вы еще недостаточно запутались. Щас я вас запутаю еще больше!

Как быть со случаями, когда оказывается, что вчера человек считал хорошим одно, а сегодня уже другое? Насколько распространяется эта «гибкость» этическая на свои собственные правила? Если бы вчера Робин Гуд брал чужое, а сегодня не брал, а завтра опять брал, мы бы спросили: «А как у тебя, Робин Гуд, с ситуативной этикой дело обстоит?» Сегодня пришли во двор красные – и ты за красных, а завтра пришли во двор белые, и ты за белых? Тоже ведь эдак-то флюгерить нехорошо как-то выходит, э?

Я по-прежнему утверждаю, что зрелому человеку обязательно нужно уметь учитывать контекст и расставлять этические приоритеты согласно ему. Но при этом такая вариативность должна быть внутри неких рамок – возможно, «корпоративных». О том, что «нет ничего хорошего или плохого», могут говорить друг другу люди, которые уже убедились, что их корпоративная этика совпадает. А если ты будешь резать еврейских младенцев, а я буду еврейская мама с младенцем, то вряд ли эта прекраснодушная фраза нас сможет помирить. Очень уж в этом случае конфликтующие представления о плохом и хорошем...

Идеал заключается в том, чтобы, с одной стороны, знать этические нормы своей референтной группы, а с другой стороны, уметь оценить контекст происходящего, включая, в том числе, свои собственные желания. И не тупо следовать шаблону, а каждый раз решать, какой именно шаблон из усвоенных норм референтной группы в этот отдельный момент жизни будет наиболее конструктивным. Сознательно расставлять приоритеты - в том числе, возможно, пренебрегая какими-то собственными желаниями ради других, более высоких. Следуя внутреннему моральному императиву, а не общепринятым моральным нормам.

Мне кажется так.
А вам?
Buy for 400 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 75 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
hawkress
Oct. 22nd, 2013 07:25 am (UTC)
Вот мне с 10 класса непонятно, почему Толстой руками Наташи разорил семейство, оставил их неприспособленных жить абы как, а ее саму выдал замуж за обеспеченного Пьера и никак ей не сообщил о ситуации дома.
Никак у меня в голове не укладываются такие последствия с точки зрения "что хотел сказать автор".
Но спросить тогда не решилась, а сейчас уже не у кого..
olga_podolska
Oct. 22nd, 2013 07:35 am (UTC)
Мммм... когда вы были в десятом, Толстой еще был жив?

По вам не скажешь. Прекрасно выглядите!
(no subject) - hawkress - Oct. 22nd, 2013 07:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Oct. 22nd, 2013 08:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - hawkress - Oct. 22nd, 2013 08:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - imya_na_a - Oct. 22nd, 2013 08:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - hawkress - Oct. 22nd, 2013 09:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - imya_na_a - Oct. 22nd, 2013 09:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - nikola_nikolet - Oct. 22nd, 2013 09:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - hawkress - Oct. 22nd, 2013 09:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - nikola_nikolet - Oct. 22nd, 2013 10:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - qi_tronic - Oct. 22nd, 2013 11:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - nikola_nikolet - Oct. 22nd, 2013 11:58 am (UTC) - Expand
inelgerdis
Oct. 22nd, 2013 07:27 am (UTC)
Опираться не на букву, а на дух закона? Так получается.
Скорей всего да, так оно и должно быть.
Кстати, опять пример трактовки установки "не убий". Летчиков во время ВОВ, сбивших наибольшее количество вражеских самолетов, награждали орденами и медалями.
И это было и есть справедливо и правильно)
olga_podolska
Oct. 22nd, 2013 07:42 am (UTC)
Опираться на внутренний закон в себе, я бы так сказала.

Мораль - это и есть "неписаный дух" закона, но точно так же, как с писаным, одной только логикой в нем не разберешься. И я уверена, что люди морально развитые, высокоэтичные - они руководствуются как раз чувствами. Та же Мелани, к примеру.

Что очевидно даст нам невысокие количественные показатели по шкале "моральные нормы" в любом тесте.
Если на вопрос "Хорошо или плохо воровать?" ему отвечают "Не знаю, хорошо это или плохо" - что может сказать тест?
Что вы дзенский мудец? :)))))
(no subject) - inelgerdis - Oct. 22nd, 2013 08:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - catside - Oct. 22nd, 2013 10:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - qi_tronic - Oct. 22nd, 2013 12:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zhenshen - Oct. 22nd, 2013 08:08 pm (UTC) - Expand
anna_sagaydak
Oct. 22nd, 2013 07:33 am (UTC)
да, я тоже обратила внимание на эту формулировку в своём результате. Но не слишком расстроилась. Я знаю, что в некоторых вопросах придерживаюсь мнения не очень распространённого в обществе. И вопросы типа "Если начальник вас ругает незаслуженно, считаете ли вы, что он всё равно имеет на это право, потому что начальныик" уже намекали на то, что такой вариант возможен.

Ещё я предпочитаю часто говорить правду, тогда, когда принято её не говорить.
Даже пост есть на эту тему: http://anna-sagaydak.livejournal.com/23836.html

Так что я не парюсь. Но всё равно спасибо за то, что остановились на этом вопросе.
olga_podolska
Oct. 22nd, 2013 08:08 am (UTC)
Да, таких формулировок было очень много. :)
krutova
Oct. 22nd, 2013 07:41 am (UTC)
Оля. и мне!
Спасибо за то, что разложила по полочкам и моё частное мировоззрение в вопросе этики и морали. Я уже уверена, что не терзаюсь крайностями, ибо и действительно, есть некие общие нормы референтной группы, на которые и стОит опираться, но необходимо учитывать и собственные потребности в различных ситуациях.
olga_podolska
Oct. 22nd, 2013 08:10 am (UTC)
Это зрелый подход. :)))
livejournal
Oct. 22nd, 2013 07:50 am (UTC)
Об осознанности устами психолога или "и все о том же по
Пользователь bogura сослался на вашу запись в записи «Об осознанности устами психолога или "и все о том же поют провода..."» в контексте: [...] Оригинал взят у в Моральные нормы неусвоены, либо сугубо корпоративные [...]
megavolt_ex
Oct. 22nd, 2013 07:53 am (UTC)
У меня строчка звучит так: : Моральные нормы либо неусвоены, либо сугубо личные или корпоративные.

Фраза про сугубо личные меня полностью устроила :))))
olga_podolska
Oct. 22nd, 2013 08:09 am (UTC)
Да, это стандартная фраза. :))) Некоторые расстроились.
(no subject) - megavolt_ex - Oct. 22nd, 2013 08:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - liliya_ikonska - Oct. 22nd, 2013 11:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - megavolt_ex - Oct. 22nd, 2013 11:49 am (UTC) - Expand
galadster
Oct. 22nd, 2013 07:58 am (UTC)
У меня по тесту та же фишка с моральными нормами, и даже я про себя знаю, что они у меня не то что неусвоены или корпоративны, я им просто следую как мне удобно. Стара я уже придерживаться моральных норм буквально и точно.
olga_podolska
Oct. 22nd, 2013 08:10 am (UTC)
Отож. Да и кому эта буквальность и точность нужна...
eleonora_april
Oct. 22nd, 2013 08:11 am (UTC)
Тест я не проходила. Мне тема поста понравилась). Актуальная). Для меня вопрос этики и морали актуальный. Ибо совсем-совсем недавно я поняла, что не бывает абсолютного хорошо или плохо. Бывает хорошо или плохо в конкретной ситуации. Мне сразу как-то стало лучше, легче стало. Идеал - хорошее, красивое слово и картинка. И это эдакий философский объект. С реальной жизнью имеющий мало общего).
Теперь учусь жить и применять это новое знание-ощущение.
mitiaf
Oct. 22nd, 2013 08:57 am (UTC)
как говорили древние: "а неувязочку пофиг!"(с) :-)
shu_shenka
Oct. 22nd, 2013 09:15 am (UTC)
Размывание этических норм, кмк, поливариантность решений при каждом этическом выборе (и вообще умножение ситуаций этического выбора) губительно для личности.
Вот поэтому и разумно помещать источник морали вне индивидуума. Я не только про трансцендентное, но и вообще - про внешнее, корпоративное.

Edited at 2013-10-22 09:16 am (UTC)
liliya_ikonska
Oct. 22nd, 2013 11:06 am (UTC)
Почему это губительно?
(no subject) - shu_shenka - Oct. 22nd, 2013 11:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - liliya_ikonska - Oct. 22nd, 2013 11:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - shu_shenka - Oct. 22nd, 2013 11:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - liliya_ikonska - Oct. 22nd, 2013 11:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - ve_sh - Oct. 22nd, 2013 02:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - liliya_ikonska - Oct. 23rd, 2013 08:00 am (UTC) - Expand
zenj
Oct. 22nd, 2013 09:40 am (UTC)
Удивительно, как ко времени этот пост. Очень созвучен с одним моим обсуждением на одном "интересном" форуме, там как раз о ванильной и "тематичесой" морали разговор... А можно перепостить это - туда?
olga_podolska
Oct. 22nd, 2013 01:10 pm (UTC)
Запросто. ,)
vredina62
Oct. 22nd, 2013 09:43 am (UTC)
Точно так же. Мелани всегда привожу детям в пример, как человека настоящего, а не сиюминутного поступка и большого мужества. Умене быть собой в те времена стоило ещё дороже, чем теперь)))
xena_remi
Oct. 22nd, 2013 10:37 am (UTC)
да блин, как мораль тестом определить, ясно, что все выйдет грубо
catside
Oct. 22nd, 2013 10:45 am (UTC)
Это ведь очень сложный и актуальный для любой дискуссии вопрос! Некоторые люди чувствуют в себе уверенность в своей точке зрения, но сами не осознают почему они считают так или иначе, что руководит ими, и при этом отсутствует чувство уважения к чужой точке зрения, а это неуважение идет как раз от того, что люди не понимают, что моральный императив у каждого свой. Если я понимаю правильно, об этом как раз говорится во фразе "правда у каждого своя". Вот бы хорошо, чтобы каждый это понимал и учился уважать собеседника!
liliya_ikonska
Oct. 22nd, 2013 11:52 am (UTC)
Ну вообще-то это нормально... "Я считаю свое мнение правильным, потому что иначе я имел бы другое мнение". Хотя про задумываться об истоках я согласна. А правда у каждого своя ровно до тех пор, пока кто-то со своей чужой правдой не полезет строить мою жизнь в соответствии с ней. Я не могу уважать точку зрения, если она не основана на логике и здравом смысле, но могу закрыть глаза на ее существование, пока она не угрожает укладу моей жизни. Правда, иногда не откажуть поесть ЖЫРУ в ЖЖ - просто так, чтоб размять ум.
(no subject) - catside - Oct. 22nd, 2013 12:02 pm (UTC) - Expand
vitamyt
Oct. 22nd, 2013 10:50 am (UTC)
В моральных нормах весь смысл в том, что они универсальные, всеобщие и взаимные. "Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе"...
Хорошо говорить, что в племенах все по-другому. Что-то мне подсказывает, что и в племени всем нам захочется признания наших прав.И если вас захотят поджарить на костре - вероятно вы будете возражать, несмотря на то, что с точки зрения племени это справедливо и правильно.
Я все-таки уверена, что моральные нормы универсальны. Люди поступают из внутренней уверенности, что "так правильно". Но это не означает гибкость норм.
catside
Oct. 22nd, 2013 11:04 am (UTC)
Тут же фишка как раз в том, что взрослый подход ищет золотую середину между внутренней уверенностью и общепринятых моральных нормах! Перегиб в любую сторону ненормален...
(no subject) - liliya_ikonska - Oct. 22nd, 2013 11:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Oct. 22nd, 2013 01:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ve_sh - Oct. 22nd, 2013 02:48 pm (UTC) - Expand
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 75 comments — Leave a comment )

Latest Month

March 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars