?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

... а тут и иллюстрация к вчерашнему разговору про моральные нормы подоспела!
Прелестная svetlana_panina проанализировала сказку о Русалочке:

Психология русалок
Русалка умирает дважды



Начинается все, вестимо, с созависимых отношений:
* * *
Психологи начинают грустно качать головой и тяжело вздыхать, когда им рассказывают об отношениях, в которых:

1. Больно, плохо, приходится много терпеть, болеть, но мысль о том, чтобы выйти из этих отношений даже не рассматривается, потому что ЛЮБОВЬ!
2. Смысл жизни сосредоточен в партнере. Без него - я всего лишь пена морская. Не женится - мне хана. Женился, но опоздал к ужину и пришел пьяный в женских трусах... Что? Нет, не возлюблю милого сковородкой по голове (Как можно?! Олдскульные русалочки на это никогда не пойдут!). Смиренно буду долго и мучительно умирать от мигрени. Каждую пятницу.
3. Существуют только желания партнера. Они выполняются в первую очередь. Потому что собственных желаний как бы и нет - я хочу того же, чего и партнер. Не то, чтобы собственных желаний нет совсем. Их есть. Но их ужасно сложно у себя опознать, а уж озвучить их кому-то другому и вовсе невозможно (язык-то отрезан). Хочу замуж, но не скажу. И если ты не догадаешься, что я хочу замуж, я умру. Да-да, от мигрени!
4. В истории отношений обязательно есть главы "Спасение утопающего", "Великая жертва во имя любви", "Вероломное предательство" и "Благородное прощение". Сказочники обычно умеют вовремя остановиться и в последнем абзаце главы про прощение убивают созависимого персонажа. Ну а что им остается делать, чтобы достойно завершить сказку? Психотерапевтов в сказках не бывает, а феи за такие сложные случаи не берутся, ведь в созависимых отношениях сказка начинается сначала, повторяя сюжет "спасение-жертва-предательство-прощение-спасение-жертва-предательство" по кругу.
5. В отношениях отсутствуют ясные границы "это ты, а это я; это твое, а это мое; это можно, а это нельзя". Есть только радужное, расплывчатое и изменчивое, как пятно бензина в луже "мы" и "наше" , причем второй партнер о том, что он на самом деле - "мы" и что у него есть что-то "наше" зачастую даже и не догадывается.

Часть I.
А теперь про то, откуда растут ноги у русалок у созависимых отношений ... - ну, это прелюдия. Нам здесь и сейчас интереснее, каков же выход? Что нужно для того, чтобы выйти из созависимых отношений, и как это связано с корпоративными моральными нормами?

Инициирующая сказка не только предупреждает об опасностях взросления, но и дает "коды прохождения" этого квеста. Если герой остается жив и получает то, за чем шел, значит он все сделал правильно (как именно - читай в сказке, применяй к жизни). По наличию ключевых героев, сказка Русалочка - несомненно инициирующая. Но она, очевидно, все делала неправильно, раз утонула. Или нет?

Часть II. Это конец. А где же пистолет? (с)

...Принц женится на другой: женщине, которую полюбил, потерял, а потом снова счастливо нашел. В первую брачную ночь он уединяется с молодой женой, а Русалочку пытаются спасти сестры-русалки. Они предлагают ей зарезать волшебным ножом принца и тогда его кровь снова сделает ее русалкой. Опа! Искушение! Дорога назад - есть. И сейчас мы все узнаем, какого цвета кровь у Русалочки. Правда ли у нее любовь? Или все-таки созависимость? Ведь если Русалочка позволит быть принцу только хорошим (для этого он должен жениться на Русалочке и быть ей верным, обеспечивая ее физическое выживание), то это не любовь, это болезненная привязанность к мертвому объекту собственных фантазий - к мраморной статуе мальчика, "постоянно хорошему" принцу. А принц не чувствует подвоха, бесстыдно спит с новоиспеченной женой в открытом шатре на палубе. Русалочка во тьме ночной стоит над парочкой, занеся нож над головой. Если Русалочка убьет принца, который стал для нее "плохим" - она останется жить. Правда только в теле русалки. Человеком ей не стать уже никогда.

Русалочка смотрит на влюбленную пару и понимает, что принц действительно может иметь свои собственные желания. Быть "плохим" для нее, но "хорошим" для той, на которой женился. И она выбирает собственную смерть: выкидывает нож и превращается в морскую пену. Русалочка умирает во второй раз.

Код прохождения игры - позволить сказочному существу Русалочке умереть.

...То есть, чтобы стать человеческой женщиной, Русалочка должна перестать искать в принце ресурс для продления собственной жизни, дать ему право жить его интересами, но при этом не предавать себя, остаться верной своему выбору. "Я хочу любить человека, оставаясь человеком до последней секунды" - это выбор не русалки, а женщины. И совершив этот выбор, Русалочка окончательно перестает быть прибабахнутым морским созданием с недоделанными ногами. Она оплакивает себя беззаботную, но зависимую, невинную, но асексуальную. И как зависимая и асексуальная - умирает. А с первыми лучами солнца просыпается женой принца, воссоединившись с отщепленной частью себя и, может быть, побывав в заоблачном мире настоящего женского оргазма.

* * *

Иными словами, что мы видим?

Согласно моральным нормам русалочьей корпорации Русалочка должна была бы убить принца. Я вас уверяю, что вся желтая морская пресса наверняка смаковала бы подробности этого кровавого убийства, называя её героиней и всячески восхваляя.

Но она прислушалась к своим желаниям, оценила контекст происходящего, и... выбрала моральный шаблон из этических норм другой референтной группы - человеческой. Сознательно расставила приоритеты - в том числе, пренебрегая одним своим желанием ради другого, более высокого. Следуя внутреннему моральному императиву, а не общепринятым в её среде моральным нормам. По сути, прошла духовный кризис, и получила себе бессмертную душу ценой смерти сказочного существа Русалочки. И теперь люди (а не желтая морская пресса) читают о ней сказки и пишут анализы.

Собственно, этическая зрелость тогда и начинается, когда человек научается не тупо следовать шаблону, а каждый раз осознанно решать, какой именно шаблон в этот отдельный момент жизни будет наиболее конструктивным, и соотносить их со своими желаниями, выбирая подходящий.

И, кстати, вы же помните, что после духовного кризиса "у тех, кто выжил, появляются особые способности, и жизнь приобретает совершенно новое качество"? Ну, и вот:  "...Но мы, отдав концы, не умираем насовсем!" (с)

Еще по теме:
Любовь vs Любовная зависимость
Противоядие от злой любви
Духовный кризис. Часть 3
Buy for 400 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 42 comments — Leave a comment )
tres_a
Oct. 23rd, 2013 08:27 am (UTC)
Может моральнее было бы убить принца и вернуться к русалочности? А то пена морская это пфф - даже не планктон
olga_podolska
Oct. 23rd, 2013 08:54 am (UTC)
Я так понимаю, прошлый пост вы не читали?

Рекомендую:
http://olga-podolska.livejournal.com/217146.html
(no subject) - tres_a - Oct. 23rd, 2013 08:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Oct. 23rd, 2013 08:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tres_a - Oct. 23rd, 2013 08:25 pm (UTC) - Expand
livejournal
Oct. 23rd, 2013 08:50 am (UTC)
Русалочка и корпоративные моральные нормы
Пользователь utoch_ka сослался на вашу запись в записи «Русалочка и корпоративные моральные нормы» в контексте: [...] Originally posted by at Русалочка и корпоративные моральные нормы [...]
livejournal
Oct. 23rd, 2013 08:51 am (UTC)
Русалочка и корпоративные моральные нормы
Пользователь lilyaschik сослался на вашу запись в записи «Русалочка и корпоративные моральные нормы» в контексте: [...] Оригинал взят у в Русалочка и корпоративные моральные нормы [...]
anna_sagaydak
Oct. 23rd, 2013 09:34 am (UTC)
Оленька, спасибо за эти чудесные статьи ) "Утонула" в них на время, пока не дочитала до конца и скинула своей подруге, у которой, может не совсем, но в чём-то схожая ситуация.
olga_podolska
Oct. 23rd, 2013 07:50 pm (UTC)
Ой, как приятно! :)))) Спасибо.
catside
Oct. 23rd, 2013 10:02 am (UTC)
Интересно, только так и не поняла - автор осуждает русалочку или одобряет?:) как-то не увидела однозначной оценки)
anna_sagaydak
Oct. 23rd, 2013 10:12 am (UTC)
А зачем она? однозначная оценка-то.
(no subject) - catside - Oct. 23rd, 2013 10:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - anna_sagaydak - Oct. 23rd, 2013 10:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - catside - Oct. 23rd, 2013 11:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - anna_sagaydak - Oct. 23rd, 2013 11:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - givenchyru - Oct. 23rd, 2013 11:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Oct. 23rd, 2013 07:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - catside - Oct. 24th, 2013 05:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - qi_tronic - Oct. 23rd, 2013 12:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - catside - Oct. 23rd, 2013 12:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - xena_remi - Oct. 23rd, 2013 04:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Oct. 23rd, 2013 08:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - xena_remi - Oct. 24th, 2013 05:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Oct. 24th, 2013 06:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - liliya_ikonska - Nov. 1st, 2013 08:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - xena_remi - Nov. 6th, 2013 03:10 am (UTC) - Expand
mart_fisch
Oct. 23rd, 2013 10:03 am (UTC)
Оля, это прекрасно!:))) И мне, как в прошлом любительнице созависимых отношений, актуально! И, да, иллюстрация про моральные нормы очень наглядная!
olga_podolska
Oct. 23rd, 2013 07:51 pm (UTC)
Скажи, прелесть же? :))
(no subject) - mart_fisch - Oct. 23rd, 2013 07:55 pm (UTC) - Expand
givenchyru
Oct. 23rd, 2013 11:30 am (UTC)
Все правильно. Русалочка неимоверно крута. Идет своей дорогой.
qi_tronic
Oct. 23rd, 2013 12:05 pm (UTC)
Мораль: девушке надо было учиться грамоте и машинописи.
Не сказала так написала бы, не написала так напечатала :)

Опять же верный заработок, если принц где-то подзадержался...
iced_beard
Oct. 23rd, 2013 01:50 pm (UTC)
Кстати да. Прошедши через крысисы жизнь дейтствителньо стала яснее и основательнее.
millaneyovovich
Oct. 23rd, 2013 07:34 pm (UTC)
Андерсен наверняка рыдает
от этих многочисленных толкований его сказки.
Толкователи почему-то упорно твердят о том, что "русалочка влюбилась в принца и поэтому..."
Елки-палки, там две страницы описаний, как русалочка захотела наверх. ДРУГОЙ мир. Вообще другой. ВСЁ по-другому. Вот чего девочке хотелось больше-всего-на-свете. А принц - он же поначалу был деталью пейзажа - как корабли, дворцы и возможность людей переплывать через моря и видеть другой берег. Просто этот кусочек пазла оказался ближе всего - его даже потрогать получилось. К титькам прижать, да. Дали бы потискать живую птичку - Русалочка плавала бы к бакланьим скалам.
И любовь к принцу была лишь средством. "Можешь, — сказала бабушка, — пусть только кто-нибудь из людей полюбит тебя так, что ты станешь ему дороже отца и матери". Эй, люди, АУ!!! Не для того Русалочка перлась наверх, чтобы быть рядом с принцем, а для того перлась к принцу, чтобы быть наверху. И отказ от убийства - это тоже отчасти о том, что быть-нормальной-как-все девочка НЕ МОГЛА. Потому и выбросила нож, отказавшись стать Будулаем.
Конечно-конечно, вторая причина отказа - доброе сердце, моральные нормы и отсутствие агрессии к ни в чем не виноватому чужому мальчику. НО БЛИН!!!! Это жеж как раз о том, что никакой зависимости там и не было.
Не-бы-ло. Сказали девочке, что жить наверху можно только такой ценой - пошла и платит эту цену. Другого пути не дали.

Русалочка - вообще очень честная сказка. И ее обязательно надо читать девочкам. Только не маленьким (Андерсен вообще не для детей чтиво), а подросткам. И не тыкать деткам в нос этими любовями-принцами, пусть сами читают и думают. Тогда и будет понятно, что сказка - о тех-кто-хочет-жить-по-другому. О том, что отказ от "корней" имеет цену. О том, что "от ворон отстать" не равно "к павам пристать". О том, что путь к другой жизни - труден и опасен. О том, что цену придется платить немалую. (Ну, знаете, Ломоносову тоже университет не подарили в честь прибытия в Белокаменную). И о том, что смалодушничав на пути теряешь всё безвозвратно. И живешь потом триста лет все той же русалкой, только калекой безголосой.

И еще - о том, что не всегда самый видимый путь к желанию - самый верный. Жизнь в другом мире была получена не в теле человека, а в образе дочери воздуха. Которая ЛЕТАЕТ ПОВСЮДУ. И принц как-то сразу стал не нужен, ага )))

А вот за внутренний моральный императив и этическую зрелость Вам, Ольга, спасибо огромное. Это - очень важная деталь, которую я чуяла, но выговорить не могла.

ПЫСЫ: Автор по ссылкам, конечно, с большим чувством юмора человек. Но тоже первых несколько страниц не видит *хмурюсь*
olga_podolska
Oct. 23rd, 2013 07:54 pm (UTC)
Re: Андерсен наверняка рыдает
Ну, вряд ли Андерсена это сейчас сильно волнует. :)))

В сазках (особенно в хороших сказках - а у Андерсена они хороши) всегда можно отыскать много-много планов и много символических уровней.
Вы показали один из них.
Светлана показала другой.
Я, между прочим, третий. И что?
И я думаю, что мы все тут вполне правы.
Сказки (как и мораль, и, шире, вообще жизнь) - неоднозначны.

Re: И что? - millaneyovovich - Oct. 23rd, 2013 08:37 pm (UTC) - Expand
Re: анахата-чакру - millaneyovovich - Oct. 23rd, 2013 08:44 pm (UTC) - Expand
Re: анахата-чакру - qi_tronic - Oct. 23rd, 2013 09:02 pm (UTC) - Expand
Re: анахата-чакру - liliya_ikonska - Oct. 24th, 2013 07:13 am (UTC) - Expand
sitsuno_biju
Nov. 14th, 2013 10:57 am (UTC)
Мне очень нравится шутка: "Почему принц не поступил, как мужик, и не обменял голос на хвост?" )) Кажется, в этом есть смысл
roter_mensch
Feb. 12th, 2014 02:21 pm (UTC)
а относится ли это к теме "нелюбви к себе"? если да, то как эту любовь к себе возродить и каков был бы финал, если бы выстроилась между нимим изначально связь на сонове Любовь - это безусловное принятие с сохранением самоидентификации?
olga_podolska
Feb. 12th, 2014 03:13 pm (UTC)
Ну вот любовь к себе - это тоже безусловное принятие с сохранением самоидентификации. :)

Т.е. "Я себя безусловно принимаю такого, какой я есть"
( 42 comments — Leave a comment )

Latest Month

March 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars