?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Процессуальный семинар по бизнес-коучингу в Киеве затронул в том числе и вопросы мотивации - чему я была очень рада, поскольку в последнее время в собственной практике сплошь и рядом встречалась с подобной проблемой. Для многих людей идея о том, чтобы руководствоваться внутренней мотивацией - говоря проще, "делать то, что хочешь" - страшная, пугающая, и отметается сразу как идеалистичная и неосуществимая. Такой человек никак не может позволить себе делать что хочет - непременно ему надо себя к действию заставлять, поскольку есть желание Добиться Успеха - и как-то хочется, чтоб психолог тоже чего-нибудь заставлял: "что за прекраснодушие, уверять меня в том, что я не обязан ничего делать?" - потому что не выходит, как-то вообще не укладывается в сознании, кажется глупым парадоксом утверждение, что для того, чтобы действительно добиться успеха, - нужно отказаться от погони за успехом, а просто делать то, что хочешь. Это, кстати же, позволяет ещё заодно и стать счастливым: такое побочное действие у этой бизнес-методики.

Мотивация человека к деятельности может делиться на внешнюю (extrinsic motivation) и внутреннюю (intrinsic motivation); а внешняя - дополнительно ещё на положительную и отрицательную.
Отрицательная наименее действенная, положительная эффективнее, а внутренняя - это самая ценная из всех мотиваций и есть; процессуальная психология именно с нею и работает.
Теоретически всё просто, - но чтобы воплотить на практике, такие сложности возникают...

Активизируются внутренние запреты, краевые фигуры и прочая внутренняя шваль, доступ к счастью запрещающая, и начинают орать многоголосым хором: Как это - счастье даром? Разбираться с ними в реальной жизни предстоит каждому самостоятельно (ну, или с помощью психолога). Здесь я хочу просто поясняющий пример законспектировать. На семинаре Эллен Шупбах описала очень красивый эксперимент по поводу соотношения действенности внутренней и внешней мотивации. Цифровых данных эксперимента не знаю, - если кто найдёт на него ссылку, буду чертовски благодарна; но, в сущности, и без ссылки понятно, что именно так оно и бывает в жизни...

Взяли три группы детей 4-5 лет, и дали им бумагу и фломастеры, которыми можно было рисовать.

I день эксперимента:
Первой группе сказали, что тем, кто нарисует картинку, - дадут конфетку.
Второй группе ничего не сказали, но всем, кто нарисовал картинку, - дали конфетку.
Третьей группе ничего не сказали, и конфеток не дали, а просто разрешили рисовать.

II день эксперимента:
Всем дали бумагу и фломастеры, но ничего не сказали ни про какие конфетки.
В первой и второй группах рисовать почти никто не стал.
В третьей опять рисовали почти все...

Иными словами, у детей внешняя мотивация ("конфетка") в момент её получения вытеснила внутреннюю - и дальше рисовать без конфетки им даже в голову не приходило.
Вы можете мысленно продолжить этот эксперимент дальше, и придумать, что будет, если теперь детей начать заставлять продолжать рисование.

К счастью, большинство из тех, кто читает мой журнал, гораздо старше 4 лет, и вполне могли бы удержать фокус на своей внутренней мотивации, даже если получают конфетку. Иными словами, это стиль жизни, который предлагает делать то, что интересно, именно потому, что это интересно; тогда конфетки, деньги или другие блага, за это получаемые, будут просто ещё одним приятным дополнением. А поскольку то, что ему интересно, человек обычно делает "не за страх, а за совесть", то он неизбежно добивается в этом таких высот, которые вполне могут приносить ему достаточное количество конфеток, денег и прочих благ, что и подразумевается в обыденном мире под Достижением Успеха. Но главным для такого человека всё-таки остаётся внутренняя мотивация - "мне это интересно".

Увы, часто вмешиваются детские травмы и искажения структуры личности, - и иной раз взрослый человек, подобно тем детям из эксперимента, искренне верит, что занимается деятельностью исключительно за конфетку деньги, - и часто он действительно занимается ею именно так. В этом случае он вынужден заставлять себя делать то, к чему он абсолютно равнодушен; какова эффективность этого, возможны ли победители в борьбе с собой, часто ли случается Достижение Успеха на этом пути, и приносит ли оно счастье - предлагаю каждому догадаться самостоятельно...
Buy for 400 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 95 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
web_mistress
Jan. 31st, 2009 05:18 pm (UTC)
О да. Но, кстати, крайне сложно удержать внутреннюю мотивацию после того, как тебе стали конфетки давать. Я это по войлоку четко ощущаю, когда брала несколько раз заказы - делать мне совершенно не хотелось, прокрастинировала до последнего, иногда даже отказывалась. Поняла, что если хочу получать от этого удовольствие (а работа - это опшинал, но хобби уж точно должно быть в удовольствие :)), надо делать то, что хочу, и только то, что хочу. :)
olga_podolska
Jan. 31st, 2009 05:52 pm (UTC)
Разумеется!

К счастью, тут нет объективного противоречия с получением конфеток - но есть внутреннее. Долженствование часто убивает удовольствие от процесса только потому, что когда ты делаешь "для себя", ты не задумываешься о том, чтоб не сделать ошибки: какая ж может быть ошибка, если ты просто делаешь что хочешь?

Как только появляется заказчик - появляется и внешняя оценка твоего труда, активизируется внутренний критик, выступающий на тему "Твой труд должен понравиться, ты не имеешь права на ошибку!" Ну, а самый простой путь не сделать ошибки всем известен: ничего не делать. :))

Тут можно побороться с внутренним критиком психологическими методами, - а можно просто не брать заказов, делать всё для себя. Что-то потом продастся, что-то нет, - а удовольствие уже всяко получено. И внутренний критик идёт лесом. ;)
(no subject) - web_mistress - Jan. 31st, 2009 05:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - azoto_moto - Jan. 31st, 2009 09:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Jan. 31st, 2009 10:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - panda_pandus - Jan. 31st, 2009 11:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Feb. 1st, 2009 12:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - panda_pandus - Jan. 31st, 2009 10:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - web_mistress - Jan. 31st, 2009 10:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Jan. 31st, 2009 10:37 pm (UTC) - Expand
konstansa
Jan. 31st, 2009 05:57 pm (UTC)
ну да) такой своебразный метод поглаживания)
это же не только к работе относится, но и к отношения между людьми. Мне вот, например, приятнее подарки дарить, чем получать. Когда я вижу радостные глаза, значит угадала! и для меня это "конфетка".
И опять же вопрос, как сделать так, чтобы моя конфетка нужна была другому человеку. Скажем случилась любовь! и мой милый дарит мне цветы и комплементы щедро, а платой ему за это мои счастливые глаза. Проходит время, и он уже реже это делает. Я продолжаю лучиться глазами, показывая, что мне это приятно, а он все равно делет это все реже, потому как привычка случается.
Эх! как бы стать такой умной, чтобы эти обоюдные конфетки все время удерживать на должном уровне и быть всегда счастливыми от внимания и взаимной заботы.
olga_podolska
Jan. 31st, 2009 06:12 pm (UTC)
Это скорее не о поглаживаниях, которые базируются на принципе "ты мне, я тебе" - а о внутреннем удовольствии. Вон выше web_mistress - она делает красивые игрушки просто потому, что делает. Потом людям дарит, и глаза у них горят, - но делает-то она игрушки для собственного удовольствия. Не ради горящих глаз. :)

Образно говоря, секрет счастья - внутри, а не в обоюдных конфетках.
Хотя, если удаётся на внутреннем концентрацию удержать - то и конфетки не мешают.
(Именно тогда они и не истощаются, кстати: парадокс, но так.)
(no subject) - konstansa - Jan. 31st, 2009 06:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Jan. 31st, 2009 08:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - konstansa - Jan. 31st, 2009 07:07 pm (UTC) - Expand
much_more
Jan. 31st, 2009 06:04 pm (UTC)
Да-да-да. А после длительной привычки делать все "за конфетку" нащупать сам этот факт - что делаю-то за конфетку, даже зная его головой - сложненько-с. А уж обнаружить внутреннюю мотивацию, да потом еще и позволить ей мотивировать - это вообще эверест какой-то...
olga_podolska
Jan. 31st, 2009 06:16 pm (UTC)
оооойййй да, это да! Эверест, чисто-конкретно.

Но если удаётся вскарабкаться хотя бы время от времени - какое ж всё-таки счастье. :)
brusnitza
Jan. 31st, 2009 06:51 pm (UTC)
Спасибо!
Очень интересно было прочитать про такой эксперимент.
Я из собственного интереса рисую. Нащупала этот свой интерес очень быстро. Сложнее было отказаться делать неинтересное - "потому что надо", но это "надо" в моей голове было не моим.
olga_podolska
Jan. 31st, 2009 07:57 pm (UTC)
Да, это очень, очень сложно!
Я очень рада, что у тебя получилось. :)
(no subject) - brusnitza - Jan. 31st, 2009 08:32 pm (UTC) - Expand
raffnec
Jan. 31st, 2009 07:33 pm (UTC)
вторая группа - я не понимаю, почему они не стали рисовать
им не обещали конфет изначально
второй раз когда им дали бумагу и фломастеры им опять же ничего не обещали и их не заставляли рисовать также, как и в первый раз
первый раз они рисовали в своё удовольствие
тогда почему они не стали рисовать второй раз?
olga_podolska
Jan. 31st, 2009 07:53 pm (UTC)
Полагаю, именно потому и не стали, что им конфету не пообещали.

Получив кофету, человек часто меняет внутреннюю мотивацию на внешнюю.
Там выше в коментах примеры уже были. :)
(no subject) - raffnec - Jan. 31st, 2009 08:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Jan. 31st, 2009 08:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - raffnec - Jan. 31st, 2009 09:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Jan. 31st, 2009 09:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - raffnec - Jan. 31st, 2009 08:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Jan. 31st, 2009 08:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - laplana - Feb. 1st, 2009 05:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Feb. 1st, 2009 11:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - raffnec - Feb. 1st, 2009 01:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - asgerd - Jan. 31st, 2009 09:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Jan. 31st, 2009 09:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - asgerd - Jan. 31st, 2009 09:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Jan. 31st, 2009 10:32 pm (UTC) - Expand
tainka
Jan. 31st, 2009 08:02 pm (UTC)
действительно, очень интересный эксперимент. ей-ей, есть над чем задуматься! спасибо!
olga_podolska
Jan. 31st, 2009 08:07 pm (UTC)
Я, в общем-то, и задумалась уже давно - но излагать такие вещи без этого эксперимента мне было сложно.

Эксперимент делает всё наглядным до предела. :)
masha_lesha
Jan. 31st, 2009 08:52 pm (UTC)
А что делать, если любимая работа/учеба предполагают иногда жутко нелюбимые задачи, которые приходится выполнять через силу? Как тут быть?
olga_podolska
Jan. 31st, 2009 09:20 pm (UTC)
Вот это вот "через силу" меня настораживает.

Если, скажем, человек любит рисовать, то он вовсе не обязан любить мыть кисточки, скажем. И, вполне возможно, он со временем поручит их мыть подмастерью, или просто будет невнимательно относиться к их мытью.

Но вряд ли он когда-либо скажет: "чтобы рисовать, я вынужден мыть кисточки через силу!" - слишком сильное выражение для каких-то там кисточек.

Я бы поразмышляла на тему "а действительно ли эта работа так любима, если в ней встречаются столь нелюбимые задачи"?
(no subject) - masha_lesha - Jan. 31st, 2009 09:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Jan. 31st, 2009 10:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - masha_lesha - Jan. 31st, 2009 10:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - darkcjc - Jan. 31st, 2009 10:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - web_mistress - Jan. 31st, 2009 10:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Jan. 31st, 2009 10:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - web_mistress - Feb. 1st, 2009 02:12 am (UTC) - Expand
azoto_moto
Jan. 31st, 2009 09:36 pm (UTC)
Очень любопытно. А можно ли "перестроить" непроизвольную первоначальную установку? Вот, скажем, дети решили, что им должны платить конфетами, и просто так уже рисовать отказываются. Можно ли таких детей перепрограммировать, чтобы они захотели рисовать уже просто так, для удовольствия? Некторых, конечно, всегда можно, но больше интересно в массовом порядке.
olga_podolska
Jan. 31st, 2009 10:03 pm (UTC)
Во взрослом возрасте совершенно точно можно увеличить количество тех, кто "рисует для удовольствия". Это в некотором роде вопрос осознанного выбора, работаешь ты за конфетку или для души.

Другое дело, что для социума работающие для души невыгодны, как ни странно: ими управлять сложнее. Если он для своего собственного удовольствия работает, а деньги для него побочный продукт - то как, блин, управлять таким человеком?

Поэтому вряд ли когда-нибудь возникнет государственная программа по "перепрограммированию" детей на труд для удовольствия. Дай-то бог мне ошибиться.
(no subject) - azoto_moto - Jan. 31st, 2009 11:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Feb. 1st, 2009 11:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - optimystic - Feb. 7th, 2009 11:24 pm (UTC) - Expand
panda_pandus
Jan. 31st, 2009 10:01 pm (UTC)
Это правильно! Я когда водку ириской закусываю, ириска просто приятное дополнение!
darkcjc
Jan. 31st, 2009 10:03 pm (UTC)
конечно, когда есть мотивация "интересно" - все хорошо. Но у всего есть предел и ограничения.
и в итоге "интересно" уходит на вторые роли.
olga_podolska
Jan. 31st, 2009 10:48 pm (UTC)
Ну вот тут для равновесия всё-таки нужно иногда к этому вопросу в жизни возвращаться: достаточно ли мне ещё интересно?

За пределами и ограничениями очень часто забывается, что всё-таки должно быть.
А как только забудется - тут же падает эффективность, и пошло всё под уклон...
Про счастье даже упоминать излишне. :)
(no subject) - darkcjc - Jan. 31st, 2009 10:53 pm (UTC) - Expand
sunny_mouse
Jan. 31st, 2009 10:37 pm (UTC)
Я бы еще добавила, что конфетки бывают разные - материальные и нематериальные. И вторая разновидность очень коварная, ее иногда сложно бывает заметить - вот вроде думаешь что делаешь для себя, потому что тебе нравится, а оказывается на самом деле, чтобы получить "конфетку" в виде одобрения - вот какая я хорошая девочка! меня хвалят, меня любят.
Хотя я в последнее время у себя такие вещи четко ловлю - у меня сразу сильный внутренний конфликт развивается, между хочу и надо.

Иногда бывает, что саму себя кормлю "конфетками" :) Потому как нетерпеливая жутко и если работа требует постоянного равномерного процесса труда , то мне это дается с трудом. Приходится где-то себя пинать и заставлять работать, где-то наоборот гнать на отдых. И я знаю, что мне это действительно нужно, нужно чтобы потом заниматься без помех тем, что интересно. Все-таки в обществе живем и какие-то требования приходится соблюдать, как то наличие соответствующего образования или выполнение работы в заданные сроки.
olga_podolska
Jan. 31st, 2009 10:45 pm (UTC)
О да, эти конфетки очень коварны! И социум их насаждает со страшной силой.

Поэтому, собственно, так и трудно сохранить внутреннюю мотивацию. Периодически её освежать приходится, черствеет. :)
(no subject) - sunny_mouse - Feb. 1st, 2009 08:06 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
olga_podolska
Jan. 31st, 2009 11:12 pm (UTC)
Мне кажется, вы как-то вообще не прочли то, что я написала. :)

То, что пишете вы, в основном верно, но совершенно никак не относится к тому, что пишу я. В том числе, и не опровергает, разуеется.
(Deleted comment)
(no subject) - olga_podolska - Jan. 31st, 2009 11:22 pm (UTC) - Expand
mutik_l
Jan. 31st, 2009 11:25 pm (UTC)
про эксперимент
Такой эксперимент проводился достаточно много раз, в разных вариациях, разными исследователями (как зарубежными, так и отечественными). Поэтому точно не могу сказать о каком говорила Эллен Шупбах, возможно о некотором смешанном эксперименте на основе базового.

На сколько помню базовый эксперимент описан в книге Хекхаузена Х. Мотивация и деятельность.

Вроде как принято полагать, что одно из первых исследований связи между внутренней мотивацией и эффективностью деятельности принадлежит таким авторам как М. Липпер, Д. Грин и Р. Нисбетт.
Одним детям за рисование предварительно обещалось вознаграждение (грамота), другие награждались неожиданно, после завершения рисования, а третьим не давались никакие обещания или награды. В течение двух недель велось скрытое наблюдение за свободной игровой деятельностью детей в детском садике. Результаты засвидетельствовали, что снижение длительности занятий рисованием наблюдалось у детей, которые ожидали награду и получили ее; такого снижения не наблюдалось ни в контрольной группе, ни в тех, кто получил вознаграждение без предупреждения.

Отечественные исследователи (Климчук В.О. и Шимченко О.А.) в 2004 году немного видоизменили эксперимент. В эксперименте приняли участие 5-летние деть, отобранные случайно. Были сформированы две группы – по 4 мальчика и 4 девочки в каждой. (про это пишется уже не в книжке Хекхаузена, а непосредственно в книге самого Климчука В.О.)

Детям обеих групп предложили рисовать на свободную тему. При формулировке задания для первой группу исследователь не обещал вознаграждения (внутреннее мотивирование), тогда как детям второй группы были обещаны конфеты за рисунки (внешнее мотивирование). Разница между деятельностью детей разных групп стала заметной уже на первых этапах. Дети первой группы рисовали дольше, были внимательны, использовали много цветов, волновались, красивые у них рисунки ли. Дети второй группы рисовали спешно, спрашивали, когда им дадут конфеты, пытались нарисовать больше, чтобы получить больше конфет. Кроме того была обнаружена разница и в содержании и структуре самих рисунков.

olga_podolska
Feb. 1st, 2009 11:18 am (UTC)
Re: про эксперимент
О! Спасибо огроменное!
Такое описание подробное, - чувствуется специалист. :))

Видимо, да, это была какая-то модификация на основе базового эксперимента - то, что в итоге у второй группы внутренняя мотивация упала тоже, Элен повторила несколько раз. Там выше по комментам laplana приводит ссылку, в которой описаны эксперименты со сходным результатом, то есть тенденция есть - но, видимо, от методики эксперимента зависит, насколько явно она проявляется.
Re: про эксперимент - mutik_l - Feb. 1st, 2009 11:26 am (UTC) - Expand
megavolt_ex
Feb. 1st, 2009 10:15 pm (UTC)
Очень актуальна эта тема по этому после прочтения пришлось даже подождать денёк чтобы коментариев побольше набралось :)

Есть вопрос: почему конфета выигрывает у удовольствия от процесса? Что в ней такого притягательного?
olga_podolska
Feb. 1st, 2009 10:27 pm (UTC)
Потому что конфета - снаружи. Она внешняя и объективная. Она - символ Достижения Успеха. :)))

Кстати, притчу на эту тему нашла:

Поздним вечером известный суфийский мистик Рабия искала что-то на дороге у своего дома. Солнце уже почти зашло, наступали сумерки. Жители окрестных домов спросили Рабию:
- Что ты ищешь здесь?
- Я потеряла иголку, - ответила Рабия.
- Подскажи, где именно она упала, ведь уже темно и найти иголку будет трудно, но мы тебе поможем. Дорога такая большая, а иголка такая маленькая. Если мы узнаем точное место, то найти ее будет намного легче.
- Лучше бы вам не задавать мне этого вопроса, - сказала Рабия, - потому что дело в том, что она упала вовсе не здесь, она упала в доме.
Люди стали смеяться, они сказали:
- Мы всегда знали, что ты немного не в себе! Если иголка упала в доме, зачем же ты ищешь ее на дороге?
- По простой и логичной причине, - сказала Рабия. - Внутри дома темно, а снаружи пока не село солнце еще есть немного света.
Соседи засмеялись и стали расходиться по домам. Рабия окликнула их и сказала:
- Слушайте! Ну ведь именно это вы и делаете; я только следую вашему же примеру. Вы пытаетесь искать блаженство, счастье во внешнем мире, забыв первый и важнейший вопрос: где вы потеряли его? А ведь ответ очень прост: вы потеряли его внутри самих себя. Вы ищете его снаружи по той простой и естественной причине, что ваши органы чувств обращены наружу - и там есть немного света. Ваши глаза смотрят вовне, ваши уши слышат внешнее, ваши руки тянутся наружу - и именно по этой причине вы ищете его там. А ведь в действительности, вы потеряли блаженство и счастье не там, - и скажу по собственному опыту. Я тоже искала снаружи, искала много дней, много жизней, и однажды заглянула вовнутрь и была удивлена. Не было необходимости искать; оно всегда было там, у меня внутри.
(с)
(no subject) - megavolt_ex - Feb. 1st, 2009 10:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Feb. 1st, 2009 10:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - magictop30 - Feb. 2nd, 2009 04:15 pm (UTC) - Expand
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 95 comments — Leave a comment )

Latest Month

March 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars