?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Унесенные ветром

"Ты будешь ненавидеть его до конца жизни!" - эта характеристика Эшли преследует Скарлетт с самого начала фильма. Я фильм специально пересматривала в самолете: нежно люблю люблю и книгу, и фильм, а тут еще разговор когда-то зашел в комментариях…



…Надо сказать, я до сих пор помню некоторые комментарии к посту про "Хочу и надо". Они буквально вернули меня к реальности. Я, знаете, живу тут, научившись к своему почтенному возрасту спокойно посвистывать, - отчего у меня ориентиры сместились: я стала считать, что всякое живое существо стремится жить счастливым, то есть стремится выбрать, где лучше. Получается, вестимо, по-разному; иногда даже совсем не получается по совершенно объективным причинам;  но как основной вектор стремления - мне это казалось несомненным. Ан нет! Не у всех так просто.


В комментариях к тому посту мне объяснили, что для некоторых граждан небходимый признак глубоких отношений - это чтоб люди мучились при расставании. Поэтому недопустимо прекращать отношения, дружески попрощавшись и спокойно посвистывая: если не мучился - отношения любовью не считаются, и такими гражданами высокомерно осуждаются как поверхностные. А кроме того, среди этих же самых граждан отношениями любви считается любая иллюзия, в том числе направленная на человека, которого совершенно не знаешь, даже по значимым для тебя аспектам.



Конструкцию "Человека еще не знаю - но считаю любовь к нему вполне реальной, и при расставании теперь необходимо мучиться» мне было довольно сложно вообразить, и она некоторое время взрывала мне мозг. Но к счастью, в самолете я посмотрела "Унесенных ветром" очередной раз. Художественное произведение чем ценно? - тем, что в нем невротический любовный конфликт становится понятнее и узнаваемее, а не выглядит дурацким анекдотом про имбецилов.


Итак, докладываю про очередной паноптикум любимых невротиков.

Унесенные ветром:
Мучиться от расставания с человеком, которого не знаешь. Как это бывает.

Действующие лица:

Скарлетт О'Хара

Хорошенькая и упрямая девица в том самом возрасте, когда "пришла пора - она влюбилась".  По большому счету, в этом возрасте почти все равно, в кого влюбляться; подкупающе взрослый Эшли, интеллигентный, аристократичный, авторитетный, высказывающий политические суждения, к которым прислушиваются даже более старшие мужчины, и при этом очень мягкий по натуре (в чем он похож на старшего О'Хара) - почему бы и не он?


Перед глазами Скарлетт уже есть пример союза властной женщины с мягким и податливым мужчиной:  это её собственные родители. Существенной разницей могло бы являться то, что это отец добивался её матери, а не наоборот, но хорошенькие упрямые девицы с задатками лидера не обращают внимания на такие мелочи.  (Да-да, это инфантильный паттерн фрагментарного тестирования реальности, вы правильно догадались, но чего же и ждать от подростка?)


В общем, девица нашла себе (вернее думает, что нашла) усовершенствованного папу с дополнительным тюнингом. Мелочи, противоречащие возвышенному образу, отметаются как несущественные и легко преодолимые.


Эшли

Человек формально значительно более взрослый, с развитой саморефлексией, но при этом не ощущающий своих истинных желаний и оттого не собирающийся брать на себя ответственность за свою жизнь, - зато постоянно казнящий себя за это. Вооот они, невротики-то мои любимые! Нельзя жить спокойно посвистывая, непременно нужно мучиться, непременно! Ничего не делать, и мучиться от этого, и все равно ничего не менять, но казнить себя за все, за все, не в силах ни от чего отказаться - вот девиз настоящего невротика!  Может ли такой мужчина не ощутить притягательности женщины, которая уже в свои 17 четко знает, чего хочет? Да никогда! Это как удав для кролика - именно потому, что воля у самого Эшли в постоянном конфликте с его желаниями, его внутренняя интенциональность спит глубоким сном - именно поэтому его влекут женшины, у которых эти качества хорошо проявлены: и опасная темпераментная Скарлетт, и сдержанная, но от этого не менее волевая Мелани. Они обе прекрасно знают, чего хотят, и в достаточной степени руководствуются своими желаниями - в отличие от него.



В результате Эшли всю дорогу искренне демонстрирует то, что в психологии называют "двойной сигнал": он вроде бы и хочет быть со Скарлетт, а вроде бы и не хочет. Тут играем, тут рыбу заворачиваем. Тут он ей в любви объясняется, а тут на Мелани женится. В общем, демонстрирует все то, из-за чего папаша О'Хара еще в самом начале предрекал, что Скарлетт будет ненавидеть этого мужчину до конца жизни. Да собственно он и сам себя ненавидит: "Я порю тут чушь о цивилизациях, но не могу помочь вам с Тарой. В этом мире нет для меня места."



Вероятнее всего, если бы не гражданская война - то место все-таки нашлось бы: в привычных, стабильных жизненных обстоятельствах невротические паттерны поведения остались бы скомпенсированы. Он ведь, собственно, с самого начала "порет чушь о цивилизациях" - но, знаете, одно дело потрындеть о судьбах мира с благополучными соседями-плантаторами после сытного обеда, зарабатывая себе авторитет и наслаждаясь вниманием наивных девушек.  Использовать интеллект как декоративное украшение, порассуждать о том, как оно должно бы все быть, а всё остальное сделают жена, управляющий и заведенный распорядок жизни...


И совсем другое - оказаться в травматических обстоятельствах гражданской войны, изменившейся жизни, к которой нужно приспособиться прямо вот здесь и сейчас. Когда приходится реально выбирать, и нет знакомых привычных рамок, а нужно прислушиваться к себе - и создавать собственные. Это чертовски сложная задача для любого человека, не зря древнее проклятие звучит: "Чтоб тебе жить в эпоху перемен!". А Эшли реально выбирать-то никогда и не умел, бесконечная саморефлексия и трындеж о цивилизациях  - это вовсе не интенциональность...



В первом случае, в благополучной жизни,  Скарлетт, конечно, все равно бы ему нравилась, поскольку воплощает в себе все то, чего у него нет (вернее, что он не умеет в себе открыть) - но, скорее всего, у него все же хватило бы сил благородно от нее отказаться. Просто-напросто потому, что ее помощь была бы ему не нужна: вполне хватило бы жены и управляющих, извините что так цинично. Он ведь не подлец: он с самого начала знает, что отказаться от неё нужно, и все время пытается и пытается, но это чертово бессилие, которое он так в себе ненавидит, приводит к тому, что он прямо-таки вынужден соглашаться. Ну зря вот вы ржете сейчас. Очень уж сильны собственные дефициты оказались в этой изменившейся жизни.

Но вернемся к Скарлетт!

Имеющая доступ к своим желаниям и весьма волевая, в свои 17 она влюбилась в человека, которого в сущности вообще не знала: высокий блондин, красиво треплется про судьбы цивилизации, отчего бы и не в него?
Сложись все по ее хотению, она бы вышла за него замуж, узнала его получше, разлюбила, и приобрела опыт "не принимать за любовь любое трепыхание сердечка при виде симпатичного блондина".  Гештальт завершился бы. Учитывая пуританские южные нравы, когда исправить содеянное вряд ли бы удалось - возможно, завершился бы ненавистью за что, что Эшли не оправдал ее ожиданий, и теперь приходится терпеть этого нерешительного придурка.



Сложись все, как оно шло - без войны - Эшли бы сумел от неё благородно отказаться, а у неё не было бы силовых механизмов, позволяющих навязать свою волю. То есть, гештальт бы все равно завершился - проживанием потери. Она бы поплакала-поплакала, но вынуждена была бы смириться с тем, что не все в её силах. Стала бы мудрее и взрослее, и, возможно, со временем даже перестала бы ненавидеть Эшли - слезы, знаете, очень хорошо промывают глаза, и нередко начинаешь лучше видеть: в частности, то, насколько этот мужчина тебе не подходит. Появляется опыт "не принимать за любовь любое трепыхание сердечка".


Но увы! Сложилось все так, как сложилось:  из-за войны Эшли не нашел в себе сил самому сражаться с этой ужасной реальной жизнью, а Скарлетт приняла его слабоволие за возможность любви и решила, что если вот сейчас еще немножко дожать, то "все получится". Незавершенный гештальт - почти необоримая сила, вот что я вам скажу. До войны Скарлетт не успела повзрослеть, чтобы научиться завершению подобных гештальтов, - а война, увы, декомпенсирует даже самые здоровые натуры. Психологическая защита "Я подумаю об этом завтра" - это и есть привычка не завершать своих гештальтов.  Психологическая зашита вытеснения. Иногда, в травматической ситуации, эта психологическая защита - вообще лучшее, что можно придумать. Но беда, когда эта психологическая защита становится единственной: ведь завтра так никогда и не наступает…


Батлер

На первый взгляд выглядит самым здоровым в этой компашке.  Хорошо усвоенные, хотя при этом крайне индивидуальные моральные нормы, доступ к собственным чувствам, развитая интенциональность и при этом умение смиряться с потерей - редкий набор!


К моменту брака он уже отлично знает Скарлетт,  весьма грамотно разыгрывая свои карты: соблазняет её сексуальными удовольствиями и деньгами.






Именно для Скарлетт, волевой, ценящей жизненные удовольствия и власть, это был бы прекрасно работающий план соблазнения (который, кстати, де-факто и сработал).





Кроме того, Батлер - прекрасный отец и вообще благородный человек. Да-да, он прекрасно знает моральные нормы своей референтной группы, просто не тупо следует шаблону - а каждый раз сознательно расставляет приоритеты. (Ну, ладно, почти каждый раз, были и на его улице проколы, но об этом позже.)



Но увы, у Скарлетт -  незавершенный гештальт с Эшли! "О, могущество мужчины, не идущего в руки..." (с)



Но даже и это Батлер понимает, не зря он говорит в одном из эпизодов - "Я мог бы разорвать вашу головку, чтобы изгнать этого Эшли из ваших мыслей. Но это не поможет."  Собственно, и уход Батлера в конце - это взрослый шаг взрослого человека. Его дело - завершить свой гештальт, и если Скарлетт никак не может разобраться со своим, то это ее проблемы. Он и уходит-то без истерик, можно сказать, спокойно посвистывая...


Кстати же, я тут пока писала - осознала, что прогноз у них на удивление благоприятный. Там так грустно все кончается, что кажется, что все пропало прямо. Но если непредвзято построить прогноз, что мы имеем?

1. Очевидно, Скарлетт травмирована войной. Вполне достоверно показано посттравматическое расстройство: ей снятся кошмары, базовая безопасность ни к черту,  она многого боится - голода, бедности, божьего наказания... Появляется жесткость в достижении свои целей, исчезает простое человеческое сочувствие: ради того, что "надо", она  готова идти по трупам, все время напряжена от страха. Это вообще характерно для последствий шоковой травмы: Скарлетт там и  пьет, чтобы расслабиться. Очень типичное последствие ПТСР.



К счастью, Ретт совершенно правильно ей говорит про кошмары: вам нужна безопасность - и вы восстановитесь. И это правда: в спокойной обстановке устойчивая психика самопроизвольно восстанавливается. И тут очень важно заземление: "Тара! Земля единственное, что имеет ценность» - это ощущает и сама Скарлетт.


Когда Мелани умирает - Скарлетт, наконец, понимает: «Я любила того, кого на самом деле не было». Гештальт с Эшли завершается. И тут на первый план выходит Батлер, но…


2. Балтер, конечно, из них самый здоровенький, но ведь и он тоже человек и совершает ошибки.

Ошибка первая
...И как мы видим, ошибкой был вовсе не насильственный секс, за который Ретт себя винит. Все-таки и у него находятся какие-то моральные интроекты: переспав с любимой женой в алкогольном опьянении, он считает себя виноватым по определению ("я хотел сделать ей больно"). Моральные нормы в этой части усвоены бессознательно, интроецированы, а не осмыслены - отчего он забывает протестировать реальность: проверить, к каким же последствиям на самом деле это привело?
В действительности Скарлетт довольна и мурлыкает - но Ретт ничего не замечает, и, терзаемый чувством вины, сообщает о расставании.


При этом Скарлет, которая легко и непринужденно окручивает мужчин, тоже вдруг теряет трезвость мысли и не может "окрутить" любящего ее Ретта Батлера обратно. Собственно, с этой любовью всегда так: чем ближе отношения, тем сложнее вести себя трезво, слишком уж много всякого детского и инфантильного туда проецируется. Ну, и не будем забывать, в это время гештальт с Эшли у нее еще не закрылся, поэтому она не вполне понимает, что хочет-то уже Батлера.



Ошибка вторая
Как только появляется чувство вины - так сразу нарастают деструктивные тенденции в отношениях. Чувство вины - это инвертированная агрессия, и она часто сквозь него прорывается, как ее ни души: после долгого расставания вместо того, чтобы выяснить обстановку и настроение Скарлетт (весьма благожелательное, кстати), - Ретт начинает язвить на тему ее беременности: «Кто счастливый отец?» Понятно, кончается все ужасающе плохо: Скарлетт теряет ребенка и они опять ссорятся.



Смерть дочери после недавней потери будущего ребенка, разумеется, превышает тот уровень стресса, который любая семья могла бы пережить безболезненно. Это, вестимо, не ошибка - это просто стечение обстоятельств: не вмешайся еще и смерть ребенка, и все могло бы сложиться по-другому…


Но дальше началось привычное мочилово любящих людей "по детским мозолям" друг друга. Здесь без психолога прогноз ни к черту, фраза "он как будто сошел с ума" имеет под собой основания: шершавым языком протокола это называется «психотический эпизод».

Ошибка третья
Но даже и после этого они все еще умудрились почти выбраться из этого самостоятельно. И тут опять Батлера подстерегла ошибка. В свое время он соблазнил Скарлетт в том числе и тем, что поддержал ее лесопилку. Не осуждал и не запрещал. Но во время того, как они договаривались о примирении, он… предложил ей продать лесопилку! Ну можно ли было придумать что-либо более непродуктивное в его положении? Если уж ты знаешь, какие козыри играют на тебя - используй их, а не выкидывай из колоды! Впрочем, возможно, все дело в том, что Батлеру просто надоело соблазнять женщину, которая все никак не отвечает ему взаимностью, отчего он и вовсе потерял интерес к игре?


3. Итак, что мы имеем в активе:

Скарлетт, как мы знаем, умеет добиваться своего и очаровывать мужчин.


Раньше она не прикладывала больших усилий к тому, чтобы очаровать Батлера - но, вероятно, теперь это изменится. Все, что ей необходимо для успеха - это внутреннее спокойствие, заземление; к счастью, она уезжает в Тару, так что на это надежда есть.


Батлер любил Скарлетт долгое время. Сейчас, разумеется, он устал любить безответно, и ей потребуется некоторое время, чтобы доказать, что история с Эшли для нее в прошлом. Но трезвый ум Батлера дает надежду на то, что он сможет это понять, и не мстить ей за прошлое при наличии вполне гармоничного настоящего.



Так что, в общем, прогноз-то вполне благоприятный.
Особенно, конечно, хочется психолога им посоветовать... но, кажется, с психологами в то время было туговато. :)

Еще по теме:
Как получаются "благородные эшли"
Хочу и надо
Моральные нормы неусвоены, либо сугубо корпоративные

Кино: Великий Гэтсби
Кино: Римские каникулы

Tags:

Buy for 400 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 181 comments — Leave a comment )
Page 1 of 5
<<[1] [2] [3] [4] [5] >>
livejournal
Jan. 20th, 2014 11:04 am (UTC)
Унесенные ветром
Пользователь utoch_ka сослался на вашу запись в записи «Унесенные ветром» в контексте: [...] Originally posted by at Унесенные ветром [...]
demkristo
Jan. 20th, 2014 11:08 am (UTC)
почему мы вообще любим быть мазохистами?
olga_podolska
Jan. 20th, 2014 11:09 am (UTC)
Кто-то когда-то сказал, что именно невроз сделал из обезьяны человека. А вовсе не труд. :)))

Получается, что эта вот любовь - это просто "человеческое, слишком человеческое" (с)
(no subject) - qi_tronic - Jan. 20th, 2014 01:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Jan. 20th, 2014 02:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - qi_tronic - Jan. 20th, 2014 02:33 pm (UTC) - Expand
axiplus
Jan. 20th, 2014 11:14 am (UTC)
Был период, когда как раз Батлером была очень увлечена:-)
Сколько глупостей еще гнездится в наших головах:-),
olga_podolska
Jan. 20th, 2014 11:17 am (UTC)
Ну Батлер из них из всех самый нормальный. Хотя и он не без греха, но все-таки... :))

Так что увлечение вполне здоровое. :)
borman_b
Jan. 20th, 2014 11:17 am (UTC)
кинопродолжение как-то извините фонарь)
olga_podolska
Jan. 20th, 2014 11:20 am (UTC)
А я кинопродолжения не смотрела. Не знала даже, что оно есть.

Как хоть называется?
(no subject) - borman_b - Jan. 20th, 2014 11:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Jan. 20th, 2014 11:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - borman_b - Jan. 20th, 2014 11:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - borman_b - Jan. 20th, 2014 11:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Jan. 20th, 2014 12:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - la_kis - Jan. 20th, 2014 12:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Jan. 20th, 2014 02:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vredina62 - Jan. 20th, 2014 02:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Jan. 20th, 2014 02:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vredina62 - Jan. 20th, 2014 02:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Jan. 20th, 2014 03:08 pm (UTC) - Expand
ekonom_fak
Jan. 20th, 2014 11:18 am (UTC)
Фильм отличный, но книга - вообще бесподобная!
olga_podolska
Jan. 20th, 2014 11:21 am (UTC)
Соглашусь!

Маргарет Митчел - писатель одной книги, но какой!...
sprosha
Jan. 20th, 2014 11:18 am (UTC)
фильм смотрел , актеры суперские но хотелось бы книгу все таки прочесть
olga_podolska
Jan. 20th, 2014 11:21 am (UTC)
Обязательно прочтите, не пожалеете!
(no subject) - sprosha - Jan. 20th, 2014 11:29 am (UTC) - Expand
promotime
Jan. 20th, 2014 11:19 am (UTC)
Фильм супер.
olga_podolska
Jan. 20th, 2014 11:51 am (UTC)
Мне вообще все фильмы с Вивьен Ли нравятся. :)
zholia26
Jan. 20th, 2014 11:19 am (UTC)
фильм классный)
olga_podolska
Jan. 20th, 2014 11:51 am (UTC)
А актеры какие!...
lukilukii
Jan. 20th, 2014 11:19 am (UTC)
Как давно это было. Зачитывался.
olga_podolska
Jan. 20th, 2014 11:51 am (UTC)
Я тоде после большого перерыва пересмотрела.

Перечитывать уж не стала, не шмагла.
(no subject) - lukilukii - Jan. 20th, 2014 12:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - abd56 - Jan. 20th, 2014 11:19 am (UTC) - Expand
olga_podolska
Jan. 20th, 2014 11:52 am (UTC)
Спасибо! :))
slavka999
Jan. 20th, 2014 11:20 am (UTC)
Мне книга больше понравилась!
olga_podolska
Jan. 20th, 2014 11:52 am (UTC)
А мне - уникальнейший случай - фильм нравится даже больше книги.

Со мной такое редко бывает.
nathoncharova
Jan. 20th, 2014 11:20 am (UTC)
прекрасное воспоминание, был период в жизни, что по несколько раз перечитывала и просматривала этот фильм, ее высказываниями, мыслями , действиями восторгалась ...
olga_podolska
Jan. 20th, 2014 11:28 am (UTC)
С подражанием Скарлетт нужно быть очень осторожной, конечно.

Образ, безусловно, очень симпатичный - но сильно здоровым его не назовешь. :))
(no subject) - nathoncharova - Jan. 20th, 2014 11:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Jan. 20th, 2014 11:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - buymesale - Jan. 22nd, 2014 04:57 pm (UTC) - Expand
innuleska
Jan. 20th, 2014 11:20 am (UTC)
Спасибо за такой разбор! Обожаю эту книгу и фильм, по-новому посмотрела на некоторые аспекты взаимоотношений героев...
olga_podolska
Jan. 20th, 2014 11:28 am (UTC)
И вам спасибо за отзыв! :)
kudaza4em
Jan. 20th, 2014 11:20 am (UTC)
книга класс!!!
(no subject) - stranger_from_a - Jan. 20th, 2014 11:21 am (UTC) - Expand
olga_podolska
Jan. 20th, 2014 11:57 am (UTC)
Я книгу тоже давно, а фильм вот под руку попался...

Жаль, что нет времени и книгу перечитать. :)
(no subject) - stranger_from_a - Jan. 20th, 2014 12:00 pm (UTC) - Expand
Page 1 of 5
<<[1] [2] [3] [4] [5] >>
( 181 comments — Leave a comment )

Latest Month

March 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars