?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В комментах к Унесенным ветром высказали предположение, что благородные эшли пригодятся там, где нужна порядочность. У меня есть по этому поводу небольшое уточнение: не порядочность, а разговоры о порядочности.

Посмотрим непредвзято на действия Эшли в Унесенных ветром. Итак, что делает этот благороднейший человек:

  • объясняется в любви одной и вслед за тем немедленно женится на другой;

  • оставляет тяжело беременную жену на попечение любовницы соперницы;

  • устраивается на работу, используя свои близкие интимные отношения с женщиной;

  • компрометирует любимую женщину (и, кстати, заодно и жену - но кто считает!)

Не правда ли, образец благородства? И, заметьте, эмоционально мы ему даже сочувствуем, поскольку - ну правда же, он не хотел ничего плохого! Оно само! И мы видим - что ведь да, не хотел ничего плохого, человек-то в сущности хороший ведь. Мучается, что оно всё вот так, искренне мучается!


Как же получается, что оно всё вот так?

...Если малыш молоко разлил, в порядке эксперимента "что будет если наклонить стакан", и пошёл себе довольный - его во многих случаях ждёт наказание. Чтоб знал, типа, что виноват! Чё это он радуется? Хотя в идеале тут нужно бы не наказание, а просто предложение возместить причиненный ущерб, то есть вытереть пролитое молоко... и, может быть, стоит даже порадоваться вместе с ним результатам проведенного эксперимента. Но много ли матерей удержатся от подзатыльника?

А теперь представьте этого самого малыша, который молоко разлил, и мучается, мучается, МУЧАЕТСЯ от собственной вины! О, как он мучается! Как он смотрит глазами раненого олененка, непреложно свидетельствующими: он ничего, ну ничего не мог поделать! Это молоко... оно само прыгнуло! Он не хотел! - У многих ли матерей поднимется рука дать ему подзатыльник?

И малыш записывает себе в скрижалях памяти: ага! Чувство вины - это индульгенция. Если я буду чувствовать себя виноватым - мне уже необязательно брать на себя ответственность за свои действия и возмещать нанесённый ущерб... И не возмещает. Просто - чувствует себя виноватым. Всегда и во всём. Ничего не делая, чтоб этой вины избежать. Не беря на себя ответственности за собственную жизнь. Не проявляя конструктивной агрессии (деструктивную, кстати, иногда может), не осуществляя сознательно своих желаний. Психологи иногда называют это переживание "экзистенциальной виной" - потому что за всё, ЗА ВСЁ. Превентивно, чтоб подзатыльник не дали. Мучается, искренне мучается.

Часто приводят пример, что вот человек бросается незнакомцу на помощь, хотя знает, что рискует при этом жизнью - но не может иначе, таковы его моральные установки. Типа, мотивация помимо рассудка: лучше самому погибнуть, чем испытывать чувство вины, что не бросился и не погиб. Так вот, друзья мои: мотивация помимо рассудка - это невроз.

Если человек то и дело от чувства вины ап стену убивается - это ему к врачу. Бывают случаи, ага, когда люди, плавать не умеющие, бросаются в воду по крику "Помогите, тону!", чтоб только чувства вины не испытывать. Можем ли мы назвать это разумным или хотя бы оправданным - это другой вопрос. Может, им бы лучше спасателей вызвать? И было бы не два трупа, а ни одного? Рассудок, вообще говоря, человеку не просто так дан. Неплохо бы им пользоваться. Хотя бы время от времени. В идеале, конечно, постоянно...

Обычно, если копнуть, нелюбовь к рассудочному поведению обосновывается желанием выполнить моральные нормы (сиречь избежать чувства вины и достичь одобрения людей). У такого человека столь сильна зависимость от внешнего мнения, что он, парадоксальным образом, гораздо более других рискует нарваться на неодобрение: Эшли не мог рискнуть неодобрением Скарлетт и грубо её оттолкнуть - и в результате чуть не нарвался на неодобрение света (собственно и нарвался, и если бы не авторитет жены - стать бы ему нерукоподатным в тамошнем свете). Чтобы не чувствовать себя виноватым за то, что вполне вправе был сделать, - поставил себя в условия, когда стал реально виноват в том, чего делать в принципе права не имел, как верный муж и семьянин.

Понятно, что человек - животное стадное, и одобрение социума любому приятно. Но! Разница между зависимостью и "мне приятно" заключается в том, что без зависимообразующего агента жизнь превращается в муку, наступают жестокие ломки и идиотское поведение. Ну, вот как в примере с Эшли: когда он вблизи Скарлетт - он не может ей отказать; когда вблизи жены - с радостью поддается её влиянию. Без их одобрения жизнь превращается в муку; собственно, и так превращается, поскольку то, чего хочет сам Эшли, для него самого не очень важно: "Мне не устоять против вас двоих", говорит он, и делает как раз то, после чего (как он, без сомнения, знает) начнется оно всё вот так. Ну, оно и начинается. Мучайтесь на здоровье!

Что же делать эшли? Учиться полагаться на собственное мнение в противовес мнению окружающих, даже самых близких. Позволить себе не быть хорошим мальчиком. Вполне реально достичь состояния, когда похвала будет приятна, но и обойтись без неё тоже вполне возможно, причём без всякого напряжения. Достаточно взять на себя ответственность прежде всего за свою собственную жизнь и свои решения. Кстати, в качестве побочного бонуса это еще и качество этой самой жизни существенно улучшает.

Но бросаться в воду, не умея плавать, в этом случае придётся прекратить.
Ну и да, в наше время этому процессу может существенно помочь психотерапия.


Еще по теме:
Основной вопрос психотерапии
Формирование чувства вины

Унесенные ветром
Buy for 400 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 96 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
anna_sagaydak
Jan. 21st, 2014 01:17 pm (UTC)
Во как )
Я бы психотерапевата ваще всем своим знакомым прописала. И себе, конечно же тоже ) Ибо люди такие шизонутые все какие-то! )
la_kis
Jan. 21st, 2014 01:29 pm (UTC)
А кстати, я сразу подумала вслед тому комментарию, что все не так однозначно.
Очень интересно и знакомо про чувство вины.

Есть у меня один такой знакомый эшли, да..
galadster
Jan. 21st, 2014 01:38 pm (UTC)
Вот никогда мне не нравился Эшли, когда я роман читала. Вроде и всем хорош, а неприятный. И читала-то в первый раз лет в 14, помню что Скарлетт была старше меня. И уже тогда не нравился.
givenchyru
Jan. 21st, 2014 02:59 pm (UTC)
понятноe дeло, всeм нравятся гeрои))
kroshka_maruska
Jan. 21st, 2014 01:39 pm (UTC)
Узнала своего приятеля. Грустно. А мне вот надо отучаться быть как Скарлетт...((
meamia
Jan. 21st, 2014 01:49 pm (UTC)
Интересно было узнать, что кто-то воспринимает Эшли, как образец благородства! Что называется, век живи.. Я в первый раз смотрела фильм в 18, что ли, читала книгу немногим позже, но сразу было именно такое впечатление без всяких розовых очков юности: слабовольный, не понимающий, чего он сам хочет, идущий за любым влиянием и тем самым только создающий проблемы.
lina_des
Jan. 21st, 2014 02:15 pm (UTC)
Аналогично, шэф! Совершенно бесхарактерный персонаж, какая там порядочность?
(no subject) - meamia - Jan. 21st, 2014 02:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - givenchyru - Jan. 21st, 2014 03:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - meamia - Jan. 21st, 2014 03:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - givenchyru - Jan. 21st, 2014 03:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - meamia - Jan. 21st, 2014 03:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - givenchyru - Jan. 21st, 2014 03:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - malica_dee - Jan. 22nd, 2014 08:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - givenchyru - Jan. 22nd, 2014 08:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - liliya_ikonska - Jan. 23rd, 2014 08:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - givenchyru - Jan. 23rd, 2014 09:02 am (UTC) - Expand
alena_syn
Jan. 21st, 2014 02:11 pm (UTC)
Это эпидемия или флешмоб? Это второй разбор унесенных ветром за сутки в моей ленте....
karna_val
Jan. 21st, 2014 03:34 pm (UTC)
Это синхрония :))
(no subject) - an_nick - Jan. 21st, 2014 11:28 pm (UTC) - Expand
galyad
Jan. 21st, 2014 02:54 pm (UTC)
Согласна. Хороший разбор. Никогда мне Эшли не казался благородным.
Он слаб, а вы объяснили почему.
И когда Скарлетт предлагает ему убежать, спрашивает, что его держит, он отвечает: "Ничего, кроме чести", - я улыбаюсь.
Это хорошая отмазка. На самом деле, его держит семья, он любит свою семью, но он просто не может сказать это Скарлетт.
И как жаль, что именно из-за его неискренних слов и признаний, Скарлетт полжизни гоняется за ним.
Какое опасное сочетание - эти два характера.
givenchyru
Jan. 21st, 2014 02:58 pm (UTC)
-)

''когда он вблизи Скарлетт - он не может ей отказать; когда вблизи жены - с радостью поддается её влиянию.''

Ну, нравятся они eму обe, что подeлаeшь). Здecь выбор, можeт, и нeвозможeн.

''Достаточно взять на себя ответственность прежде всего за свою собственную жизнь и свои решения''

Ох, дажe волоса на своeй головe чeловeк нe контролируeт. Kонeчно, нужно стрeмиться к наиболee полному проявлeнию самости, но отвeтствeнность за жизнь - очeнь высокопарноe выражeниe. В рeальности
жизнь чeловeка опутана долгами и зависимостями, и - как Бeрлиоз - чeловeк внeзапно смeртeн.

givenchyru
Jan. 21st, 2014 03:04 pm (UTC)
у Эщли будeт всe замeчатeльно нe c жeнщинами-управлящими, а с жeнщиной-партнeром, такой жe, как и он, по характeру.

Edited at 2014-01-21 03:05 pm (UTC)
la_kis
Jan. 21st, 2014 07:40 pm (UTC)
думаю, двум эшлям нечего делать в одной упряжке. Это будет нежизнеспособный союз.
(no subject) - givenchyru - Jan. 21st, 2014 07:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - la_kis - Jan. 21st, 2014 07:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - liliya_ikonska - Jan. 23rd, 2014 08:20 am (UTC) - Expand
tuttinuttan
Jan. 21st, 2014 03:24 pm (UTC)
В связи с этим Эшли возникает вопрос. Кто такая Мелани на самом деле, раз уж оказалась рядом с ним? Что вообще за типаж эта вся из себя леди, коль скоро вышла замуж за этого блондина с глазами вечно мучающегося оленя? У меня к ней неоднозначное отношение, но хотелось бы узнать мнение специалиста.

И еще: нерукоподатным = нерукопожатным?
qi_tronic
Jan. 21st, 2014 03:43 pm (UTC)
Мелани тащится от собственной правильности, имхо.
Ей как раз такой Эшли нужен, как Мальвине Пьеро, например.
(no subject) - imya_na_a - Jan. 22nd, 2014 08:11 am (UTC) - Expand
qi_tronic
Jan. 21st, 2014 03:48 pm (UTC)
"
Центральное место в творчестве так рано ушедшего от нас Эль Греко по праву занимает полотно площадью полтора квадратных метра - "Кающаяся Мария Магдалина". На холсте Магдалина изображена в необычном ракурсе, на берегу моря. Невольно возникает вопрос: что она здесь делает в такое позднее время? Она здесь откровенно кается.

Художники с давних пор обращались к образу прекрасной грешницы. Но все их Магдалины каялись как-то неубедительно. Без огонька. Совсем в другой, оригинальной манере кается Мария Магдалина у Эль Греко. Сразу видно, что она глубоко раскаивается в содеянном. "И как это меня угораздило?" - как бы говорит Мария. И ей как бы веришь.

...

"

Вообще, в принципе я согласен.
За исключением случаев, когда человек когда человек ищет одобрения не у людей, а у собственных убеждений.
То есть когда это уже САМОоценка, в первую очередь.
murmele
Jan. 21st, 2014 04:24 pm (UTC)
Про Магдалину -- прямо с языка сняли. :)
(no subject) - qi_tronic - Jan. 21st, 2014 04:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - poprygush - Jan. 21st, 2014 08:06 pm (UTC) - Expand
dzhin_dzhit
Jan. 21st, 2014 03:52 pm (UTC)
А Вы не читали "Кристин, дочь Лавранса"? ИМХО, ещё более сильная вещь и тоже про любовь сильной женщины к слабому мужчине. Но там любовь взаимная и, как следствие, все умерли.

murmele
Jan. 21st, 2014 04:22 pm (UTC)
Очень жызненный персонаж. В отличие от Скарлетт, по-моему.
Я как-то верстала солидный такой труд "Философия морали", на правах монографии. Где, среди прочего, говорилось, что если в ста метрах слева от тебя тонет твой ребенок, а в ста метрах справа от тебя тонет твоя жена -- направлением течения пренебрежем, -- то единственным правильным, морально оправданным поступком, позволяющим остаться Человеком, будет утопиться посередине. Видимо, в принципе единственной значимой деталью ситуации автор считал это гипотетическое "остаться Человеком", а не жизнь вполне реальных белковых тел в количестве две посторонние, не заморачивающиеся, булькающие штуки.
lady_tiana
Jan. 21st, 2014 04:49 pm (UTC)
С этими Эшли главная засада даже нее в том, что они все время мучаются, а в том, что они от окружающих постоянно требуют "Ну оцени же, как я мучаюсь!", "Как ты смеешь быть чем-то недовольной и/или не прощать меня, когда я так мучаюсь!", "Почему ты не бежишь немедленно меня утешать, ведь я же честно отстрадал за то, что сделал тебе плохо. И вообзе, из нас двоих это я самы больной в мире Карлсон.".

И если дать такому страдальцу немножко повариться в собственных эмоциях, не кидаясь немедленно его спасать или утешать, репутация Бессердечной Стервы практически гарантирована.
fanny_kryuger
Jan. 21st, 2014 05:27 pm (UTC)
А в каком месте Эшли этого просил или требовал?
(no subject) - lady_tiana - Jan. 21st, 2014 05:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fanny_kryuger - Jan. 21st, 2014 05:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lady_tiana - Jan. 21st, 2014 05:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fanny_kryuger - Jan. 21st, 2014 06:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lady_tiana - Jan. 21st, 2014 06:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fanny_kryuger - Jan. 21st, 2014 06:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lady_tiana - Jan. 21st, 2014 06:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fanny_kryuger - Jan. 21st, 2014 06:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lady_tiana - Jan. 21st, 2014 06:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fanny_kryuger - Jan. 21st, 2014 07:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - qi_tronic - Jan. 21st, 2014 07:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lady_tiana - Jan. 21st, 2014 07:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - qi_tronic - Jan. 21st, 2014 08:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lady_tiana - Jan. 21st, 2014 08:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - qi_tronic - Jan. 21st, 2014 08:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fanny_kryuger - Jan. 21st, 2014 08:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lady_tiana - Jan. 21st, 2014 08:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - qi_tronic - Jan. 21st, 2014 08:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lady_tiana - Jan. 21st, 2014 08:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fanny_kryuger - Jan. 21st, 2014 08:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lady_tiana - Jan. 21st, 2014 08:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fanny_kryuger - Jan. 21st, 2014 08:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - carbophos - Jan. 22nd, 2014 07:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - fanny_kryuger - Jan. 22nd, 2014 07:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - carbophos - Jan. 22nd, 2014 09:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - fanny_kryuger - Jan. 22nd, 2014 09:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - carbophos - Jan. 22nd, 2014 10:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - fanny_kryuger - Jan. 22nd, 2014 11:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - carbophos - Jan. 22nd, 2014 01:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fanny_kryuger - Jan. 22nd, 2014 01:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - carbophos - Jan. 22nd, 2014 02:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fanny_kryuger - Jan. 22nd, 2014 03:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - carbophos - Jan. 23rd, 2014 06:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - carbophos - Jan. 22nd, 2014 07:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - givenchyru - Jan. 21st, 2014 08:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - givenchyru - Jan. 21st, 2014 08:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fanny_kryuger - Jan. 21st, 2014 08:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - givenchyru - Jan. 21st, 2014 08:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fanny_kryuger - Jan. 21st, 2014 08:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - givenchyru - Jan. 21st, 2014 08:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fanny_kryuger - Jan. 21st, 2014 08:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - givenchyru - Jan. 21st, 2014 08:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fanny_kryuger - Jan. 21st, 2014 09:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - givenchyru - Jan. 21st, 2014 09:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fanny_kryuger - Jan. 21st, 2014 09:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - givenchyru - Jan. 21st, 2014 09:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fanny_kryuger - Jan. 21st, 2014 09:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - givenchyru - Jan. 21st, 2014 10:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - imya_na_a - Jan. 22nd, 2014 07:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - lady_tiana - Jan. 23rd, 2014 01:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - imya_na_a - Jan. 23rd, 2014 05:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - (Anonymous) - Jan. 23rd, 2014 07:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - imya_na_a - Jan. 23rd, 2014 11:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lady_tiana - Jan. 24th, 2014 02:00 am (UTC) - Expand
fanny_kryuger
Jan. 21st, 2014 05:25 pm (UTC)
объясняется в любви одной и вслед за тем немедленно женится на другой;

-Он не объясняется в любви, а честно отвечает на вопрос, при этом абсолютно честно сообщает о своих планах жениться на другой.

оставляет тяжело беременную жену на попечение любовницы соперницы;

-Не самое плохое попечение, учитывая адский ад вокруг. К тому же Скарлетт являлась родственницей Мелани по мужу.

устраивается на работу, используя свои близкие интимные отношения с женщиной;

Он хотел поступить иначе, но его выставили неблагодарным мерзавцем и в качестве дополнительного контраргумента озвучили желание любимой жены - жить в родном городе и её страх жить среди чужих, среди янки. Он собой пожертвовал, согласившись((

компрометирует любимую женщину (и, кстати, заодно и жену - но кто считает!)

-бабы они такие, бабы...Сплошные подставы. "То ли он украл, то ли у него украли"
А Мелани скомпрометировать в глазах общества было невозможно.
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 96 comments — Leave a comment )

Latest Month

March 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars