?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В опытах Харлоу детенышей обезьян отнимали от матерей через несколько часов после рождения и держали в отдельных клетках разное время: 3, 6 и 12 месяцев. Чем дольше держали - тем хуже обстояло дело, вестимо.




Итак, сухой остаток этой нескончаемой серии опытов:

Обезьяны, изолированные на 3 месяца, будучи выпущены в вольер, проявляли признаки сильнейших эмоциональных расстройств, но все же в конце концов адаптировались к жизни среди сородичей, принимали чьи-нибудь ухаживания и заводили потомство естественным путем. Остальные подопытные (полгода и год изоляции сразу после рождения), увы, естественным путем не адаптировались - и тогда ученые начали решать вопрос, как же можно помочь их адаптации? Да, не такие уж они звери, эти страшные ученые. Им тоже было жалко обезьянок, просто работа у них такая...

Оставленные в изоляции на 12 месяцев полностью лишались каких бы то ни было зачатков исследовательской, игровой или социальной активности. В итоге, через 10 недель пришлось прекратить наблюдения над содержанием этих животных в общем вольере, так как нормальные обезьяны буквально разрывали 12-месячных изолянтов на части, а те вначале провоцировали подобное поведение, а спровоцировав, не делали никаких попыток защищаться... В общем, вели себя полностью неадекватно, в результате чего  опыты с 12-месячной изоляцией в дальнейшем не проводились.

Ни о какой социальной (в том числе сексуальной) активности подопытных в общем вольере не приходилось и говорить. Но, возможно, удастся их как-то реабилитировать в индивидуальных вольерах? - подумали ученые. Выросших обезьян опять отсадили в индивидуальные клетки и начали наблюдать за тем, появятся ли у них хотя бы какие-то проявления нормального поведения; хотя бы попытки самоудовлетворения. Ну, это я быстро рассказываю, а на самом деле каждый этап опыта занимал годы - изолировали, вернули в вольер, отсадили опять, создали контрольную группу...

В общем, заметили, что в контрольных группах обезьян, посаженных в изоляцию во взрослом возрасте, отмечалась частая и регулярная мастурбация. Ничего подобного не происходило с теми, кто был изолирован на год с самого рождения. Более того, родив детей после искусственного осеменения, эти обезьяны не могли их любить. Те обезьяны, которым в начале опыта досталась мать помягче, просто были тотально равнодушны к своим детям. Те же, которым досталась "жестокая" искусственная мать, периодически подключаемая к источнику тока или холодной воды (были и такие) - начинали кусать своих детей, бить их, и даже откусывали им голову. Сплошной ужас и беспросветность, короче.


На первый - невнимательный - взгляд у обезьянок, проживших в изоляции первые 6 месяцев своей жизни, было все то же самое. Поскольку они жили в клетке, у них не могло возникнуть чувство привязанности, которое для своего развития требует физического общения с другими обезьянами. Соответственно, в условиях проволочной клетки не формировались адекватные проявления полового влечения, и выросшие обезьяны не могли вписаться в стадо и найти себе нормального партнера. Из стада их по-прежнему изгоняли, и продолжать опыт пришлось в индивидуальных вольерах.

И вот так были замечены бросающиеся в глаза различия: в группе выросших 6-месячных изолянтов мастурбация, хотя и была редкой, но все же наблюдалась. При этом, в возрасте нескольких лет установить "нормальные отношения" со взрослым самцом или самкой этим обезьянам все же не удавалось. А родив детей после искусственного осеменения, они по-прежнему их игнорировали или обижали. Но тут у ученых зародилась хотя бы надежда. Еще несколько лет опытов, и...

Они вспомнили вот что: у нормальных обезьян существует возраст, когда они еще несамостоятельные - но уже не очень прочно держатся за маму. Становятся, так сказать, "детьми полка": любая нормально воспитанная взрослая обезьяна их, разумеется, не прогоняет - вот они и ластятся ко всем без разбору. Наверное, можно даже сказать, что они в этот период нетактичны и навязчивы: их отгоняют - а они все равно лезут, в глаза умильно заглядывают, ластятся, на спины прыгают. Пока детеныши сами быстро бегать не умеют - их носят взрослые обезьяны, и они, можно сказать, воспринимают это как свое неотъемлемое право. Вот как их носят:



И вот этих-то нормальных обезьянят начали подсаживать к более старшим нарушенным. Изолянты, естественно, их тоже поначалу встречали в штыки, типа, чего приперлись тут со своими нежностями. Но, о чудо! помаленьку лед начал растапливаться. Маленькие обезьянки, которые были достаточно самостоятельны, чтобы не кричать по любому поводу бестолково, как новорожденные младенцы, - но все же не настолько сильны и независимы, чтобы дать сдачи за то, что их отталкивают... эти маленькие обезьянки все ластились и ластились к этим нелюдимым старшим. Все заглядывали и заглядывали им в глаза, все пытались запрыгнуть на спины. А кроме того, они были достаточно безопасны, чтобы не представлять из себя угрозы; им нужно было живое человеческое тепло, и они уже точно знали, как его нужно получать. Не обижались на отталкивание, а просто опять и опять пытались получить (и дать) нормальное тепло и внимание от тех старших, которые находились рядом. Других-то не было. И эти маленькие обезьянки его в итоге получили! Они сумели все же.


Со временем подопытные изолянты все спокойнее встречали прикосновения, и даже начали находить в них некоторое удовольствие. Потом они научились играть со своими маленькими друзьями. И через некоторое время их удалось вернуть в вольер к другим обезьянам - и они там смогли ужиться! И даже научились играть с другими взрослыми обезьянами - а вслед за тем флиртовать и заниматься сексом. Несоциализованные психопаты превратились в нормальных членов стаи. Они ведь почему злые были? Потому что у них базовой безопасности и принятия не было!

Так внимательный взгляд и теплые прикосновения победили эмоциональное расстройство.
Ну все, как у людей. :)

       

На подобных принципах, кстати,  построены некоторые техники телесной психотерапии. Причем, нередко упражнения действительно осуществляются совершенно без слов: говорить можно раньше или позже, а во время - только взгляд глаза в глаза, или прикосновение теплых рук, или покачивание...

В каких случаях это применяется, и для чего делается, - в следующем посте. Оставайтесь с нами!
Начало здесь:
Гарри Харлоу не любил обезьян

И не забывайте ласково смотреть в глаза близким, и их обнимать. Это приятно и полезно не только обезьянкам...
Buy for 400 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 144 comments — Leave a comment )
Page 1 of 4
<<[1] [2] [3] [4] >>
svirl
Feb. 10th, 2014 08:16 am (UTC)
Спасибо большое!! Очень интересно и полезно. Важная информация и хорошо структурирована.
olga_podolska
Feb. 10th, 2014 12:16 pm (UTC)
Спасибо за отзыв! Мне очень приятно. :)
ilka_gutman
Feb. 10th, 2014 08:56 am (UTC)
Какие чудесные статьи!!! И такие важные!!!))))
olga_podolska
Feb. 10th, 2014 12:17 pm (UTC)
Я давно хотела такой цикл написать, мне тоже кажется это важным.

Не пойму пока только, как это называть - ну, типа, про что цикл... :)
(no subject) - anariel_rowen - Feb. 10th, 2014 01:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ilka_gutman - Feb. 10th, 2014 04:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Feb. 10th, 2014 05:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ilka_gutman - Feb. 10th, 2014 07:35 pm (UTC) - Expand
livejournal
Feb. 10th, 2014 08:57 am (UTC)
Как можно победить глубокое эмоциональное расстройст
Пользователь mamanteen сослался на вашу запись в записи «Как можно победить глубокое эмоциональное расстройство? - продолжение про обезьянок» в контексте: [...] Оригинал взят у в Как можно победить глубокое эмоциональное расстройство? [...]
liliya_ikonska
Feb. 10th, 2014 10:03 am (UTC)
Маленькие обезьянки, которые были достаточно самостоятельны, чтобы не кричать по любому поводу бестолково, как новорожденные младенцы, - но все же не настолько сильны и независимы, чтобы дать сдачи за то, что их отталкивают... эти маленькие обезьянки все ластились и ластились к этим нелюдимым старшим. Все заглядывали и заглядывали им в глаза, все пытались запрыгнуть на спины. А кроме того, они были достаточно безопасны, чтобы не представлять из себя угрозы; им нужно было живое человеческое тепло, и они уже точно знали, как его нужно получать. Не обижались на отталкивание, а просто опять и опять пытались получить (и дать) нормальное тепло и внимание от тех старших, которые находились рядом. Других-то не было. И эти маленькие обезьянки его в итоге получили! Они сумели все же.


Аааах, какая прелесть! Я чувствую что-то родное и знакомое. Хорошо бы вспомнить воспитательных сказок на эту тему.
olga_podolska
Feb. 10th, 2014 12:18 pm (UTC)
Меня тоже умиляет. :))

Вспомнишь сказок - пришли на них ссылочку, а? Мне тоже пригодятся.
(no subject) - liliya_ikonska - Feb. 10th, 2014 12:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - liliya_ikonska - Feb. 10th, 2014 12:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - imya_na_a - Feb. 10th, 2014 12:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - liliya_ikonska - Feb. 10th, 2014 12:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - imya_na_a - Feb. 10th, 2014 01:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - liliya_ikonska - Feb. 10th, 2014 01:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - imya_na_a - Feb. 10th, 2014 01:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nikkkie - Feb. 10th, 2014 05:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - liliya_ikonska - Feb. 11th, 2014 07:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - megavolt_ex - Feb. 11th, 2014 08:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - liliya_ikonska - Feb. 11th, 2014 08:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - megavolt_ex - Feb. 11th, 2014 09:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - liliya_ikonska - Feb. 11th, 2014 09:01 am (UTC) - Expand
laprimaverra
Feb. 10th, 2014 10:25 am (UTC)
Хорошо, что у этой истории такое завершение.
olga_podolska
Feb. 10th, 2014 12:19 pm (UTC)
Да, опыты вообще говоря небесполезная вещь. Хотя иногда звучит душераздирающе. :)
liliya_ikonska
Feb. 10th, 2014 10:27 am (UTC)
Только у меня есть ощущение, что с людьми все сложнее и так прямолинейно оно не сработает.
olga_podolska
Feb. 10th, 2014 12:40 pm (UTC)
Ооооооо, доооооо... это как водится.

Было бы с людьми проще - нафига были бы нужны эксперименты с животными?
(no subject) - liliya_ikonska - Feb. 10th, 2014 12:43 pm (UTC) - Expand
shonny_scorpion
Feb. 10th, 2014 10:36 am (UTC)
ученые молодцы!
придумали ведь, заметили и сделали
супер! надежда есть!
olga_podolska
Feb. 10th, 2014 12:41 pm (UTC)
...и нам даже понятно, как ее реализовывать!

Я тоже думаю, что ученые молодцы. :)
Хотя не дай бог такую работу, конечно...
(no subject) - liliya_ikonska - Feb. 10th, 2014 12:45 pm (UTC) - Expand
krutova
Feb. 10th, 2014 11:39 am (UTC)
а как нас, большинство детей, в роддомах от мамы уносили сразу после рождения! Запеленывали туго и в отдельные боксы. И только на кормежку приносили.
Лично у меня фонит до сих пор.
olga_podolska
Feb. 10th, 2014 12:42 pm (UTC)
Да.

Да.
(no subject) - krutova - Feb. 10th, 2014 12:57 pm (UTC) - Expand
rakushka1978
Feb. 10th, 2014 11:58 am (UTC)
Напишите, пожалуйста, продолжение!! Вы вселяете в меня надежду. Я очень плохо переношу прикосновения, близких в особенности. С чувством любви и принятия все очень и очень плохо.
olga_podolska
Feb. 10th, 2014 12:43 pm (UTC)
Продолжение - само собой! Будет. :)

Но раз уж вы за собой нелюбовь к прикосновениям знаете, имеет смысл именно в этом направлении над собой и работать. Не "пытаясь прикоснуться на улицах", о нет! - но, например, пойти на телесно-ориентированную терапию, или (позже) - на контактную импровизацию и т.п.
(no subject) - rakushka1978 - Feb. 10th, 2014 01:22 pm (UTC) - Expand
ajushka
Feb. 10th, 2014 12:01 pm (UTC)
Потрясающие исследования.
Как важно осознавать, что есть шанс.
Про первые эксперименты уже читала, а вот этот текст для меня новый: так здорово, что остается надежда на перемены к лучшему.
Спасибо!
olga_podolska
Feb. 10th, 2014 12:46 pm (UTC)
Ну, с этим экспериментом скандальности куда как меньше. Журналистам неинтересно...

Сухой остаток: даже если эмоциональная депривация началась с самого рождения, но длилась н боле полугода, реабилитация обезьян возможна. И чем быстрее она начнется, тем лучше результаты.

Так это типа и так понятно.
О чем тут и говорить-то? :)
(no subject) - ajushka - Feb. 10th, 2014 01:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Feb. 10th, 2014 02:32 pm (UTC) - Expand
(Anonymous)
Feb. 10th, 2014 12:12 pm (UTC)
вопрос о применимости результатов эксперимента
здравствуйте, Ольга,
от предыдущего и этого текста появился вопрос, несвязанность некоторая, может, вы захотите/сможете как-то пояснить:
как связать описанное вами с такой ситуацией (не конкретной, обобщённой) - есть холодная мать, или раздражённо-злая, отталкивающая ребёнка, который к ней ластится; психологи (в дневниковых своих записях, в книгах) пишут, что в этом случае ребёнок вырастает деформированный (условно - нарцисс, зависимый, ещё какой травмированный...). То есть настойчиво утверждается, что в этом случае ребёнок не вырастет здоровым. Нет описания подобного поведения и его результатов (такого же, как в этой записи) - настойчивого "приставания" ребёнка, в результате которого всё-таки мама оттаивает и становится "нормальной", как в этих экспериментах с маленькими детёнышами и "изолянтами". Почему в этом случае не происходит как у обезьянок? (т.е. почему настойчиво требующий внимания и тепла ребёнок не "переупрямит" холодную маму, непонимающую, травмированную, которая не даёт нужного ему тепла? почему считается, что в этом случае ребёнок повреждается, и иного быть не может, т.е. точка отсчёта всегда идёт от мамы и именно таким отсчётом, нет другого варианта? почему в человеческой жизни это не "вылечивает" мам, как в вашем описании с обезьянками, а утверждается, что происходит наоборот - безвозвратно травмируется ребёнок?).

PS. в целом - спасибо и за возможность разговора, и за возможность анонимности.
olga_podolska
Feb. 10th, 2014 12:56 pm (UTC)
Re: вопрос о применимости результатов эксперимента
Тут, когда у этих обезьянок младенцы рождались, - они им вообще головы отрывали! Речь все-таки не о детях, а о... ну черт его знает, как на человеческий возраст перевести. О подростках.

Только человеческие подростки начинают настойчиво (штоб не сказать нагло) отдаляться, а обезьяньи - настойчиво прижиматься. В этом их существенная разница. Так живые обезьяньи подростки работают, по сути, психотерапевтами для травмированных обезьян.

А вот реальный ребенок в подобном случае - не подспорье даже у обезьян.
flasher_t
Feb. 10th, 2014 12:13 pm (UTC)
Да, хорошо.

У нас как раз была новость о программе из этой серии - в городской библиотеке два раза в месяц бывают мероприятия, где маленькие дети читают вслух собакам. Собаки специально подобранные и с терапевтической выучкой, терпеливые, слушают внимательно и не дразнятся, когда дети, читающие медленнее сверстников, спотыкаются и ошибаются.
liliya_ikonska
Feb. 10th, 2014 12:24 pm (UTC)
Собаки специально подобранные и с терапевтической выучкой, терпеливые, слушают внимательно и не дразнятся, когда дети, читающие медленнее сверстников, спотыкаются и ошибаются.

Это прелестно) Видимо, проще было найти собак, чем людей, которые делают то же самое)))
(no subject) - olga_podolska - Feb. 10th, 2014 12:57 pm (UTC) - Expand
zhenshen
Feb. 10th, 2014 12:21 pm (UTC)
не знала про эту часть эксперимента! очень интересно)
olga_podolska
Feb. 10th, 2014 01:02 pm (UTC)
Да, журналисты об этом пишут совсем невнятно: в научной статье результаты этого эксперименты не выглядят такими увлекательными, как у меня. Никаких этих "ластились и умильно заглядывали в глаза".

Сухая констатация: подсадка неполовозрелых обезьян определенного возраста позволяет, наконец, участникам эксперимента установить нормалный социальный контакт между собой. Возраст характеризуется настойчивым стремлением к тактильному контакту.
Вывести из этого, ЧТО это значит - для этого нужно быть телесно-ориентированным терапевтом, я думаю. :)
(no subject) - zhenshen - Feb. 10th, 2014 08:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Feb. 10th, 2014 08:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zhenshen - Feb. 10th, 2014 09:18 pm (UTC) - Expand
imya_na_a
Feb. 10th, 2014 01:07 pm (UTC)
Во-от! Совсем жеж другое дело :))
olga_podolska
Feb. 10th, 2014 01:31 pm (UTC)
Дааааа! :))
zha_ba
Feb. 10th, 2014 01:23 pm (UTC)
Ну даунят-то к аутистам подсаживают... Вроде как с хорошими результатами.
olga_podolska
Feb. 10th, 2014 01:33 pm (UTC)
Я не могу точно утверждать, но предполагаю, что это могло служить следствием подобных экспериментов.

Вообще, как раз по действию телесно-ориентированной терапии на аутистов есть огромное количество научных данных. То есть, она доказательно действует. Эксперименты на людях увенчались успехом. :)
Page 1 of 4
<<[1] [2] [3] [4] >>
( 144 comments — Leave a comment )

Latest Month

March 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars