?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Реакция на стресс

- Получил стресс - поделись с друзьями!


Разговоры про "друзей" имеют под собой некоторое основание, поскольку от того, что человек выговорился, ему действительно становится легче. И "терапия первого выбора" при наступлении стрессовых обстоятельств - это друзья, да. Если помогло - то и славно, не нужно из пушки по воробьям стрелять и психотерапевта привлекать, он если нужен - то не для того, чтобы выговориться.

Если же случилось что-то, что причиняет сильный дискомфорт даже после разговора с друзьями; или что-то, о чём с ними даже поговорить непредставимо; или просто что-то, чем не хочется их нагружать и в чём их совет и сочувствие не являются для вас ценными - желательно всё-таки идти к психологу, не откладывая в долгий ящик. Ни советов, ни сочувствия от психолога ожидать не стоит, - зато всегда можно надеяться на более действенную помощь: контакт с собственным бессознательным. Наши люди этого почему-то опасаются: я бы предположила, что это из соображений "щас психолог начнёт у меня унутре копаться и всё там менять", - хотя понятно, что это не так, и если необходимости сильно унутрь залезать нет, то никто туда и не полезет. Для свежих психологических травм достаточен весьма поверхностный контакт с бессознательным. Но для этого лучше как раз не ждать, чтоб всё стало совсем плохо, и обращаться к психологу в самом начале проблем.

- У меня клаустрофобия возникла после аварии в лифте.
Но я подозреваю, что все более запутанно,
так как та же фобия была у моей мамы.


Если мы представим себе абстрактную идеально сфомированную личность (зуб даю, она окажется шарообразной в вакууме) - то предполагается, что в зрелом возрасте любая психологическая травма не должна нарушить её душевного здоровья. Типа, если травматическому опыту не за что "зацепиться" в бессознательном, то человек попереживает, отреагирует, и забудет. Однако, на практике невозможно настолько идеальное формирование личности, чтоб в бессознательном прямо вот ни одного тонкого места не нашлось. А где тонко - там и рвётся...

То есть, реакция на стресс зависит от двух составляющих:
1) силы стрессового фактора;
2) структуры самой личности.

Каждый стрессовый фактор пытается нарушить структуру личности - но у личности на такой случай существуют защиты. И дальше вопрос в том, что окажется сильнее: стресс или защита от стресса?

Метафорически можно представить себе психологическую защиту как, скажем, железные латы. А стресс - как, скажем, кислоту, которая способна разъесть железо, если её вовремя с него не убрать.

Если латы очень прочные, а кислоты немного - то она сама с железа испарится, и делать ничего не надо. Ну, может и разъест немного - но до конца ей толстое железо не проесть.

А вот если в латах как раз тонкое место, да ещё туда и кислота попала... тогда включается фактор времени. Если убрать кислоту быстро - то, может, и не успеет проесть дырку. Иными словами, это тот самый случай, когда сразу после неожиданно наступившего травматического стресса каких-нибудь два сеанса у психолога могут полностью устранить проблему. Например, убрать фобию, не изменяя структуры личности, просто проработав травматический эпизод. Ну да, тонкое место останется... ну так человек с ним всю жизнь до этого жил. Может, и дальше всю жизнь проживёт, и ничего там не порвётся.

Если же тонкое место было настолько тонким, что кислота там сразу дырку проела, то несколько сеансов уже полностью проблему не устранят. В таких случаях полностью убрать фобию может и не удаться, в лифтах всё равно потряхивать будет, но чтоб убрать и это потряхивание, придётся исследовать структуру личности, а это дело не быстрое. Краткосрочная терапия может просто довести до уровня, когда "проблема не будет мешать жить" - но дырка, метафорически говоря, останется.

И дальше есть два варианта:

1. Жить с дыркой, надеясь, что больше в неё ничего не свалится, и увеличиваться она не будет. Может и повезёт, и правда так всё и будет. Так бывает. Иногда. Но идеал всё равно недостижим по определению - кроме как шарообразный и в вакууме, - поэтому сильно заморачиваться на тему "ах, у меня дырка!" я никому не посоветую.

2. Удалять нафиг это "тонкое место" и наращивать вместо него защиты здоровые и крепкие. Это означает - искать психолога для долгосрочной психотерапии, при которой будет исследована динамика формирования именно такой структуры бесознательного, и исправлено то, что привело к тому, что образовалось подобное "тонкое место".

Выбор делать, разумеется, вам.

Техники работы с острыми состояниями, вызванными внешним стрессором, - быстрые, приносящие практически мгновенный очевидный эффект. То есть, человек с каждым посещением психолога испытывает всё большее облегчение. Но - только до определённого предела: тонкое место всё равно остаётся.

В случае желания "восстановить защиту" придётся вначале понять, почему это тонкое место стало тонким. На этом пути возможны, увы, весьма болезненные озарения, - то есть, в какой-то момент посещение психолога может принести не облегчение, а боль; более подробно про это можно почитать здесь. Ну, зато этот путь даёт возможность изменить структуру личности таким образом, чтобы тонкое место перестало быть тонким.

Выбор, естественно, зависит от того, насколько вам мешает "тонкое место", и насколько вы хотите измениться - а это знаете только вы сами.
Buy for 400 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 39 comments — Leave a comment )
prav
Feb. 18th, 2009 09:12 am (UTC)
В качестве достаточного условия обращения к психологу можно еще указать отсутствие друзей (анекдот пр мерзкого старикашку).
И разве алкоголь не налаживает контакт с бессознательным?
olga_podolska
Feb. 18th, 2009 09:15 am (UTC)
Алкоголь разблокирует тормозящие механизмы психики.

То есть, грубо говоря, если для избавления от печали достаточно было оплакать своё горе (это такой естественный механизм отреагирования) - то сильный мужчина, напившись, проплачется и действительно от депрессии избавится.

Если же причина депрессии была в другом, то фиг там алкоголь поможет.
Иногда даже наоборот - ухудшит ситуацию.
(no subject) - prav - Feb. 18th, 2009 09:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Feb. 18th, 2009 09:38 am (UTC) - Expand
brusnitza
Feb. 18th, 2009 09:22 am (UTC)
Получается, что часть практик, направленных на тренировку "позитивного" восприятия реальности, занимается целенаправленным капуслированием? Или они сразу строят другие защиты, то есть надевают новые латы (про качество ничего сказать заранее нельзя, и про размер тоже) на старые изъеденные?
И советов дружеской терапии типа "выбрось из головы", "Забудь" и "Это все ерунда".
olga_podolska
Feb. 18th, 2009 09:34 am (UTC)
> Получается, что часть практик, направленных на тренировку "позитивного" восприятия реальности, занимается целенаправленным капуслированием?

Да, можно и так сказать. :)

Это, в принципе, хорошо: пока капсулируется - зачем лезть внутрь и начинать там ворошить всё на свете? Надели сверху дополнительные латы - и в ус не дуем. А вот когда верхние дополнительные латы уже не впихнуть будет, или они всё равно достаточной защиты не обеспечат, - вот тогда придёт время задуматься о переформировании собственной личности...
(no subject) - brusnitza - Feb. 18th, 2009 09:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Feb. 18th, 2009 08:04 pm (UTC) - Expand
mutik_l
Feb. 18th, 2009 10:11 am (UTC)
На одном психологическом портале (там занимаются виртуальным консультированием) решили провести опрос "Готовы ли Вы платить за услуги психолога". Ну вроде как люди, которые в голове у себя осознали потребность обращаться к психологу, аудитория которая на сайт попадает целевая в общем то.

И вот результаты: опрошено 3550 человек из них готовы платить лишь 19%, а не готовы 61% (н и еще не определились с готовностью 21%).

Любопытно, что уже даже при признании необходимости психологической помощи большинство считает, что платить за эти услуги не стоит :(
tanselle
Feb. 18th, 2009 05:56 pm (UTC)
А я бы тоже ответила "нет" :)
(no subject) - mutik_l - Feb. 18th, 2009 06:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tanselle - Feb. 18th, 2009 07:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Feb. 18th, 2009 08:32 pm (UTC) - Expand
muuu_addib
Feb. 18th, 2009 01:26 pm (UTC)
Мда, много зависит от шлейфа ассоциаций, которые тянут те или другие образы.
Для меня латы - это скорее что-то типа невроза, который, насколько я понимаю, тоже является бессознательным средством защиты от стрессов. Жесткий панцирь, искривляющий живую плоть.
olga_podolska
Feb. 18th, 2009 08:07 pm (UTC)
Невроз - это, собственно, и есть та самая ситуация, когда защиты становятся уже неконструктивными, и от стресса, собственно, в должной мере не защищают. Более подробно про это можно почитать здесь.

Всё яд - и всё лекарство, зависит от дозы.
(с) Парацельс
(no subject) - muuu_addib - Feb. 18th, 2009 08:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Feb. 18th, 2009 08:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - muuu_addib - Feb. 18th, 2009 08:37 pm (UTC) - Expand
tanselle
Feb. 18th, 2009 06:00 pm (UTC)
Ольга, а вы не скажете, что из себя представляют расстановки по Хеллингеру? Я эти слова встречаю часто, а что такое, не знаю.
olga_podolska
Feb. 18th, 2009 08:15 pm (UTC)
Сущность расстановок в том, что доступ к бессознательному протагониста осуществляется путём моделирования картины его бессознательного с помощью участников группы. Соответственно, изменения в положении участников влекут изменения в его бессознательном - а стало быть, и в восприятии им своей ситуации. А это, в свою очередь, ведёт к изменению самой ситуации.

То есть сам по себе метод вполне обоснованный; единственное, что мне в нём не нравится - его одномоментность. Ну, то есть, один раз расставили; человек, возможно, чего-то понял; что-то в его жизни изменилось. Но почему это изменилось, и как ему в дальнейшем вдиять на обстоятельства в подобных ситуациях - человек, обычно, не поимает.

Я сторонник большей "прозрачности" психотерапевтических итервенций.
konstansa
Feb. 18th, 2009 06:54 pm (UTC)
ага) точно про тонкое место)
я вот фобию страха голубей приобрела во взрослом возрасте. И причину знаю, и цепочку знаю, и связку, и уж времени много прошло, а место врс равно тонким осталось. Жить не мешает конечно, но как слышу шорох крыльев и курлыканье, ужасно неприятно))
olga_podolska
Feb. 18th, 2009 08:22 pm (UTC)
Сочувствую. :)

Вообще, если известна уже даже связка, то имело бы мысл как-нибудь выбрать время и с психологом эту связку-то проработать. А то поди знай, чего там на неё нацепляется в дальнейшем...а место-то тонкое.

Впрочем, оно не срочно. Иной раз человек и всю жизнь проживёт, и ничего ему на это тонкое место по второму разу не упадёт. Теория вероятностей.
(no subject) - konstansa - Feb. 18th, 2009 08:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Feb. 18th, 2009 09:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - konstansa - Feb. 18th, 2009 09:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Feb. 18th, 2009 10:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - konstansa - Feb. 18th, 2009 10:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Feb. 18th, 2009 10:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - konstansa - Feb. 18th, 2009 10:50 pm (UTC) - Expand
laplana
Feb. 18th, 2009 10:51 pm (UTC)
А что делать дуршлагу?) Учится на психотерпевта самому, чтоль?;)
olga_podolska
Feb. 19th, 2009 07:40 am (UTC)
Ну, психологическая грамотность ещё ни одному человеку в мире не повредила: как я говорила выше, самоанализ - великая вещь! И для него, в сушности, не нужно быть психотерапевтом. :)

Ну и про дуршлаг ты загнула, конечно, Стальная Леди. :D
annarakhmanina
Feb. 19th, 2009 02:59 pm (UTC)
А возможна ли самостоятельная работа над всеми этими сложностями?
olga_podolska
Feb. 20th, 2009 08:57 am (UTC)
Чисто теоретически для человеческого духа нет ничего невозможного.

На практике для самостоятельной работы над своими сложностями нужно обладать совершенно уникальной осознанностью, чтобы не "сбиваться с пути" и не идти по кругу. Собственно, именно для этого и нужен в долгосроной терапии психотерапевт: само исследование собственного бессознательного проводит, естественно, клиент, - терапевт только сопровождает его в этом пути. Но в большинстве случаев это сопровождение - как раз то, без чего не обойдёшься...
(no subject) - annarakhmanina - Feb. 20th, 2009 09:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Feb. 20th, 2009 10:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - annarakhmanina - Feb. 20th, 2009 11:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - annarakhmanina - Feb. 20th, 2009 11:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Feb. 20th, 2009 11:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - annarakhmanina - Feb. 20th, 2009 11:40 am (UTC) - Expand
( 39 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars