?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Эмиграция

Мне сейчас часто задают о ней вопросы в личке, а что я могу? Люди все разные, и эмиграция у них разная тоже. Как можно сравнивать меня, сменившую четвертую страну и, в общем, переехавшую не на пустое место, а к мужу, - с абстрактным Васей Пупкиным, который раздумывает, ему да или нет?



Любые изменения трудны и требуют ресурсов, а эмиграция - это изменение всего. Соответственно и ресурсов она требует приблизительно всех. И финансовых, и волевых, и психологических. Трезво оценить их - трудная задача, сама по себе требующая пары лет психотерапии, если нет заранее наработанного навыка. Лично мне помогает опыт - как профессиональный, так и житейский. На научном языке это называется "рационализация" - когда ты пытаешься мыслить логически даже в тот момент, когда вокруг тебя все зыбкое и незнакомое какое-то. Лично мне серьезно помогает, клянусь!


Могу предоставить приблизительную разбивку по срокам:

1 год - Первичная адаптация. Вы ничего не понимаете и всюду тычетесь, как котенок, постоянно сталкиваясь с тем, что вы опять ничего не понимаете! Все такое другое. Обычно именно здесь поджидает самый серьезный финансовый провал, поскольку желающих нажиться на чужих проблемах в любой стране хватает, а вы пока не в состоянии отличить их от добросовестных специалистов. Хорошо бы иметь деятельного мужа активных друзей, кто впишется вам помогать на этом этапе.

2-3 года - Если вы учили язык с нуля, владение языком станет, по собственной оценке, удовлетворительным. Кстати же, этот самый срок предположительно пройдет и для людей, владеющих языком - просто их "собственные оценки" будут базироваться на другом фундаменте. Потому что почти всегда, приехав в исходную языковую страну, мы обнаруживаем, что тот язык, который мы учили, и тот, на котором действительно разговаривают люди в этой стране - это, как говорят у нас в Одессе, две большие разницы. Ну, и требования к себе в таком случае повыше, то есть до "удовлетворительного владения" по собственной оценке пройдут все те же три года. Проще говоря, за это время вы научитесь смиряться с тем, что есть.

4-5 лет - Вторичная адаптация и первый кризис. Вы уже хорошо ориентируетесь в стране, владеете языком в достаточной для выполнения необходимых задач степени, у вас появилась пара довольно близких друзей, тьма знакомых, собственный парикмахер и, например, адвокат, - и в какие-то моменты вы чувствуете себя "своим" в этом изменчивом мире. А в какие-то - все равно нет, и это ужасно раздражает. Именно в эти моменты наступает период горьких сожалений и даже раздумий о возвращении, особенно если первые этапы были пройдены не вполне корректно: что-то было упущено из виду, какие-то расчеты оказались неверны, или затраты на интеграцию оказались непредсказуемо велики.

6-8 лет - Если все предыдущие этапы пройдены нормально, наступает полная адаптация: восстанавливается социальный ранг, авторитет нарабатывается новый, и сияет над вами пуще прежнего. Но это, понятное дело, самый индивидуальный пункт, сильно зависящий от предыдущих этапов. Иные граждане его не достигают никогда. (И да, тут уместно опять говорить о психотерапии - поскольку неумение приложить силы к тому, что можно изменить, смириться с тем, что изменить нельзя, и отличить одно от другого - это как раз и есть предмет психотерапевтического вмешательства.)

Короче, если б мне пришлось писать краткое напутствие будущему эмигранту и я не презирала интеллигентские причитания на тему якобы непроизвольности сложной интеллектуальной деятельности, я бы, конечно сказала: "Можешь не эмигрировать - не эмигрируй" - эмиграция вполне может стать психологической травмой на всю дальнейшую жизнь. Но я так не скажу! Волков бояться - в лес не ходить, поэтому еще пуще интеллигентских причитаний я презираю отсутствие проактивного поведения: то есть, поведения, которое направлено на улучшение существующего вместо избегания проблем с ним. Даже рыба, и та ищет, где лучше - а мы все-таки человеки, и предположительно можем искать это еще более осознанно. Но для этого, вестимо, нужна информация - причем, не всегда касающаяся деловых вопросов, а порой касающаяся чувств и их проживания. Это важно.

Короче! Если вы хотите задать мне вопросы об этом - сейчас самое время. У меня первый год прошел, и я, вероятно, уже могу говорить о своих чувствах. Что-то такое бродит в моей душе, чему я никак не могу найти выражения - и, может быть, ваши вопросы мне помогут. Быстро не обещаю, ресурса писать все еще нет достаточного, но желание уже есть и надо его потихонечку распаковывать. Что-то просится наружу, но я никак не могу ухватить, что именно. Спрашивайте, возможно, с вашей помощью я найду для этого адекватное выражение. Редчайший случай: личные вопросы приветствуются, да.



UPD:  Поскольку в комментарии приходят люди, которые меня не знают, представляюсь:
В России я все еще психолог и психотерапевт, в Америку приехала год назад, потому что вышла замуж, и сейчас здесь я работаю как лайф-коуч. Вначале жизнь наша с мужем планировалась как "жизнь на два дома", потому что я даже представить себе не могла, чтоб свою Москву любимую оставить, в которой 13 лет прожила, и положения известного психолога и преподавателя психотерапии лишиться; но, вероятно, пора признать очевидное: это эмиграция уже. И мне теперь хорошо, хотя по-прежнему и сложно. :)
Buy for 400 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 75 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
malica_dee
Mar. 20th, 2015 05:06 am (UTC)
Я тут можно сказать по соседству перебралась: в Сан Хосе (где-то пару месяцев как). Хотелось бы спросить как человека, который тут дольше чем я, и еще и обладает профессиональной наблюдательностью: что в отношениях людей между собой показалось заметно отличающимся от России и от Украины (отдельно, все-таки они разные), что удивляет, что радует, что расстраивает?
Отдельно, у меня как-то не возникло больших проблем с обустройством (работа-страховка-хороший апартмент-машина-калифорнийские права-несколько неплохих приятелей-парикмахер-маникюрша-окулист done), но вот как тут люди личную жизнь устраивают для меня немножечко загадка на самом деле. Может есть какие-то наблюдения за местным населением интересные?
olga_podolska
Mar. 20th, 2015 05:36 am (UTC)
Насчет личной жизни наблюдения противоречивые: женщины жалуются, что мужчин нет, мужчины - что женщин. Так что пока зогадко. (Ну, и мне не особенно актуально - вот и не присматривалась.)

Насчет остального же - люди как везде, только квартирный вопрос их испортил отличается. :)) Но насчет "что удивляет, что радует, что расстраивает" - я себе записала, буду формулировать. Это интересный вопрос.

И да, я отдельно рада, что соседями будем! :)

Edited at 2015-03-20 05:39 am (UTC)
(no subject) - malica_dee - Mar. 20th, 2015 05:56 am (UTC) - Expand
Site Php
Mar. 20th, 2015 05:53 am (UTC)
Говорят, что в Европе русским становится скучно. Я бы хотел перреехать в Испанию или Швейцарию. Работаю в области IT.
Скажите, там правда скучно?
olga_podolska
Mar. 20th, 2015 06:04 am (UTC)
Ооо, я про Америку тоже такое слышала (и слышу). Но нет, мне совершенно не скучно!
Я бы даже согласилась на немного поскучнее, как-то все тут заверте...
signu
Mar. 20th, 2015 06:03 am (UTC)
А куда вы эмигрировали, как давно, как вам теперь? Как решили начать, почему решили так много стран менять?
olga_podolska
Mar. 20th, 2015 06:07 am (UTC)
Упс! Я так понимаю, приходят люди, которые меня не знают?

Докладываю:
Я приехала в Америку год назад, потому что вышла замуж. Вначале это планировалось как "жизнь на два дома", но, вероятно, пора признать очевидное: это эмиграция уже. И мне теперь хорошо, хотя по-прежнему и сложно.

Много стран я меняла, потому что жизнь так складывалась. Это давно было, в Америку я из Москвы уезжала, в которой до этого 13 лет прожила.
ilka_gutman
Mar. 20th, 2015 06:22 am (UTC)
Помню когда приехала в израиль, к нам в группу привели психолога на лекцию об ээтапах человека в первое время в новой стране. И она нам несколько раз повторила что эмиграция это прежде всего стресс для человека, как бы гладко она не проходила. И предупредила, что каждый из нас в течение ближайших трех лет впадет в депрессию. Сильно ли или поверхностно. Сказала что многие не зная этого сдаются и возвращаются, а пары разводятся. В общем подготовила. Хочу сказать, что ее лекция и правда была полезной для нас. В нашей группе никто не развелся, не вернулся и прошла максимально гладко у всех без исключения.
svikki
Mar. 20th, 2015 08:06 am (UTC)
как хорошо, что вы написали именно так ) без рационализации, просто про три года и депрессию :) а то я прям чудищем себя чувствую - всё мне не так, скорей бы топиться домой.
(no subject) - ilka_gutman - Mar. 20th, 2015 11:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - svikki - Mar. 21st, 2015 06:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Mar. 20th, 2015 05:28 pm (UTC) - Expand
killthepianist
Mar. 20th, 2015 06:46 am (UTC)
А если приехал со знанием языка?
Интересно было бы увидеть "расписание" для человека, который переехал со знанием языка и опытом взаимодействия с местной культурой.
takoe_nebo
Mar. 20th, 2015 10:41 am (UTC)
Re: А если приехал со знанием языка?
the same shit
ice_fate
Mar. 20th, 2015 06:47 am (UTC)
Оля, спасибо тебе большое! Так всё подробно и интересно! Буду думать и задавать вопросы! :)
olga_podolska
Mar. 20th, 2015 05:33 pm (UTC)
Спасибо! :)
nelly_z
Mar. 20th, 2015 06:56 am (UTC)
Ой, у меня довольно долго адаптация проходила. И с депрессухой и с другими проблемами. Но с прошлого года как рукой всё сняло. ))
olga_podolska
Mar. 20th, 2015 04:21 pm (UTC)
Ну, и слава богу! Это ж самое главное, что прошла. :)
lviza_2
Mar. 20th, 2015 06:59 am (UTC)
Оля, кто про что, а я про язык. Не могу учить хоть что... Понимать понимаю бытовой, какие-то куски языка в голове есть. Но основного: говорить и быстро понимать - нет. Училась по-разному: курсы, сама по учебникам. Но он мне никак не дается :( исправляет ли ситуацию "погружение"? Насколько я понимаю язык у вас к переезду был и неплохой.
И про "бродит в душе". Когда я на пару месяцев уезжаю из России, то иногда ловлю себя что не надо все время контролировать что происходит вокруг. Т.е ты как бы живешь сам себе, а что там в стране/городе можно и не думать. Ловлю себя на мысли, что я привыкла думать: вот тут надо это сделать, а тут вот это не забыть. Начиная с мелочей типа: вышла из дома - не забудь паспорт или идешь по делам все ли 25 справок взяла с собой.
_klio_sw
Mar. 20th, 2015 11:22 am (UTC)
По поводу языка: попробуйте заниматься с реальным носителем, в скайпе сейчас много таких преподавателей. И да - они говорят на ДРУГОМ языке :) Я после здешних курсов начала заниматься с американкой, и первые пару раз понимала ее ооооочень приблизительно. А потом как-то адаптировалась. И еще она заставляет пол-урока "трепаться" на произвольные житейские темы, и мозги начинают, скрипя, проворачиваться :)
(no subject) - lviza_2 - Mar. 21st, 2015 11:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Mar. 20th, 2015 04:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lviza_2 - Mar. 21st, 2015 12:00 pm (UTC) - Expand
sagitta
Mar. 20th, 2015 07:31 am (UTC)
Ольга, спасибо за шанс задать вопрос! (И отдельное спасибо за ремарку про личные вопросы, а то с личными вопросами всегда стремно ;))

Если можно, расскажите про то, как вы обустраивали профессиональную деятельность на новом месте. Пришлось ли вам проходить подтверждение квалификации? С чего вы начали поиск первых клиентов? (я так понимаю, это был тот еще challenge: мало того, что вас никто не знает, так еще и рабочий язык не местный) Собираетесь ли в будущем работать с клиентами на английском (или, может быть, уже)?
Продолжаете ли вы работать по скайпу с клиентами из России? И если да, то как вам удается организовать с удобством для обеих сторон? (насколько я представляю, 11 часов - самая неудобная разница во времени: у вас начинается рабочий день, а в России как раз все ложатся спать, и наоборот)

Ну и в целом интересно, как ваши личные ощущения и впечатления от налаживания рабочей деятельности? Был ли это особо сильный стресс или ничем не выделялся на фоне общего адаптационного стресса? И что вам помогало, на что вы опирались в процессе?

Извините за многабукф. Буду благодарна за любой ответ, даже частичный ;)
olga_podolska
Mar. 20th, 2015 04:38 pm (UTC)
Так, буду отвечать по пунктам, потом может соберу в отдельный пост. :)
Спасибо за вопросы!

Ну во-первых, никакого "подтверждения квалификации" в моем случае (и в случае врачебных специальностей) быть не может - российская квалификация просто не является основанием для того, чтоб претендовать на американскую лицензию. Т.е. подтверждать нечего - а нужно переучиваться, т.е. получать американское образование, позволяющее подаваться на сдачу экзаменов для получения американской лицензии.

К счастью, российское образование может служить основанием для продолжения обучения - и это тот путь, который выбрала я. Т.е. мне придется эвалюировать свое российское образование, и в зависимости от того, чему его признают соответствующим, поучиться дальше - либо на получение степени мастера, либо на доктора. Выучить язык, сдать вступительные экзамены, проучиться два года, сдать выпускные экзамены, получить американский диплом - и уже тогда получить право сдавать квалификационные экзамены на лицензию. По самым скромным прикидкам, быстрее чем за 5 лет мне не управиться.

Возможно, больше. Потому что образование стоит денег, причем довольно больших денег, и жить тоже на что-то надо - а значит, эти деньги нужно иметь время заработать.

К счастью, у меня с давних времен завалялся американский диплом по коучингу - я проходила программу в Киеве, но диплом был совместный с Америкой, прямо вот на английском языке и все такое. Так что я имею право заниматься коучингом здесь, ура-ура!
(no subject) - olexell - Mar. 20th, 2015 05:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Mar. 20th, 2015 05:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sagitta - Mar. 21st, 2015 07:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Mar. 20th, 2015 05:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sagitta - Mar. 21st, 2015 07:15 am (UTC) - Expand
livejournal
Mar. 20th, 2015 08:05 am (UTC)
Эмиграция
Пользователь krambambyly сослался на вашу запись в своей записи «Эмиграция» в контексте: [...] Оригинал взят у в Эмиграция [...]
livejournal
Mar. 20th, 2015 09:26 am (UTC)
Кому актуально
Пользователь anariel_rowen сослался на вашу запись в своей записи «Кому актуально» в контексте: [...] Originally posted by at Эмиграция [...]
ajlil
Mar. 20th, 2015 09:34 am (UTC)
Как лучше всего учить язык с нуля?
olga_podolska
Mar. 20th, 2015 05:06 pm (UTC)
Мне очень нравится чешская схема: они в иностранном языке начинают не с букв и грамматики, а прямо вот с фраз и диалогов, типа разговорник заучивают наизусть.

В итоге, они может каких-то правил и не знают - но любой прохожий в состоянии ответить на английском, как пройти в библиотеку. Наша же традиционная система, увы, не позволяет это сделать даже людям, которые учили иностранный не только в школе, но и в вузе.
(no subject) - ajlil - Mar. 20th, 2015 06:40 pm (UTC) - Expand
c_stanley
Mar. 20th, 2015 10:55 am (UTC)
А можно немножко истории про то, как вы предыдущие страны меняли? Какие это были страны? С чего всё начиналось? Когда и как вы принимали решение о переезде? Как выбирали страну? Было ли тяжело? Почему потом переезжали опять?

Что бы вы посоветовали человеку, который только планирует переезд в другую страну? Ну, помимо изучения языка, конечно. О каких подводных камнях чаще всего забывают?

Понимаю, что вопросы слишком общие, но раз уж вы разрешили спрашивать, то рискну. Хотя бы попробую.
olga_podolska
Mar. 20th, 2015 05:13 pm (UTC)
До истории своей жизни я не доросла еще, на пенсии буду мемуары писать. Вопросы хорошие, но сейчас для меня не актуальные, нынешний опыт бы осмыслить и интегрировать. :)))

И, к сожалению, у меня нет статистики, о чем в действительности чаще всего забывают - я имею только срез обратившихся ко мне, а это люди, у которых практические вопросы эмиграции решены уже, и волнуют их вопросы чувств и собственных состояний. Ну вот об этом часто забывают да: о том, что эмиграция это стресс, и что он может нанести довольно серьезный урон психике в некоторых условиях.

Краткий совет планирующему - найти больше информации, изучить местные источники, организовать себе знакомых в месте переезда хотя бы на первый период. И иметь некоторый "запас прочности" как по деньгам, так и по душевным силам: если вы во всех отношениях на нуле, эмиграция загонит в серьезный минус. Впрочем, иногда и это можно признать оправданным: все, что лечится, можно будет вылечить потом, когда из минуса удастся выйти. Психика человека способна к восстановлению. :)
(no subject) - c_stanley - Mar. 24th, 2015 10:41 am (UTC) - Expand
deblauwebosbes
Mar. 20th, 2015 11:31 am (UTC)
Ольга, спасибо большое за информацию! У меня скоро важная дата-три года как живу в новой стране. С языком как раз так как Вы пишете. Процесс адаптации идет тяжело не в последнюю очередь в связи с негативным настроем местного населения по отношению к приезжим. Но я не отчаиваюсь, настроена бороться!
olga_podolska
Mar. 20th, 2015 05:17 pm (UTC)
О какой стране идет речь?

Мне часто встречалось настороженное отношение к эмигрантам, но чтоб вот прямо негативное... черт, кроме России что-то ничего и не вспоминается так навскидку. Хотя и в настороженности приятного мало, это правда.

Общий принцип с преобразованием настороженного отношения - не столько бороться, сколько, наоборот, демонстрировать искреннее дружелюбие, и делать-делать-делать шаги навстречу, ничего особенно не ожидая взамен. И да, это долгий и непростой путь.
(no subject) - deblauwebosbes - Mar. 20th, 2015 08:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - juliascha - Mar. 20th, 2015 10:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - deblauwebosbes - Mar. 21st, 2015 08:12 pm (UTC) - Expand
olghitta
Mar. 20th, 2015 12:01 pm (UTC)
Эх... очень жду второй этап! Хоть все новые знакомые мне часто говорят, что у меня хороший итальянский, я все равно предпочитаю лишний раз отмолчаться. Кажется же, вот скажу какую-нибудь глупую ошибку, и все меня сразу презирать начнут) Тараканы такие тараканы))
ovk
Mar. 20th, 2015 03:24 pm (UTC)
как раз в таких ситуациях итальянский и выучивается, надо чаще выходить из зоны комфорта. Они и сами стараются пояснее выразиться, переспрашивают, повторяют, потому что всего сто лет назад настоящий итальянский язык знали только 3% населения, большинство говорили на диалектах.
(no subject) - olghitta - Mar. 20th, 2015 03:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Mar. 20th, 2015 05:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olghitta - Mar. 21st, 2015 07:37 am (UTC) - Expand
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 75 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars