?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Настоящие, добротные зависимости - это вам не детский лепет; их серьёзность известна каждому, когда-либо изучавшему психологию. Настоящие зависимости никогда и ничем не вылечиваются, и сколько-угодно-летняя ремиссия ни о чём не говорит: "Я алкоголик, двадцать лет не пью!" - таким фразам обучают анонимных алкоголиков, и, как показывал мой прежний жизненный опыт, отнюдь не зря: я видела, как вышел из одиннадцатилетней ремиссии парень - до этого он не брал в рот спиртного 11 лет, подумайте только! - и через несколько месяцев после первого бокала шампанского, выпитого у меня на глазах, он уже видом и состоянием вполне соответствовал запойному пьянице; через полгода пропил все квартиры и машины; через год я услышала о нём последний раз - про его белую горячку и то, что скорая ездить к нему уже устала... Настоящие, добротные зависимости - это вам не детский лепет.

Непостижимость, абсурдность этого явления поражала меня всегда: вот вроде человек же сам и излечиться хочет; и целых одиннадцать лет (к примеру) удерживаться ему удаётся; что ж такое, что вызывающий зависимость агент даже через 11 лет перерыва так на него действует?! Почему психология бессильно складывает ручки, и минорно соглашается, что - да, в большинстве случаев ничего не поделаешь; а те случаи, когда поделаешь, - безумно редки, и характеризуются нечеловеческой силой воли. А остальные... что ж, остальным не повезло. "Сегодня просто не твой день, девочка". (с) Зависимости не лечатся, приходите в другой жизни.

Процессуально-ориентированная психология рассматривает зависимости с другого ракурса: как ресурс, как ключ к пониманию собственных потребностей и вообще к счастью.
Метод процессуальной работы с зависимостями выглядит очень логичным:

Любая зависимость - это потребность; потребность, прежде всего, в некоем состоянии, - которое человек не умеет достигать без агента, вызывающего зависимость. Достаточно научить человека получать это состояние самостоятельно - и сам агент уже становится ненужным. Делай всё, что хочешь, - нет нужды что-либо себе запрещать. Зависимость может (и должна!) устраняться вовсе не путём запрещений; в этом случае однократное употребление зависимообразующего агента зависимость не возобновляет; более того - осознание того, что давал алкоголь, или наркотики, или обжорство, или просто поедание страстно любимого блюда, - осознание того, что давала зависимость, и осознанное включение этого в свою повседневную реальность, делает человека более счастливым и более целостным. И - независимым.

Традиционный же метод борьбы с зависимостями заключается в запрещении: кодирование, зашивание и т.д. - при этом, не предлагая ничего взамен. Понятно, что подобное запрещение только придаёт зависимости дополнительную энергию. И, само собой, достаточно один раз оступиться, достаточно выпить один бокал шампанского после 11 лет воздержания, - и следует срыв. Невозможно же удержаться, человек и так 11 лет терпел, запрещал себе, жил с урезанными ресурсами, без доступа к этому состоянию, к той целостности, которую обеспечивает ему алкоголь, или там наркотики, или игры... а ведь доступ-то дать можно, - трудность только в том, что для каждого зависимого потребность заключается в разных состояниях. Собственно, для того, чтобы определить, в каком конкретно состоянии нуждается клиент, что он замещает с помощью выпивки, или наркотиков, или переедания, - собственно, как раз для этого и нужен психолог. Для того, чтобы определить, какой конкретный ресурс получает клиент от зависимости, - и научить его достигать этого ресурса без провоцирующего агента.

Наличие зависимости уже предполагает некое стремление к внутренней целостности, которое и позволяет успешно уходить от зависимости - именно к ней, к целостности. Даже слабое притяжение к чему-либо помогает понять, какое внутреннее состояние человек им замещает - и научиться привносить это состояние в свою жизнь самостоятельно, без всяких агентов.

Записывайте мои зависимости:
- сыр рокфор;
- мерло, и прочие сухие красные;
- крепкий кофе арабика;
- воздушные заварные эклеры и профитроли;
- чешское светлое пиво;
- семечки.

Размышляю, где бы для работы над собой достать живых устриц, чтоб понять, что я с их помощью получаю? Я от них тоже сильно зависима, а нынче для них не сезон...
Buy for 400 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 98 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
zhenshen
May. 16th, 2008 07:32 pm (UTC)
вот! я курильщик, полтора года не курю. только так!

но я не думаю, что нашла некую потребность, которую научилась удовлетворять без. у меня до сих пор получалось уходить от чего-либо через обратное: "этот агент больше не удовлетворяет мою потребность"
olga_podolska
May. 16th, 2008 07:55 pm (UTC)
Железная у тебя воля, скажу я тебе. ;)
dimkin_julik
May. 16th, 2008 07:38 pm (UTC)
А девайсы нет?
Что на семинар эклеры привезти? Со сливками или с кремом?
olga_podolska
May. 16th, 2008 07:57 pm (UTC)
Девайсы, пожалуй, до зависимости всё же не дотягивают.
Родину продать я готова только за сыр с плесенью.
Ну, и за эклеры... со сливками.

Девайсы - просто приятные штучки. До продажи родины у меня с ними не доходит, всё-таки. :)
(no subject) - dimkin_julik - May. 17th, 2008 06:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - May. 17th, 2008 06:57 am (UTC) - Expand
ex_vilainen16
May. 16th, 2008 07:39 pm (UTC)
Мысли здравые, конечно, только вот весьма сложно проводить долгосрочную психотерапию в условиях наркологического стационара, а наш обычный зависимый больной к психотерапевту не пойдет (нет денег и т.д.). Поэтому, воз и ныне там.
(Screened comment)
(no subject) - ex_kleinpo - May. 16th, 2008 08:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - May. 16th, 2008 08:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ex_kleinpo - May. 16th, 2008 08:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - May. 16th, 2008 08:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ex_kleinpo - May. 16th, 2008 08:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - May. 16th, 2008 10:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ex_kleinpo - May. 17th, 2008 05:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - ex_vilainen16 - May. 16th, 2008 08:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - May. 16th, 2008 08:37 pm (UTC) - Expand
ex_kleinpo
May. 16th, 2008 07:41 pm (UTC)
Да, зависимость это навсегда. В том смысле, что это жестко программируется в мозгу. Один раз зависимость -- на всю жизнь зависимость. От нее невозможно избавиться, только разрушив сам мозг. Ничего не поделать.

Единственное что можно сделать, это научится с этим жить. Проблема в твоем примере не в том, что он себе запрещал, а в том, что он не научился с этим жить. Он не научился контролировать ситуацию. Это как самооборона. один учится оборонятся от бандитов, принимает их как данность. Другой запирается в своей квартире. Сидит в ней одинадцать лет, потом выбегает на улицу -- его грабят. Закономерно.

По этому человеку надо научится контролировать себя, а не замещать одно другим. Грубо говоря, если чел кидается на женщин, бесполезно учить его прелестям мастурбации -- сорвется. Либо отрезать ему яйца или научить себя контролировать. А лучше всего голову.

А все остальное детский лепет.

olga_podolska
May. 16th, 2008 08:16 pm (UTC)
Эээээ, брат... "контролировать себя" - это не только железная воля нужна, а она не у всякого есть. Это ещё и приводит в тупик в итоге.

Излишний самоконтроль если не приводит к взрыву - то приводит к депрессии. Хрен редьки не слаще, как мне кажется. Я лично очень как-то вдохновлена этой методикой, - похоже, это наконец тот самый шанс для зависимых избежать и взрыва, и депрессии. И даже кой-чё приобрести типа большей гармоничности жизни. ;)
(no subject) - ex_kleinpo - May. 16th, 2008 08:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - May. 16th, 2008 08:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ex_kleinpo - May. 16th, 2008 08:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - May. 16th, 2008 10:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ex_kleinpo - May. 17th, 2008 05:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - May. 17th, 2008 05:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - ex_kleinpo - May. 17th, 2008 06:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - May. 17th, 2008 07:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - ex_kleinpo - May. 17th, 2008 07:32 am (UTC) - Expand
zeeba_neighbah
May. 16th, 2008 08:15 pm (UTC)
Ну круто конечно! А Она не будет рассказывать об избавлении от нехимических зависимостей?
olga_podolska
May. 16th, 2008 08:22 pm (UTC)
Она, собственно, на примере нехимических это всё и преподаёт.
Где ж мы тебе наркоманов в нашей учебной группе отыщем?
Приходится всё на себе...
(no subject) - zeeba_neighbah - May. 16th, 2008 08:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - May. 16th, 2008 08:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ex_kleinpo - May. 16th, 2008 08:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ankavpoiske - May. 16th, 2008 10:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zeeba_neighbah - May. 17th, 2008 08:30 am (UTC) - Expand
ankavpoiske
May. 16th, 2008 10:04 pm (UTC)
сорри за многабукафф)
Хм, вот странно, я только сегодня дошла до этого места, и зачем дошла - неизвестно, обычно я никогда заранее не заглядываю в конец книжки, чтобы узнать, чем кончилось. Т.е. любопытство в этом смысле мне не свойственно. Да и запрета смотреть не было))) Просто вот торкнуло что-то!!!

Наша главная задача заключается в том, чтобы снизить зависимость от этих продуктов, изменить свое отношение к ним. И в этом нам поможет один закон психологии, который был открыт еще 50 лет назад.
В далеком 1958 году Джудсон Миллз провел очень интересный эксперимент. Миллз начал свой эксперимент с того, что выяснил отношение шестиклассников к списыванию во время экзаменов.
После этого он предложил этим школьникам поучаствовать в особом экзамене, победителя которого ожидал приз. При этом он все подстроил так, что победить без списывания было не возможно, кроме того списать было не сложно и дети не боялись, что их разоблачат.
Как и ожидалось - часть школьников списывала, часть школьников не списывала.
На следующий день после экзамена Миллз провел повторный опрос этих шестиклассников относительно их отношения к списыванию. И вот тут то он и получил очень важный результат.
Те школьники, которые поддались искушению и списали стали относиться к списыванию намного мягче. Но, что важно - другая часть школьников, которые хотели списать, но устояли и не поддались искушению - они заняли гораздо более непримиримые позиции, чем раньше, и стали резко критиковать списывание.
Миллз сделал однозначный вывод: наиболее рьяными критиками становятся не те, кто всегда был против, а те, кто испытал сильное искушение, почти поддался, но в последний момент сумел себя удержать и остановиться.
Этот важный вывод был потом подтвержден во множестве различных экспериментов. Так выяснилось, что наиболее рьяными критиками сексуальной вседозволенности оказались не те, кто всегда относился к этому вопросу осторожно, а те, кто испытал очень сильное искушение уступить своим желаниям и оказался в опасной близости от этого поступка, но в конце концов смог от него удержаться.
В другом эксперименте выяснилось, что наибольшее возбуждение при просмотре видеозаписей, изображающих гомосексуальный половой акт, испытывали именно те мужчины, которые выразили наиболее негативное мнение о мужской гомосексуальности.
Современная психология сделала из этих и других подобных экспериментов такой вывод: если Вам хочется изменить свое мнение к какому-то поступку или действию на более отрицательное, то создайте искушение совершить этот поступок, но в конечный момент сдержитесь и не совершайте его.
Какое это имеет отношение к похудению?
Самое прямое. У нас есть список продуктов, которые мы любим. Нам нужно изменить свое отношение к этим продуктам на более отрицательное. Для этого мы и воспользуемся вышеприведенным рецептом.
Если Вы любите пирожное, то идете в магазин и покупаете самое лучшее, вкусное и красивое пирожное из всех возможных. Вы должны испытать искушение его съесть, но удержать себя, полюбоваться на это пирожное, а потом выбросить его в мусорное ведро или в грязь.
Если Вы привыкли каждый вечер выпивать пиво, то покупаете бутылку любимого пива, приходите домой, открываете крышку, ощущаете соблазн его выпить, но удерживаетесь от соблазна и выливаете его в унитаз.
Если Вы обожаете жаренную картошку с салом, то готовите сковородку такой картошки, то открываете крышку, наслаждаетесь ее ароматом, ощущаете соблазн ее съесть, но удерживаетесь от соблазна и выливаете все содержимое сковородки в мусорное ведро.
И так можно поступить с каждым "любимым" продуктом.
Кому-то может показаться кощунственной сама мысль о том, чтобы выбросить любимый продукт в мусорку. Это нормально. Это просто показывает Вашу сильную зависимость от этого продукта.
Два принципиальных замечания:
- Вы должны испытать соблазн съесть этот продукт, но суметь удержаться;
- этот продукт нужно именно уничтожить (выбросить), а не отдать (подарить) кому-то. Если продукт отдать (подарить), то психологического эффекта отрицательного отношения к этому продукту не наступает.



olga_podolska
May. 16th, 2008 10:23 pm (UTC)
Re: сорри за многабукафф)
О, да.

Человек, испытавший соблазн съесть пирожное и удержавшийся - начинает ненавидеть тех, кто даже и не собирается удерживаться. Наглядный пример - в любом треде форума про толстушек.

Человек, испытавший соблазн получить удовольствие от боли и удержавшийся - начинает упорно уверять тех, кто даже и не собирался удерживаться, что это у них не удовольствие, а "неправильно разрешённый эдипов комплекс". Наглядный пример сама знаешь где.

В общем, человек, испытавший соблазн и удержавшийся... храни нас Бог от этих людей! :))

Мне больше нравятся свободные люди, не ограничивающие себя в своих желаниях, но удовлетворяющие их экологично.

Описанная тобой техника неэкологична, и приводит к ещё большему ограничению и так уже ограниченного человека. Мало того, что он был толстый - так теперь ещё будет и злой. Зашибись какой прекрасный результат. :D

Я в своей работе ставлю перед собой принципиально другие задачи - и, естественно, решаю их принципиально другими методами. Психологи, славатегоспади, тоже - свободные люди в свободной стране: какую модальность хотят, такую и выбирают для работы. :)
(no subject) - olga_podolska - May. 16th, 2008 10:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ankavpoiske - May. 16th, 2008 10:47 pm (UTC) - Expand
ankavpoiske
May. 16th, 2008 10:18 pm (UTC)
))))))))))))))))) навеяло))))))))))))))))))
Короче, завтра я к ней на семинар опять пойду.
"Вчера ходила, сегодня ходила.... Завтра опять пойду.... " - (с
olga_podolska
May. 16th, 2008 10:24 pm (UTC)
Угу. Семинар-то трёхдневный... Так что и послезавтра пойду. ;)
tpars
May. 17th, 2008 09:25 am (UTC)
Звучит убедительно.
olga_podolska
May. 19th, 2008 06:59 am (UTC)
...а уж на практике как убеждает!
ankavpoiske
May. 17th, 2008 01:32 pm (UTC)
Только сегодня удалось посмотреть передачу, не торопясь, со вкусом.
Я влюбилась сразу! (но я вообще очень эмоциональна, да... )))
Оль, эти семинары - они только для специалистов, или для простых смертных тоже проводятся?
Хотя, видимо, можно нарыть по ссылке...
ankavpoiske
May. 17th, 2008 02:00 pm (UTC)
Так, большое спасибо за инфу, я всё нарыла, пойду копить деньги))
talantiya
May. 17th, 2008 10:20 pm (UTC)
+100
всё вышенаписанное - чистая правда.
я долго не могла понять почему муж пьёт и курил раньше страшно.
А потом тоже пришла к такому же выводу в точности до миллиметра:))
И про достижение состояний без агента - супер. Я умею без агентов:)
Браво, Оля!
olga_podolska
May. 17th, 2008 11:03 pm (UTC)
Re: +100
Йес! :)
(Deleted comment)
olga_podolska
May. 19th, 2008 06:58 am (UTC)
Кстати, с милтоновским гипнозом много общего: работа в трансовых состояниях, например.
Только у Милтона акцент всё же на воздействии терапевта, - а здесь на помощи клиенту самому пробраться к ресурсным областям.

Обязательно буду конспектировать и выкладывать, чего успею.
Мне самой для памяти пригодится. :)
rouzi
May. 19th, 2008 12:05 am (UTC)
Оффтоп
Здравствуйте!
Радуюсь, что нашла вас в ЖЖ. Странно так - сидела и смотрела результаты поиска по комментариям в блогах от яндекса по слову "психодрама", и наткнулась на один из ваших постов про уровни глубины работы. Удивительно, но именно сегодня вдруг захотелось что-то там поискать, в этом поиске по блогам. Как раз недавно записалась в обучающую программу по процессуально-ориентированной терапии, и 23 у нас первый семинар. Зафрендила, буду читать)
olga_podolska
May. 19th, 2008 06:55 am (UTC)
Re: Оффтоп
Поздравляю! :)

Процессуалка - техника очень мягкая и очень приятная; и при этом очень действенная.
Дума, вас ждёт много прекрасных открытий.
revelado
May. 19th, 2008 05:56 pm (UTC)
А как лечить любовную зависимость? Снова «замещением»? Повышением самооценки?
olga_podolska
May. 19th, 2008 06:32 pm (UTC)
Зависимость в любовных отношениях тоже возникает из-за того, что с её помощью человек получает доступ к некому специфическому личностному состоянию, которое, естественно, для каждой личности - разное. Определить, какое конкретно состояние возникает благодаря этой зависимости, и научить его достигать без агента - в данном случае, без любимого человека - это и есть метод освобождения от зависимости. Любовь, при этом можно сохранить, если она ничем не мешает.

Мы же понимаем, что "любовь" не равно "зависимость"?

Повышение самооценки само по себе - вещь полезная; но от зависимостей в общем случае не спасает.
(no subject) - revelado - May. 19th, 2008 07:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - May. 19th, 2008 08:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - revelado - May. 25th, 2008 10:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - May. 25th, 2008 11:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - revelado - May. 25th, 2008 12:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - May. 25th, 2008 12:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - toase - May. 20th, 2008 05:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - revelado - May. 25th, 2008 10:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - May. 25th, 2008 11:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - toase - May. 25th, 2008 04:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - revelado - May. 26th, 2008 08:01 pm (UTC) - Expand
murmele
Jun. 13th, 2008 04:49 pm (UTC)
Профитроли это прекрасно. Вот берешь такой шарик заварного теста, разрываешь его посередине и суешь туда кусочек сыра с плесенью... (Я, правда, больше селедку люблю в этом смысле или семгу.)
Но это тогда ВСЕ, что нравится, будут зависимости?
olga_podolska
Jun. 13th, 2008 05:12 pm (UTC)
Дададада, меня уже обещали научить туда взбитые сливки с красной икрой!... мням...

"Всё, что нравится" - это ненастоящие зависимости, игрушечные.
Настоящие зависимости - это те, от которых человек хочет избавиться, но не может. Обычно они ещё и наносят вред здоровью.
(no subject) - murmele - Jun. 13th, 2008 05:32 pm (UTC) - Expand
entropy_lk
Jul. 30th, 2008 05:15 pm (UTC)
//Любая зависимость - это потребность; потребность, прежде всего, в некоем состоянии, - которое человек не умеет достигать без агента, вызывающего зависимость. Достаточно научить человека получать это состояние самостоятельно - и сам агент уже становится ненужным.//

А если это зависимость от отношений? Потребность чего лежит в их основе? И как можно научить человека получать это самостоятельно?
entropy_lk
Jul. 30th, 2008 06:37 pm (UTC)
Я вот тут подумала, попыталась обобщить то, что знаю (мои собственные любови - это череда зависимостей, плюс подруги, знакомые - нас много, мучениц во имя любви), и вот, что вышло.

Зависимый человек готов пожертвовать чем угодно - интересами, желаниями, потребностями, правами, маленькими и большими радостями, - он терпит что угодно - и все из страха потерять объект зависимости. При этом человек может понимать, что он зависим, или не понимать, хотеть избавиться от зависимости или не хотеть (последнее чаще, а то вдруг вместе с зависимостью и "любовь" пройдет, и отношения прекратятся - редкий зависимый рискнет встать на путь неизвестности, "у нас все очень плохо, но я боюсь меняться, а то вдруг я этим семью разрушу" - только сегодня слышала эту фразу от подруги), но все они мало того, что сами мучаются (страхи, слезы, боль - "я ему все, а он мне - ничего!"), так еще и объект мучают: вцепятся в него, повиснут и душат, тянут своим весом к земле - в общем, "симбиоз наоборот".

Потребность чего лежит в основе такой зависимости? Я сама только недавно ощутила ослабление своей собственной зависимости (о, насколько легче мне стало дышать!), и могу предположить, что это потребность в отсутствующей личности. Меня как бы нет, поэтому я ищу, кем бы себя заменить. Если я считаю свои желания неважными, недостойными удовлетворения, а тут вдруг находится человек, уверенный в себе, и этот человек говорит: "Хочу!", то я брошусь с удовольствием выполнять его желания, жертвуя собой, такой неважной и недостойной внимания. И вот так, найдя замену своей отсутствующей (травмированной) личности, я уже не хочу отпускать эту замену - ведь если она уйдет, то я снова окажусь в пустоте? Не о ком будет заботиться, не останется ни желаний, важных и достойных, ни интересов, ни радостей.

Если человек при этом понимает, что он - зависим, и любовь тут ни при чем (она может быть, а может и не быть, к теме не относится), и хочет от нее избавиться (согласен рискнуть), то тут все ясно. А если не понимает? А если не хочет? А если боится? А если он этим душит свою жертву до такой степени, что та скоро концы отдаст - что с этим делать? А если он сам уже измучился до полуобморочного состояния, но страх гонит его дальше и дальше? Можно ли воздействовать на зависимого человека - с целью избавления его от зависимости - без его сотрудничества, извне? Или без его помощи это сделать невозможно в принципе?
(no subject) - olga_podolska - Aug. 8th, 2008 01:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - fortifier_ - Oct. 23rd, 2008 02:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Oct. 23rd, 2008 05:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - fortifier_ - Oct. 23rd, 2008 02:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Oct. 23rd, 2008 07:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fortifier_ - Oct. 23rd, 2008 08:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Oct. 23rd, 2008 08:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fortifier_ - Oct. 23rd, 2008 09:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Oct. 23rd, 2008 09:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fortifier_ - Oct. 23rd, 2008 09:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ksaina - Sep. 2nd, 2009 11:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - ksaina - Sep. 2nd, 2009 11:25 am (UTC) - Expand
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 98 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars