Ольга Подольская (olga_podolska) wrote,
Ольга Подольская
olga_podolska

Categories:

Совесть и вина

В случае "патологической вины" часто встречается ситуация, когда у людей смешаны понятия совести и вины. Лично я считаю для взрослого человека первое более конструктивным, чем второе. В идеале совесть - это то, что работает ДО поступка, и с помощью чего человек решает, совершать его или нет. Чувство вины - это то, что работает ПОСЛЕ поступка, противоречащего совести. 

Эту сладкую парочку нужно отрегулировать так, чтобы она жить не мешала ни себе, ни обществу. У малышей чувство вины служит именно для образования совести: они же не знают, что можно, что нельзя делать в обществе! Поэтому обучаются именно так: если будешь потом чувствовать себя виноватым - не делай. У взрослых в норме совесть должна быть уже развита, и удерживать человека от тех поступков, за которые возникает чувство вины: для взрослого чувство вины - штука абсолютно бесполезная. (По поводу совести в профессиональном сообществе существуют разные взгляды, но я сторонник того, что в разумных пределах не повредит.)

Не сходится! А как же Иуда? Ему нужно было пойти и извиниться просто перед Иисусом и сказать, был в бессознанке, более не буду?
Тот же Раскольников, если бы не вина, его бы не поймали, по сюжету. Допустим, он открыл, что можно убить и не мучиться. Тогда он может присоединиться к миллионам людей на земле, которые живут, воруя, грабя и убивая, и совершенно не угрызаясь на эту тему?


Именно приведенные примеры показывают, что чувство вины - штука бесполезная.
Да, они оба чувствовали себя виноватыми. И чё?! Кому от этого легче? 
Может, лучше всё-таки заранее старушек не гробить, и Иисуса не предавать?...

...если бы не вина, Раскольникова бы не поймали, по сюжету. Допустим, он открыл, что можно убить и не мучиться. Тогда он может присоединиться к миллионам людей на земле, которые живут, воруя, грабя и убивая, и совершенно не угрызаясь на эту тему?

Абсолютно верно. Он, собственно, уже ко всем этим людям присоединился, ибо старушке, которую он замочил, глубоко фиолетово, мучился он при этом или нет. Она - мертва. А Раскольников, придурок, и себе счастья не приобрёл - и старушку замочил зря.

А как же Иуда? Ему нужно было пойти и извиниться просто перед Иисусом и сказать, был в бессознанке, более не буду?

А он был в бессознанке?

Если да - то "пойти и просто извиниться" хватило бы. Ну, не хотел, всеми силами противодействовал - а всё равно случилось. Бессознательное полезло. Случается. И тут желательно не чувство вины испытывать, а с бессознательным разбираться: чего там такое внутри него творится, и как сделать, чтоб в другой раз аналогичного не полезло... А то ведь эта музыка будет вечной.

Если нет - то "сказать что больше не буду" это враньё. Когда человек говорит "более не буду", прекрасно зная, что будет и ещё не раз, - ему никакое чувство вины не поможет. Он так и будет, как голубой воришка Альхен, испытывать чувство вины - и делать всё то же самое раз за разом. При этом может ещё и убеждать себя, как Раскольников, что, мол, раз у него есть чувство вины, - то он чем-то лучше других воришек и убийц. Хотя чем?

Ну например, он предал сознательно, а потом произошло нечто, изменившее его систему ценностей и приоритеты, и с высоты новой совести он смотрит на недавнее прошлое и ужасается, и хочет убить себя от стену!

А лучше бы волонтёром пошёл, раз так раскаивается, кому-то бы что-то хорошее сделал. 
Кому нафиг легче станет от того, что он себя об стену разъебашит? 
А никому.

А если например ты так самодостаточен, что тебе не нужна любовь других людей и вообще наплевать, что кто о тебе думает, тогда и этот ограничитель отпадает.

Естественно. И я, кстати, сторонник его отпадения. Я вообще сторонник осознанных внутренних ограничителей: совести, например; чувства хорошего вкуса; гармонии; осознанности. А весь этот мышиный бег за чужой любовью... он тоже из детства. 

Если малыш молоко разлил, в порядке эксперимента "что будет если наклонить стакан", и пошёл себе довольный - его во многих случаях ждёт наказание. Чтоб знал, типа, что виноват! Чё это он радуется? Хотя в идеале тут нужно бы не наказание, а просто предложение возместить причиненный ущерб, то есть вытереть пролитое молоко... и, может быть, стоит даже порадоваться вместе с ним результатам проведенного эксперимента. Но много ли матерей удержатся от подзатыльника?

А теперь представьте этого самого малыша, который молоко разлил, и мучается, мучается, МУЧАЕТСЯ от собственной вины! О, как он мучается! Как он смотрит глазами раненого олененка, непреложно свидетельствующими: он ничего, ну ничего не мог поделать! Это молоко... оно само прыгнуло! Он не хотел! - У многих ли матерей поднимется рука дать ему подзатыльник?

И малыш записывает себе в скрижалях памяти: ага! Чувство вины - это индульгенция. Если я буду чувствовать себя виноватым - мне уже необязательно возмещать нанесённый ущерб... И не возмещает. Просто - чувствует себя виноватым. Всегда и во всём. Ничего не делая, чтоб этой вины избежать. Психологи иногда называют это переживание "экзистенциальной виной" - потому что за всё, ЗА ВСЁ. Превентивно, чтоб подзатыльник не дали. Мучается, искренне мучается.

Погоди. А что такое тогда совесть во взрослом возрасте? Если человек руководствуется просто предполагаемыми последствиями поступков, т.е. идет от рассудка, это совестью не назовешь, совесть - это как раз мотивация помимо рассудка. Часто приводят пример, что вот человек бросается незнакомцу на помощь, хотя знает что рискует при этом жизнью - но не может иначе, таковы его моральные установки.

Не-не-не, мотивация помимо рассудка - это невроз.

Если человек то и дело ап стену убивается - это ему к врачу. Бывают случаи, ага, когда люди, плавать не умеющие, бросаются в воду по крику "Помогите, тону!" Можем ли мы назвать это разумным или хотя бы оправданным - это другой вопрос. Может, им бы лучше спасателей вызвать? И было бы не два трупа, а ни одного? Рассудок, вообще говоря, человеку не просто так дан. Неплохо бы им пользоваться. Хотя бы время от времени. В идеале, конечно, постоянно...

Скажи, а что - реально достичь состояния, действительно не зависящего от внешней любви и мнения людей? Доброе слово и кошке приятно - даже самые что ни на есть достигшие высот люди, мне кажется, очень радуются и воодушевляются, когда их любят и хвалят значимые для них люди.

Разница между зависимостью и "мне приятно" заключается в том, что без зависимообразующего агента жизнь превращается в муку, наступают жестокие ломки или даже смерть. 
Достичь состояния, когда похвала будет приятна, но и обойтись без неё тоже вполне возможно, причём без всякого напряжения - вполне реально.
Но бросаться в воду, не умея плавать, придётся прекратить.
С иллюзией всемогущества придется расстаться.
Tags: вина
Subscribe
Buy for 400 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 66 comments