?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Депрессия

Что это?

Несмотря на огромное количество всего, что о ней написано, хочется повторить: депрессия – это болезнь. Расстройство психики, характеризующееся сниженным настроением с негативной оценкой себя, своего положения в окружающей действительности, и своего будущего. Причем, это болезнь коварная, одними лишь антидепрессантами не излечивающаяся: при отсутствии психотерапии отмена лекарств часто приводит к тому, что психологическое состояние человека «возвращается в ту же точку», что и до начала лечения.

По данным ВОЗ, депрессии являются одним из наиболее распространенных психических нарушений. При обследовании 1144 амбулаторных пациентов городской больницы в Нью-Йорке, у 65% обнаружили признаки депрессии. [M.Rendon, 1994] В России среди обратившихся в поликлинику обнаружилось 68% с признаками депрессии, а при обследовании работников промышленного предприятия эта цифра составила 26,1%. [О.П.Вертоградова, 1996]

Иными словами: каждый четвертый из окружающих нуждается в психотерапевтической помощи. И у каждого второго из тех, чьи болезни якобы не связаны ни с какой психологией, течение соматических болезней усугубляется психологическим состоянием. Факторами особенного риска в плане недостаточного осознания депрессивного состояния являются пожилой возраст, мужской пол, низкий культурный уровень.

Каковы признаки депрессии?

Основных признаков депрессии по МКБ-10 выделяют три:

• Сниженное (подавленное, угнетенное, тоскливое) настроение;
• Утрата интересов и удовольствия от ранее приятной деятельности;
• Снижение энергии, которое приводит к повышенной утомляемости.

Наличие на протяжении двух недель подряд двух из этих трех типичных проявлений депрессии в сочетании с другими симптомами достаточно для диагностики легкого или умеренного депрессивного эпизода, а все три присутствуют при тяжелой депрессии и комбинируются с дополнительными ее признаками:

• Нарушенный сон;
• Заниженная самооценка и чувство неуверенности;
• Снижение способности к сосредоточению и концентрации внимания;
• Идеи виновности и самоуничижения;
• Мрачное и пессимистическое видение будущего;
• Сниженный (иногда – чрезмерно повышенный) аппетит;
• Мысли или действия, связанные с самоповреждением или суицидом.

Уточнить, нет ли у вас явной депрессии, можно, пройдя тест Бека. К сожалению, отсутствие большинства вышеперечисленных признаков и даже отрицательный результат теста не гарантируют вам отсутствие неявных видов депрессии: в наше время насильственного позитивизма часто встречается также скрытая, маскированная депрессия, выражающаяся вегетативными нарушениями и психосоматическими расстройствами.

Так, например, широко известный несуществующий диагноз «вегето-сосудистая дистония» часто скрывает за собой именно её, маскированную депрессию. Кроме того, масками депрессии часто являются различные невралгии, головные боли, гиперсомния – избыточная потребность в сне. Вообще, любой разгул психосоматики чаще всего свидетельствует о том, что организм избрал именно такой способ «замаскировать плохое настроение».
Среди психопатологических «масок» депрессии часто встречаются обсессивно-компульсивные (навязчивости) и тревожно-фобические расстройства (социофобии, панические атаки).

Как это выглядит изнутри?

Нередко это почти никак не выглядит: вроде бы всё хорошо, только что-то начинает ныть внутри. Что-то происходит с собственными эмоциями, - и самое худшее состоит в том, что человек сам не знает, почему. Часто человек, больной депрессией, не может назвать причину или ситуацию в своей жизни, которые могли бы вызвать подобное снижение настроения. Просто он обнаруживает, что прежние способы, с помощью которых он избавлялся от плохого настроения, больше не срабатывают: привычные радости не радуют, всё становится как-то серо, бесполезно и безнадежно.

Периодически накатывает тоска и тревога; человеку становится трудно собраться, падает концентрация внимания, рассасывается воля. Нередки суточные колебания настроения – чаще максимум плохого самочувствия наблюдается утром, и только после обеда либо к вечеру самочувствие несколько нормализуется. Отмечается явление «моральной анестезии» - невозможности как ужасаться плохому, так и радоваться прекрасному, воспринимать природу, испытывать любовь, сострадание, гнев. Ослабляется или исчезает влечение к жизни, падает или срабатывает с запозданием даже инстинкт самосохранения. Ощущение собственной мизерности и никчемности нередко препятствует в том числе и тому, чтобы дойти до психотерапевта: «Да кому я нужен? Скорей бы мне сдохнуть!».

Если вы услышали что-то подобное от близкого человека – не пытайтесь уверить его в собственной нужности, растормошить или развеселить; лучше отведите к специалисту. Если это действительно депрессия, ресурсы человека могут быть настолько истощены, что самому найти средства, выбрать врача, записаться на прием, - может оказаться для него избыточно сложной задачей.

Выделяют следующие факторы, являющиеся факторами риска для развития депрессии в течение года, а то и нескольких лет после события:
• развод или расставание;
• смерть близкого человека;
• тяжелое соматическое заболевание;
• рождение ребенка у женщины (послеродовой период);
• перенесенный ранее депрессивный эпизод без психотерапии;
• злоупотребление психоактивными веществами (алкоголь, наркотики).

Осложняют течение депрессии социальная изоляция, недостаток близких отношений, низкий уровень образования. Кроме того, в течении депрессии играют роль биографические факторы – начиная от психологических нарушений у родственников, и заканчивая травматическими случаями в детстве. Особенно травматична потеря матери в детском возрасте (до 10 лет).

Что же делать?

В норме психика человека лабильна и способна к самоисцелению в случае травм. Депрессия – это сбой защитных механизмов психики: психологические защиты либо не справляются, либо начинают выполнять деструктивную роль. Бессознательный внутренний конфликт активизируется, но не получает какого-либо разрешения, - пожирая ресурсы, угнетая сознание, и в предельном своем выражении при отсутствии лечения приводя даже к смерти.

Чтобы не допустить подобного развития событий, необходима помощь психотерапевта. Прием антидепрессантов, витаминов и прочих лекарственных веществ внутренний конфликт не устраняет, - он просто добавляет организму ресурсы. К сожалению, при наличии в психике «системного сбоя» aka внутреннего конфликта, велика вероятность, что со временем и эти ресурсы будут им поглощены – как-то ведь вышло так, что предыдущие ресурсы закончились?

Если депрессия имеет некую вполне определенную причину, некую психологическую травму, активизировавшую внутренний конфликт, - то прогноз более благоприятный. Часто хватает даже краткосрочной психотерапии для того, чтобы осознать внутренний конфликт и научиться находить пути его осознанного разрешения.

Если же больной не может выделить никакого конкретного события, приведшего к депрессии, то прогноз становится неопределенным: очевидно, что психологические защиты на каком-то участке выполняют патологическую роль, но что это за участок и каковы события, приведшие к сбою, - вопросы для долгосрочной психотерапии. Для исследования психодинамики бессознательного, то есть истории формирования личности и используемых ею психологических защит, может потребоваться достаточно длительное время. Количество этого времени зависит в том числе и от самой личности, насколько она заинтересована в пересмотре собственных защит – и, увы, встрече с той болью, которая за ними скрывается.

Как ни парадоксально это звучит, в случае депрессии только открытая встреча с собственной болью - осознание внутреннего конфликта - дает человеку шанс на счастье.

Будьте счастливы!
Buy for 400 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 44 comments — Leave a comment )
megavolt_ex
Sep. 30th, 2009 10:18 am (UTC)
Всех к доктору :)
olga_podolska
Sep. 30th, 2009 10:38 am (UTC)
ДА! :)))
stch
Sep. 30th, 2009 10:21 am (UTC)
Не совсем понимаю про конфликт.
Вот допустим у человека был в детстве продолжительный стресс и из-за этого впоследствии развилась депрессия.
В чем здесь конфликт? И как лечить такую депрессию?
olga_podolska
Sep. 30th, 2009 10:37 am (UTC)
Пока вы не напишете мне, в чем заключался стресс, я не смогу даже предположить, в чем заключался внутренний конфликт. :)
Очевидно, какие-то внутренние субличности не смогли договориться между собой. Скорее всего, какая-то часть человека начала "защищать" его от стресса патологическим образом, который впоследствии привел к депрессии.

В идеале при длительном стрессе происходит адаптация. При отсутствии адаптации наступает астения. Потом либо стресс заканчивает и ресурсы организма возобновляются (если организм не помер раньше), либо стресс не заканчивается, и... ну, понятно.

Если стресс уже давно закончился, а ресурсы всё никак не возобновятся, - к гадалке не ходи, какие-то защитные механизмы психики начали действовать патологически.
ksaina
Sep. 30th, 2009 11:06 am (UTC)
Получается, что я живу с депрессией уже лет несколько - не менее 5, а то и больше.
Самое смешное, что никто из моих знакомых об этом и не догадается, еще и доказывать придется.
olga_podolska
Sep. 30th, 2009 11:15 am (UTC)
Ну, вряд ли знакомые чем-то смогут в этом случае помочь. Пожалуй, в ответ сами начнут доказывать, что у них тоже депрессия. :))

Само по себе наличие депрессии - это не инвалидность, общественно-социальных скидок и особого отношения на этом основании не получишь. Болезни, не достигающие уровня инвалидности, в этом смысле бесполезны.

Однако ж правильная диагностика абсолютно необходима для лечения. Среди соматических врачей, к сожалению, не так много тех, кто знаком с приведенной информацией и направит больного с признаками депрессии к психотерапевту или психиатру. Приходится - "Сам, всё сам"...
(no subject) - ksaina - Sep. 30th, 2009 11:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Oct. 2nd, 2009 08:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - ksaina - Oct. 2nd, 2009 09:20 am (UTC) - Expand
ksaina
Sep. 30th, 2009 11:16 am (UTC)
Да, и по тесту получилось: "Выраженная депрессия средней тяжести, вам необходимо обратиться к специалисту." Впрочем, примерно так я и подозревала.
boevaya_p0druga
Oct. 1st, 2009 09:24 pm (UTC)
та же хрень. А у кого ее нет? Моя тушка еще ужас до чего активно сопротивляется работе с терапевтом. Еще бы. Куда ниткни - мне везде хреново. "Та скильки ж можно, таварышу фашист?!"
(no subject) - ksaina - Oct. 1st, 2009 10:18 pm (UTC) - Expand
henia_henia
Sep. 30th, 2009 11:19 am (UTC)
А вот, например, мне хочется что-то сделать, но я отказываюсь от своих намерений - это проявления депрессии? Часто такое происходит. Хочу что-то написать, и думаю, что будет фальшиво, или планирую покупку, и думаю: а стоит ли. Ну это так, для примера, на самом деле, это распространяется на многие сферы жизни. Вижу, что в итоге получается, что и делать ничего не надо, просто, как говорила героиня фильма "Родня", "сесть на стул и смерти ждать". А с другой стороны, это, вроде, все разумные и зрелые рассуждения. Но что-то тут не то, я чувствую...
olga_podolska
Oct. 2nd, 2009 09:19 am (UTC)
Сам по себе обоснованый отказ от намерений - дело нормальное, иногда даже полезное. Но если, как вы сами говорите, состояние отказа довело вас до того, что "сесть на стул и смерти ждать" - то это уже напоминает патологическое употребление этого полезного действия. Как говорили древние: всё яд, и всё лекарство - зависит от дозы.

Фраза "У меня всё нормально, только сдохнуть хочется" - довольно четкий маркер депрессии. :)
prav
Sep. 30th, 2009 11:49 am (UTC)
Так и знал, всё от пола!
Дурацкая эмансипация ни к чему не привела!
На свидания не приглашают, цветов не дарят, и депрессию на себя брать не хотят :(
olga_podolska
Oct. 2nd, 2009 09:23 am (UTC)
Как раз-таки хотят. :)

Женщины болеют депрессией чаще. К счастью, они и замечают у себя заболевание чаще, в результате чего хотя бы лечатся. :)

У мужчин в среднем по больнице депрессия действительно встречается реже. Проблема заключается в том, что даже при её наличии мужчины замечать этого не хотят, к психотерапевту не идут, - соответственно, даже сравнительно редко встречающиеся среди мужчин депрессии дают довольно большое количество тяжелых осложнений.
(no subject) - prav - Oct. 2nd, 2009 09:37 am (UTC) - Expand
sam_anti
Sep. 30th, 2009 12:11 pm (UTC)
> Чтобы не допустить подобного развития событий, необходима помощь психотерапевта. Прием антидепрессантов, витаминов и прочих лекарственных веществ внутренний конфликт не устраняет, - он просто добавляет организму ресурсы. К сожалению, при наличии в психике «системного сбоя» aka внутреннего конфликта, велика вероятность, что со временем и эти ресурсы будут им поглощены – как-то ведь вышло так, что предыдущие ресурсы закончились?

Проблема в том, что подавляющее большинство людей с депрессиями и неврозами нормального психотерапевта не могут найти. Чаще всего психотерапия сводится к обеспечению т. н. комплайенса - то есть лишь подкрепление для того, чтобы уговорить человека принимать таблетки... А в результате люди меняют таблетки и психиатров без конца, и это может длиться многие годы, без какого-либо намека на выздоровление.
olga_podolska
Oct. 2nd, 2009 09:29 am (UTC)
Ну, то, что не все психотерапевты (а также психиатры, стоматологи, сантехники и продавцы мороженого) одинаково полезны - это, к сожалению, реалии нашей жизни. Да, получить профессию психотерапевт - это, к сожалению, не всегда означает стать хорошим специалистом... Встречаются плохие психотерапевты, увы. Да, вреда от плохого психотерапевта больше, чем от плохого продавца мороженого, - но пока этот вред не достигает уровня УК, запретить плохому специалисту практику нельзя. Только сам клиент, самостоятельно, может от него уйти.

И тут уже зависит от клиента - какому специалисту он доверится. Приходится брать своё выздоровление в свои руки, самому искать специалсита, самому оценивать, достаточно ли он хорош...
"Всё сам, бля, без ансамбля" (с)
(no subject) - sam_anti - Oct. 2nd, 2009 10:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Oct. 2nd, 2009 10:37 am (UTC) - Expand
jivi_legko
Sep. 30th, 2009 12:26 pm (UTC)
Спасибо!
Именно так я себя изнутри и ощущаю, и не знала, как донести это до других.
Спасибо вам.
olga_podolska
Oct. 2nd, 2009 09:30 am (UTC)
Будьте здоровы. :)
amarantina
Sep. 30th, 2009 12:31 pm (UTC)
Эх... У меня была сильная депрессия в своё время, и по мере борьбы с ней депрессивные приступы становятся реже и реже. Последний был этой весной. Но вот нарушенный сон, сниженная концентрация внимания, сниженный аппетит и вообще очень сильная утомляемость вцепились в меня, как клещи. Например, часовая поездка в автобусе -- это какой-то запредельный квест, после которого я сутки в себя прихожу :( Соматика какая-то, наверное...
olga_podolska
Oct. 2nd, 2009 09:33 am (UTC)
Борьба была вместе с психотерапевтом?
Или с помощью мантры "У меня всё хорошо, посмотри какое солнышко блестит"?

Поход вторым путем, к сожалению, внутренний конфликт не устраняет, а только загоняет его вглубь - "депрессивный эпизод без психотерапии" это фактор риска последующего развития депрессии и разнообразной психосоматики.

Желательно всё-таки обратиться к помощи психотерапевта.
(no subject) - amarantina - Oct. 2nd, 2009 10:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Oct. 2nd, 2009 10:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - amarantina - Oct. 2nd, 2009 10:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Oct. 2nd, 2009 11:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - amarantina - Oct. 2nd, 2009 11:42 am (UTC) - Expand
irina_oct
Sep. 30th, 2009 01:02 pm (UTC)
я в последнее время люблю тест Бека.. Он говорит, что депрессии у меня нет :))
так приятно :))
Спасибо! Будем!))
olga_podolska
Oct. 2nd, 2009 09:34 am (UTC)
Вах! :)))))
Круто. Я за тебя так рада. :)
panda_pandus
Sep. 30th, 2009 01:27 pm (UTC)
(мрачно) Я вот всю ночь не спал, не мог сосредоточиться на сне - угнетали мысли о мрачном будущем, причем отчетливо понимал, что все это по моей вине. Как раз хотел спросить у тебя, не депрессия ли это, но потом сам понял, что нет. Я слишком ничтожен и примитивен, чтобы ее испытывать. Пойду, обожрусь плюшками до смерти, хоть и не радуют они меня больше. :-/

sandal
Sep. 30th, 2009 07:19 pm (UTC)
:)) спасибо
(no subject) - olga_podolska - Oct. 2nd, 2009 09:37 am (UTC) - Expand
irina_oct
Oct. 3rd, 2009 08:48 pm (UTC)
Оля, привет! А мона вопрос?
Как соотносятся друг с другом такие понятия как профессиональное выгорание и депрессия?
Является ли "выгорание" симптомом, или одной из возможных причин депрессии?
olga_podolska
Oct. 3rd, 2009 11:52 pm (UTC)
Выгорание можно рассматривать как симптом депрессии, да.

Но тут вообще немножко сложнее. По сути, выгорание - это вторичная травматизация, и в некоторой степени зависит от проработанности личности самого терапевта: чем больше собственных травм уже проработано, тем меньше риск их случайно "вторично травматизировать", сочувствуя клиенту, отчего поиметь себе тот самый внутренний конфликт во всей красе, о котором я тут так красноречиво распиналась. А этот конфликт уже, в свою очередь, приводит к депрессии.

К сожалению, существуют категории клиентов, с которыми вторичная травматизация неминуема. Например, при интенсивной работе с жертвами ПТСР психологов отправляют на реабилитацию каждый месяц - ибо горят, как спички... :)
(no subject) - irina_oct - Oct. 4th, 2009 08:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Oct. 4th, 2009 10:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - irina_oct - Oct. 4th, 2009 10:54 am (UTC) - Expand
rimmadyusmetova
Oct. 15th, 2009 02:02 pm (UTC)
Если бы только осознавание могло вылечить депрессию!
olga_podolska
Oct. 15th, 2009 05:25 pm (UTC)
Осознавание конфликта позволяет предпринять сознательные действия для его разрешения.

Я не употребляю, как вы могли бы заметить, слова "лечить", чтобы не создавалось впечатления, что это процесс пассивный. Типа, осознал - а дальше хоть трава не расти.
bakardych
Apr. 26th, 2010 02:08 pm (UTC)
Ольга, здравствуйте!
У моей подруги сейчас состояние очень похожее на глубокую депрессию. Внешне, в принципе, с точки зрения окружающих, всё хорошо в её жизни, но она постоянно плачет, говорит о бессмысленности существования, смерти и желает, чтобы ей выписали какие-нибудь лекарства. Ни с какими психологами или психотерапевтами общаться она не хочет, потому что считает, что они все как один просто говорят, что "всё будет хорошо". Подскажите, пожалуйста, как мне уговорить её пойти к Вам на прием. Также, хотелось бы узнать несколько деталей: принимаете ли Вы сама? долго ли придется ждать после записи? сколько приблизительно будет стоить 1 консультация?
Заранее спасибо!
Ольга
olga_podolska
Apr. 26th, 2010 10:40 pm (UTC)
Здравствуйте!

Да, я принимаю сама и даже по телефону с клиентами разговариваю тоже сама. Это принципиальная для меня позиция.

Сейчас запись ведется на середину мая, т.е. придется подождать около двух недель. Но обычно такой загрузки нет, и можно расчитывать попасть на прием в течение недели. В острых случаях я стараюсь найти возможность принять человека в ближайшее время.

Стоимость консультации указана у меня на сайте:
http://olga-podolska.ru/?page=pt_personal

Ссылку на сайт можно дать подруге - возможно, с помощью материалов на нём она убедится, что психологи не только говорят "всё будет хорошо"? ;)
( 44 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars