?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Этим неуважительным словосочетанием обозначаются часто посиделки с другом за рюмкой чая, сопровождающиеся изливанием душевных горестей и разделом житейских мудростей.

Нужно сказать, что мне это словосочетание не нравится по двум причинам:

  • во-первых, из-за своей неуважительности; на самом деле возможность подобных разговоров по душам хорошо бы иметь каждому человеку, поскольку она выполняет большое количество сознательных задач: соотнесение собственного жизненного опыта с референтной группой, проговаривание и структуризация травматичного опыта, и т.д.

  • во-вторых, из-за употребления слова "психотерапия", ибо несмотря на огромное количество всяческой пользы, подобные посиделки относятся к области психогигиены, а не психотерапии.



На уровне метафоры разница приблизительно как между "почистить зубы" и "вылечить кариес".
Первое может (и должен) делать каждый самостоятельно, за вторым лучше обращаться к специалистам.
Если вы - как раз тот человек, на кухню к которому стекаются друзья за советом и сочувствием, - вам лучше знать ограничения психогигиены.

Итак, что может дать "кухонная психотерапия", чего не может, и когда лучше настоящая психотерапия?

1. Безопасность и принятие

На эту тему были исследования даже в стационарах: наличие собеседника, который принимает человека таким, какой он есть, и принимает его проблемы, а не отмахивается от них - ведет к статистически достоверному улучшению даже при наличии измеримых соматических проявлений. Иными словами, - если вы дадите приятелю возможность выговориться, и будете его внимательно слушать, по возможности не перебивая и не влезая с нравоучениями, - ему наверняка полегчает, хотя бы чуть-чуть. Хотите помочь - начните с этого.

Если пользоваться метафорами, то это как чай с малиной: сам по себе вроде ничего не лечит, но при простуде его не зря рекомендуют. Психика человека обладает своего рода "иммунитетом", способностью к самовосстановлению, - и эту возможность ей обеспечивает именно атмосфера принятия и безопасности. При этом следует помнить, что, хотя чай с малиной и помогает при простуде, но при воспалении лёгких нужны более сильные средства. Чай с малиной, конечно, всё равно дело хорошее - но если ограничиться только им, есть риск, что бронхит перейдет в хроническую форму, а воспаление легких и вовсе закончится летальным исходом. Аналогично и со всеми психическими расстройствами, увы.

2. Работа с сознанием

Откровенная беседа по душам прекрасно работает с сознанием, и в этой области авторитетный человек-друг может быть даже более действенным, чем психотерапевт. Объяснения с точки зрения здравого смысла, логические построения и житейские советы - это то, что каждый может дать собеседнику в меру своих способностей. И это имеет свою собственную ценность, не зря мудрых людей ценили во все времена. Но с помощью одной только сознательной беседы принципиально невозможно работать с бессознательным.

Если ваш собеседник жалуется на то, что в какой-либо ситуации его реакция не вполне адекватна, но трактует её как "реакцию изнутри, которой невозможно сопротивляться" - речь идет о реакции бессознательного. Бесполезно советовать ему взять себя в руки, или впадать в дикий психоанализ и искать корни в его отношениях с мамочкой, - собственно, кроме сочувствия, вы ему ничем помочь не сможете. И лучше даже не пытаться - уже в заботе о целостности собственной психики: неизвестно, как отреагирует ваше собственное бессознательное на эмоциональные реакции собеседника. В этом случае всё, что вы можете сделать для своего собеседника - уговорить сходить к психотерапевту.

3. Бессознательное воздействие на бессознательное

Собственно, любая транзакция в человеческом общении идёт на двух уровнях: сознательное-сознательное и бессознательное-бессознательное. Люди постоянно бессознательно транслируют друг другу бессознательные воздействия, обычно без всякой цели и никак ими не управляя. А дальше - "Если кит на слона налезет, кто кого сборет?", - есть три варианта. Назовём человека с проблемами реципиентом, а пытающегося помочь - корреспондентом:

I. К+ > П- = К+П+
Бессознательное корреспондента устойчиво гармонизировано с сознанием, реципиент бессознательно перенимает эту гармонию и ему становится лучше. Корреспонденту остается как было.

II. К+ < П- = К-П-
Бессознательное корреспондента неустойчиво гармонизировано с сознанием, реципиент транслирует ему свою дисгармонию, корреспондент бессознательно её перенимает и ему становится хуже. Реципиенту остается как было.

III. К- > П- = K+П--
Бессознательное корреспондента не гармонизировано с сознанием, реципиент к своей дисгармонии добавляет еще и дисгармонию корреспондента, и реципиенту становится хуже. Корреспонденту в этой ситуации может стать даже и лучше, будет бессознательное ощущение "я помог", хотя реципиент этого не подтверждает.

Иными словами, как ни странно, оказание такого рода помощи может сказаться отрицательно не только на вас, но и на том, кому вы пытаетесь помочь. Чем чаще вы подвергаете себя подобным испытаниям - тем больше вероятность эмоционального выгорания. Поэтому заниматься подобным имеет смысл прежде всего для родственников и самых близких друзей. Если же вы готовы помогать почти посторонним людям, стоит задуматься.

4. Проанализируйте себя, для чего вам вообще вся эта "кухонная психотерапия"?

Абсолютно гармоничный человек - это как сферический конь в вакууме; в реальности у всех есть области дисгармонии. Психотерапевты - люди, сталкивающиеся в своей работе с наиболее сложными случаями психологических расстройств - до начала практики проходят личную терапию, чтобы выяснить особенности своего бессознательного. Социальные работники, врачи, педагоги, и прочие люди помогающих профессий типа "человек-человек", хотя бы получают за свою деятельность деньги. Кроме того, существует (к сожалению, не всегда применяется) достаточно большое количество реабилитационных техник, направленных специально на снижение вероятности эмоционального выгорания у профессионалов - балинтовские группы и т.п.

Человек, всерьез надеющийся без специальных знаний (в том числе и о том, как выходить из резонанса с клиентом, по каким признакам определять то, что выйти не удалось, и что потом с этим делать) помогать проблемным людям - подобен любителю-электрику, лезушему в трансформаторную будку без перчаток: иногда может починить, иногда - сломать, но в том, что рано или поздно сгорит сам, можно не сомневаться.

Именно поэтому имеет смысл задать себе вопрос, зачем вам это нужно? Если у человека без специального технического образования хобби - лазить по посторонним сломанным трансформаторным будкам, что мы подумаем о его движущих мотивах? Может, он какие-то свои бессознательные проблемы таким образом решает? Может, есть какой-то менее опасный и более осознанный путь решения этих проблем?

В этом случае лучшее, что вы можете сделать для себя - уговорить себя сходить к психотерапевту. :)
Buy for 400 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 81 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
ex_safronov
Oct. 4th, 2009 12:44 pm (UTC)
Спасибо, Ваш пост, очень вовремя
olga_podolska
Oct. 4th, 2009 12:50 pm (UTC)
Спасибо и вам за отзыв, я рада. :)
irina_oct
Oct. 4th, 2009 12:45 pm (UTC)
о! еще одна интересная причина :)
Слушай, а это совпадение такое, да? Про выгорание то?))
или мои вопросы повлияли?
olga_podolska
Oct. 4th, 2009 12:55 pm (UTC)
Не, это уже не совпадение. :))

Это каузальная причинно-следственная связь: ты спросила, я вспомнила про дискуссию, которая у меня в августе еще состоялась в одном комьюнити - http://community.livejournal.com/ru_psychology/1484326.html?thread=26548006#t26548006 - и сделала из неё статью. :)
(no subject) - irina_oct - Oct. 4th, 2009 01:04 pm (UTC) - Expand
orrine
Oct. 4th, 2009 12:48 pm (UTC)
То есть разговаривать так все-таки хорошо? Вы меня успокоили :)
Я очень боюсь повредить друзьям, ведущим со мной такие беседы, поэтому в последнее время не даю никаких советов. Стараюсь ограничиться сочувствием и вопросами, если мне кажется, что человек не видит чего-то, что вижу я, или не до конца "докручивает" последствия своего выбора. Но страх испортить что-то все равно есть. Теперь его будет поменьше :)
olga_podolska
Oct. 4th, 2009 01:02 pm (UTC)
Разговаривать - это прекрасно. Молчать - тоже прекрасно. В сущности, невозможно повредить собеседнику ни тем, ни другим: разговаривать ли с вами, молчать ли, и слушать ли ваших советов - это ЕГО выбор. Он вам всего лишь друг - не сын, не брат и не прочий какой иждивенец. Вот если б вы его заставляяяяли, тут было бы другое дело...

Фильтровать советы - ответственность советуемого, если он является лицом совершеннолетним и дееспособным. :)))
chayushka
Oct. 4th, 2009 12:57 pm (UTC)
То есть, если у меня постоянно спрашивают "как пройти" (я даже свое внутреннее состояние меряю по этому) и ко мне как раз идут "поплакаться", то у меня на роже написано, приглашение решить мои бессознательные проблемы? :)

У Соньки моей та же карма. Вечно у нее в аське кто-нибудь на жизнь жалуется или даже на дом ее выписывает. Правда она уже ребенок нового времени. Мне вот не пришло в голову делать из кармы профессию, а Сонька говорит: "Знаешь, мам, пойду-ка я в психотерапевты. Все равно все так и будут мне плакаться, так хоть деньги буду за это получать." :)
olga_podolska
Oct. 4th, 2009 01:10 pm (UTC)
Ну, насчёт "как пройти" - это просто потому, что лицо у тебя доброе, открытое и симпатичное. Талант, можно сказать. :)

А вот что ты позволяешь себе плакаться в жилетку, это о чем-то в твоем внутреннем мире говорит, да. Для чего-то же тебе это нужно? Или ты просто отказать не умеешь?

PS: Работа психотерапевта не заключается в том, чтобы "выслушивать тех, кто плачется" - это уровень социального работника, нянечки, работника хосписа и т.п. Психотерапевт дает такой метод решения проблем, чтоб не на что было плакаться. Если, скажем, у самого психотерапевта по каким-то причинам существует бессознательная необходимость в том, чтоб ему плакались, - как думаешь, какова будет эффективность его работы? ;)
alexjourba
Oct. 4th, 2009 01:18 pm (UTC)
По поводу "не психотерапевтов" (да и "недо-психотерапевтов") был
такой жесткий пост - читали наверное :)
А с психогигиеной я согласен, тут спорить не с чем.

Разве что интересно по поводу "приведения в соответствие" сознательного и бессознательного. Действительно, очень большая (если не основная) проблема! Но ее отдельно никто, как мне кажется, не решает - слишком общая задача, не конкретный заказ "приведите в соответствие мое сознание моему бессознательному"... а было бы интересно порешать ее для самого себя :)
olga_podolska
Oct. 4th, 2009 01:33 pm (UTC)
Пост этот пропустила, оказался отличный, спасибо. :)))
Хотя мой пост совершенно о другом. Принципиально даже, я бы сказала. :)

По поводу приведения в соответствие сознательного и бессознательного - я удивлена, что вам кажется, что её не решают. А к кому вы обращались с этим запросом?

Я, во всяком случае, вполне себе решаю. Хотя обычно запрос звучит "понять себя" или там "я не знаю, чего хочу" - но в сущности это всё о том же. Собственно, психотерапия в принципе заключается именно в этом, вообще-то, даже если изначально запрос звучит как "уберите мне боль в спине". :)))))
(no subject) - alexjourba - Oct. 4th, 2009 01:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Oct. 4th, 2009 02:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alexjourba - Oct. 4th, 2009 02:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Oct. 4th, 2009 02:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alexjourba - Oct. 4th, 2009 02:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Oct. 4th, 2009 02:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alexjourba - Oct. 4th, 2009 03:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - web_mistress - Oct. 4th, 2009 03:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Oct. 4th, 2009 05:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alexjourba - Oct. 4th, 2009 06:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Oct. 4th, 2009 06:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alexjourba - Oct. 4th, 2009 10:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Oct. 4th, 2009 10:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alexjourba - Oct. 4th, 2009 10:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alexjourba - Oct. 4th, 2009 10:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Oct. 4th, 2009 10:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alexjourba - Oct. 4th, 2009 10:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Oct. 4th, 2009 11:11 pm (UTC) - Expand
fineta
Oct. 4th, 2009 01:55 pm (UTC)
В продолжение темы. То есть, если мне доставляет удовольствие помогать другим людям решать их личностные проблемы, разбираться в себе и пр. - значит, мне нужно становится профессиональным психотерапевтом? Ибо иначе я могу "навредить"?
Я вот пока никак не готова принять такое решение - менять профессию. Мне кажется, одно дело - самой ходить на психотерапию, читать соответствующие книги, помогать близким людям разрешить какие-то внутренние противоречия, которые их мучают, и совсем другое - работать с незнакомыми людьми и нести ответственность за результат этой работы.
olga_podolska
Oct. 4th, 2009 02:11 pm (UTC)
Вообще, вывод из статьи довольно странный. :)

Мне кажется, что задумываться об опасности того, что вы им навредите, должны те люди, которые принимают вашу помощь. Хотя, конечно, нести ответственность за то, что вы делаете, вам тоже было бы неплохо, но "спасение утопающих - дело рук самих утопающих" главным образом. Особенно учитывая то, что не выступаете в профессиональной роли.

Вам имеет смысл задумываться прежде всего об опасности того, что вы самой себе навредите, "помогая другим людям решать свои проблемы". Это в общем случае небезопасное занятие. См. п. 3 и 4. :)
naivnaya_super
Oct. 4th, 2009 02:24 pm (UTC)
у меня бывает, что я начинаю рассказывать кому-либо из друзей, но тут вижу их интерпретацию, которая мне совершенно не близка, я вижу их обвинение меня - мол "я сама во всем виновата". я тогда дико начинаю злиться и принимаю решение вообще уменьшить контакт с этими людьми. то есть я вдруг не нахожу принятия...
olga_podolska
Oct. 4th, 2009 02:32 pm (UTC)
Да, это часто случается, к сожалению... Когда люди "из лучших побуждений" вмешиваются не в свое дело и делают только хуже, вместо облегчения ситуации. В социуме вообще не очень-то хорошо с принятием и безопасностью, неоткуда им было научиться.

Если этих друзей терять жалко - можно на них воздействовать, более чётко обозначая то, чего вы от них ждете: "Мне сейчас не нужны интерпретации, я просто хочу, чтобы меня выслушали".
А можно просто уменьшить контакт с этими друзьями и пойти к другим.
(no subject) - naivnaya_super - Oct. 4th, 2009 02:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fashionistaag - Oct. 4th, 2009 03:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Oct. 4th, 2009 05:31 pm (UTC) - Expand
ira_mf
Oct. 4th, 2009 03:57 pm (UTC)
спасибо.
olga_podolska
Oct. 4th, 2009 05:33 pm (UTC)
На здоровье. :)
(no subject) - klemka - Oct. 4th, 2009 06:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Oct. 4th, 2009 06:48 pm (UTC) - Expand
olyapolya
Oct. 4th, 2009 07:27 pm (UTC)
>по каким признакам определять то, что выйти не удалось

а можно ли попросить тебя перечислить эти признаки?
olga_podolska
Oct. 4th, 2009 07:51 pm (UTC)
Можно. Это, грубо говоря, определяется тем, что в какой-то момент сочувствие и сопереживание "зашкаливают"- после чего может наступить реакция отторжения (тоже свидетельствующая о вторичной травматизации).

В принципе, достаточно двух-трёх реакций из списка, возникших в процессе общения:

1. Повышение сердцебиения.
2. Неконтролируемая дрожь.
3. Немотивированное раздражение.
4. Наворачивающиеся слезы, плач.
5. Неспособность действовать, ступор, растерянность.
6. Неожиданное внутреннее беспокойство, повышение уровня тревоги.
7. Истощение, мгновенная потеря интереса к происходящему.
8. Деперсонализация и дереализация - "всё как будто не со мной", "всё как будто за стеклом".

Отсроченнные реакции, более 15 минут после вторичной травматизации:
1. Реакция бегства.
2. Отчаяние.
3. Упадок сил.
(no subject) - olyapolya - Oct. 4th, 2009 10:55 pm (UTC) - Expand
figh_rodys
Oct. 5th, 2009 07:18 am (UTC)
Спасибо за пост
Давно подозревала, что не помешает и по этой причине к психотерапевту сходить, осталось денег на этой найти )
Очень меткая формулировка - эмоциональное выгорание, прямо на себе ощущала.
Выражаясь словами одной знакомой, у меня "лицо благодарного слушателя, и выйти из резонанса получается не всегда. Иногда прямо крутит, когда я пропускаю через себя то, что может друг переживать. И это при том, что и так круг близких знакомых сокращён.
И что плохо, при таком общении выгораешь не только ты,но и чувства к другу.
olga_podolska
Oct. 5th, 2009 10:00 am (UTC)
Re: Спасибо за пост
Да, психика защищается как умеет. Если чувства к другу мешают вам сказать ему "нет" - она убирает чувства к другу...

Иногда люди искренне уверены, что "забывать о себе" - это хорошо. Такому человеку трудно сознательно отказать другу, даже когда он знает, что его потом будет крутить; трудно найти деньги на психотерапевта, даже когда он знает, что тот ему необходим по многим причинам. Но ведь эти деньги так нужны другим!

К сожалению, если вопрос не решается сознательно - психика решает его доступный ей способом. Нет возможности сознательно отказать друзьям - тогда помимо воли сокращается круг знакомых. Нет возможности сознательно улучшить качество своей жизни с помощью психотерапевта - тогда помимо воли сокращается время этой самой жизни, человек болеет и умирает.

Позаботиться о себе сознательно - это, в том числе, способ лучше и дольше заботиться о других. Больной и эмоционально выгоревший человек позаботиться ни о ком не сможет даже при желании.
laiska
Oct. 5th, 2009 09:47 am (UTC)
Благодарю! Отличный пост!;0)))
olga_podolska
Oct. 5th, 2009 10:40 am (UTC)
Спасибо. :)
a_kedavra
Oct. 5th, 2009 11:01 am (UTC)
Спасибо большое за статью! Очень вовремя, я как раз подошла к проблеме выгорания...
olga_podolska
Oct. 5th, 2009 11:17 am (UTC)
О выгорании я собираюсь еще отдельно написать в ближайшем будущем. :)
carski
Oct. 5th, 2009 09:39 pm (UTC)
вопрос.
Вот если уже уговорил себя сходить к психотерапевту, то где найти хорошего психотерапевта и как определить, что он действтилеьно хороший?
olga_podolska
Oct. 5th, 2009 10:01 pm (UTC)
ответ. :)

К сожалению, нет какого-то специального места, где водятся только хорошие психотерапевты.
Можно искать по каталогам, собирать информацию о специалистах, сравнивать...

Как определить, что специалист подходит именно вам, можно почитать здесь:
http://olga-podolska.ru/?page=works_find
(no subject) - carski - Oct. 6th, 2009 08:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Oct. 7th, 2009 11:02 pm (UTC) - Expand
adora_m
Oct. 6th, 2009 08:26 am (UTC)
Скажите, пожалуйста, а если человек говорит, что бы у кучи психологов - и платных, и бесплатных, и хороших, и неизвестных, и ничего ему не помогло? Может быть вариант, что он просто не хочется расставаться с проблемой и он просто себя жалеет?
olga_podolska
Oct. 6th, 2009 09:11 am (UTC)
Разумеется.

Психотерапия - не таблетка, которую можно принять и она "поможет". Меня себя, свои паттерны поведения и, возможно, свою жизнь в каких-то аспектах, придется самому. Если человек сам не настроен вообще что-либо делать - то ему, конечно, ничто не поможет.
продолжение поста ;) - oleg_degtyarev - Oct. 9th, 2009 06:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Oct. 11th, 2009 12:39 pm (UTC) - Expand
golox
Oct. 7th, 2009 09:26 am (UTC)
Я для себя выработала свой рецепт: эмпатия, принятие эмоций, и никакого психоанализа. Максимум, на что теперь иду - вопрос "а чего ты хочешь?".
olga_podolska
Oct. 7th, 2009 11:00 pm (UTC)
Да, я как раз об этом. Эмпатии вполне достаточно. :)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 81 comments — Leave a comment )

Latest Month

March 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars