?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

- Кто говорит? - Слон!

Разговор с симптомом, или что делать при внезапном проявлении психосоматики

Если у вас внезапно, без объявления войны и видимых причин, в организме что-то разболелось, воспалилось, раздражилось или перестало работать - что делать?
Прежде чем рассказывать, что с этим делать с точки зрения психологии, я хочу напомнить:

I. Если вы знаете причину - уберите причину
Иными словами - как врач в анекдоте рекомендовал даме из новых русских - "Аллергия пройдёт, когда пройдут ананасы". Дама, кстати, удивлялась на это: "Странно, разве ананасы могут пройти?"
Не уподобляйтесь. Жрать ананасы и жевать рябчиков можно будет не раньше, чем аллергия окончательно пройдёт.

II. Если вы не знаете причины - пройдите обследование
Когда говорят, что все болезни от нервов, забывают уточнить, что часть этих болезней зашла уже так далеко, что имеет вполне объективные физические причины.
При наличии органических поражений лекарства гораздо эффективнее психотерапии. Не пренебрегайте.
Психологическая работа над собой никогда не мешает - но и действенных лекарств не заменяет...

Если вы уже выполнили пункты 1 и 2 - можно переходить к третьему:
III. Что этот симптом хочет сказать вам с психологической точки зрения?
Если у вашего симптома нет никакой очевидной причины, и врачи не находят в вашем организме никаких изменений - то, значит, речь идёт о психосоматике.
Организм явно испытываем психологический дискомфорт, и пытается сказать вам что-то, что вы уже долго никак не желаете услышать...
Симптом - почти всегда крик организма о помощи. Поговорите с ним, помогите ему: он вам не чужой, ваш организм.

 
Я три ночи не спал, я устал. Мне бы заснуть, отдохнуть...
Но только я лёг - звонок! - Кто говорит? - Носорог.
- Что такое? - Беда! Беда! Бегите скорее сюда!
- В чём дело? - Спасите! - Кого? - Бегемота!
Наш бегемот провалился в болото...
- Провалился в болото? - Да! И ни туда, ни сюда!
О, если вы не придёте,- он утонет, утонет в болоте,
Умрёт, пропадёт бегемот!!!

- Ладно! Бегу! Бегу! Если могу, помогу!
Ox, нелёгкая это работа - из болота тащить бегемота!
К. Чуковский
Симптом не позвонит вам по телефону, поэтому это вам придётся идти к нему, а не наоборот... Это нелёгкая работа, да. Но вместе с тем это - и занимательное путешествие, путешествие в себя, разговор с собой на языке образов: другого языка у подсознания нет. Если вы научитесь разговаривать с симптомом на его языке - вас ждут, в буквальном смысле слова, сказочные открытия. Они помогут вам даже в том случае, если вам известны причины симптома и органические поражения, его сопровождающие. Если же ничего из этого вам не известно - то разговор с собственным симптомом приобретает для вас особенную актуальность.

Итак, погружаемся в сказку!

1. Сосредоточьтесь на симптоме. Усиливайте его, чувствуйте его как можно более полно.
Как он ощущается внутри вас? Какого он цвета? Температуры? Формы? Фактуры?
Представьте его так точно, чтобы вам не составило труда его нарисовать.

2. Станьте этим симптомом и изобразите его собой.
Двигайтесь, как будто вы и есть этот симптом; звучите, как будто вы и есть этот симптом.
Прислушивайтесь к своим чувствам в движении: куда направлена их энергия? Что является целью этого волшебного движения?

3. Замечайте чувства, образы и идеи, возникающие в связи с этим движением и этой энергией.
Позвольте им увлечь себя в фантазию о перерождении этой энергии: достигните цели своего движения, почувствуйте энергию этого достижения и то, куда она направлена... и почувствуйте его следующую цель.
Эта фантазия может быть сколь угодно длинной - позвольте ей развиваться до тех пор, пока не ощутите, что последня достигнутая цель - окончательна.

4. Исследуйте достигнутое состояние.
О чём оно вам говорит? Как вы себя чувствуете в этом состоянии? Что бы случилось, привнеси вы эти чувства в свою обыденную жизнь?
Возможно, симптом напоминает вам о том, чего вам не хватает в обыденной жизни? А возможно, предостерегает от того, чего в жизни слишком много?

5. Сформулируйте послание симптома, придумайте, как можно было бы сделать это кратко, и запишите его.

6. Спросите себя, что вы открыли или узнали о себе и своём симптоме, выполняя это упражнение.
Прикиньте, каким образом вы могли бы привнести послание симптома в свою обыденную жизнь.

7. Начните менять свою жизнь в соответствии с посланием симптома - и, когда ваша жизнь изменится, симптом исчезнет.

Некоторую помощь в диалоге с симптомами могут оказать народные пословицы и поговорки:
"Это меня раздражает" - болезни кожи: раздражения, нейродермиты
"На дух не выношу" - дыхательная система: аллергический насморк, бронхит, астма
"Глаза б мои не смотрели" - болезни зрения
"Слышать этого не хочу" - болезни слуха
"Проглотить обиду" - болезни горла: ангина, простуда
"Не перевариваю" - болезни пищеварительной системы, тошнота

Если симптом только-только появился - то, поговорив с ним, вы наверняка быстро сообразите, как поменять свою жизнь таким образом, чтобы удовлетворить его желания.
Если же вы с ним давно друг без друга не живёте - то, возможно, разговаривать придётся долго... но оно того стоит.
Лучшее понимание собственного организма - огромный ресурс, и не стоит им пренебрегать.
 
Постоянная ссылка: olga-podolska.ru
Buy for 400 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 56 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
ex_vilainen16
Jun. 20th, 2008 10:11 pm (UTC)
Очень полезная для многих информация, безусловно. Хотя, большинство пациентов к психосоматике до сих пор относятся с большим подозрением, как к какому-то "шаманству". Поди объясни им, почему хронической головной болью и вегетативными кризами занимается психотерапевт, а не невропатолог.
olga_podolska
Jun. 20th, 2008 11:44 pm (UTC)
Особенно потрясает меня тот факт, что относящиеся негативно к психотерапии граждане встречаются даже среди тех, кто лекарств не любит тоже! :)

Просто замкнутый круг...
(no subject) - yurin - Jun. 21st, 2008 12:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Jun. 21st, 2008 07:45 pm (UTC) - Expand
zeeba_neighbah
Jun. 21st, 2008 07:44 am (UTC)
Такое тебе ПРЕБОЛЬШОЕ спасибо за то, что ты всё расписала! Пока привычки так поступать нету, это очень хорошая напоминалочка! :)
olga_podolska
Jun. 21st, 2008 07:45 pm (UTC)
Да, я так и подумала, что напоминалка не помешает. :)
kocha25
Jun. 21st, 2008 07:51 pm (UTC)

/II. Если вы не знаете причины - пройдите обследование /
Очень правильный пункт. Достали уже начинающие психологи, которые любую болезнь готовы объявить психосоматикой и начать терапевтировать.
Недавно смешно было. Пришла одна барышня на группу и стала жаловаться, что у неё всю ночь зуб болел, флюс и температура - психосоматика, не иначе. Наша ведущая группы ей мягко так: "А может это таки просто зуб заболел?" Барышня ей: "Не, я точно знаю - психосоматика"))
olga_podolska
Jun. 21st, 2008 08:16 pm (UTC)
Самое смешное, что я вполне готова согласиться, что - да, психосоматика. Всё в этой жизни психосоматика - одной соматики, без психики, просто не бывает вообще. :)

Это не отменяет того факта, что если дело дошло до флюса и температуры - то вначале нужно идти к зубному, и только потом к психологу. А не наоборот. :)))

Здоровье, в конце концов, можно рассматривать как цель, - а давно известно, что при разных ситуациях для достижения цели могут быть более эффективны разные инструменты. Для каких-то задач больше подходит перочинный ножик, для других - топор; главное не перепутать.
(no subject) - kocha25 - Jun. 21st, 2008 08:20 pm (UTC) - Expand
panda_pandus
Jun. 23rd, 2008 12:46 pm (UTC)
Даже попробовать захотелось. Но как назло, в данный момент ничего не болит. :'(

Только на локте ссадина - недавно об гвоздик ободрался. Попытался расковырять - заболела. Видимо, этот симптом хочет сказать мне: "Не ковыряй!"
olga_podolska
Jun. 23rd, 2008 09:25 pm (UTC)
Шаман! :)))

Такие успехи с первого раза!!! :D
(no subject) - panda_pandus - Jun. 23rd, 2008 10:16 pm (UTC) - Expand
shura_schwarz
Jul. 2nd, 2008 11:46 am (UTC)
пришла к вам по ссылке, заинтересовалась, попыталась и на 4 пункте достигла панической атаки. что делать? симптом простой: когда я нервничаю или устала, одинока - чувствую голод, но не правильный, типа "чего бы съесть", а приступ, имитирующий язву. язвы нет, проверено. даже плевых гастритов много лет не было. в результате жру, чтобы боль утихла, потом получаю уже не психосоматические болячки от переедания.
olga_podolska
Jul. 2nd, 2008 10:27 pm (UTC)
Ого! :((

То, что вы достигли панической атаки, показывает, что:
а) вы шли в правильном направлении, ибо что-то в бессознательном явно на это направление отзывается;
б) некая часть вас не менее сильно же достижению инсайта противится и его боится, останаваливает вас на краю.

Теперь нужно работать с этой частичной вас - скорее всего, это именно она и привносит в вашу жизнь то, что не нравится вашему телу - о чём тело сообщает вам путём приступов, имитирующих язву. Эту работу лучше бы проводить с психологом, конечно, - самостоятельно пройти через край... это всегда задача для сильных духом: переход через край часто бывает пугающим. Страшновато.

То, что вам не просто страшновато, а возникает паническая атака, - говорит о том, что запрещающая этот переход частичка вас очень сильна. Нужно, соответственно, как-то увеличить силы разрешающей частички. Например, привлечь на её сторону специалиста.
(no subject) - shura_schwarz - Jul. 3rd, 2008 03:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Jul. 3rd, 2008 08:49 pm (UTC) - Expand
фуух.. попробовала! - jennta - Jul. 7th, 2008 05:28 am (UTC) - Expand
Re: фуух.. попробовала! - olga_podolska - Jul. 7th, 2008 10:14 am (UTC) - Expand
entropy_lk
Jul. 24th, 2008 08:43 pm (UTC)
У меня проблемы гормонального характера: высыпания на коже, "лохматость" повышенная, когда-то была киста на яичниках и в молочных железах, проблемы "по-женски", то одни, то другие - в общем, и если одно проходит, то что-то новое из этой серии обнаруживается.

Попыталась я представить свою болячку и вдруг увидела мультяшную собаку, истошно лающую стихами:
Гав-гав-гав!
Гав-гав-гав!
(ну и так далее)

Я стала этой собакой и увидела, что я в какой-то деревне. Я чего-то очень боюсь, бегу через деревню и лаю. Бежала я, бежала, пока не выбежала на край села, к большому пруду. Я перестала гавкать, переплыла через него и села отдохнуть на том берегу. Поймала рыбки, поела, а как отдохнула и набралась сил, так села и стала гавкать на деревню еще громче и отчаянней.

На лай выбежали люди - с вилами, и побежали в мою сторону. Но добежав до пруда, они остановились - и стали махать в мою сторону вилами, грозясь меня заколоть. Тогда я разозлилась, одним прыжком перепрыгнула(!) через пруд, стала их кусать и отбирать вилы. Все отобрала и бросила в воду.

А потом я увидела, что все лежат покусанные и стонут. Тогда я начала ходить меж ними, зализывать их раны и скулить. А потом пришел какой-то ребенок и позвал меня к себе - ребенок меня явно знал, но я его не узнала - всеё мультяшное, лица схематичные, недорисованные. И я ушла с ним - озираюсь на покусанных людей. Мне было жаль их, но я не могла им помочь, я ушла. Всё.

Как "привнести послание симптома в обыденную жизнь"?.. Не знаю. По всей видимости, у меня есть куча затаенных обид в ответ на причиненную боль, которых я когда-то не высказала, но которые до сих пор во мне лают. Мне бы как-то вылаять все это, даже покусать, быть может, - а потом простить. А я не лаю, не кусаю - боюсь чего-то, боюсь причинить боль, боюсь наказания. И лаю только про себя, внутри, громко, отчаянно, болючими стихами.

Кстати, болезни горла, ангины и простуды - это тоже мое, родное, с самого детства и до сих пор. И у ребенка моего тоже горло и простуды с рождения.
olga_podolska
Jul. 25th, 2008 12:38 am (UTC)
Да, это обиды. Болезни горла - это всегда невысказанное, невыкричанное...

Что делать? - Работать с тем, что мешает выражать свои чувства. Что это? Откуда оно возникло? Как получилось? Кто говорил в вашей жизни, что нельзя шуметь и вообще говорить о чувствах? Был ли он прав? Если не всегда - то как с ним договориться, чтобы в тех случаях, когда его контроль во зло, он затыкался?

Потихоньку, по чуть-чуть хотя бы, нужно привносить в свою жизнь возможность говорить с близкими о том, что вас обижает. Обычно это легче делать из того состояния, которое наступило "потом" - из состояния того милосердия, которое позволяло зализывать чужие раны. Ваши обиды - это тоже чужие раны: когда человек всем удовлетворён, он не наносит обид другим. Те, кто вас обижали - сами чем-то, возможно, были ранены; и их неумение выразить свою боль цивилизованно - приводит к тому, что они передают свои чувства и ожидания от вас таким образом, который вас обижает. И, возможно, это их ранит ещё больше. Замкнутый круг.

Разомкните его. Покажите, ЧТО вы чувствуете, когда вас обижают - но покажите это мягко, из состояния милосердия. И постарайтесь вместе найти путь, которым вы могли бы обмениваться информацией без взаимных обид.

И, конечно, - позволяйте ребёнку шуметь, ради всего святого! Детям свойственно кричать, смеяться и плакать - позволяйте ему это, не одёргивайте и не утешайте в стиле "Ну хватит уже ныть, смотри какой мячик". Когда ребёнку нужно выплакаться - позволяйте ему выплакаться, а не старайтесь сразу перевести этот процесс в какое-то другое русло.

Это тот минимум, который вы можете сделать сами.

Можно также попробовать непосредственно "вылаять" внутреннее состояние, и покусать, например, подушку как-нибудь наедине... Но вообще, с такой психосоматикой, хорошо бы поработать с психологом очно.
(no subject) - entropy_lk - Jul. 25th, 2008 01:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - entropy_lk - Jul. 25th, 2008 01:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Aug. 7th, 2008 10:09 pm (UTC) - Expand
masha_lesha
Aug. 31st, 2008 09:49 pm (UTC)
Спасибо за интересную тему.
latelli_ina
Sep. 1st, 2008 05:38 am (UTC)
спасибо :) замечательная статья...
а вас читать буду! :)
vakurov
Feb. 24th, 2009 01:17 pm (UTC)
Спасибо. Можно ли утащить её ко мне на сайт: http://vakurov.ru

Со ссылкой, конечно.
olga_podolska
Feb. 24th, 2009 09:55 pm (UTC)
Разумеется! :)

Мне будет даже приятно. ;)
(no subject) - vakurov - Feb. 28th, 2009 07:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vakurov - Feb. 28th, 2009 08:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Feb. 28th, 2009 10:08 pm (UTC) - Expand
tigery2007
Mar. 28th, 2009 10:26 am (UTC)
Ну а как быть, если симптом "неразговорчивый"?
olga_podolska
Mar. 28th, 2009 03:11 pm (UTC)
Обращаться к специалисту.
lilarina
Apr. 9th, 2009 07:43 am (UTC)
Спасибо Вам огромное за такое подробное описание. Несколько лет уже беспокоила периодически возникающая боль в области трапециевидной мышцы слева, там где шея соединяется с плечом. Боль мешала расправить плечи, расслабиться, как будто сжимала мое плечо очень сильно и впивалась в него, хотелось расковырять и размешать там все. Стала представлять по вашей схеме, что я эта боль,как я себя при этом чувствую, сначала пришло ощущение, что боль плачет, ноет, куксится и кукожится, уже не помню точно ход своих ощущений, делала я это не за один раз и вот в очередной раз я увидела маленького скукоженного ребеночка, размером примерно 20 - 30 см, он очень скукоженный, лицо кислое, как будто лимона наелся, и весь такой сжавшийся в комочек, так что ни ручек не видно ни ножек, весь в складочках, и он находится в овальной емкости, которая похожа на яйцо и пытается в этой емкости уместиться, чувствовала я этого же младенца и когда мне муж звонил, и я не хотела с ним разговаривать, не хотела встречаться, но не могла этого не делать, и вот звонит телефон и я внутри чувствую как этот ребенок пытается сжаться еще больше, внутрь себя.
Получается я - это этот ребенок, который хочет куда-то забиться, сжаться так сильно, как только можно и отсюда такая боль. Работаю с терапевтом по гештальт-терапии, рассказала ей об этом, Т спросила что нужно этому ребенку, чего он хочет? Я - он хочет, чтобы его положили на какое-то открытое, чистое, теплое и светлое место, чтобы рядом на большом расстоянии никого не было, по крайней мере в этой же квартире, тогда бы он смог почувствовать себя в безопасности и расправиться постепенно.
Я поняла, что люди, которые меня окружают хотят находиться в моем пространстве (нарушать мои границы), а для этого им нужно освободить как можно больше места, а для этого мне нужно занимать его как можно меньше и максимально сжаться. После того как я нашла этого ребенка и обсудила это с терапевтом уже на следующий день мне стало неудобно сутулиться и хочется расправить плечи, уже 4 дня хожу с ровно спиной, первый два дня постоянно что-то хрустело в районе бывшей боли, сегодня чувствую просто некоторое напряжение в мышцах слева, но это не боль, каждый день уже меньше чувствую это напряжение, но самое главное - боли нет уже 5 дней!!!
сейчас мне доставляет удовольствие расправлять плечи и ходить с прямой спиной, в то время как раньше мне это было некомфортно, хотелось постоянно сутулиться (читай: сутулить себя).
Вот такой эффект.
olga_podolska
Apr. 9th, 2009 07:52 am (UTC)
Супер. Спасибо огромное вам за описание, очень все понятно и подробно.

И вашему психотерапевту привет передаваите.
(no subject) - lilarina - Apr. 13th, 2009 07:15 am (UTC) - Expand
romailo
Apr. 25th, 2009 04:52 pm (UTC)
Простите, как сорока тоже в гнездо унесла.

Ну и сама с симптомом беседовать села.Со свеженьким. Он у меня эксклюзивный и редкостный, все врачи удивляются. Пока ничего не объясняет, только ржет надо мной.
olga_podolska
Apr. 25th, 2009 05:57 pm (UTC)
Ух, как интересно! *любопытничает как сорока тоже* А что в нем особенно редкостное? ;)

Кстати, "ржет" - это тоже ответ. Не в смысле, что, мол, раз так, то и подавись он - а в смысле, что ржач этот усилить бы да и развернуть. Если он станет смеяться еще, еще, ещщще сильнее - то что произойдет? Он лопнет? Зарыдает? Задохнется от хохота? И когда это произойдет, то он превратится во что?

Ну, например, хохотал-смеялся, лопнул, превратился в газ, газ собрался в облачко и полетеееел... и стал летать над землей и больше ничего не делать.

И вот тогда придет пора спросить уже этот газ (или то, во что превратится хохот) - не хочет ли он чего передать той romalio, которая где-то там внизу стоит сейчас?... Что бы он мог ей посоветовать? может быть, о чем-то напомнить? или сообщить о чем-то, что она упускает из виду?
(no subject) - romailo - Apr. 26th, 2009 02:33 pm (UTC) - Expand
i_p_p_l
Apr. 27th, 2009 12:43 pm (UTC)
Добрый день!

Скопировала в журнал
http://i-p-p-l.livejournal.com/36958.html
megavolt_ex
Apr. 9th, 2010 10:48 am (UTC)
Ой какие материалы я пропускаю :)))
astapova_v
Sep. 6th, 2010 08:46 pm (UTC)
Очень красиво и тонко, спасибо. Не удержалась, стащила к себе ) http://astapova-v.livejournal.com/9300.html
pingback_bot
Oct. 7th, 2011 11:01 am (UTC)
Семинары
User rinadenisova referenced to your post from Семинары saying: [...] Разговор с симптомом [...]
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 56 comments — Leave a comment )

Latest Month

March 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars