?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Что это?
Эмоциональное выгорание – это состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы: спасатели, врачи, учителя, консультанты, и т.п. Возникновение истощения в случае эмоционального выгорания связывается именно с взаимодействием «человек-человек».

Термин «выгорание» (burnout) ввел в 1974 г. американский психиатр X. Дж. Фрейденберг (Freidenberger) для характеристики состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном эмоциональном общении с клиентами при оказании профессиональной помощи. Выгорание усугубляется (но не определяется) любыми другими негативными обстоятельствами: недостаточная зарплата, нехватка признания окружающих, плохие условия труда, переутомление, и т.д.

Клинически эмоциональное выгорание является состоянием предболезни, и относится к стрессам, связанным с трудностью поддержания нормального образа жизни (Z73) по МКБ-10.

Как это выглядит?
Синдром эмоционального выгорания (по В.В. Бойко) можно условно разбить на три фазы:

I фаза – напряжение психологических защит личности
Вроде бы все нормально, но приглушаются эмоции, исчезает острота чувств и переживаний. Все становится скучным, на душе пусто, любимая работа не радует, возникает недовольство собой и даже чувство собственной бесполезности, отсутствия выхода.
Внезапно, якобы беспричинно, активизируются внутренние конфликты личности, прежде дремавшие внутри, и подкрадывается состояние депрессии.

II фаза – резистенция, сопротивление психологических защит
Люди, с которыми человек работает, начинают его раздражать, особенно клиенты и посетители. Человек начинает пренебрежительно относиться к ним, а затем почти ненавидеть. При этом «выгорающий» человек сам не может понять причину нарастающей в нем волны раздражения.
В фазе резистенции возможности для работы в предлагаемом режиме исчерпываются, и психика человека начинает бессознательно менять режим, удаляя факторы, ставшие стрессогенными: сочувствие, эмпатию, сопереживание людям, - и, желательно, самих людей тоже: чем дальше люди – тем спокойнее.

III фаза – истощение
На этом этапе возникает утрата профессиональных ценностей и здоровья. По привычке специалист еще сохраняет свою респектабельность, но уже виден «пустой взгляд» и «ледяное сердце». Само присутствие рядом другого человека вызывает чувство дискомфорта и тошноты, вплоть до настоящей рвоты.
В этой фазе ресурсы психики полностью исчерпаны, происходит соматизация. Велика вероятность инфарктов, инсультов, и т.п.

Как это происходит?
Не существует единой точки зрения на то, как происходит эмоциональное выгорание. С точки зрения логики, ключевым в этом процессе должен быть контакт «человек-человек». Какие же отличия у него от других видов контакта – с машинами, документами, и прочими бездушными предметами? Единственное существенное отличие – возможность душевного сопереживания собеседнику, возможность проявления эмпатии, - и, соответственно, возможность психологической ретравматизации.

...Тут нужно упомянуть, что, разумеется, при любых личностных деформациях выгорание наступает быстрее. Так, например, неумение планировать свое время в любых профессиях приводит к переутомлению. Перфекционизм - к стремлению «спасти всех ото всего», что по определению невозможно, а значит, приводит к падению самооценки. И так далее. Но все эти проблемы типичны не только для профессий «человек-человек», и всюду приводят к весьма печальным результатам, так что их нельзя считать ключевыми для выгорания. Любые неблагоприятные обстоятельства эмоциональное выгорание усиливают, но что является его причиной?

Главное, чем отличаются помогающие профессии от всех других – постоянный контакт с людьми, часто с людьми в затруднительных или неблагополучных обстоятельствах, с людьми, которым нужна помощь, участие и сопереживание. Что происходит при сопереживании? – сам термин со-переживания предполагает переживание чувств, сходных с чувствами собеседника.

Соматический резонанс
В группах по телесно-ориентированной психотерапии, которые я периодически провожу, есть такое упражнение: участники разбиваются на пары, и когда первый, закрыв глаза, совершает движения, передающие его настроение – как бы танцует соответствующий танец – второй повторяет движения за ним. Часто через некоторое время второй участник настолько хорошо начинает понимать первого, что иногда даже предугадывает те движения, которые визави совершит через секунду, - несмотря на то, что вербально люди в этот момент не общаются, и «танец» какой-либо структуры не имеет. Во время шеринга, когда участники описывают собственные переживания, обычно выясняется, что переживания тех, кто был в паре, совпадали – если первый танцевал печаль, то второй тоже печалился, если первый танцевал радость, то второй тоже чувствовал веселье.

Это явление в телесной парадигме называется «соматическим резонансом», в НЛП – присоединением, и, в общем, оно может происходить не только сознательно – но и совершенно неосознанно. Каждый из вас может провести эксперимент, попросив кого-нибудь внимательно смотреть на экран во время монолога поэта Горохова. Если зритель действительно будет увлечен просмотром, вы, наблюдая за ним внимательно, сможете увидеть, как в грустных местах, где актер выдает гримасу невероятной трагичности, уголки рта зрителя тоже слегка опускаются, - а в местах, где актер демонстрирует облегчение, лицо зрителя слегка разглаживается. Причем происходит это без всякого сознательного намерения.

То же самое происходит с любым внимательно слушающим человеком, когда он захвачен эмоциями рассказчика: он начинает как бы разделять эмоции, бурлящие в рассказе, и проживать их вместе с партнером. То есть, неосознанно вступает в телесный резонанс. Подобное присоединение помогает не только понять другого человека, но и дать ему принятие и безопасность: на невербальном уровне резонанс собеседника как бы говорит рассказчику, что его понимают и зла против него не таят. Без этой способности к эмпатии, пожалуй, профессии типа «человек-человек» вообще противопоказаны.

К сожалению, если у присоединившегося хранится в бессознательном некий собственный эмоциональный заряд на ту же тему, этот заряд активируется и как бы «добавляется» к эмоциям, полученным из резонанса. Тут важно именно наличие бессознательной эмоциональной компоненты: именно она является маркером внутреннего конфликта. Наличие эмоционального заряда в бессознательном свидетельствует, что осознавание в подобных ситуациях происходит не до конца, имеет место внутренний конфликт.

Для демонстрации этого механизма в уже упоминавшихся группах предлагается еще одно парное упражнение – когда участник с закрытыми глазами получает задание просто «собрать лицо» к какой-либо точке, чисто физическое упражнение, - а партнер при этом внимательно следит не только за выражением его лица, но и за собственными чувствами. Часто человек, даже точно зная о том, что партнер просто делает задание, не включая эмоции – замечает за собой, что начинает проецировать на него свои собственные чувства.

Таким образом сопереживание иногда всколыхивает собственные непроработанные травмы помогающего – приходит вторичная травматизация и приводит с собой депрессию. Просыпается вытесненный психологическими защитами бессознательный внутренний конфликт, происходит актуализация бессознательного эмоционального заряда, и требуется всё большая и большая мощность психологических защит для того, чтобы уберечься от эмоциональной боли. Со временем наступает упадок сил, ангедония, и прочие прелести надвигающейся депрессии...

А ведь всего-то и было, что полчаса послушал человека, рассказывающего о своем горе, пару недель тому назад. Рассказ тогда как-то глубоко отозвался внутри, но потом текучка, дела, всё как будто затянулось... и нередко человек совершенно не связывает нынешнее состояние с причиной, его вызвавшей. Ибо бессознательный конфликт не осознается.

Что делать?
У меня на сайте размещен тест на эмоциональное выгорание, с помощью которого вы можете проверить себя самостоятельно. Если у вас полностью сформировалась первая фаза, пора начинать реабилитационные мероприятия – искать балинтовские группы, идти к психотерапевту, или хотя бы брать отпуск и заниматься самостоятельным восстановлением и самоисследованием. Про вторую и третью фазы даже говорить не буду, сами догадаетесь.

Если же эмоционального выгорания пока нет, на будущее стоит соблюдать некоторые правила безопасности при общении с людьми, которые нуждаются в вашей помощи и сочувствии. Это позволит вам не только сохранить собственное здоровье, но более эффективно выполнять профессиональные обязанности – то есть, в итоге, помочь большему количеству людей.

1. Половина внимания – на себя
• Обязательно устраивайте «переменки» - время, когда вы можете осознанно прислушаться к себе и только к себе. При возможности, это время стоит потратить на снятие остатков телесного резонанса (п.3).
• Прислушивайтесь к себе и непосредственно во время общения, - вам нужно научиться отслеживать свои эмоции, по возможности отделяя те, которые являются сопереживанием и непосредственно возникли из резонанса, от своих собственных.
• Ощущайте своё дыхание. Задержка дыхания – верный признак того, что вы входите в опасную для себя эмоциональную область. Пора ослабить контакт с партнером или даже передать его другому специалисту.
• Отслеживайте собственные ощущения тела. Если начались какие-то ощущения из п.2 – велика опасность вторичной травматизации, пора срочно отсоединяться.

2. Признаки вторичной травмы
• Повышение сердцебиения
• Неконтролируемая дрожь
• Немотивированное раздражение
• Неудержимые или неуместные слезы, плач
• Неспособность действовать, ступор, растерянность
• Неожиданное внутреннее беспокойство, повышение уровня тревоги
• Истощение, мгновенная потеря интереса к происходящему
• Временная мгновенная деперсонализация и дереализация

Критерием тут является широта восприятия и возможность полностью отреагировать полученное из резонанса. Слезы, дрожь и растерянность, полученные от партнера, будучи осознанными, усиленными и выраженными, негативного влияния не оказывают. В то же время «простое» сердцебиение, во время которого происходит сужение восприятия – накатывает впечатление, что из этого ощущения невозможно выйти, что вы им не управляете – свидетельствует о вторичной травматизации.

3. Снятие телесного резонанса
• Разотождествление: Напомните себе, что вы – это вы. Полезно сказать себе что-нибудь типа: «Я – Ольга Подольская, я - психолог», причем сказать не про себя, а громко, так, чтобы услышать собственный голос.
• Отсоединение: Поменяйте позу, ритм дыхания, пройдитесь, отведите взгляд, посмотрите в окно и т.п.
• Смена тактильных ощущений: Доставьте своему телу новые ощущения: помойте руки, сполосните лицо, выпейте чаю или глотните воды, сходите в туалет, подышите свежим воздухом или понюхайте кофейные зерна. Если есть необходимость – примите душ и смените полностью всю одежду.
• Необычные действия: Сделайте пару физических упражнений, и чем страннее они будут – тем лучше: вам нужны новые эмоции. Совершите несколько танцевальных па, прыгните со стула, всё, что угодно, из того, чего вы никогда не делали и что не оставит вас равнодушным.
• Релаксация: Научитесь расслабляться, отвлекаясь от вообще любых мыслей, сосредотачиваясь на ощущениях собственного тела, и доставляйте себе это удовольствие каждый раз, приходя домой с работы.

Если всё вышенаписанное вам не помогло, и ретравматизация всё-таки произошла – это зависит не только от зрелости ваших защит, но и от силы травмирующего фактора: в некоторых ситуациях вторичная травма почти неминуема (в частности, при работе спасателей в местах катастроф) - запланируйте реабилитационные мероприятия: личную терапию, связанную с проработкой задетой травмы, снижение рабочей нагрузки, восстановление общих ресурсов организма.

Надеюсь, написанное поможет вам работать долго и эффективно! :)

P.S. Если у кого-то есть свои собственные секреты восстановления - прошу поделиться ими в комментах, наверняка я описала не все.

Comments

( 57 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
re_un_er
Oct. 15th, 2009 01:42 pm (UTC)
спасибо. отличный пост
psycholga.ru
Nov. 2nd, 2009 01:04 pm (UTC)
Спасибо, пригодится!!
utro_vecher
Oct. 15th, 2009 02:33 pm (UTC)
Задумчиво эдак... а я бы все-таки на Маслач ссылался... На статеечку от 1976 года...
Но это так, мысли подумались вслух, отнюдь не попытка критики :) Тем более, что Фрейденберг действительно первым написал. А пост - хорош! Спасибо: радуете регулярно посреди орд психотерапевтов :))
olga_podolska
Oct. 15th, 2009 08:15 pm (UTC)
Не нужно думать обо мне лучше, чем я есть на самом деле: я просто совершенно пропустила Маслач 1976 года. Я и с Бойко-то не во всем согласна, ну да я с чем несогласна - то и не писала. Нельзя объять необъятное. :)


А на добром слове спасибо.
Приятно. :)
(no subject) - iralira - Oct. 31st, 2009 08:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Oct. 31st, 2009 08:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - iralira - Oct. 31st, 2009 09:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Oct. 31st, 2009 09:46 am (UTC) - Expand
the_best_ia
Oct. 15th, 2009 03:05 pm (UTC)
Кэрричка, ты даже не представляешь как вовремя и к месту пришелся твой пост. Спасибо!
olga_podolska
Oct. 15th, 2009 08:17 pm (UTC)
Ну ты это. Осторожнее там со спасением эмоционально травмированных граждан.

Можт, пусть они сами спасаются, м? ;)
(no subject) - the_best_ia - Oct. 16th, 2009 10:14 am (UTC) - Expand
schpanenok
Oct. 15th, 2009 03:23 pm (UTC)
Кэрри, спасибо!
При моей "2-ой стадии" - как нельзя кстати! ))))
olga_podolska
Oct. 15th, 2009 08:21 pm (UTC)
Фигассе ты себе выгорание заработала! А какая профессия, напомни? А то я почему-то считала, что у тебя что-то техническое.

Ну и это. К психотерапевту пора.
Профилактическими средствами уже вряд ли получится...
А то ведь на третьей стадии может ждать симпатичненький инфарктик. :)
(no subject) - schpanenok - Oct. 16th, 2009 09:06 am (UTC) - Expand
sasha_nvmb
Oct. 15th, 2009 04:34 pm (UTC)
Ольга, большое спасибо! Пусть пока больше слежу за тем, чтобы мой терапевт не выгорела, но знаю за собой тягу к работе на резонансе, и потому очень полезно. И как-то вовремя. )
olga_podolska
Oct. 15th, 2009 08:52 pm (UTC)
:))) Вообще говоря, "следить за тем, чтоб терапевт не выгорела" - это эталонное проявление роли Спасателя из треугольника Карпмана. Надеюсь, она знает, что вы её спасаете? Этот аспект тоже требует проработки.

На деле она самостоятельно выбрала себе професию, связанную с риском вторичной травматизации, - и в случае необходимости только она может эту самую травматизацию распознать и предпринять какие-то действия по этому поводу. Проще говоря, вы в этом вопросе сделать не можете ничего; на языке гештальтистов иллюзия, что сумеете проследить за тем, что объективно вообще к вам не относится, называется "слияние".

Рекомендую попробовать всё-таки проследить за собственным выгоранием и травматизацией - оно и реальнее, и полезнее. Если работать с людьми из состояния слияния, выгорание не за горами...
(no subject) - sasha_nvmb - Oct. 16th, 2009 07:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Oct. 16th, 2009 08:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - sasha_nvmb - Oct. 16th, 2009 09:21 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
olga_podolska
Oct. 15th, 2009 08:54 pm (UTC)
Эмоциональная отстраненность при твоей профессии - это нормальная защитная реакция, вообще не о чем говорить.

Ну, а про клетку ты и без того же знал?
Ты же собираешься из неё выйти?
Т.е. это этап временный?
bold_crow
Oct. 15th, 2009 10:58 pm (UTC)
заземление, опоры, дистанция. вы про это косвенно написали.
olga_podolska
Oct. 16th, 2009 08:17 am (UTC)
Ага, спасибо.
alexander75
Oct. 17th, 2009 11:28 pm (UTC)
ВОТ ЭТО В ТЕМУ!!!!! УСПЕЛ... ПОКА ТОЛЬКО ПЕРВАЯ СТАДИЯ. СПАСИБО!!!!
НЕ МОГ ПОНЯТЬ, ЧТО СО МНОЙ ТАКОЕ?!!!
В ОТПУСК...
К МОРЮ!!!
ЕЩЁ РАЗ СПАСИБО!!!
lanuar
Oct. 18th, 2009 06:34 pm (UTC)
Есть методика активной саморегуляции, освоение которой рекомендуется в первую очередь тем, кто работает с людьми. http://www.mosdfs.ru
olga_podolska
Oct. 19th, 2009 08:41 am (UTC)
На сайте я почему-то не обнаружила разъяснения основных принципов, на которых построена эта методика. Возможно, плохо искала.
Могли бы вы вкратце пояснить, в чем она заключается и что делает?
(no subject) - lanuar - Oct. 19th, 2009 09:57 pm (UTC) - Expand
sonechko
Oct. 18th, 2009 07:42 pm (UTC)
Очень хорошая статья.
А можно цитировать со ссылкой?
olga_podolska
Oct. 19th, 2009 08:41 am (UTC)
Спасибо. :)

Да, разумеется.
gailochka
Oct. 21st, 2009 11:31 am (UTC)
OFF
Ольга, можно вопрос оффтоп? Или перенаправьте меня, если вы уже об этом писали. В области психосоматики - с чем в психологическом плане может быть связано высокое давление?
olga_podolska
Oct. 28th, 2009 11:42 am (UTC)
Re: OFF
Пардон, пропустила вопрос.

Теоретически высокое давление может быть следствием неосознаваемой агрессии; однако ж я не очень люблю применений голой теории к психосоматическим толкованиям.

На практике я бы работала с тем, как ощущается это высокое давление, как этот симптом можно усилить и во что он тогда переродится. Иными словами, пусть сам симптом человеку рассказывает, как тому нужно поменять свою жизнь для того, чтобы он больше не появлялся.

Ну и, разумеется, к обычному врачу обязательно нужно: возможно, уже пора применять какие-то гипотензивные средства.
Re: OFF - gailochka - Oct. 28th, 2009 11:47 am (UTC) - Expand
Re: OFF - olga_podolska - Oct. 28th, 2009 11:55 am (UTC) - Expand
Re: OFF - gailochka - Oct. 28th, 2009 12:57 pm (UTC) - Expand
Re: OFF - olga_podolska - Oct. 28th, 2009 01:29 pm (UTC) - Expand
Re: OFF - gailochka - Oct. 28th, 2009 01:40 pm (UTC) - Expand
Re: OFF - olga_podolska - Oct. 28th, 2009 01:53 pm (UTC) - Expand
Re: OFF - gailochka - Oct. 28th, 2009 02:20 pm (UTC) - Expand
Re: OFF - olga_podolska - Oct. 28th, 2009 02:38 pm (UTC) - Expand
Re: OFF - gailochka - Oct. 28th, 2009 03:15 pm (UTC) - Expand
acheleranda
Nov. 18th, 2009 09:10 pm (UTC)
Да... все очень точно. я как раз учитель. Мне кажется, у меня уже третья фаза:(

З.Ы. Как же трудно оставлять в Вашем журнале комментарии. Не для людей посторонних, наверное :(
olga_podolska
Nov. 18th, 2009 10:48 pm (UTC)
Извините, пожалуйста: если отключить капчу, боты атакуют со страшной силой. :(
utro_poliny
Mar. 16th, 2010 06:11 am (UTC)
Спасибо за статью, довольно давно все об этом говорят, но никто ничего не предпринимает. У меня последняя стадия, на людей уже кидаюсь. Так что Желтый домик не за горами)))))
victor_zagorski
Apr. 20th, 2010 04:38 am (UTC)
А для программистов у Вас такой тест есть?
sangria_s
Apr. 20th, 2010 09:23 pm (UTC)
Вы не могли бы пояснить, где "расшифровка"? Например, 148 - это много или мало?
olga_podolska
Apr. 20th, 2010 09:25 pm (UTC)
Если баллы написаны зеленым - всё нормально.
Еслим жёлтым - есть повод задуматься.
Если красным - полностью выраженная стадия выгорания ("сложившийся симптом").
(no subject) - sangria_s - Apr. 21st, 2010 03:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Apr. 21st, 2010 10:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - optimistka77 - May. 7th, 2010 12:22 pm (UTC) - Expand
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 57 comments — Leave a comment )

Latest Month

May 2018
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars