?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Чувство вины – это очень особенное чувство. Очень особенное. Я в курсе, что так по-русски не говорят, - но нет других слов, чтоб описать мои от него впечатления. Это впечатления психолога, позиционирующегося в т.ч. как телесно-ориентированный терапевт: именно с телесной точки зрения чувство вины сильно отличается от всех других чувств.

Самой сутью телесной парадигмы психотерапии является постулат о том, что чувства живут в теле. И это не пустые слова, из наблюдений местожительство всех чувств давно известно: любовь – в сердце, страх – в животе, и т.п., если упрощенно. И только «чувство вины» - это такое чувство, у которого нет какой-либо определенной локализации в теле, произведение чисто мозгового усилия, агрессия против самого себя. То есть, такая фиговина, которая в теле, не обезображенном интеллектом, положительно невозможна.

Что же испытывает тело? Ответ уже был дан выше: агрессию. Тело испытывает агрессию, которую интеллект, знатный стрелочник, запрещает; а поскольку от факта некуда деться – чувство-то есть! – то интеллект его истолковывает как относящееся к себе самому, «переводит стрелки» – и таким нехитрым образом получается чувство вины. На кого же, собственно, эта агрессия была изначально? Если не на себя – то на того, стал быть, кто обидел? То есть, чувство вины – это инвертированная обида? Странно подумать.

Рассмотрим на примере моих любимых хрюлипум.

1. Итак, есть хрюлипума, 1 шт., которая любит хрюлибубать. У хрюлипумы есть родители, 2 шт: хрюлипапа и хрюлимама. Они хрюлибубанье считают неприличным. Но пока хрюлипума маленькая, ей всё сходит с рук, и сколько бы она ни хрюлибубала, взрослые только умиляются, и даже подсовывают ей самые веселые бубы. Но вот наступает взросление… и!

2. В один далеко не прекрасный день хрюлимама, заметив, что хрюлипума опять тянется к бубе, морщит нос, - и отбирает бубу. Какова совершенно естественная реакция всякого живого существа на то, что у него отбирают такую прекрасную, такую восхитительную бубу? Правильно, дать в лоб обидчикам, отобрать свою бубу обратно, и бубиться дальше в своё удовольствие. Но. Это же мама. Ей давать в лоб, знаете ли, чревато…

3. Итак, остается наша несчастная хрюлипума без бубы, но зато со своей агрессией, которую выразить она по адресу никак не может. (На самом деле настоящие живые хрюлипумы чаще всего таки поначалу пробуют – но им это дело быстро отвыкают. Ибо нефиг.) В дальнейшем любая хрюлипума с каплей мозгов быстро понимает, что для того, чтобы её мама любила, хрюлибубать противопоказано: мамы этого не любят, а любовь матери жизненно важна для нашей маленькой хрюлипумы! Она ведь несамостоятельная ещё пока.

4. И в дальнейшем каждый раз, когда она захочет хрюлибубу, у неё будет возникать эта агрессия – агрессия на тех, кто ей запрещает хрюлибубать, - и каждый раз она её по привычке будет оборачивать на себя: «это я плохая, что мне такого хочется». Здравствуй, чувство вины! Хрюлимама может быть довольна: из дочери вырос прекрасно воспитанный, абсолютно приличный хрюбенок.


Собственно, описанный выше механизм – это механизм образования совести. В норме, как я уже говорила, совесть помогает человеку воздерживаться от неблаговидных поступков, то есть не хотеть всяких недозволенных хрюлибуб. Прекрасная психологическая защита типа «зелен виноград», подробнее см. труды великого знатока душ Крылова И.А.

Однако же, иногда недозволенным становится вообще любое удовольствие, счастье в жизни, да что там! – иногда и сама жизнь. И вот тогда хрюлипуме приходится туго: жить-то, знаете ли, всё-таки хочется, какая б она ни была зеленая и несовершенная, эта жизнь. Это уж к совести отношения не имеет, ибо избегать этого как-то вовсе уж нерационально выходит, цена избегания несоразмерно велика. И тогда – см.п.4 – возникает чувство вины, её так и называют – «экзистенциальная» - которое, в принципе, позволяет этого не избегать. Не жить, но хотя бы существовать позволяет: правда, плохо, мучаясь чувством вины. Но, знаете ли, лучше плохонько, чем вообще никак, - думает обычно хрюлипума, и утешает себя тем, что, мол, а кто вообще счастлив? Кто это счастье видел, ваще?

Если вдруг вы заметили у вашей хрюлипумы чувство вины, которое рационального объяснения не имеет – срочно ищите, кто её обидел. Скорее всего, основания для обиды были, и вполне рациональные; то ли лишили чего-то желанного, то ли навязывают что-то лишнее; но дать в лоб она боится: фантомные страхи из прошлого. (По здравом размышлении скажу, что в лоб-то действительно лучше не давать, это хулиганство и административно наказуемое деяние.) Но ведь теперь у неё есть вы? Вы, как разумный взрослый человек, можете придумать, как защитить несчастное существо с помощью слов и действий, не противоречащих Уголовному Кодексу? Может быть даже, - мне страшно это предлагать - но, иногда? В некоторых случаях? Осторожно, под присмотром, м?

…возможно, вы даже позволите ей похрюлибубиться. :)
Buy for 400 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 56 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
redlis
Dec. 3rd, 2009 11:28 am (UTC)
Копирую оттуда :)
Ооо, а есть совесть еще и постоянно мучает хрюлимаму, не позволяя ей запретить какую бы то ни было бубу даже в ущерб себе (ведь маленькая хрюлипума впадет в состояние хрюстрации!), но ведь бубенье все-таки мешает хрюлимаминой жизни, однако же хрюлипума так мала и беззащитна... Тогда получается такааая многоступенчатая хрюлимундия, что и представить невозможно без содрогания.
redlis
Dec. 3rd, 2009 11:31 am (UTC)
Re: Копирую оттуда :)
Я всё пропустила, добавила сейчас только тебя, добавь меня тоже, плз, а то капчу вводить лень. :)
Добавила уже. :) - olga_podolska - Dec. 3rd, 2009 11:48 am (UTC) - Expand
megavolt_ex
Dec. 3rd, 2009 11:53 am (UTC)
Шикарная сказка :) Только вот когда эти хрюли... развелось много сложно стало их отличать. Может можно им дать отдельные имена?

Жду новые сказки :)
olga_podolska
Dec. 3rd, 2009 12:01 pm (UTC)
Я так понимаю, что это хрюлимир такой зарождается. В котором всё - хрюли...
Посмотрим, во что это выльется. :)
(no subject) - megavolt_ex - Dec. 3rd, 2009 12:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Dec. 3rd, 2009 12:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - megavolt_ex - Dec. 3rd, 2009 01:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Dec. 3rd, 2009 11:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - megavolt_ex - Dec. 4th, 2009 07:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - murrdom - Dec. 3rd, 2009 05:30 pm (UTC) - Expand
laiska
Dec. 3rd, 2009 11:56 am (UTC)
Прекрасно!;0)))
olga_podolska
Dec. 3rd, 2009 12:01 pm (UTC)
Спасибо. ;0))
prine75
Dec. 3rd, 2009 12:11 pm (UTC)
да, оч хор написано :).
olga_podolska
Dec. 3rd, 2009 12:30 pm (UTC)
Спасибо. :)
tanselle
Dec. 3rd, 2009 12:22 pm (UTC)
У Фазиля Искандера есть выражение "комплекс государственной неполноценности": когда человек сознательно серьезно несогласен с политикой государства, но эта самая политика его вынуждает старательно свое мнение скрывать.
olga_podolska
Dec. 3rd, 2009 12:28 pm (UTC)
Да, похоже. :)
Но там хотя бы сознательно это происходит...
muuu_addib
Dec. 3rd, 2009 12:56 pm (UTC)
Ну, хорошо, х-мама практически запрещает х-дитяте жить и любое, практически любое живое движение подвергается совершенно идиотским нападкам. И х-дитятя это сравнительно рано понимает и даже пытается быть агрессивным с х-мамой. И от этого получает еще большее чувство вины. Абсолютно безвыходная ситуация. Будешь агрессивен - вина, будешь подчиняться - сгниешь, убежишь - тоже вина.
sunny_mouse
Dec. 3rd, 2009 01:44 pm (UTC)
>Абсолютно безвыходная ситуация.
когда невозможно выйти из ситуации физически, человек уходит из нее внутренне, уходит в себя.
(no subject) - olga_podolska - Dec. 3rd, 2009 11:12 pm (UTC) - Expand
sunny_mouse
Dec. 3rd, 2009 01:48 pm (UTC)
получается уже целое хрюли-семейство :)

>хрюлибубать
в одном сообществе нашла не менее забавное обозначение "плючить трыму" :)
olga_podolska
Dec. 3rd, 2009 11:14 pm (UTC)
О, я его не знала! А искала что-то именно в этом духе, да. :)
lady_tiana
Dec. 3rd, 2009 02:23 pm (UTC)
Вот просто огромное нечеловеческое спасибо за связку "обидели" - "навязывают ЛИШНЕЕ". Этот аспект у меня из поля зрения хронически выпадал, поэтому никак не удавалось понять, откуда лезет чувство вины, если у меня никто ничего не отнимал и вообще никакой явной бяки не делал.
_day_light_
Dec. 3rd, 2009 04:26 pm (UTC)
+1. Ооочень долго пересматривала ситуации и пыталась прочувствовать, что мне навязывалось что-то вредное для меня. Вместе с таким пониманием именно обида и всплывает - она же гнев на препятствие.
(no subject) - lady_tiana - Dec. 3rd, 2009 04:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - _day_light_ - Dec. 3rd, 2009 04:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lady_tiana - Dec. 3rd, 2009 05:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ira_mf - Dec. 3rd, 2009 08:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lady_tiana - Dec. 3rd, 2009 08:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Dec. 3rd, 2009 11:16 pm (UTC) - Expand
koolamesa
Dec. 3rd, 2009 04:29 pm (UTC)
Украду на сайт. Вот как есть украду!
olga_podolska
Dec. 3rd, 2009 11:17 pm (UTC)
Паша! *радостно улыбается во весь рот*
ira_mf
Dec. 3rd, 2009 06:20 pm (UTC)
спасибо.
konstansa
Dec. 3rd, 2009 11:05 pm (UTC)
классно написала) сказочно так)
а вот скажи плиз, как это чувство вины в себе изничтожить?
ну то есть чтобы убрать из подсознания виноватость за то, что процесс с твоим участием идет не так как следует или не так как тебе бы хотелось?
я имею ввиду ИСТОКИ убрать. Так то взрослый человек конечно в состоянии осмыслить, что он тут не причем вобщем то, а вот такой вот форс-мажор случился)) но ведь подсасывает под ложечкой предательски)))
а я хочу чтоб оно в корне перестало морду высовывать) это чувство вины)))
(no subject) - olga_podolska - Dec. 3rd, 2009 11:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - konstansa - Dec. 3rd, 2009 11:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Dec. 4th, 2009 12:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - konstansa - Dec. 4th, 2009 07:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Dec. 4th, 2009 08:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - konstansa - Dec. 4th, 2009 11:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - akullina - Feb. 17th, 2010 11:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Feb. 17th, 2010 11:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Dec. 3rd, 2009 11:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - transurfer - Dec. 4th, 2009 06:13 am (UTC) - Expand
osennjajapora
Dec. 10th, 2009 05:38 am (UTC)
в самое сердце.
rarelena
Feb. 9th, 2010 10:18 am (UTC)
Однако же, иногда недозволенным становится вообще любое удовольствие, счастье в жизни, да что там! – иногда и сама жизнь. Не жить, но хотя бы существовать позволяет: правда, плохо, мучаясь чувством вины. Но, знаете ли, лучше плохонько, чем вообще никак, - думает обычно хрюлипума, и утешает себя тем, что, мол, а кто вообще счастлив? Кто это счастье видел, ваще?
Вы, как разумный взрослый человек, можете придумать, как защитить несчастное существо с помощью слов и действиЙ

Спасибо большое, Ольга. Может, и получится). Спасибо.
leontic
May. 28th, 2010 05:35 pm (UTC)
"Правильно, дать в лоб обидчикам, отобрать свою бубу обратно"

А как могла произойти такое: начисто атрофировано желание дать в лоб обидчику (вместо этого даю в лоб себе - т.е. начинаю вместе с обидчиком топтаться по себе или ухожу в себя). Никак не могу найти причин такого разрушительного поведения. Причем у меня джае не возникает желания защитить себя, а если иногда и возникает, то я себя за него наказываю. Вот такое "больное" поведение.
olga_podolska
May. 28th, 2010 06:36 pm (UTC)
Ну, на общий вопрос "как возникает" общий ответ простой: с помощью воспитания. :)

А вот что с этим делать - это вопрос уже индивидуальный. Общий вопрос - перевоспитываться, видимо? А куда именно вы захотите перевоспитываться, и как это сделать, - хорошие запросы для очной психотерапии.
(no subject) - leontic - May. 28th, 2010 06:57 pm (UTC) - Expand
dark_hunter
Mar. 17th, 2011 06:11 pm (UTC)
Очень интересный пост, спасибо.

Хотел спросить - как работает взаимосвязь между тем, в чем хрюлипуму обидели и тем, в чем она испытывает необоснованное чувство вины?
Например, хрюлипума чувствует себя виноватой за то, что ее сбила машина при переходе дороги - "я ужасная-ужасная-ужасная, надо было внимательнее смотреть по сторонам!". Как тут выяснить, в чем хрюлипуму обидели, что она предпочла это перевести в чувство вины?

Или вина всегда является прямым заменителем агрессии, т.е. ровно то же, в чем испытывается вина, и является причиной агрессии?
olga_podolska
Mar. 17th, 2011 09:34 pm (UTC)
Ээээ... человека сбила машина, а вы спрашиваете - как выяснить, в чем его обидели? :)))

Его машина сбила!
Это ли не обидно?
(no subject) - dark_hunter - Mar. 17th, 2011 09:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Mar. 17th, 2011 10:08 pm (UTC) - Expand
samlady
Aug. 7th, 2013 03:08 pm (UTC)
Добрый день. Ищу способы избавления от чувства вины, но пока не нашла для себя ответа на вопрос - а что делать, если реально виновата? Как избавиться от чувства вины в этом случае?
olga_podolska
Aug. 7th, 2013 05:13 pm (UTC)
Искупить. Загладить.
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 56 comments — Leave a comment )

Latest Month

March 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars