?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Данте о кризисе. :)

Подбирала эпиграф к статье про кризис среднего возраста, и вчиталась, собственно, в "Божественную комедию"... ну, что сказать. Мне стыдно. Нужно столько лет изучать современную психологию, чтобы обнаружить, что Данте Алигьери уже обо всём подробно рассказал 700 лет назад! По пунктам.

Наслаждайтесь:


Данте Алигьери, «Божественная комедия», песнь «Ад»


Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.

Каков он был, о, как произнесу,
Тот дикий лес, дремучий и грозящий,
Чей давний ужас в памяти несу!



Здесь автор в аллегорической форме пишет о том, что середина жизни - время переоценки ценностей, которая нередко бывает сопряжена с тем, что прежняя картина жизни, простая и понятная, разрушается. А поскольку для образования новой картины жизни необходим новый редактор реальности, которого пока нет, - индивидуум нередко начинает испытывать генерализованную тревогу и страх: понятно, что старая картина неверна, но пока непонятно даже, чем. Всё очень запутанно.

Так горек он, что смерть едва ль не слаще.
Но, благо в нем обретши навсегда,
Скажу про все, что видел в этой чаще.

Не помню сам, как я вошел туда,
Настолько сон меня опутал ложью,
Когда я сбился с верного следа.


Кризис характеризуется тем, что затрагивает все сферы жизни, и в случае каких-либо осложнений почти всегда вызывает суицидальные мысли. В метафорической форме смена редактора реальности это и есть смерть - смерть старого взгляда на вещи, рождение нового. Единственый опыт изменения редактора реальности, доступный всем - это сон: реальность сна ощущается человеком совершенно по-другому, чем реальность бодрствования.

Но к холмному приблизившись подножью,
Которым замыкался этот дол,
Мне сжавший сердце ужасом и дрожью,

Я увидал, едва глаза возвел,
Что свет планеты, всюду путеводной,
Уже на плечи горные сошел.


Человек в кризисе с тревогой обнаруживает утрату прежних жизненных ориентиров, - и отсутствие новых.

Тогда вздохнула более свободной
И долгий страх превозмогла душа,
Измученная ночью безысходной.

И словно тот, кто, тяжело дыша,
На берег выйдя из пучины пенной,
Глядит назад, где волны бьют, страша,

Так и мой дух, бегущий и смятенный,
Вспять обернулся, озирая путь,
Всех уводящий к смерти предреченной.


Будущее в кризисе обычно крайне неопределено, и единственное, что доподлинно известно, - это то, что дальше так жить нельзя. Человек оказывается перед лицом печального озарения о том, что жизненный путь, которым он шёл, завел его в тупик, т.е. к смерти.

Когда я телу дал передохнуть,
Я вверх пошел, и мне была опора
В стопе, давившей на земную грудь.


В отчаянии человек нередко, отказавшись от всех прежних ценностей, принимает внутреннее решение "жить, как живется" и "идти, куда глаза глядят" - но и тут его подстерегают всякие аллегорические опасности:

И вот, внизу крутого косогора,
Проворная и вьющаяся рысь,
Вся в ярких пятнах пестрого узора.

Она, кружа, мне преграждала высь,
И я не раз на крутизне опасной
Возвратным следом помышлял спастись.


Кризис характеризуется тем, что случается как бы помимо воли человека, - и во все время его протекания его периодически посещают мысли о том, как хорошо было бы вернуть всё по-старому. То есть, внутренние верхи всё еще не хотят жить по-новому, несмотря на то, что низы явно не могут жить по-старому, и эта внутренняя революция может длиться неограниченно долго. Вернее, ограниченно: поскольку революционная ситуация жрет ресурсы со страшной силой, то время её протекания ограничено сверху их количеством. То есть, у человека в кризисе только два пути: либо умереть, либо пройти кризис "вперед".

Различные аллегорические опасности кризиса Данте описывает еще долго. Но вот, наконец, его герой встречает Вергилия, аллегорический образ зарождения нового редактора новой реальности: он явно многое уже о ней знает.

"Ты должен выбрать новую дорогу, -
Он отвечал мне, увидав мой страх, -
И к дикому не возвращаться логу;

Волчица, от которой ты в слезах,
Всех восходящих гонит, утесняя,
И убивает на своих путях;


Новый редактор реальности объясняет, что либо сдохнешь, либо вперед. Ну да, я об этом уже говорила; но это такая истина, которая туго доходит, ибо старый редактор реальности пока еще роднее. У Данте на метания около 60 строф ушло - при том, что вся песнь около сотни. Не так-то легко смириться с тем, что назад вернуться не выйдет! - особенно когда нифига непонятно, где тут считается "вперед".

И я тебе скажу в свою чреду:
Иди за мной, и в вечные селенья
Из этих мест тебя я приведу,

И ты услышишь вопли исступленья
И древних духов, бедствующих там,
О новой смерти тщетные моленья;

Потом увидишь тех, кто чужд скорбям
Среди огня, в надежде приобщиться
Когда-нибудь к блаженным племенам.


Выход из кризиса - это всегда переход в новое измерение: как будто человек открывает для себя объем и переходит на новый редактор реальности, отказываясь от старого, приспособленного только для работы с плоскостью. И, разумеется, в этом новом измерении опять можно обнаружить дуальность двух направлений - например, верх и низ.

Но если выше ты захочешь взвиться,
Тебя душа достойнейшая ждет:
С ней ты пойдешь, а мы должны проститься;

Царь горних высей, возбраняя вход
В свой город мне, врагу его устава,
Тех не впускает, кто со мной идет.

Он всюду царь, но там его держава;
Там град его, и там его престол;
Блажен, кому открыта эта слава!"


Вергилий предупреждает, что это измерение - не последнее; но с новым измерением опять всё будет непонятно, и даже новоприобретенный редактор реальности там уже опять не поможет. С точки зрения современной психологии я бы сказала, что предупреждение здесь о духовном кризисе, - но Вергилий останавливается только на "блажен", не упоминая сопутствующих ужасов.

"О мой поэт, - ему я речь повел, -
Молю Творцом, чьей правды ты не ведал:
Чтоб я от зла и гибели ушел,

Яви мне путь, о коем ты поведал,
Дай врат Петровых мне увидеть свет
И тех, кто душу вечной муке предал".

Он двинулся, и я ему вослед.
Buy for 400 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 26 comments — Leave a comment )
redlis
Dec. 4th, 2009 09:53 am (UTC)
Очень интересно, спасибо!

Знаешь, мне давно не дает покоя мысль о том, что во времена Данте жизнь человеческая была короче, и, если наш современник обычно воспринимает "земную жизнь до половины" как возраст 40-45, то у Д. наверняка речь шла о 30, от силы 35 годах. То есть "савсэм малчык" по нынешним временам...
И наверняка тогда все кризисы были привилегией высших слоев общества. Это сейчас мы почти все невротики, а у тогдашнего крестьянина не могу себе представить такие метания.
(Deleted comment)
yabloko_eva
Dec. 4th, 2009 12:57 pm (UTC)
Да́нте Алигьери 1265-1321(56лет)
Гуго де Пейн 1070-1136 (66лет)
Робер де Сорбон 1201-1274(73 года)
Шарль Орлеанский 1394-1465(71 год)

Откуда у Вас такая странная информация о продолжительности жизни?
olga_podolska
Dec. 4th, 2009 08:34 pm (UTC)
Да, по биографическим данным установлено, что под "серединой жизни" он имел в виду возраст 35 лет.
Сейчас этот кризис постарел, и в быту носит название "кризис 40 лет" - то есть, постарел не так уж сильно, на пять лет всего. :)
nastia74
Dec. 4th, 2009 10:43 pm (UTC)
Интересно, а кризис среднего возраста случается абсолютно со всеми?
olga_podolska
Dec. 4th, 2009 10:57 pm (UTC)
нет
frank53
Jan. 23rd, 2010 01:09 am (UTC)
Да что средние века, еще Фрейд считал, что пролетарии ввиду, наверное, своей примитивной душевной организации не могут испытывать неврозы :)))
olga_podolska
Jan. 23rd, 2010 08:11 am (UTC)
Ну, если неврозы доступны всем, то для развития личностного кризиса нужно иметь хотя бы в некоторой степени сформированную личность. Так что в чем-то я Фрейда понимаю... :)
wiersma
Dec. 4th, 2009 10:21 am (UTC)
Спасибо. Очень интересно.
stch
Dec. 4th, 2009 10:38 am (UTC)
Ну дык еще Лоуэн ссылался на Данте :)
ksaina
Dec. 4th, 2009 11:17 am (UTC)
Так и есть, ощущения очень похожие.
tanselle
Dec. 4th, 2009 01:22 pm (UTC)
Ну, Ялом упоминает не только Данте, но и сагу о Гильгамеше, это 4000 лет назад. А в "Витязе в тигровой шкуре" есть пример "психотерапии".
golox
Dec. 4th, 2009 02:05 pm (UTC)
Этот кризис неизбежен, или все же возможно его сгладить?
olga_podolska
Dec. 4th, 2009 08:37 pm (UTC)
Эрик Эриксон называет его "кризисом продуктивности" и увязывает его возникновение с недостаточной эффективностью в первой половине жизни. Я не вполне с ним согласна. Но всяко избежать этого кризиса в его тяжелом течении можно: будет просто некоторый пересмотр жизненных ценностей, - зависит от общей структуры личности. :)
anariel_rowen
Dec. 4th, 2009 02:40 pm (UTC)
Я бы сказала, что только не "аллегорически", а "символически". Потому что аллегорически Данте изображает конкретный - свой - кризис.
olga_podolska
Dec. 4th, 2009 08:38 pm (UTC)
Данте изображает конкретный свой кризис, поэтому я пишу "аллегорически", - в чем, собственно, заключается ваше возражение? :)
anariel_rowen
Dec. 4th, 2009 09:03 pm (UTC)
Вы же его применяете не к тому, к чему его применял Данте :)).
olga_podolska
Dec. 4th, 2009 09:15 pm (UTC)
А к чему?!
anariel_rowen
Dec. 4th, 2009 09:17 pm (UTC)
К кризису вообще :)).
Ладно, неважно.
megavolt_ex
Dec. 7th, 2009 08:29 am (UTC)
Ну да :) Я думаю и в библии можно найти что то подобное. Только вот в чём штука. Пока не прошел его фиг поймёшь что это речь про кризис. Т.е. да там это записано но пользы с этого ноль :(
damned_daemond
Dec. 10th, 2009 05:43 am (UTC)
да.. мы понимаем то, через что сами прошли и оцениваем это на примере своего опыта.
дети могут читать книги о политике, экономике, войне, отношениях в обществе, культуре, философии, психологии.. но, мало, что возьму из этих книг, не имея понятия, о чем в них идет речь.
а пройдя больший жизненный путь, сталкиваясь в реальной жизни с теми или иными вопросами, мы перечитываем старые книги и открываем в них всё больше нового с каждым разом.

сами по себе книги бесполезны, если у человека нет богатого воображения и жизненного опыта.. они как удобрения, которые помогают вырастить семена нашей личности. но важна почва и другие внешние условия..
megavolt_ex
Dec. 10th, 2009 12:55 pm (UTC)
А когда есть опыт книги опять бесполезны ибо только подтверждают опыт :)
damned_daemond
Dec. 10th, 2009 01:54 pm (UTC)
зато, как приятно читать Ницше или Вольтера и отмечать про себя "да, он правильно пишет. у меня были такие же мысли и я пришел к таким же выводам". и понимать, что "не один я такой.., оказывается". =)
megavolt_ex
Dec. 10th, 2009 02:26 pm (UTC)
Да вот чего то последнее время мне лениво читать подтверждение того что прошел. Хочется новое а не подтверждения того где я есть :)
damned_daemond
Dec. 10th, 2009 02:47 pm (UTC)
начать читать учебники по высшей математике? о_О
:-D

мне исторические ещё нравятся. там о других пишут. Цезарь, Александр Македонский, Наполеон.. яркие, выдающиеся личности. они круче даже гарри потера. 8-)
megavolt_ex
Dec. 10th, 2009 08:43 pm (UTC)
Ну да как первый шаг это учебники о том куда иду. Второй шаг это читать только то что помогает решить текущую проблему.
damned_daemond
Dec. 10th, 2009 05:38 am (UTC)
да.. а ещё:

...nessun maggior dolore,
Che ricordarsi del tempo felice
Nella miseria...

...тот страждет высшей мукой,
Кто радостные помнит времена.
В несчастии...


Данте вообще прекрасен и эта Божественная Комедия - одна из интереснейших книг, написанных человеком. очень жаль, что молодое поколение читает вместо классики, всякие бульварные романы про наркоманов и шлюх.. =/

Мне нравится, как Ницше словами Заратустры говорил о том, что достойными книгами являются те, которые написаны кровью. Те, кто пишет кровью, хотят, чтобы их не просто читали, а заучивали наизусть.

ps: в теме "Бал! Бал! Бал!" отпишусь позже, когда напишу общий отчёт о поездке в Москву с Deviant Vision.
хотелось поблагодарить за поздравление с дебютом и за все приятные слова.

ДьяволДемон 8-)



pps: вы не против, надеюсь.. я вас зафрендил. взаимности не жду. просто, интересно. о важных вещах пишете.
( 26 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars