?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Неуправляемый ребенок

Дети, как известно, разные. Часть из них - педагогически запущеные, еще часть имеют органические нарушения, выражающиеся в гиперактивности, а остальные, будучи в целом вполне вменяемыми, в определенном возрасте всё-таки демонстрируют неуправляемость - "пробуют границы на зуб" - бьют других детей, себя, взрослых и т.п. Причем иногда этот процесс заходит так далеко, что словесные увещевания уже не помогают. Что делать?

В норме этот период приходится на 3-5 лет, и связан с уточнением ребенком границ между собственным "Я", своими желаниями, - и окружающим миром. Когда ребенок ещё мал, и ему нужно ощутить, что взрослые - сильнее, на них можно положиться, причем положиться не только в том, что защитят от неких внешних опасностей, но и от внутренних деструктивных желаний, которые могут привести к опасным последствиям во внешнем мире. Ребенок, не получивший этой твёрдой опоры от взрослых в столь нежном возрасте, чувствует себя неуютно, и продолжает "нарываться" в дальнейшем до тех пор, пока не встретит отпор - иногда, увы, уже от Уголовного Кодекса, в возрасте далеко не столь нежном.

И тут, конечно, почти любое ограничивающее действие взрослых лучше, чем слабость и бездействие. Как показывает пример А.К. Макаренко, даже реакция типа "дать в морду" приносит ребенку в этой ситуации облегчение: "Я нарывался - ну, я нарвался, наконец. Всё в порядке, мир стабилен, меня есть кому остановить, меня не бросят наедине с опасностью." Вообще, если ребенок уже начал своё наступление на границы, общепринятых выходов только два: или применять телесные наказания - и "шлёпнуть по попе" это ещё наиболее мягкий вариант; мне своими глазами доводилось видеть совершенно истерзанную ребенком мать в супермаркете, которая его буквально избивала; - или увещевать и запугивать "будешь так себя вести, отдам дяде милиционеру" - и, честно говоря, я не знаю, какой из этих выходов лучше. Оба хуже.

Второй, при его внешней невинности, ставит под угрозу саму жизнь ребенка: ясно ведь, что без мамы ему не выжить... А мама не только не помогает справиться с собственными желаниями, с собственной тревогой, установить и поддержать собственные границы - но ещё и угрожает! При таком раскладе напрашивается позиция "лучше побей - только не прогоняй", ибо ребенок всё воспринимает буквально, и угроза остаться без матери для него воспринимается вполне реальной угрозой жизни. Под влиянием такого ужаса ребенок пытается в силу своих слабых силенок установить себе границы сам, в результате чего свои желания запрятывает столь прочно и далеко, что искать их потом приходится с психотерапевтом, а тревожность выражается в компульсивных расстройствах, тиках, психосоматике и т.п.... Но это я отвлеклась.

Итак, что же делать, если ребенок всё-таки впал в неуправляемое состояние, и есть реальная угроза причинения им вреда самому себе или окружающим?

Для маленьких детей достаточно их обездвижить: крепко прижать руки к телу и держать до тех пор, пока ребенок не успокоится. При необходимости можно фиксировать ноги ребенка своими коленями. Естественно, ребенку в этой ситуации нужно объяснить, что происходит: "Я понимаю, что ты рассердился, но бить и пинать других детей нельзя, поэтому я буду держать тебя до тех пор, пока ты не сможешь сам взять себя в руки и вести себя прилично."

Разбуянившегося ребенка старше 5 лет таким способом удержать бывает уже довольно трудно, - к счастью, если описанный кризис пройден нормально, подобные проблемы родителям уже не грозят. Но, увы, по самым разным причинам - начиная от педагогической запущенности и заканчивая органическими поражениями нервной системы - бывает так, что необходимость в установлении границ сохраняется и с более старшими детьми. Для этого может применяться так называемая "методика обуздания", заключающаяся всё в том же самом обездвиживании, но, поскольку подросшего стоящего ребенка обездвижить уже не хватит сил - его кладут на пол, и фиксируют руки и ноги, "садясь" на него.

Основная идея этого действия - защитить от ребенка его самого и других, поэтому действие выполняется без гнева, без раздражения, без нотаций, но сильно и уверенно. Попытки сопротивления пресекаются, и, опять-таки, ребенку объясняют, что нужно успокоиться, и пока он не сможет сделать это сам - его будут держать, ему помогут это сделать: "Я тебя никогда не оставлю, только успокойся". Нужно помнить, что это не наказание, - это, скорее, помощь ребенку.

Первый случай применения этой методики описан Милтоном Эриксоном - http://www.litportal.ru/genre11/author2492/read/page/12/book12075.html - мальчик Джо 8 лет и его 28 летняя мама, внизу страницы. Я прочла об этой методике у dyment, по невнимательности не заметив, что его пост подзамочный, и дав на него ссылку. Пришлось для френдов излагать своими словами - ну, от первоисточника осталось две фразы, как обычно. Если у кого есть неуправляемые дети, а соответственно, необходимость применения этой методики - тем лучше попроситься в друзья к Леониду Дыменту, там более подробно.
Buy for 400 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 37 comments — Leave a comment )
lady_tiana
Dec. 27th, 2009 02:37 pm (UTC)
Уйяяя... это ж все то, до чего я про себя сама додумалась, в том числе и про установление границ. В моем детстве их просто не было, родительские слова резко расходились с делом, поэтому у меня вообще от окружающей жизни было ощущение сплошной трясины без границ, без твердой почвы под ногами, и без помощи со стороны старших...

Вылезти из этого очень помогли два года интенсивной игротерапии с проигрыванием реальных ситуаций из детства, только с совсем иными финалами.
olga_podolska
Dec. 27th, 2009 04:15 pm (UTC)
Да, без терапии из этого не вылезешь, обычно.

Повезло. :)))
(no subject) - lady_tiana - Dec. 27th, 2009 06:36 pm (UTC) - Expand
wiersma
Dec. 27th, 2009 03:42 pm (UTC)
Очень интересно. Спасибо.
olga_podolska
Dec. 27th, 2009 04:16 pm (UTC)
Спасибо за отзыв. :)
alexjourba
Dec. 27th, 2009 03:59 pm (UTC)
Я читал об этом методе у Дымента, но лично я категорически несогласен с "обузданием".
Для меня ощущение обездвиженности моего физического тела - одно из натуральных кошмаров, абсолютных. Если я сам не представляю, как это можно вынести - то как же я могу предположить допустимость применения этого еще к кому-то - особенно если этот кто-то младше и слабее меня.
olga_podolska
Dec. 27th, 2009 04:15 pm (UTC)
Хм.

Вы на людей бросаетесь? Кулаками их колотите. толкаете, пинаете, вещами в них швыряете, сами из окна прыгаете?

Нет? Тогда почему вы сравниваете свои (предположительные!) ощущения - с ощущениями ребенка, который всё это делает? Он - другой. :)
(no subject) - alexjourba - Dec. 27th, 2009 04:27 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - alexjourba - Dec. 27th, 2009 05:07 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - olga_podolska - Dec. 27th, 2009 05:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alexjourba - Dec. 27th, 2009 05:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - iriska_spb - Dec. 27th, 2009 07:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Dec. 27th, 2009 08:07 pm (UTC) - Expand
а пацаны- то не знали ;о) - iriska_spb - Dec. 27th, 2009 08:46 pm (UTC) - Expand
ma_rs
Dec. 27th, 2009 04:46 pm (UTC)
ключевые слова- " действие выполняется без гнева, без раздражения, без нотаций,"
olga_podolska
Dec. 27th, 2009 05:18 pm (UTC)
Да, разумеется. Это очень важно.
trivigno
Dec. 27th, 2009 07:46 pm (UTC)
А как правильно реагировать на детскую агрессию, если это не твой ребенок (учителю в школе,например)?
olga_podolska
Dec. 27th, 2009 08:16 pm (UTC)
В Израиле эта методика удержания является официально разрешенной для подобных случаев.

В России, предполагаю, учителям предлагается ограничиваться удержанием с помощью рук - что, скажем, в применении к 15-летнему подростку может быть небезопасным уже для учителя.

Но общая идея остается прежней - предпринять максимум действий для остановки агрессии, не предпринимая ответной агрессии, а оставаясь исключительно в рамках удержания и обездвиживания ребенка. При этом не вдаваться в причины агрессии ребенка, не начинать объяснять ему, в чем он неправ - исключительно призывать успокоиться и самостоятельно держать себя в руках. Необходимо также при этом демонстрировать понимание того, что ребенок сейчас рассержен и зол, - но это не является основанием для агрессивного поведения.

Последовательность такая:
1. Остановить агрессию.
2. Успокоить ребенка.
3. Спокойно обсудить причины конфликта.
4. Подсказать более социально приемлемый выход из подобных конфлиликтов.
(no subject) - arhetip_v - Dec. 27th, 2009 09:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Dec. 27th, 2009 09:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - trivigno - Dec. 27th, 2009 09:38 pm (UTC) - Expand
bezborodkin
Dec. 27th, 2009 10:51 pm (UTC)
Да, всё описанное я замечал у своего ребёнка. В возрасте примерно 5 лет явно пробловал границы. Некоторое время было так: ведёт себя с каждым днём всё хуже и хуже, пока не переходит все границы и не нарывается на жёсткое наказание (приходилось или накричать, или немного даже по попе). После наказания пару дней - идеальный ребёнок. Дальше опять постепенно хуже и хуже.

А эпизод из "Педагогической поэмы" с Задоровым мне тоже очень хорошо запомнился. Несколько раз в жизни были ситуации, когда человек нарывается, пробуя границы, и условное "дать в морду" очень помогает в дальнейших отношениях.
olga_podolska
Dec. 28th, 2009 11:52 am (UTC)
Ага, очень типичная картина. :)
megavolt_ex
Dec. 28th, 2009 10:08 am (UTC)
Спасибо.
gestalt_mirror
Dec. 28th, 2009 11:40 am (UTC)
Увы, с гиперактивными детьми мало применимо. Никаких сил физических у родителей не хватит. Боюсь, что нужно будет нанять пару секъюрити, которые будут обездвиживать мальчика лет до 15, пока гиперактивность не уменьшится.
olga_podolska
Dec. 28th, 2009 11:51 am (UTC)
Гиперактивность может проявляться в различной степени.

Если гиперактивность такова, что ребенок непрестанно все 15 лет своей жизни каждое мгновение либо кого-то колотит, либо из окна выбрасывается - то тут, пожалуй, необходима медикаментозная коррекция.
Но бывают и более слабые степени. :)
alechka5
Dec. 30th, 2009 12:25 pm (UTC)
А не вырастут ли из таких сыновей девианты, жаждущие, чтоб на них садились женщины крупнее их и всячески обездвиживали?..
olga_podolska
Jan. 10th, 2010 10:30 pm (UTC)
А это не от факта обездвиживания зависит.

Человек, которого никогда в жизни не обездвиживали, может оказаться девиантом именно потому, что всегда об этом мечтал - и никогда не имел... :)))

Подобный импритинг возникает от случайно подсмотренной сценки, увиденной картинки, телепередачи или описания в художественой литературе. От всего не убережешься. Единственный выход - на опасения девиаций забить, и просто стараться, чтобы ребенок вырос нормальным человеком, с нормально простроенными границами, уверенностью в себе, самостоятельностью, позитивным отношением к жизни вообще и к сексу в частности. Это уберегает от впадения в зависимость от собственой девиации.
pochi_tayu
Jan. 10th, 2010 11:27 am (UTC)
можно вопрос?
а у вас есть дети?
извините, если неделикатно
olga_podolska
Jan. 10th, 2010 10:11 pm (UTC)
Есть
(no subject) - pochi_tayu - Jan. 10th, 2010 11:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Jan. 11th, 2010 03:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - pochi_tayu - Jan. 11th, 2010 08:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Jan. 11th, 2010 10:00 am (UTC) - Expand
lidusa
Sep. 4th, 2010 11:30 am (UTC)
Был у меня тут случай общения с трехлеткой. Она у меня отбирала открытую коробку с семечками, мне нужно было коробку сначала закрыть. И вот ребенок делает зверское выражение лица и тянет. Я одной рукой держу коробку, другой сдерживаю руки девочки и спокойно ей обьясняю, глядя в глаза: "Ксюша, стоп. Это моя коробка. Подожди, я закрою крышкой и дам ее тебе". Раза 3 повторила, девочка коробку отпустила. А я потом думала, правильно ли я поступила, что удерживала ее? (по отношению к девочке я мамина знакомая).
Ситуацию рассматриваю себе на будущее: скоро будет малыш, определяюсь с методами воспитания.
( 37 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars