Ольга Подольская (olga_podolska) wrote,
Ольга Подольская
olga_podolska

Category:

Страх смерти

Кризис личностный
Кризис среднего возраста
Кризис экзистенциальный: тема смерти
Кризис экзистенциальный: бессмысленность жизни
Кризис экзистенциальный: свобода


Экзистенциальный кризис: тема смерти

Смерть – самая очевидная из всех экзистенциальных данностей: о том, что люди умирают, каждый человек знает с младых ногтей. Тем не менее, на каждом жизненном этапе это знание трансформируется, видоизменяется, и не всегда это процесс, который проходит гладко. По сути, на каждом этапе нового осмысления смерти можно отметить признаки кризиса: как осознаваемую тревогу и опасности - так и потенциальные возможности. В лучших традициях любого кризиса, тревога хорошо осознается («страх смерти») – а возможности теряются в тумане. Какие, вашу мать, потенциальные возможности могут заключаться в том, что мы все умрем?!

Поскольку возможности избежать смерти нет, «потенциальные возможности» заключаются в усовершенствовании психологических защит, в переходе к более зрелому восприятию темы смерти – иными словами, в улучшении качества жизни. Совсем уж просто говоря:

Страх смерти – послание бессознательного о том, что пора изменить жизнь.

В кодексе японского самурая есть указание, что самурай, дескать, должен всё время помнить о смерти. Можно, конечно, воспринять это так, что, мол, «из депрессии по этому поводу не вылезать» - а можно и по-другому: что нужно жить так, чтобы не было мучительно больно за бездарно потраченные годы. Сказать легче, чем сделать, я в курсе. К счастью, именно то, что вызывает страх, и содержит в себе подсказку, что именно нужно в жизни изменить.

1. Потеря

Страх смерти, накативший после столкновения со смертью близкого человека, говорит о том, что работа горя не завершена. В этом случае «изменение жизни», которое предлагает этот страх – научиться принимать те чувства, которые связаны с потерей. Позволить себе осознать, что не всё поддается человеческому контролю, что силы людские конечны, и что все мы – люди, и можем злиться от бессилия и плакать от невозможности что-либо изменить…

Это не такая простая задача, как кажется, но пока она не решена – подобного страха смерти избежать не удастся. Придется раскапывать доступ к собственным чувствам, в одиночку или с помощью психотерапевта. Жизнь человека, лишенного доступа к собственным чувствам – это не жизнь, это существование. Именно это и предлагает вам изменить этот страх смерти.

2. Приобретение

Иногда страх смерти наказывает отнюдь не после потерь – а, наоборот, после приобретений. Например, рождение ребенка почти всегда изменяет отношение родителей к своей собственной жизни: они становятся более ответственными, осознавая, что их жизнь необходима детям. Но иногда эта ответственность зашкаливает – и тогда мама просыпается в холодном поту по ночам: «А вдруг я умру?!» Таким приобретением может стать не только ребенок – практически, им может стать всё что угодно.

Подобная тревога имеет под собой резон, отмахиваться от которого неконструктивно. Скорее всего, есть что-то, что вы могли бы сделать для обеспечения будущего, но до сих пор не сделали. Прояснение запутанных отношений, например, нередко требует большой смелости – и в подобном случае эта тревога как раз и дает вам силы предпринять какие-то конкретные действия. Написать завещание, прояснить обязательства, запросить поддержку. Если вы умрете, сделать это будет уже некому – так сделайте это сейчас. Человек действительно смертен, и, что хуже того, он смертен внезапно – и если вам важно будущее кого-то или чего-то после вашей смерти, обеспечьте для этого всё что можно прямо сейчас, ещё при жизни. Именно это и предлагает вам сделать этот страх смерти.

Если вы твердо уверены, что сделали абсолютно всё, что возможно в вашей ситуации, а страх смерти не отпускает – пора идти к психотерапевту, учиться принимать то, что вы не можете изменить, см. п.1.

3. Близость смерти

Больные в терминальных стадиях нередко испытывают страх смерти, и в подобных ситуациях говорить об «изменении жизни» казалось бы, нелепо – и, однако же, речь идёт именно об изменении жизни: о привнесении в свою жизнь измерения духовности.

Дуализм жизни и смерти существует только на уровне материи – и соприкосновение с переживанием недуальности дает человеку способность философски воспринимать дуализм материального мира. Нередко умирающие, оглядываясь на свою жизнь, находят в ней глубокий смысл: то, что казалось цепью случайностей, оказывается выражением некой высшей идеи – и уход в мир иной ощущается как её продолжение. Страх толкает на сопротивление; принятие будущего избавляет от страха перед ним.

Это большая и сложная тема, о которой несколько подробнее я планирую сказать в статье о духовном кризисе. Искренне надеюсь, что в эту статью я данный пункт вставила исключительно для полноты охвата темы.


4. Беспричинный страх смерти

Когда в жизни ничего не менялось: ни потерь, ни приобретений; и вдруг ни с того ни с сего наваливается страх смерти, - это, собственно, и есть экзистенциальный кризис в его классическом понимании. Жизнь развивалась-развивалась, и дошла в своём развитии до того момента, когда пора что-то поменять. Какие-то нереализованные возможности во весь голос вопят о том, что они не реализованы, какие-то желания давно пора осуществить, а человек их, бывает, даже и осознать-то себе запрещает…

Все люди в чем-то похожи, но при этом каждый человек индивидуален. Осознание этой своей индивидуальности не всегда проходит гладко, ибо нет для неё никаких шаблонов, и чаще всего человека не учат её осознаванию: обществу надо, чтобы мы успешно выполняли свои социальные роли, были правильным и надежными винтиками в машине социума, а остальное его не колышет. Осознать собственные индивидуальные желания при таком раскладе представляется задачей нетривиальной. «Чего я хочу? – а чёрт его знает… вроде всё есть», - как бы говорит себе человек, и живет дальше по привычке. Вернее, не живёт, а существует.

Тем не менее, потребность в самореализации – это одна из ключевых потребностей каждой личности. К сожалению, часто только перспектива смерти напоминает человеку о том, что эта его потребность осталась без внимания: обидно умирать, если свои глубинные желания не то что реализовать – почувствовать даже не успел! Когда человек живет не своей жизнью, раз за разом выполняя требования общества, мамы, папы и прочих значимых фигур в своей жизни, рано или поздно наступает момент, когда он с неопровержимой ясностью понимает, что всего этого недостаточно, чтобы назвать это существование жизнью. Именно это и предлагает изменить беспричинный страх смерти: осознать свои собственные глубинные желания и начать уже, наконец, их выполнять.

Если осознать их самостоятельно не удается – ну, вы догадались уже. Пора идти к психотерапевту. Отвечать себе на вопросы: кто я? и чего я хочу?

Упражнение

Вы можете смоделировать себе маленький экзистенциальный кризис на тему смерти по примеру японских самураев: просто представьте себе, что вы умрете не «когда-то там», а конкретно – через год. И напишите список того, что вы будете делать в течение этого года, и как вообще изменится ваша жизнь в связи с этим известием.
А теперь представьте, что вы умрете через месяц. И точно так же запишите, что вы будете делать, а чего, наоборот, не будете.
А теперь представьте, что вам осталось 15 минут: времени хватает только на то, чтобы написать письмо. Кому, о чем – решайте сами. И напишите его.

Это упражнение помогает осознать и расставить свои собственные приоритеты. Возможно, после этого упражнения вам станет яснее, что необходимо изменить в своей жизни уже сейчас. Не дожидаясь, собственно, смерти…
Tags: кризис
Subscribe
Buy for 400 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments