?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В результате двух взрывов в Московском метрополитене погибли 35 человек, пострадали 73.
12:22, Лента.Ру


Сегодня опять были взрывы в метро. Поэтому в сегодняшних новостях речь идёт о физически пострадавших: психологически пострадавших там - столько, сколько всего пассажиров метро участвовало в происшествии. Впрочем, почему только пассажиров? Машинисты и другие работники метрополитена тоже от стрессовой реакции не застрахованы. К счастью, люди даже в такой жуткой ситуации могут оказывать помощь себе и близким. Как?

В месте катастрофы:

1. По возможности сохраняя спокойствие, необходимо покинуть место источника травмы, помогая в этом также и другим пострадавшим

Важно:

неспециалистам не следует пытаться оказывать первую помощь другим на месте катастрофы. Убедиться в том, что опасности больше нет, они технически не могут - а в случае, когда она есть, задержка приведет к тому, что спасать придется ещё и всех, кто задержался для оказания помощи. Тут знаете как? - как в самолёте предупреждают: в случае разгерметизации кабины вначале наденьте кислородную маску на себя, и только потом - на ребенка. Если ближе к катастрофам земным - то вначале удалите из места катастрофы себя вместе со всеми, кого можете прихватить без потери скорости удаления.

2. Выйдя из зоны непосредственой опасности, нужно оказать первую помощь прежде всего себе, потом близким

Важно:

первое, что требуется - оценить обстановку. При наличии физических повреждений прежде всего необходимо оказать доврачебную помощь. В случае серьезных повреждений - вызвать скорую, наложить повязки, и т.п. В общем, обеспечить всю ту помощь, которая требуется помимо психологической, для того, чтобы пострадавшие вернулись в безопасный мир - домой, на работу и т.п.

2а. Если близкий вам человек находится в ступоре (остановившийся взгляд, неподвижность и т.п.) - не отпускайте его одного. Обимите и поезжайте домой вместе с ним, рассказывая о своих планах словами: "Сейчас сядем в такси, поедем домой, я всё время буду с тобой" и т.д.

2б. Если в ступоре находится незнакомец - вы можете ему помочь, просто подойдя поближе, взяв за руку, начав разговаривать: "Кто вы? Могу ли я чем-то вам помочь?" Можно похлопывать человека по плечу, прикрыть чем-то теплым, если началась дрожь, побуждать разговаривать. Слёз бояться не следует: выражение эмоционального аффекта это гораздо лучше, чем ступор.

Дома:

1. Острый эмоциональный шок, в норме - от 3 до 5 часов с момента происшествия

Это время невероятного психического напряжения. Мобилизуются все психические резервы личности, и человеку необходимо что-то делать, по возможности - целесообразное: выбираться из места катастрофы, обследоваться у врача, сообщать на работу о случившемся, успокаивать родственников, и т.п.

В это время следует позаботиться о следующем этапе, обеспечить себе будущую возможность отдыха, отреагирования и востановления сил. Пытаться насильно "загонять" человека отдыхать на этом этапе не нужно: какой уж тут отдых, когда тело дрожит, как провод под напряжением, сердце выпрыгивает из груди и голова кружится от волнения. Поднявшуюся энергию лучше сливать в деятельность, психологическая помощь будет в том, чтобы подсказать ему направление этой деятельности.

2. Психофизиологическая демобилизация, от 1 до 3 суток с момента происшествия

Это время тоски и растерянности. Накатывает ощущение собственного бессилия и паника, возникает вопрос "За что мне это? Почему именно я?", возможна тошнота и рвота, снижение аппетита, тяжесть в голове и забывание элементарных вещей. Хочется забиться в норку и там сидеть, не высовываясь.

Наилучшей помощью на этом этапе будет - обеспечить человеку покой. Взять на себя все бытовые задачи, организовать ему возможность отдыха, быть рядом, но не требовать от него какого-либо взаимодействия. По-прежнему желателен тактильный контакт - держать за руку, чаще и дольше обнимать, можно без всяких слов. Если пострадавший - ребенок, то необходимо быть готовым к некоторому регрессу: те умения, которые у него уже были достаточно усвоены, могут куда-то пропасть, чаще и больше ребенок будет проситься на ручки, и желательно обеспечить ему эту возможность.

3. Стадия разрешения, от 3 до 12 суток с момента происшествия

Обычно на этой стадии человеку кажется, что он вернулся в норму: он возвращается к работе, активной деятельности и т.п. Однако в этот период ещё сохраняется сниженный эмоциональный фон, повышенная утомляемость, ограничение контактов с окружающими, снижение эмоцинальной окраски речи и замедленость движений. Часто появляются кошмарные сновидения, в которых пострадавший заново переживает весь ужас происшедшего. К концу этого периода появляется желание выговориться, направленное обычно на тех близких, которые не были свидетелями катастрофы.

На этой стадии с пострадавшим нужно разговаривать о том, что произошло, как произошло, и какие чувства он испытал, когда это происходило. Можно выслушать историю несколько раз, желательно обнимать, гладить по голове и выражать своё сочувствие другими тактильными способами, побуждать к эмоциональным реакциям, а не успокаивать. Злиться, плакать и рыдать в этой ситуации - нормально: подобное отреагирование является естественным биологическим механизмом совладания с психотравмирующей ситуацией. Не нужно говорить "Не плачь, успокойся!" - лучше что-нибудь типа "Да, я представляю, как тебе было тяжело, и твои слёзы вполне оправданны".

4. Стадия восстановления, начинается приблизительно с 12-го дня после происшествия

Человек действительно возвращается в норму по объективным наблюдениям. Возвращается эмоциональная окраска речи и мимических реакций, сновидения перестают быть кошмарными, возвращается способность радоваться и шутить, активизируется межличностное общение, состояние тела стабилизируется: прекращаются непривычные головные боли, возвращается полноценный аппетит, отсутствует тошнота, уменьшается усталость и другие астенические проявления.

К сожалению, если восстановление по каким-то причинам произошло не полностью, то именно в этот момент начинают проявляться психосоматические расстройства, связанные с желудочно-кишечным трактом, сердцем и т.д., и невротические реации - фобии, навязчивые действия, депрессия и т.п. Поэтому в течение месяца после катастрофы необходимо особенно внимательно следить за самочувствием, и если в течение месяца состояние пострадавшего не пришло в норму - обращаться к специалистам.
Buy for 400 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 50 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
sova1509
Mar. 29th, 2010 10:24 am (UTC)
Спасибо. Это очень важно знать ныне - уже всем. Никто не может сказать - меня это не касается. Увы.
olga_podolska
Mar. 29th, 2010 10:29 am (UTC)
Увы. :(
silver_seagull
Mar. 29th, 2010 10:46 am (UTC)
Спасибо. Это сейчас было важно прочитать
olga_podolska
Mar. 29th, 2010 10:57 am (UTC)
Да.
toshkina
Mar. 29th, 2010 10:48 am (UTC)
Ольга, спасибо! Можно вопрос? У моего родственника такая проблема:перенесённый стресс стал причиной навязчивого страха. По психиатрам ходит уже лет 5, много чего пил, эффекта никакого. Может ему антидепрессанты попробывать? Психиатры их, почему-то не прописывают...
olga_podolska
Mar. 29th, 2010 11:00 am (UTC)
Ему психотерапия необходима, - возможно, на фоне приема медицинских препаратов. Одними только таблетками психологические проблемы чаще всего не устраняются.
(no subject) - toshkina - Mar. 29th, 2010 11:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Mar. 29th, 2010 11:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - toshkina - Mar. 29th, 2010 11:51 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
olga_podolska
Mar. 29th, 2010 11:02 am (UTC)
Да, разумеется.

Собственно, верхний временной предел вообще теряется в тумане: по некоторым официальным данным, ПТСР может быть отсрочен даже на 10 лет. Из неофициальных источников мне известны случаи, когда он проявлялся даже через двадцать...
o_gostuhina
Mar. 29th, 2010 11:35 am (UTC)
http://o-gostuhina.livejournal.com/13941.html
чтобы не повторяться, я писала на эту тему. Как жить им дальше, жертвам катастроф?
olga_podolska
Mar. 29th, 2010 11:50 am (UTC)
Чем дальше от катастрофы - тем разнообразнее ситуация, и тем более индивидуальными будут рекомендации.

О психогигиене я писала здесь:
http://olga-podolska.livejournal.com/44906.html

Но нередко нужна и специализированная помощь.
За этим - к психологу или психотерапевту.
lisitsyniv
Mar. 29th, 2010 12:56 pm (UTC)
Олечка, Вы сами это придумали? Пока все будут выполнять п.1 окончательно помрут те, кто мог бы дать свидетельские показания. Если бы Вы были специалистом не из области психологии, было бы понятно. А так даже не знаю, в чьих интересах Вы это пишете.

п.с. Заметил, что уже не первый раз высказываетесь неадекватно.
olga_podolska
Mar. 29th, 2010 01:05 pm (UTC)
Это хорошо, что вы за мной так внимательно наблюдаете.

Значит, вы знаете, что за идиотские высказывания в хамском тоне я баню сразу же, не вступая в дискуссию. Прощайте.
(no subject) - izadora_new - Mar. 29th, 2010 01:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - losiha - Mar. 30th, 2010 12:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - Mar. 30th, 2010 01:16 pm (UTC) - Expand
tanda_mif_chgk
Mar. 29th, 2010 01:45 pm (UTC)
Спасибо.
Насчет тактильного контакта - я это как-то так и ощущала всегда - правда, мне пока в экстремальную ситуацию попадать не приходилось, но даже, когда просто по каким-то причинам сидишь плачешь - то бывает, сначала хочется сбросить руку. если обнимают, а потом наоборот, хочется к кому-то прижаться. А иногда сразу - это уж, смотря, какая причина. И когда кого-то утешать приходится - тоже тактильный контакт очень важен...
olga_podolska
Mar. 29th, 2010 02:32 pm (UTC)
Да, особенно это важно в острой травматической ситуации.
(no subject) - ljrate - Mar. 29th, 2010 01:59 pm (UTC) - Expand
soufflissimo
Mar. 29th, 2010 02:12 pm (UTC)
Спасибо за рекомендации.

Знаю, что могут помочь дыхательные упражнения. В таких ситуациях бывать не приходилось, но как-то участвовала в реабилитационной программе для тех кто служил в Чечне и Афгане. (понятно, в эпицентре про это вспомнить сложно, но если получается).
Для себя - как минимум спокойные вдохи выдохи на счет 4 (можно с задержкой на втохе тоже на четыре). Если с кем-то то вы ему просто считаете. Может просто успокоить, могут прорваться эмоции, слезы смех истерический. Но тогда наступает облегчение.
Не панацея, естественно, но пусть будет в аптечке как вариант.
olga_podolska
Mar. 29th, 2010 02:31 pm (UTC)
Да, обращать внимание на дыхание - это важно, вы совершенно правы.
Если удастся об этом вспомнить, то это может оказаться очень полезным.
assenzia
Mar. 29th, 2010 02:41 pm (UTC)
Спасибо!

Было бы здорово, если бы про это рассказывали в школах на уроках ОБЖ, например.
xeus_top_98
Mar. 29th, 2010 03:13 pm (UTC)
Вы попали в Топ-30 Зиуса!
Ваш пост написан настолько интересно, что вы попали в Топ-30 Зиуса самых обсуждаемых тем в Живом Журнале.
Зиус и BroCo поздравляют вас, и желают хорошего профита!
(Deleted comment)
(Deleted comment)
hot_tea
Mar. 29th, 2010 07:56 pm (UTC)
Большое спасибо за рекомендации. Хочу надеяться, что не пригодится.

Хотел бы задать вопрос - как с точки зрения психолога помочь человеку в ситуации:

Больница, к старой маме приехала дочка, маме стало плохо вполть до реанимации. Дочка зовёт дежурную медсетру, так по телефону врача. Людей вижу в первый раз. Пока ждали врача девушка стоит в коридоре, её трясёт, какой-то нервный плач. Я проходил мимо(лежал в отделении). Как в такой ситуации помочь незнакомому человеку?
(no subject) - olga_podolska - Mar. 29th, 2010 10:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hot_tea - Mar. 31st, 2010 09:03 am (UTC) - Expand
tertychniy
Mar. 29th, 2010 08:50 pm (UTC)
Приглашаю вас ознакомиться с моим прогнозом
ligist
Mar. 29th, 2010 09:07 pm (UTC)
Спасибо. Постараюсь запомнить - мало ли...
А подобная инструкция подходит для любой психотравмирующей ситуации, или бывают свои особенности? Например, при нападении на человека или ДТП или ещё чего подобного?
olga_podolska
Mar. 29th, 2010 09:09 pm (UTC)
В общмх чертах - подходит ко всем кризисным ситуациям.
chloe_q
Mar. 29th, 2010 10:28 pm (UTC)
Оля, спасибо огромное! Очень полезно!
Буквально по стадиям сверила со своим состоянием после двух ДТП, в которые наш автомобиль попал в течение получаса на скользкой дороге.. Все обошлось.. Однако отреагирование меня нагоняло в виде слез и желания рассказать о происшедшем.. в течение больше чем недели после событий..
olga_podolska
Mar. 29th, 2010 10:32 pm (UTC)
Даже две недели - вполне в пределах нормы.

Будьте здоровы. :)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 50 comments — Leave a comment )

Latest Month

March 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars