?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Гленофобия

Гленофобия - боязнь взгляда куклы:



Честно говоря, я лично кукол обожаю - в моей коллекции их уже более 30 персон, есть путешественницы из Китая, Норвегии, Румынии... а, чёрт, это я отвлеклась, хотела наоборот, о том, что кроме таких как я, существуют и другие: люди, которых куклы пугают. Но что же в куклах может пугать? Казалось бы, куда уж безобиднее? С одной стороны, это правда, поскольку отличительное качество фобии от нормального страха - её иррациональность. С другой стороны, почему-то же этот страх сосредоточился именно на куклах...

Интересное обсуждение на эту тему выношу из комментариев к прошлому посту:

vattukvinnan: Откуда берется боязнь именно взгляда куклы, кукольных глаз?

olga_podolska: Оттуда же, откуда остальные фобии, - из бессознательного. Описанное вами - самая что ни на есть классическая фобия, бессмысленная и этим-то и беспощадная...

asgerd: Возможно, для человека, страдающего гленофобией, кукла = покойник. Очень древний ассоциативный ряд. Сюда же страх масок и солнечных очков (маски очень во многих культурах надевались на мертвеца во время погребального обряда - потому что, простите, холодильников не было), а уж клоуны в гриме - это вообще разлагающиеся трупы (описание Хель из "Эдды" - одна половина лица красная, другая синяя; уверена, что если проследить историю клоунов вглубь веков, то вылезет что-нибудь, связанное с культом предков).

olga_podolska: Я думаю, что с точки зрения исторической ты совершенно и абсолютно права, и гораздо лучше меня можешь расписать историю вопроса. Если же говорить о психологических корнях этого - то тот же страх покойников, откуда он? Покойник - он мёртвый. Он сделать-то наблюдателю ничего не может по определению. И если наблюдатель покойника боится - то рационального в этом нет ничего, сколько бы тысяч лет и сколько бы наблюдателей этого не боялись...

Когда человек боится чего-то внешне абсолютно безопасного - картинки, куклы, покойника - то, сталбыть, страх происходит из чего-то внутри. А внутри у человека только сам человек. Собственные его бессознательные побуждения. Вот их-то он и боится, проецируя свой страх наружу.

Говоря предельно, преступно упрощенно, получается такая последовательность:
1. Некто рассердился так, что прям убить собеседника захотел.
2. Но Некто считает, что он милый приятный человек, боится свою агрессию осознать: нет-нет, я совершенно не сержусь и убивать никого даже побуждения не испытываю! - как бы говорит себе он, и прячет свою агрессию в бессознательном.
3. А потом видит покойника - ааа! его кто-то/что-то убило! это не я, это не я!!! я вовсе и не сердился до стакой степени никогда!
4. Я испытываю страх - значит, это покойник меня пугает, говорит себе Некто. Это не я, это не я!

Весь этот "разговор" происходит, знамо дело, в бессознательном - и вылезает только если там поискать. Снаружи - только начало и конец: "Я милый и приятный человек, но покойники меня пугают". :)

asgerd: Очень интересно. Я думала, что страх мертвого тела восходит к страху смерти. "Он был таким же, как я, а теперь вот. И со мной тоже будет вот". Достаточно рационально, на мой взгляд. ))

Есть, конечно, нерациональный элемент - что мертвец сейчас встанет и слопает наблюдателя. Возможно, ему приписывается зависть к живым? То есть опять-таки проецируется собственный страх смерти. Плюс что-то гигиеническое - все-таки, зараза и трупный яд.

То, что ты описала, это уже какой-то сериал "Декстер" (точнее, скорее, книги о Декстре, в сериале его рефлексию сильно подсократили).

olga_podolska: Страх мёртвого тела восходит к страху смерти, базара нет. А страх смерти восходит всё к той же самой остановленной агрессии: чтобы избавиться от страха смерти, нужно изменить жизнь. Я ж говорю, я выше преступно упрощённо писала, если по разновидностям (и опять упрощенно), то:

1."Просто страх смерти" - про агрессию говорят ваще только психологи, нормальный человек назовет это "импульсом к изменению жизни".
2. Страх, что покойник встанет и сожрет - добавляется отчетливый фобический компонент, то есть неосознаваемой агрессии больше, дело хуже.
3. Страх заразы и трупного яда - если превышает разумные пределы, то это уже обцессивно-компульсивный радикал, и здесь уже речь вообще про характер... К счастью, на примере трупа говорить о выраженной навязчивости неоправданно.

А Декстер классный, там ПТСР прям вполне достоверно показан. И - уже один интерес общественности к сериалу кагбе намекает нам, что где-то в бессознательном мы все немножко Декстеры...
Buy for 400 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 74 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
vitus_wagner
May. 25th, 2010 10:14 am (UTC)
Как это покойник сделать человеку ничего не может? Еще как может. Он может заразить его во-первых той инфекцией, от которой сам умер (если умер от инфекции) во-вторых еще кучей гадостей, которую разносят питающиеся на нем мухи.
olga_podolska
May. 25th, 2010 10:42 am (UTC)
Покойник сделать ничего человеку не может - человек может сам об него заразиться, если осторожен не будет. Но покойник сделать ничего не может - не только человеку, а и вообще. Он мёртв. :)
(no subject) - vitus_wagner - May. 25th, 2010 10:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - May. 25th, 2010 10:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - vitus_wagner - May. 25th, 2010 11:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - May. 25th, 2010 11:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - asgerd - May. 25th, 2010 09:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vitus_wagner - May. 26th, 2010 04:49 am (UTC) - Expand
song_thrush
May. 25th, 2010 10:18 am (UTC)
практически оффтоп :) Кэрри, а ты будешь еще показывать кукол своих? Мне они очень нравятся (которых я видела у тебя в прошлом жж) :)

Сериал хуже книги, кстати. На мой взгляд, естественно. :))
olga_podolska
May. 25th, 2010 10:43 am (UTC)
Насчет кукол - мне бы хотелось, скажу честно. Но руки как-то не доходят - это ж картинки делать, потом обрабатывать...

Вот выду на пенсию, и тогдаааа! :)))
megavolt_ex
May. 25th, 2010 10:25 am (UTC)
Т.е. человек не хочет видеть нечто похожее на часть себя или на следствие действия этой части?
arhetip_v
May. 25th, 2010 10:39 am (UTC)
Я вот подумала про переходные объекты, про людей, которых они как бы замещают и про возможную связь всего этого с гленофобией.
(no subject) - asgerd - May. 25th, 2010 09:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - May. 25th, 2010 10:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - dvi_zhenie - May. 25th, 2010 11:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - grueffelo - May. 25th, 2010 01:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - May. 25th, 2010 07:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - grueffelo - May. 27th, 2010 07:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - May. 25th, 2010 07:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dvi_zhenie - May. 25th, 2010 08:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - May. 25th, 2010 08:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - megavolt_ex - May. 25th, 2010 12:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - May. 25th, 2010 08:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - megavolt_ex - May. 26th, 2010 06:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - May. 26th, 2010 07:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - megavolt_ex - May. 26th, 2010 10:47 am (UTC) - Expand
biodroid
May. 25th, 2010 11:55 am (UTC)
Если мёртвые ничего не могут сделать, то зачем они на меня так смотрят?
romailo
May. 25th, 2010 12:14 pm (UTC)
Все-таки куклы завсегда в магии использовались. А магия - она с темными силами связана. Через куклу и порчу подцепить можно, а отсюда и до смерти недалеко. Кстати, во время ритуалов, особенно похоронных всякие порчи особенно активно и наводились.
а вот обережные куклы - тоже, кстати, магия - они без лица делались. Если лицо с глазами есть - то кукла может твою душу скрасть и присвоить. Дальше страшилки рассказывать?
(no subject) - olga_podolska - May. 25th, 2010 07:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - romailo - May. 25th, 2010 09:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - May. 25th, 2010 09:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - May. 25th, 2010 07:45 pm (UTC) - Expand
sheramankry
May. 25th, 2010 12:12 pm (UTC)
"Есть, конечно, нерациональный элемент - что мертвец сейчас встанет и слопает наблюдателя" - очень даже рациональный, ибо видовым признаком человека является каннибализм. И отсюда можно идти в обе стороны - страх (порождённый сильнейшим табу), что Я вдруг не удержусь и съем этот труп, ну и, разумеется, страх перед тем, что обратное тоже возможно и раз я ем трупы, то почему труп не может съесть меня?
olga_podolska
May. 25th, 2010 08:13 pm (UTC)
Вскрываются новые, незамеченные пласты. :)
(no subject) - asgerd - May. 25th, 2010 09:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sheramankry - May. 26th, 2010 01:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - asgerd - May. 26th, 2010 01:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sheramankry - May. 26th, 2010 01:36 pm (UTC) - Expand
zmeyka_taya
May. 25th, 2010 12:49 pm (UTC)
У меня нет боязни взгляда куклы. У меня есть боязнь, когда она, гада, на меня не смотрит и всякую фигню про меня молча думает!!!
olga_podolska
May. 25th, 2010 08:14 pm (UTC)
Ты как МиЖ не читала.

Говорить с куклой надо!
Тогда она не станет фигню думать. :D
leontic
May. 25th, 2010 12:58 pm (UTC)
Интересно:-))

Про темные очки - раньше вообще не могла их заставить себя носить, сейчас спокойно. И как раз тут думала - отчего раньше избегала?

"А страх смерти восходит всё к той же самой остановленной агрессии:"

А чувства вины тут нет? В детстве очень много умирало народу - до моих 15 лет. Разговоры о смерти не могла переносить, страшно, до оцепенения и ужаса боялась, что что-то случится с кем-нибудь. В процесе психотерапии стало легче (даже очки темные смогла носить), но все равно... Может ли в данном случае агрессия быть как непрожитое и задавленное чувство страха? Уход от осознания реальности?

Кукол я, кстати, очень любила. И играть очень любила.
vitus_wagner
May. 25th, 2010 01:09 pm (UTC)
А я не могу носить темные очки. Даже на высоте 3000 метров - не ношу. Мир в них теряет естественные цвета.
На высокогорном снежнике, наверное, можно - там все равно все черно-белое вокруг. Но как только сходишь на зеленую траву, сразу очки начинают мешать.
(no subject) - olga_podolska - May. 25th, 2010 08:17 pm (UTC) - Expand
vattukvinnan
May. 25th, 2010 12:58 pm (UTC)
В восторге, спасибо.
olga_podolska
May. 25th, 2010 08:19 pm (UTC)
И вам спасибо - за интересный вопрос! :)

Действительно же потрясающие пласты вскрываются.
grey_kristy
May. 25th, 2010 01:05 pm (UTC)
Что то уж совсем за уши притянуто. Почему страх смерти должен быт связан с подавленной агрессией?

Это вполне самодостаточный базовый страх, который в дальнейшем разложении на составляющие не нуждается.

Вот страх смерти - да, может вызывать многочисленные вторичные фобии.
olga_podolska
May. 25th, 2010 08:35 pm (UTC)
Для кого это, интересно, страх смерти в разложении не нуждается? :))

Для того, кому только классифицировать - возможно.

А кому нужно с этим самым страхом смерти чё-то делать, как-то его устранять - тому приходится и с одной стороны его раскладывать, и с другой раскладывать, и с пятой...

Освобождение поступательной агрессии достижения своих целей в реальной жизни страх смерти чаще всего устраняет. Хоть он и базовый, да. Концепций-то психологических вагон, если хочется страх сохранить, это тоже можно обосновать. :))
ex_califona
May. 25th, 2010 01:15 pm (UTC)
Думаю об этом со вчерашнего дня, в результате сегодня даже есть не смогла (вооот, если своей фобией начать заниматься, она уже начинает приносить пользу) :)))

Это одназначно какой-то очень архаичный страх, связанный с какими-то табуированными вещами - некромантией, возможно - каннибализмом.
Т.е. да, связь именно такая - кукла=покойник (тут еще можно вспомнить, что с куклами обычно делают - купают, переодевают, _рассчесывают_им_волосы_, укладывают спать, и - кормят!) и запрет на манипуляции с трупами.

А клоуны - это, извиняюсь, вообще пипец какой-то ))) Точно не люди (в смысле, не воспринимаются мной как принадлежащие к миру живых).
olga_podolska
May. 25th, 2010 08:42 pm (UTC)
Ну вы это... есть себя всё же уговаривайте, что ли. :)

А что страх архаичный, это однозначно. Было интересно прочитать ваше его ощущение. Спасибо.
(no subject) - ex_califona - May. 25th, 2010 10:27 pm (UTC) - Expand
kara_sevda
May. 25th, 2010 01:18 pm (UTC)
у меня есть не то что фобия, но особенность. Кукол я не боюсь и в принципе к ним равнодушна (хотя в детстве в куклы не играла). Но совершенно не могу видеть изуродованных кукол с оторванными руками-ногами, выдавленными глазами. Начинает трясти. При том, что аналогичная ситуация с реальным человеком воспринимается намного спокойнее. Помню, когда-то прочитала рассказ о том, как старый ветеран нашел изуродованную подростками куклу и похоронил ее как человека. После него не могла спать и вообще успокоиться. Глупость какая-то - кукол жалко...
olga_podolska
May. 25th, 2010 08:45 pm (UTC)
Мне тоже кукол жалко, Светочку я вообще с помойки забрала - надо же, выкинули блондинку, ну я не знаю, что за люди. Мне, правда, и людей тоже жалко - может, даже больше, чем кукол; просто куклам помочь проще. :)

Мне кажется, хоронить кукол - это правильно.
На крайняк, сжигать.
(no subject) - kara_sevda - May. 26th, 2010 08:44 am (UTC) - Expand
shveps
May. 25th, 2010 02:16 pm (UTC)
а если все-таки рационализировать? не знаю насчет взгляда (вообще смутно представляю именно взгляд куклы - взгляды, это к живым), но ведь совсем недавно глаза у кукол действительно были страшные - страшно уродливые. Как посмотришь - передернет. Если советскую промышленность припомнить, так вообще. Или это все-таки про отвращение больше?
olga_podolska
May. 25th, 2010 08:49 pm (UTC)
Это про какое-то бессознательное - а какое, я вам отсюда не скажу, конечно же. Но точно не про рационализацию: "не по хорошу мил, а по милу хорош". Уродливость кукольных глаз к ощущениям от них не имеет отношения.

Красота ещё никогда не мешала страху, а некрасивость - любви:

Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Всё равно его не брошу,
Потому что он хороший.
:)))
malica_dee
May. 25th, 2010 02:18 pm (UTC)
Потрясающе красивый ролик и обалденно красивые куклы. Понимаю, что не эстетизму для, а как иллюстрация к фобиям. Но у меня чистый восторг. Спасибо!
olga_podolska
May. 25th, 2010 08:50 pm (UTC)
Эстетизму, эстетизму для. :)

Иллюстрации - пусть даже и к фобиям - должны ж быть эстетичными!
Тем более, я сама от тамошних кукол в восторге. :)
(Deleted comment)
olga_podolska
May. 25th, 2010 08:51 pm (UTC)
Название другое какое-нибудь, но по механизму возникновения наверняка похоже. :)
gattaca_again
May. 25th, 2010 05:15 pm (UTC)
Завораживающий ролик! Потрясающий!
olga_podolska
May. 25th, 2010 08:51 pm (UTC)
Я сама влюбилась. :)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 74 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars