?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Фобия как маркер психологического ресурса

В психической реальности человека ничего не происходит просто так – и если человек чего-то боится, то уже в самом этом страхе скрыт неявным образом рецепт улучшения его жизни.

С рациональными страхами найти этот рецепт не составляет труда: если человек боится стоматолога – он может улучшить свою жизнь, обратившись в хорошую клинику, где лечат зубы с обезболиванием. Если боится за рулём встречных машин – он может улучшить стиль своего вождения, обучившись на курсах. Чем более рационален страх – тем проще обнаружить его послание. Наиболее рациональные страхи из всех имеют послание простое и банальное, как истертый пятак: «Боишься – не делай!».

Но бывают страхи и посложнее – страхи иррациональные, доходящие до фобий. Их смысл выяснить уже не настолько просто: казалось бы, ну глупо же трещин в асфальте бояться, они безвредные. «Не наступать на трещины» обычно от этого страха не спасает, да и где найдёшь в наших городах асфальт без трещин, дороги – одна из традиционных бед России… как же быть?

К счастью, можно выяснить свой собственный, индивидуальный смысл подобного страха, - и тем понять, какого улучшения вашей собственной жизни просит, требует у вас ваш страх. Удовлетворить его просьбу не всегда легко – но она содержит в себе доступ к вашему уникальному личному ресурсу, о котором вы, возможно, даже не догадывались, или использовали его недостаточно – так что добавление его в жизнь может эту жизнь существенно улучшить. Фобия показывает, что в вашей жизни есть аспекты, где вы не полностью используете ресурсы своей психики.

Как же выяснить, какой ресурс скрывает под собой фобия?

Дисклеймер:
Упражнение предназначено для работы прежде всего с отдельными специфическими фобиями.

Я категорически не рекомендую самостоятельно выполнять это упражнение лицам, у которых страх возник после реальной тяжелой травматической ситуации.
И я вынуждена предупредить, что при множественных фобиях есть большая вероятность того, что упражнение просто не удастся выполнить до конца. Это не опасно, но бессмысленно. Потратьте то время, которое вы планировали на это упражнение, на поиск подходящего лично вам специалиста – толку будет больше.




1. Сформулируйте, чего конкретно вы боитесь, назовите свой страх. Найдите картинку, которая представляет его в виде образа. Например, «страх высоты» - это абстракция; образом, вызывающим страх, в таком случае может быть образ бездны, скалистого ущелья, твёрдой и далёкой земли… В общем, вы нашли правильную картинку, если она сама по себе вызывает у вас страх.

2. Назовите то, что изображено на картинке, одним словом. Почувствуйте свой страх – как он ощущается в теле? Перечислите ощущения, можно даже записать их.

3. Найдите предмет, который будет олицетворять вас-повседневного. (У меня, например, это мячик – но у вас может быть стул, шкаф или чашка; всё что угодно, что покажется вам подходящим.)

4. Посмотрите на картинку – и представьте, что сейчас вы играете роль именно того, чего вы боитесь, вы стали этим образом - а «повседневный вы» переместился в мячик. Каковы ваши ощущения в роли вызывающего страх образа?

5. Двигайтесь, как этот образ; придумайте подходящие именно ему движения, звуки, запахи звучите, как он, усиливайте его. Размахивайте руками, если нужно, топайте ногами – в общем, наслаждайтесь своей вызывающей страх сущностью, получите от неё удовольствие, усильте её до предела.

6. Как вы относитесь сейчас к мячику? Сделайте с ним именно то, что вам хочется: «съешьте» его, раздавите, приласкайте, испачкайте – делайте именно то, что вам подсказывает логика развития роли. Получите удовольствие от своих действий: ведь вы же выражаете самую сущность своего злобного коварного страха!

7. Поменяйтесь с мячиком ролями: пусть теперь мячик будет образом вашего страха, а вы исполняете роль «повседневного себя». Вообразите, что мячик делает с вами именно то, что было целью вашего страха, дайте ему возможность сделать это всё до конца. Как вы себя почувствовали, когда вы перестали этому сопротивляться?

8. Опять сыграйте роль своего страха, поменяйтесь ролями с мячиком, с учетом того, что вы узнали о своей реакции, когда не сопротивляетесь. Как изменились ваши ощущения теперь по сравнению с первым разом? Получите максимальное удовольствие от выражения своей сущности, проведите в ней некоторое время.

9. Найдите ту энергию, которая двигает этим образом, назовите её и выразите в движении и звуке. Что эта энергия как будто хочет вам сказать? Получите от неё послание: пару слов, девиз, напоминание о сущности этой энергии. Как эта энергия ощущается в теле? Придумайте жест, который служил бы для вас олицетворением, вместилищем этой энергии.

10. Выйдите из роли. Подумайте, какое применение в вашей обыденной жизни могла бы получить эта энергия. Где вы могли бы её использовать для улучшения собственной жизни? Что могло бы этому помешать? Какие правила безопасности требовалось бы соблюдать?

11. Разработайте план по привнесению этой энергии в вашу повседневную жизнь. Когда конкретно она могла бы вам понадобиться? В этих случаях вы сможете использовать её девиз и жест, выражающий её сущность, - чтобы усилить в теле ощущение этой энергии. Просто произнесите её послание и сделайте соответствующее движение – и вы почувствуете, как отзвук этой энергии опять ощущается в теле.

12. Вообще, первое время напоминайте себе об этой энергии почаще, хоть бы даже и по часам: «трижды в день я становлюсь потоком и живу как поток в течение пятнадцати минут». Когда вы наполните свою жизнь этой энергией в достаточной степени – фобия исчезнет без следа.

13. Запостите сюда картинку, изображающую вашу фобию, и раскажите, чё получилось в итоге.
Buy for 400 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 135 comments — Leave a comment )
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
nasse
May. 27th, 2010 11:41 am (UTC)
Даже обидно, что у меня сейчас фобий нет...
megavolt_ex
May. 27th, 2010 12:23 pm (UTC)
+1
(no subject) - olga_podolska - May. 27th, 2010 06:18 pm (UTC) - Expand
getnewpost
May. 27th, 2010 12:21 pm (UTC)
Хоть у меня страх и не после травматической ситуации, но на 4 пункте я сломалась - не могу представить себя на месте страха. У меня страх телесной травмы, повреждения тела.
При попытке представить себя на месте травмированного человека у меня сразу паника и ступор наступила...
olga_podolska
May. 27th, 2010 06:07 pm (UTC)
Попробуйте представить себе не "на месте травмированного человека" - а на месте этой самой травмы, этого повреждения, уродства. Картинку вы нашли соответствующую?

Когда вы - повреждение, вы ж сами себя бояться не можете. Вы, может, наоборот гордитесь - своей силой, своим уродством, тем, как вас все боятся! Ну и дальше нужно решить, что вы хотите сделать с этими, которые боятся - напрыгнуть на них, их тоже повредить? Может, съесть их совсем, сгноить с лица земли? Вам сейчас всё, всё по силам! Сделайте то, что является вашей сущностью. :)
anastasiya_um
May. 27th, 2010 01:30 pm (UTC)


А в итоге получилось, что я часто не использую свою энергию, чтобы "летать". т.е. там, где можно расслабиться и поучится даже лучше, я боюсь ошибиться и напрягаюсь)))
olga_podolska
May. 27th, 2010 06:13 pm (UTC)
Ух, до чего ж красивущий страх получился!!! :)

Да, умение летать - отличное умение!
Пришла пора взлетать, видимо.
Счастливого полёта! :))
(no subject) - anastasiya_um - May. 27th, 2010 06:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alexjourba - May. 31st, 2010 07:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - May. 31st, 2010 08:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alexjourba - May. 31st, 2010 08:30 pm (UTC) - Expand
bjanca
May. 27th, 2010 01:49 pm (UTC)
:(
а я "зависла" на 6-м пункте - собственно и раньше "рационально" было понятно, а после пп.4-5
ещё понятнее, что паук просто мимо топает по своим делам и на меня ему абсолютно пофиг. :)
А мне на него почему-то нет.. :(
olga_podolska
May. 27th, 2010 06:11 pm (UTC)
Re: :(
Какая энергия была у паука, как её можно назвать?

Может быть, какая-нибудь "энергия сосредоточенности", умение не считаться со всякими там, которые на пути стоят, не обращать внимания на чужие переживания?
Re: :( - bjanca - May. 28th, 2010 10:03 am (UTC) - Expand
Re: :( - olga_podolska - May. 29th, 2010 07:45 am (UTC) - Expand
Re: :( - grueffelo - May. 28th, 2010 08:00 am (UTC) - Expand
Re: :( - asia_datnova - Aug. 28th, 2010 11:25 am (UTC) - Expand
Re: :( - olga_podolska - Aug. 28th, 2010 03:26 pm (UTC) - Expand
Re: :( - asia_datnova - Aug. 29th, 2010 07:32 am (UTC) - Expand
vattukvinnan
May. 27th, 2010 02:05 pm (UTC)
Распечатала. Буду думать :).
Спасибо.
olga_podolska
May. 28th, 2010 08:17 am (UTC)
Напишите потом, что получится. :)
(no subject) - vattukvinnan - May. 28th, 2010 11:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - May. 29th, 2010 07:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - vattukvinnan - May. 29th, 2010 12:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - May. 29th, 2010 08:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vattukvinnan - May. 29th, 2010 08:49 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
olga_podolska
May. 27th, 2010 06:25 pm (UTC)
Ну, с точки зрения логики любой объект может быть сопоставлен любому другому - хоть мячик человеку, хоть человек аватару. Как вы с собой договоритесь, так и сопоставите.

Это нехитрое умение дети обычно осваивают лет в пять:
- А давайте Вася будет папой, а Маша мамой, а Кирилл - их детьми-близнецами. :)))
golox
May. 27th, 2010 02:34 pm (UTC)
Ну че-че, жру и чавкаю, жру и чавкаю себе, и пошли все вон.

У меня это про самообеспечение получилось.


olga_podolska
May. 27th, 2010 06:27 pm (UTC)
Красавица какая самодостаточная. :)
Бывают же и гусеницы красивыми, а!
murskij
May. 27th, 2010 03:54 pm (UTC)
замечательно! Сердцебиение и нехватка дыхания начались при чтении второго пункта!
Простите, я не могу понять адреса Вашего послания.
olga_podolska
May. 27th, 2010 06:29 pm (UTC)
Ну, что ж тут замечательного, когда сердцебиение и нехватка дыхания начинаются при чтении?

Не выполняйте упражнение, потратьте это время на поиск специалиста. :)
(no subject) - murskij - May. 27th, 2010 07:13 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
olga_podolska
May. 27th, 2010 06:30 pm (UTC)
Какая-то картинка нестрашная совсем. :)))
Собсно, я и автомобилистов на ней не рассмотрю никак...
zlattkin
May. 27th, 2010 04:39 pm (UTC)
[URL=http://www.radikal.ru][IMG]http://s54.radikal.ru/i145/1005/8a/ebee2951ebf7.jpg[/IMG][/URL]

а мне подумалось, что это не просто запрет на секс, а ещё и запрет на беременность.
olga_podolska
May. 27th, 2010 06:37 pm (UTC)
До чего ж у всех фобии симпатичные! Ваши полипы солнечные такие... и да, как-то на яйцекладку прям похожи. :)



Насчет запретов - скорее всего, правда. Но это упражнение как раз и призвано вывести их из бессознательной сферы. Нередко при бессознательном страхе беременности, скажем, женщина вообще теряет желание секса.

Если же осознать этот страх, можно его удовлетворить - подобрать соответствующие средства предохранения, скажем, - и тогда уж получать удовольствие от секса на полную катушку.

Когда вы разрешили этим полипам сделать, что они хотели - какая энергия появилась? Какое послание они передали?

Edited at 2010-05-27 06:42 pm (UTC)
(no subject) - zlattkin - May. 28th, 2010 09:15 am (UTC) - Expand
zlatenika
May. 27th, 2010 05:52 pm (UTC)
Даже обидно, что у меня сейчас фобий нет...
+1 :)

А вот давай расскажу для копилочки. Правда, не знаю, может это совсем не фобия.

У меня мама умерла в мои 13 лет. Ну, понятно, что горе, травма - с сестрёнкой и мной все родственники какое-то время носились и всячески отвлекали - вроде бы каких-то патологических изменений ни с кем не произошло.

Потом года через два и больше я стала обнаруживать, что затыкаюсь нафиг на слове "мама". Спросят что-нибудь совершенно невинное. Например, на английском в институте: "что ты унаследовала от мамы?" Ну, вопрос и вопрос, отработка лексики, причём вообще околоэкономической. А Златка брык - и молчит до конца урока.

Я сняла этот блок как-то, может, даже цинично. Когда вышла замуж, попросила разрешения у свекрови называть её мамой. И с мачехой то же.* Перед мачехой было очень неловко: она прямо очень обрадовалась, что я так, а я со своими внутренними целями. Ну и постепенно слово замылилось и утратило своё странное действие.

Что это такое было с точки зрения науки?

*У меня обе "мамы" очень хорошие, называние - в общем, дело десятое, никто никого не принуждал и на сами отношения называние с моей, по крайней мере, стороны, не повлияло. Я обеих принимаю близко к сердцу. Вот не скажу, правда, что берегу - ибо эгоцентристка есмь.
olga_podolska
May. 27th, 2010 06:41 pm (UTC)
Ты правильно всё сделала, - видимо, слово "мама" стало травматическим триггером, в котором эмоциональный заряд от смерти мамы сосредоточился.

Ты сумела этот заряд рассредоточить, благодаря этому работа горя завершилась.
Я за тебя рада. :)
(no subject) - zlatenika - May. 28th, 2010 02:55 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
olga_podolska
May. 27th, 2010 06:45 pm (UTC)
:))
romailo
May. 27th, 2010 08:38 pm (UTC)

Оля, а вот панические атаки, они всегда из этой же серии, или еще какой девайс есть? Че-то у меня последнее время народа с жалобами на панические атаки полно
olga_podolska
May. 27th, 2010 09:05 pm (UTC)
Да, ещё девайс - чисто физиологический: ПА сопровождаются некоторые реальные заболевания, - ишемическая болезнь сердца, и т.п. Но наш клиент первым делом это всё проверяет, так что обычно на этот счёт можно не волноваться.

Психологическая динамика развития для ПА такая же, как для фобии, - но тревога не концентрируется вокруг чего-то реального, т.е. неиспользуемый ресурс ещё дальше от осознания. По моим наблюдениям тоже, количество людей с ПА стало больше последнее время. Если посчитать недиагностированных, то чуть ли не каждый второй из обратившихся (а узнаёшь об этом через три месяца терапии: ну а чё такого? ну задыхаюсь немножко, ну сердце бьётся, ну потею, ну паника... но это же всё ПРОСТО ТАК!)
(no subject) - romailo - May. 28th, 2010 05:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - May. 28th, 2010 09:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - romailo - May. 28th, 2010 05:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - May. 28th, 2010 09:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - romailo - May. 28th, 2010 08:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - May. 28th, 2010 08:56 am (UTC) - Expand
konstansa
May. 27th, 2010 08:51 pm (UTC)
голуби... брррр...
http://foto.rambler.ru/public/dolphin-dolly/_photos/2940716_large/2940716_large-web.jpg
olga_podolska
May. 27th, 2010 09:06 pm (UTC)
Боже, красота какая!!!

И чё сказали они, голуби-то эти? Про что они оказались? ;)
(no subject) - konstansa - May. 27th, 2010 09:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - May. 27th, 2010 09:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - konstansa - May. 27th, 2010 10:13 pm (UTC) - Expand
laprimaverra
May. 27th, 2010 09:07 pm (UTC)
У меня не пошло дальше 6 пункта :( вот смотрите:
1)Вода в бассейне, картинка - я захлебываюсь, потому что на глубине,
2)удушье, холод и дрожь в конечностях и паника вплоть до неспособности разумно мыслить (а то могла бы доплыть до бортика),
3)чашка
4-5)ощущения приятные, покоя и движения одновременно, стала раскачиваться вперед-назад,
6)заполнила чашку водой и утопила, чувствуя удовлетворение.

И ступор. я не знаю, какова цель моего страха, и не могу из-за этого позволить ему сделать что-то со мной.
olga_podolska
May. 27th, 2010 09:20 pm (UTC)
1. Эээ... в первом пункте - нужна картинка, образ того, что пугает. Пугает вода в бассейне? - найти в интернете картинку бассейна, от которой страшно. Или просто картинку Глубины. Вас на картинке быть не должно, вы - тот, кто боится снаружи. :)

7. Теперь вы знаете цель вашего страха: утопить вас, качать на этих волнах взад-вперед, дать вам покой и движение одновременно... возможно, этот бассейн так выражает свою любовь к вам? Он просто любит кого-то укачивать, вот вы подошли - решил вас укачать... Дайте ему это сделать в своём воображении, не сопротивляйтесь. Смотрите на картинку бассейна, и представляйте, как он вас затягивает качаться в волнах, а вы при этом не сопротивляетесь.

Возможно, станет грустно и захочется плакать - и вы можете себе это позволить. Вы можете позволить себе прожить все чувства, которые возникают у вас во время этого упражнения, отдаться им в безопасности дома... Грусть, расставание с воздухом, погружение во влажную тёплую глубину воды... всё ниже и ниже... и вот вы уже на дне. Как там?
(no subject) - laprimaverra - May. 27th, 2010 09:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - May. 27th, 2010 10:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - laprimaverra - May. 27th, 2010 10:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olga_podolska - May. 27th, 2010 10:39 pm (UTC) - Expand
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
( 135 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars